" Здесь все Европой дышит "

    Основанию Одессы в 1794 году предшествовали русско-турецкие войны второй половины XVIII века, в результате которых от господства Османской империи были освобождены земли Северного Причерноморья. "Битва при Кагуле", "Чесменская битва", "Сражение при Кинбурне". "Штурм Очакова" — это неполный ряд баталий, нашедших отражение в печатной графике XVIII века.
    Благодаря умелому Командованию генералов П. Румянцева, Г. Потемкина и А. Суворова, адмиралов Г. Спиридова и Ф. Ушакова, русскими войсками и флотом был одержан ряд блестящих побед.
    Украинские казаки участвовали в освобождении края от турецких захватчиков, свидетельством тому служат подлинные документы - аттестаты.
    Знаменательной страницей в истории края был штурм турецкого укрепления в Хаджибее в ночь с 13 на 14 сентября 1789 года. Эта операция была осуществлена передовым отрядом генерал-майора И. Дерибаса, входившим в состав корпуса, возглавляемого генерал-поручиком И.Гудовичем.
    При штурме крепости отличились не только русские пехотинцы, но и черноморские казаки под предводительством А. Головатого.
    Последняя война России с Турцией в XVIII веке завершилась Ясским мирным договором 1791 года. Начался период заселения и хозяйственного освоения освобожденного края. 27 мая 1794 года был издан рескрипт Екатерины II, утверждавший проект и план города Гаджибея (автор проекта Ф. Деволан). Руководство строительством военной гавани и купеческой пристани возлагалось на адмирала И. Дерибаса, под надзиранием А. Суворова.
    22 августа 1794 года в торжественной обстановке были забиты первые сваи порта и заложены первые камни города. Этот день и считается днем рождения Одессы, как стал через год называться город.
    Увеличению населения способствовал приток разноязычных и разноплеменных переселенцев из других районов России, Украины, стран Западной Европы. Среди них были и негоцианты, и мастеровые, и художники, и строители. Развитию города способствовал учрежденный Указом Александра I от 16 апреля 1817 года статус порто-франко (с франц. - вольная гавань).
    В 1859 году статус порто-франко был отменен, так как он все-таки сдерживал, в определенной мере, развитие местной промышленности.
    Со временем Одесса становится крупнейшим портом, не имеющим серьезных конкурентов на Черном и Азовском морях. Морские перевозки в те годы осуществлялись в основном парусными судами. В 1828 году к Одессе был приписан первый торговый колесный пароход "Одесса", построенный на Николаевских судоверфях. К началу 50-х годов XIX века к порту было приписано 12 паровых судов, осуществлявших регулярные рейсы по линиям Одесса – Константинополь, Одесса — порты Дуная, Одесса — порты Крыма и Кавказа.
    Одесса как город-порт в середине XIX в. стала центром транзитной и посреднической торговли стран Европы, Ближнего и Среднего Востока. Через нее проходило 37% всего хлебного экспорта Российской империи и около 60% - юга страны. Через Одесский порт, помимо зерна, вывозились шерсть, кожа, скот, канаты, а ввозились цитрусовые, кофе, масло, напитки. Растущий грузооборот требовал постоянного ведения строительных работ в порту.
    Историческим событием не только для Одессы, но и для всей Украины явилось открытие в 1865 г. железной дороги Одесса — Балта. Благодаря строительству железной дороги, Одесса была соединена с центрами промышленности, торговли и товарного земледелия других регионов.
    К началу XX в. Одесса стала крупным торговым и промышленным центром Юга Российской империи. Подтверждением тому явилась художественно-промышленная выставка, проходившая в Александровском парке в 1910-1911 гг.