ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 1)



О. Каражей

Украинские рушники в фондах Одесского историко-краеведческого музея

    Коллекция рушников является одной из самых крупных в собрании нашего музея. Она насчитывает почти 300 предметов, включая в себя как украинские, так и болгарские, русские, молдавские, гагаузские и греческие. Такое разнообразие обусловлено историей заселения края, в котором национальный состав сложился во времена, когда Северное Причерноморье было отвоевано у Турции и присоединено к Российской империи. Тогда то и появились здесь переселенцы из Украины, России, стран Европы. Все они начали активно осваивать огромные степные просторы, неся с собой элементы присущей им культуры, сохраняя различные традиции и обряды. Женщины ткали и вышивали большое количество полотенец, служивших различным хозяйственным нуждам, украшавших интерьер жилища, бывших обязательным атрибутом свадебных, родильных и поминальных обрядов.
    В основе коллекции лежат материалы из музея Степовой Украины, который существовал в Одессе с 1925 г. и располагал экспонатами большой исторической и художественной ценности. Под руководством его директора Волкова Р.М. были собраны уникальные образцы народного ткачества и вышивки (1). Со временем коллекция значительно расширилась и включает в себя 158 молдавских, 70 украинских, 25 русских, 13 болгарских, 6 гагаузских и 5 греческих.
    Украинские рушники, завезенные переселенцами из Подолья, Киевщины, Полтавщины и других районов Украины, отличаются большим разнообразием по технике исполнения, использованным материалам, декоративному оформлению.
    Нашу коллекцию украинских рушников условно можно разделить на две основные группы: тканные и вышитые.
    Среди тканных резко выделяются так называемые кролевецкие рушники (2). Изготавливались они с сер. ХІХ столетия в г. Кролевец Сумской области и получили широкое распространение по всей Украине. Кролевецкие рушники изготовлялись в переборной технике, что давало возможность ткачу свободно располагать на полотне узор с любыми геометризованными мотивами. Для них характерна строгая симметрия и четко выраженная ось в композиции узора. Размещали рядами изображения цветов, зверей, птиц (3). Среди птиц наиболее был популярен орел. В экспозиции Одесского историко-краеведческого музея представлен рушник, на котором вытканы двуглавые орлы с коронами - символ, берущий свое начало из древней Византии (4). Традиционными являются красный и белый цвета, но постепенно к ним добавляются и другие: зеленый, синий, желтый (5). Кролевецкие рушники пользовались большой популярностью и часто вывозились даже за пределы Украины.
    Другая разновидность тканых рушников - так называемые "валовые", которые изготавливались изо льна и украшались поперечными полосами (6). Они были распространены по всей территории Украины и использовались как атрибут в семейно-бытовых обрядах: свадьбах, похоронах, такие рушники подавали старостам. Рушники с полосами красного и черного цветов мы видим на иконах ХУ-ХУШ вв.
    Следующая группа - рушники вышитые, исполненные вручную в самой разнообразной технике, различными швами и приемами, в разной колористике. Основной цвет вышивки - красный, четко выделяющийся на белом фоне. В северных, центральных и восточных областях Украины доминирует именно красный цвет ниток. Иногда добавляется желтый, синий, черный. Буковинские рушники сочетают красный, зеленый и синий цвета (7).
    Основными композиционными приемами являются два: расположение рисунка несколькими горизонтальными рядами или в виде одного вертикально расположенного мотива.
    На рушниках привезенных с Полтавщины белое поле обведено по контуру пластичным стебельчатым швом или неширокой полосой косой глади и заполняется внутри красным цветочным рисунком (8). Особый эффект создают контрастные сочетания ажурных элементов и плотной корпусной глади. Орнаментация полтавских рушников очень разнообразна. Основной мотив - так называемое "древо жизни", - представлен как растущее дерево или букет в вазоне, где ярко выраженная центральная ось композиции развивается при помощи более мелких дополнительных элементов. Кроме цветов вводятся ягоды, птицы, но обязательно в характере разработки основного мотива.
    Другой вид орнаментации - рушники с геометрическим или сильно геометризованным орнаментом, где вышивка ограничивается только концом рушника, - типичен для Юга Украины и Подолья.
    Рушники из Одесской области и восточных районов Молдавии орнаментированы по тому же типу, но они резко отличаются использованными материалами. В наших климатических условиях с характерным засушливым летом лен не давал достаточно длинного волокна, его закупали в других областях и редко использовали как основу. Для тканой основы чаще использовалась конопляная нить, которая даже после длительной и трудоемкой обработки имела грубую структуру и характерный серый цвет. Но это компенсировалось яркой вышивкой, которою делали заполочью или окрашенными шерстью или льном (9). Для крашения использовали только натуральные красители. Синюю краску давали сон-трава и васильки, желтую - листья березы и ольхи, коричневую - кора дуба или груши, лук (10). Смешивая краски, получали разнообразные оттенки, многие из которых не погасли и сейчас.
    Птицы - частые гости на украинских рушниках. Помимо вышеупомянутых византийских орлов на кролевецких рушниках мы видим попарно расположенных птиц на свадебных рушниках (11) . Где-то в глубинах народной памяти спрятаны значения символов на рушниках-оберегах. На рушнике конца ХІХ ст. из с. Десантное Килийского района красными и черными нитками стебельчатым швом вышиты человеческие фигурки держащиеся за руки (12). Из музея Степовой Украины передан рушник, где на конопляной основе крестом вышиты красными и синими нитками в два ряда женские фигуры, держащиеся за руки, а между ними ряд лошадей (13). Возможно, эта вышивка рассказывает о древнем языческом празднике Ивана Купала.
    Компактное проживание народов с разными традициями привело к заимствованию стилей, мастерицы-вышивальщицы учились друг у друга. В результате мы имеем рушники, выполненные в Одесской области, но в технике, присущей для Подолья или сочетающие различные виды техник. Так рушник конца ХІХ ст., переданный в музей Иваницей Устиньей Ивановной из с. Грабово Кодымского района, украшен рисунком "цветок в вазоне" (свойственен Полтавщине), но в технике характерной для нашего региона (14). Некоторые рушники сочетают разные виды рукоделия: вышивка и вставки, связанные крючком (15), мережка и вышивка (16) .
    Среди декоративных рушников особняком стоят "божники". В каждой украинской хате был своеобразный домашний алтарь - в углу висели лампада и иконы (образы) в рушниках, которые и назывались "божниками". Они вышивались на узком льняном полотнище длиной до 4 метров и более, но орнаментация шла только по одному его краю, а концы украшались различными цветочными мотивами. Орнамент представляет собой непрерывный "витой стебель". На одном из божников, находящемся в фондах музея, на концах вышиты кресты в цветочном обрамлении (17), на другом - стилизованное дерево жизни (18). Орнамент "витой стебель" вышивается и на других украинских рушниках, как символ вечного возвращения, бесконечного круговорота в природе, чередовании плода и цветка. В нашей коллекции он представлен в виде цветов лилии (19), веток калины (20). Орнамент "витой стебель" в виде стилизованного хмеля поместила на рушник Явнюк Прасковья Ивановна из с. Тарасовка Ивановского района, который она вышивала к свадьбе дочери в 1962 г. (21)
    Использование рушников в быту уходит в прошлое. Сохранилась еще традиция подавать хлеб-соль на рушниках. В традиционном украинском стиле, но уже в набивной технике нанесен геометризованный цветочный орнамент на шелковый рушник, на котором был преподнесен хлеб "Урожая-80" лучшему комбайнеру колхоза "Дружба" Ивановского района Бурлакову Владимиру Никаноровичу (22). Все реже рушники используются в различных обрядах и все чаще заменяются покупными, где длительный процесс вышивки заменяет набивная техника.


(1) Вся Одещина. - Одеса, 1929. - С.266.
(2) Одесский историко-краеведческий музей (далее - ОИКМ). - Инв. № Б-166, 169.
(3) ОИКМ. Инв. № Б-70.
(4) ОИКМ. Инв. № Б-165.
(5) ОИКМ. Инв. № Б-140.
(6) ОИКМ. Инв. № Б-1445, 2413.
(7) ОИКМ. Инв. № Б-69.
(8) ОИКМ. Инв. № Б-67, 79.
(9) Кушнір В.Г. Народознавство Одещини. - Одеса, 1998. - С. 43.
(10) Китова С. Полотняний Літопис України. - Черкаси, 2003. - С. 23.
(11) ОИКМ. Инв. № Б-3605, 2465.
(12) ОИКМ. Инв. № Б-2464.
(13) ОИКМ. Инв. № Б-75.
(14) ОИКМ. Инв. № Б-162.
(15) ОИКМ. Инв. № Б-135, 1461.
(16) ОИКМ. Инв. № Б-2490.
(17) ОИКМ. Инв. № Б-78.
(18) ОИКМ. Инв. № Б-80.
(19) ОИКМ. Инв. № Б-3137.
(20) ОИКМ. Инв. № Б-2901.
(21) ОИКМ. Инв. № Б-3605.
(22) ОИКМ. Инв. № Б-3611.


Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения
Кролевецкий рушник
( Инв. № Б-70 )
Вишитый рушник с геометризованным
растительным орнаментом
( Инв. № Б-162 )
Божник
( Инв. № Б-70 )