Служили процветанию Одессы и края

    Херсонская, Екатеринославская и Таврическая губернии достигли впечатляющих успехов в своем социально - экономическом развитии, благодаря деятельности генерал – губернаторов Новороссийского края первой половины XIX века – Ришелье, Ланжерона, Инзова и Воронцова. Приблизительно так, как в нашем зале, мог быть обставлен парадный кабинет генерал-губернатора, предназначавшийся для деловых бесед и аудиенцией. Декоративной отделке интерьера соответствует мебель классических форм, изготовлявшаяся в Одессе в 40-е - 50-е годы XIX века. Это массивный диван и стоп с красивой текстурой дерева. Торжественность обстановки подчеркнута набором предметов из бронзы – канделябров, часов, мелкой скульптурной пластики.
    Мастерами знаменитой Севрской мануфактуры (Франция) выполнялся заказной кофейный фарфоровый сервиз с золотым покрытием (1817). На чашках, кофейнике, молочнике - фасадные изображения Ришельевского лицея, взятые из неосуществленного проекта петербургского зодчего О. Монферрана.
    На стенах зала – портреты первоустроителей края. Справа – Арман Эммануил де Ришелье (1766 – 1822). В 1803 году император Александр, с большой симпатией относившийся к Ришелье, назначил герцога первым градоначальником Одессы, а с 1805 года - Херсонским военным губернатором, начальником Екатеринославской и Таврической губерний и войск Крымской инспекции.
    Опытный и энергичный государственный деятель, верный своему служебному долгу, герцог Ришелье немало содействовал превращению Одессы в крупный торговый порт и административный центр края. Он также неустанно заботился о его благоустройстве и много сделал для озеленения города. На своей даче, расположенной в районе Водяной балки, Ришелье, будучи сам большим любителем садоводства, развел много редких и экзотических деревьев и кустарников. На литографии, выполненной художником К. Боссоли, изображена дача в 30-х годах XIX века. т. е. через много лет после отъезда герцога из Одессы к себе на родину — во Францию. Но и тогда она поражала современников обилием и разнообразием древесных насаждений. Из-за крон разросшихся деревьев почти не видно строений. Кстати, именно Эммануилу Ришелье, очень любившему белую акацию, обязана Одесса ее широким распространением.
    В 1822 году Ришелье не стало...
    Память о нем увековечена в Одессе сооружением прекрасного памятника в классическом стиле работы петербургского скульптора академика И. Мартоса. открытию памятника в 1828 году предшествовала торжественная закладка, происходившая при большом стечении горожан. Принимавшие в ней участие получали специальные приглашения, датированные 30 июля 1827 года.
    В 1815 году генерал-губернатором Новороссийского края был назначен Александр Федорович Ланжерон (1763 -1831) — граф, генерал инфантерии, тоже происходил из французских дворян. Поступил на русскую службу, как и Ришелье, в 1790 году. Будучи главным администратором края, он продолжал то, что было начато или намечено при Ришелье — его друге и соотечественнике, — благодаря чему остался в памяти одесситов.
    Иван Никитич Инзов (1768-1845) управлял Новороссийским краем непродолжительное время — с 17 июля 1822 года по 7 мая 1823 года. Он был известен и как Председатель Попечительского комитета об иностранных поселенцах южного края России, занимал эту должность 27 лет и снискал огромную любовь и уважение зарубежных колонистов.
    Особый интерес представляют экспонаты, связанные с военной деятельностью Ивана Никитича: шпага с ножнами и надписью "За храбрость" и грамота французского короля Людовика XVIII о награждении Инзова орденом Почетного легиона от 27 февраля 1815 года, с довольно редкой и обращающей на себя внимание формулировкой: "за гуманное отношение к военнопленным".
    В мае 1823 года генерал-губернатором Новороссийского края и наместником царя в Бесарабии стал Михаил Семенович Воронцов (1782-1856) — граф, впоследствии князь (1845), генерал от инфантерии принадлежал к одному из древнейших дворянских родов. Он был участником многих военных кампаний XIX века, героем Отечественной войны 1812 года. После победы над Наполеоном три года (1815-1818) командовал русским оккупационным корпусом во Франции. Многогранная деятельность М. Воронцова на благо Одессы и края на протяжении тридцатилетнего периода нашла отражение в экспонатах в основном изобразительного характера.
    20 декабря 1853 года исполнилось 25 лет со дня основания Императорского Общества сельского хозяйства южной России. Инициатива организации Общества исходила от М. Воронцова, он же был и бессменным его Президентом, вплоть до своей кончины. При его непосредственном содействии на юге Украины происходило освоение земель под сады и виноградники, учреждение таких отраслей сельского производства, как овцеводство, табаководство и виноградарство, поэтому члены Общества и преподнесли князю юбилейную бронзовую медаль и благодарственный адрес. Его оформил популярный тогда в Одессе художник Федор Гросс. Он сумел официальный документ превратить в настоящее произведение литографского искусства, изобразив на полях адреса атрибуты сельского хозяйства и пейзажи Новороссийского края.
    Одно из ранних литографированных изображений Воронцовского дворца выполнено в 1837 году итальянцем Карло Боссоли, в судьбе которого генерал-губернатор принял непосредственное участие. Он смог рассмотреть в неизвестном тогда юном даровании многообещающий талант будущего пейзажиста.
    Среди старых фотографий привлекает внимание работа И. Мигурского. На ней показан момент открытия памятника М. Воронцову на Соборной площади 8 ноября 1863 года. Площадь и прилегающие к ней улицы заполнены народом. Так было и во время похорон — в 1856 году, когда смерть Воронцова одинаково оплакивали люди разных национальностей и вероисповедания.
    И Воронцова, и Инзова, и Ланжерона, и Ришелье объединяло то, что эти видные государственные и военные деятели свой труд и энергию направляли на благо процветания Одессы и края. Их достойными последователями были А. Строганов, П. Коцебу, а также многие одесские градоначальники, чьи имена выгравированы на двух бронзовых досках, когда-то находившихся при входе в Городскую Думу, а теперь являющихся уникальными экспонатами музея.