ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 1)



И. Любинский

Роль общественных музеев в научно-просветительской и педагогической деятельности Одесщины (1991 - 2001 гг.)

    Общественные и ведомственные музеи (с 1995 г. - музеи, не являющиеся юридическими лицами) всегда дополняли сеть государственных музеев страны. В настоящее время, в период становления экономики, затруднений в формировании бюджетов на всех уровнях, их роль в музейной системе страны возрастает. Эти музеи создаются активистами-общественниками, энтузиастами, коллекционерами и отдельными предприятиями и ведомствами. Мотивы создания, цели и задачи их самые различные. Это и желание коллекционеров экспонировать свое собрание, и пропагандировать свою деятельность тем или иным учреждением, ведомством, и престижно-рекламные соображения предприятий и акционерных обществ. Это, наконец, музеи при учебных заведениях, которые используют их для углубления учебного процесса и наглядности.
    По своим профилям музеи делятся на исторические, археологические, этнографические, краеведческие, литературные, художественные, природоведческие, технические, отраслевые.
    Помимо краеведческих музеев, имеющих, как правило, и историко-гуманитарные и природоведческие разделы экспозиции, встречаются самые разнообразные общественные музеи комплексного профиля, - литературно-этнографические, художественно-этнографические, историко-литературно-мемориальные и пр.
    
1. Экскурсионно-лекционная и другие формы просветительской и образовательской работы общественных музеев.

    Каждый музей помимо приема посетителей проводит различные формы экскурсионной, а для учащейся молодежи иногда применяется и лекционная форма подачи материала в стенах музея с использованием экспонатов и музейных предметов фондов музея. Экскурсии бывают обзорные и тематические. Если в обычной просветительской работе чаще используется первая форма, то для учащихся, студентов и курсантов при выполнении учебных программ - вторая. Ведь та или иная тематическая экскурсия, как правило, соответствует теме урока, лекции, семинара.
    Экскурсия-игра эффективна для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
    Экскурсия-урок - другая разновидность проведения учебной экскурсии. Она отличается от обычной учебной экскурсии тем, что включает все элементы школьного урока: повторение пройденного материала, усвоение нового, закрепление выученного и домашнее задание. Не следует забывать, что материал экскурсии не должен дублировать материал обычного школьного урока, а дополнять его новыми фактами, базирующимися на экспонатах музея.
    Лекционная форма работы, часто встречается в практике общественных музеев. Лекция выходит за рамки экспозиции музея, расширяя их, либо наоборот, - поясняя, трактуя, увязывает ее с другими явлениями и событиями. Но в любом случае лекция интересна тогда, когда базируется на материалах экспозиции музея. Оторванность от экспозиционного материала обедняет лекцию. Теряется ее выразительность, ухудшается ее усвояемость.
    В рассматриваемый период общественные музеи все чаще используются для проведения литературных, художественных, фольклорно-этнографических вечеров, не говоря уже об укоренившийся в отечественной практике традиции встречи молодежи с ветеранами войны, труда, видными деятелями искусства и культуры.
    Общественный музей, как при учебном заведении, так и при Доме, Дворце культуры может стать центром образования самодеятельного клуба. При музеях могут возникать объединения самых различных направлений, соответствующих профилю общественного музея. Характерен пример Южноукраинского педагогического университета им К. Д. Ушинского, при этнографическом музее которого долгое время существовал молодежный клуб этого же направления (организатор Э. Шапкина). В рамках его вызрел не один фольклорно-этнографический ансамбль.
    Таким образом, все эти формы экскурсионной, лекционной и других видов работ общественного музея способствуют усвоению знаний учащимися, студентами и курсантами младших, средних, высших как общеобразовательных, так и специальных учебных заведений.
    
2. Формирование научного мировоззрения.

    Вхождение учащихся, студентов, курсантов в актив общественных музеев учебных заведений постепенно формирует у них научное мировоззрение, качества, присущие исследователю. Особенно ценна в этом плане деятельность научных кружков и групп "поиск", возникающих при таких музеях. Бесценный опыт приобретается учащимися и студентами при привлечении их к участию в научных экспедициях - археологических, этнографических, фольклорных и других. И таких примеров в Одесской области немало. Учащиеся Николаевской средней школы (пгт Николаевка), Новобелярской средней школы неоднократно участвовали в археологических раскопках под руководством представителей Одесского археологического музея, Института археологии НАН Украины, вместе со своими преподавателями истории и руководителями общественных музеев - Николаевского районного историко-краеведческого музея (Н. Ф. Кравченко), учителя истории Николаевской средней школы (В. Н. Паламарев), директора Новобелярской школы (Ю. А. Самонина) Коминтерновского района. После обработки и описания археологических и палеонтологических материалов ученые передавали их часть в указанные выше музеи.
    В 1995 году в Одессе в районе Оперного театра начались раскопки под руководством преподавателя ЮПУ им. К. Д. Ушинского, доктора наук А. О. Добролюбского. Раскопки продолжались в городе на протяжении ряда лет (в районе Горисполкома, на Приморском бульваре, в парке им. Т. Г. Шевченко) силами студентов, ассистентов университета и энтузиастов. На основе полученного материала при историко-филологическом факультете университета родился общественный археологический музей. Часть экспонатов соответствующей тематики была передана в фонды музея, сотрудники которого также приняли участие в раскопках. Интересно, что из среды активистов создателей музея - школьников, впоследствии студентов, аспирантов, сформировались представители нового поколения отечественных ученых. Среди них кандидаты исторических наук С. Гизер и А. Красножон.
    Конечно, описанные выше археологические экспедиции с участием актива музея требуют соответствующего научного руководства, оно необходимо и при проведении краеведческих, фольклорных, этнографических и других экспедиций. Если научное учреждение непосредственно не возглавляет экспедицию, то ее должен возглавлять преподаватель имеющий соответствующую квалификацию, а в отдельных случаях и специальный допуск научных инстанций. В любом случае подобные работы должны проводится целенаправленно с четким определением задач, стоящих перед конкретной экспедицией. Если она, скажем этнографическая, то необходимо составление плана работ и ведение полевого дневника, где указаны цели и задачи, четко фиксируется материал и сведения о нем, сведения об "информаторах", согласно существующим рекомендациям ученых-этнографов. То же касается научного подхода в любой другой экспедиции. В результате у учащихся, работающих в экспедиции, формируются качества необходимые исследователю. А фонды общественного музея приобретают новые экспонаты.
    Вот фонды музея пополнены. Теперь на основе полевых дневников необходимо систематизировать материалы, отобрать наиболее удачные зарисовки и фотографии, наконец, провести учет материалов в инвентарной книге на основе имеющихся положений о музейном деле и методических рекомендаций. К этой работе следует привлекать учащихся, студентов и курсантов, во всяком случае, входящих в актив общественного музея.
    
3. Эстетическое воспитание.

    Процесс создания музейной экспозиции, реэкспозиции музея может использоваться для эстетического воспитания учащихся, студентов, формирования у них художественного восприятия, вкуса. Для решения разного рода композиционных задач, цветового решения экспозиции и т.д., следует привлекать профессиональных художников-оформителей или преподавателей рисования, черчения, если, к примеру, музей находится в стенах школы.
    
4. Патриотическое воспитание.

    Как известно неотъемлемой частью воспитательной работы является патриотическое воспитание. И на этом сложном участке удобно использовать общественные (не являющиеся юридическими лицами) музеи самого разного профиля, изучающие историю, культуру, природу родного края. Это могут быть музеи истории населенных пунктов, районов, музеи боевой и трудовой славы, музеи истории учебных заведений, музеи природы, самые различные ведомственные музеи (например, музей УВД Одесской области, музей Одесского порта, где проводятся экскурсии для курсантов Института внутренних дел, курсантов одесских мореходок) и т.д. Особую роль приобрели в проведении этой работы этнографические музеи при различных учебных заведениях. Это и чисто этнографические музеи, и историко-этнографические (где этнографический материал помогает раскрыть историю населенного пункта), и литературно-этнографические. Общее у них то, что все они воспитывают любовь к родному краю, народу, языку и культуре. Велико значение подобных музеев во время уроков истории, народоведения, литературы и языка. Их экспозиции помогают преподавателю добиться необходимой наглядности при изложении материала, они создают особую атмосферу помогающую его усвоить.
    В рассматриваемое десятилетие в Одесской области на базе этнографических музеев, комнат, "светлиц", существующих при сельских клубах, ДК (Ренийский, Арцизский, Саратский районы), иногда являющихся частью музейных комплексов (Балтский район: г. Балта, СШ № 1, музей СШ с. Песчаное и др.), создавались не только центры освоения родной культуры, этнографии, но и центры возрождения забытых ремесел и народных промыслов. В некоторых учебных заведениях (г. Балта, СШ № 1) на уроках труда школьники осваивали отдельные виды ремесел: ткачество, народная вышивка, гончарство и др. В этнографических комнатах, музеях (Ренийский район - с. Долинское, Арцизский район - с. Виноградное) устраивались традиционные народные посиделки, собирающие представителей и старшего и младшего поколений. Старшие знакомили молодежь с особенностью старинных народных песен, обрядов, сказаний и танцев. Передавали секреты забытых и уходящих в прошлое старинных ремесел. Звучали предания из истории родных сел.
    Все эти формы педагогической работы, сформировавшиеся в разных частях Одесской области - и на севере, и на юге, среди представителей различных народов ее населяющих - украинцев, русских, молдаван, болгар и др. на основе общественно-музейной практики, несомненно, имеют огромное значение для воспитания подрастающих поколений в органической связи с родной культурой.
    Выше мы говорили о воспитании чувства любви к Отчизне, своему народу, языку, культуре, краю. Но она невозможна без любви к природе края. Природа же нашего края, как и любого другого непосредственно связана с его экологическими проблемами. И если не приобщение молодежи самых разных возрастных групп к решению этих проблем, то, по крайней мере, ознакомление с ними является весьма важными на наш взгляд общеобразовательной и воспитательной задачами. А такое приобщение происходит в ходе неблагодарной работы краеведческих и природоведческих музеев и кружков.
    Рассмотрев конкретные примеры можно убедиться, что самые различные направления педагогической деятельности только выигрывают, если пересекаются с деятельностью даже самого скромного общественного музея, существующего при школе, при сельском клубе, ДК, наконец, при среднем, высшем учебном заведении или учреждении.