ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 94(477.74):323.269.6:359:929Алексеев"1905"

О. Кривохатская

Восстание на броненосце "Князь Потемкин Таврический" и тайна семейного архива     (скачать pdf)


Аннотация: В статье рассматриваюется события, связанные с восстанием на броненосце "Князь Потемкин Таврический", раскрывается история одного из учасников восстания Д. П. Алексеева.
Ключевые слова: восстание, броненосец "Князь Потемкин Таврический", музей, Д. Алексеев.

    Восстание на броненосце "Князь Потёмкин Таврический" произошло 106 лет назад, в июне 1905 г., но и в XXI в. эта тема остаётся актуальной и интересной для исследователей.
    События первой российской революции 1905-1907 гг. в советское время были достаточно полно освещены в исторической литературе. Современная украинская историография о них умалчивает, вероятно, считая их частью российской истории, но они проходили по всей территории империи, в том числе и в Украине, в них принимали участие и этнические украинцы.
    События 1905 г. стали неотъемлемой частью истории нашего города, куда, в разгар народного недовольства режимом самодержавия пришёл восставший броненосец "Потёмкин", тем самым вписав себя в героическую историю Одессы.
    Сегодня широкие круги научной общественности, представители интеллектуальной элиты судят об этих событиях по фильму Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин", поэтому хочется вернуться к тем давним событиям, к их истокам и завершению, к людям, имена которых навечно стали частью истории броненосца, боевой единицы первой в российской армии выступившей против самодержавия.
    "Князь Потёмкин Таврический" - эскадренный броненосец Черноморского флота. Назван в честь Г.А. Потёмкина. Заложен 28 сентября 1898 г. на стапеле Адмиралтейства в городе Николаеве. Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А.Э. Шотт.
    Корабль строился по прототипу эскадренного броненосца "Три Святителя", переработанному проекту броненосца типа "Пересвет", схема бронирования подобна английскому броненосцу "Мажестик".
    На нем впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнём - из центрального поста, расположенного в боевой рубке. "Потёмкин" стал первым кораблём Российского флота с котлами для жидкого топлива.
    В сентябре 1900 г. броненосец "Князь Потёмкин - Таврический" был спущен на воду, а летом 1902 г. переведён в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что часть котлов пришлось заменить, под твёрдое топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Ее тоже пришлось заменять.
    Проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длина корпуса - 113,2 м, ширина - 22,2 м. Энергетическая установка - три группы паровых котлов (две из них - 14 котлов работали на жидком топливе и одна - из 8 котлов на угольном), приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с. Скорость полного хода корабля - 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин. Полный запас топлива - 950 тонн, усиленный - 1100 тонн с узловым ходом - 3600 миль. Корабельные запасы воды - 14 тонн, запасы провизии - 60 суток.
    Главный калибр - четыре 305 мм орудия со стволами длиной 40 калибров, установленные в двух башнях. Масса одного орудия - 43 тонны, скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 кг.
    Предельный угол возвышения - 15 градусов. Боекомплект одного орудия составлял: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных, 2 картечных снаряда.
    Средний калибр - шестнадцать 152 мм орудий длиной ствола 45 калибров, массой - 5 тонн. Скорострельность - 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с1.
    К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля - артиллеристов, машинистов, минёров. На момент вступления в строй в мае 1905 г. экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.
    На Черноморском флоте готовилось вооружённое восстание, причём комитет планировал осуществить его осенью 1905 года, во время военных маневров. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на "Потёмкине" оно вспыхнуло раньше - 14 июня.
    Тесные связи экипажа броненосца с революционными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль перевели на достройку в Севастополь.
    Именно в этот период на Черноморском флоте появляются социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП. в его состав входил организатор социал-демократической группы на "Потёмкине" артиллерийский унтер-офицер Г. Н. Вакуленчук.
    13 июня 1905 г. броненосец в сопровождении миноносца № 267 прибыл из Севастополя к Тен- дровской косе - традиционному месту учебных сборов флота для проведения опытных стрельб из орудий главного калибра.
    Для наблюдения за стрельбами на корабле находились два специалиста прибывшие из Петербурга - начальник артиллерийской чертёжной мастерской МТК полковник И.А. Шульц и член комиссии морских артиллерийских опытов Н.Ф. Григорьев.
    Из воспоминаний участника восстания минного машиниста Рыжего Н.П. - "План восстания и распределение ролей было "кажется" в первых числах мая. С берега от береговой организации РСДРП были даны указания, что восстание на одном броненосце или во всём флоте для всеобщего дела революции ещё мало, необходимо восстание одновременно во всей России, рабочих и крестьян, армии и флота. И нам посоветовали подождать с восстанием, пока не получим указ с берега.
    Стоя на якоре у Тендры, утром в день восстания на спардоке висело мясо, оно проветривалось, т.к. было вонючим и по нему ползали черви. Команда группами и поодиночке забегала посмотреть на порченное мясо и там же, на ходу передавали один другому: - "борща с мясом не есть"2.
    Об отказе команды есть борщ было доложено старшему офицеру И.И. Гиляровскому и командиру корабля Е.Н. Голикову.
    Так в воспоминаниях Рыжего Н.П. сохранилось описание командира корабля Е.Н. Голикова: "Одним типичным представителем офицерства - дракона был капитан 1 ранга Голиков. Был он выше среднего роста, борода с проседью в форме лопатки, с тупым выражением лица, манерами аристократа. Голиков ненавидел матросов, за всякий пустяк сажал в карцер, наказывал"3.
    Организатором и первым руководителем восстания на броненосце стал уроженец г. Житомира Григорий Вакуленчук. Поводом к восстанию послужил отказ команды есть обед, приготовленный из гнилого мяса. Восставшие арестовали офицеров, овладели кораблём и подняли красный флаг. Командир корабля и наиболее жестокие и ненавистные команде офицеры были расстреляны, а остальные высажены на берег. Эти события освещены в воспоминаниях представителя революционной Одессы К. Фельдмана: "Корабль нельзя было узнать. Масса людей бегала, суетилась, могучее "ура", крики "долой самодержавие", "бей кровопийц" неслись с батарей. Стали отыскивать попрятавшихся офицеров. Появился и мичман Алексеев: "Не убивайте меня, я всегда с вами, - обратился он к команде"4.
    Дмитрий Алексеев действительно всегда обходился хорошо с матросами, и последние только сняли с него погоны.
    В схватке был смертельно ранен руководитель восстания член "ЦК социал-демократической организации ЧФ большевик Г.Н. Вакуленчук"5. Команда избрала судовую комиссию во главе с матросом А.Н. Матюшенко, близким к большевикам. Эта комиссия стала командным и политическим центром руководства восстанием.
    Комиссия, созданная из 30-ти матросов - орган власти на корабле, заведовала всеми действиями матросов, бесконтрольно распоряжалась всеми деньгами броненосца, могла издавать приказ об аресте и вести переговоры с властями и организациями. Комиссия считала, что нужно вовлечь в управление кораблём и часть команды "Потёмкина". Поэтому заседания комиссии были гласные и на них всегда присутствовало 100-200 человек.
    Таким образом, фактически руководителем корабельной жизни была не только комиссия, но и значительная и наиболее сознательная часть команды. Команда корабля руководствовалась двумя побуждениями: революционным инстинктом и старыми традициями. Первый заставлял её порвать с прошлым и создать новые учреждения, власть второго требовала подчиняться старому.
    На броненосце "Потёмкин было создано революционное управление, но в тоже время была сильна дань старым традициям, т.е. командовать судном должен офицер.
    Исполнительную власть вручили мичману Алексееву и боцману Мурзаку. Первого назначили командиром корабля, а второго старшим офицером. Алексеев и Мурзак должны были давать отчёты о своих действиях комиссии и исполнять все её приказания6.
    Вечером "Потёмкин" и присоединившийся к нему миноносец № 267 прибыли в Одессу, где происходила всеобщая стачка. Похороны Г. Вакуленчука превратились в многотысячную политическую демонстрацию трудящихся. Власти находились в растерянности. Рабочие и матросы могли овладеть городом. Одесские социал-демократы направили на броненосец представителя, который призвал высадить десант с корабля на берег. Члены судовой комиссии не сумели принять правильных решений. Они не начинали боевых действий до подхода эскадры, так как надеялись, что она примкнёт к восставшему кораблю.
    17 июня 1905 г. на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота под командованием адмирала А.Х. Кригера. В её состав вошли броненосцы "Двенадцать апостолов", "Георгий Победоносец", "Три Святителя", а также минный крейсер "Казарский"7.
    Утром 18 июня с "Потёмкина", стоящего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу эскадру. Развёрнутым строем они шли к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставший корабль и команду. На "Потёмкине" решили огонь первыми не открывать.
    В книге "Потёмкинское восстание 14-26 июня 1905 г." К. Фельдман описал встречу броненосца с эскадрой: "Мы шли по-боевому, под красным боевым стягом. Бодро и радостно было плыть навстречу бою. Против нас шли самые слабые броненосцы флота. Эскадра отступила. Недолго пришлось нам ждать вторичного прихода эскадры: часов в 12 показались броненосцы. Впереди идут самые сильные - "Ростислав" и "Три Святителя". Вдруг "Потёмкин" снялся с якоря и, спокойный и смелый гордо врезался в пространство между ними. Но вместо пушечного рёву с кораблей эскадры раздаётся могучее "ура". Но вот один из броненосцев эскадры
    - "Георгий Победоносец" - останавливается: томительно, бесконечно медленно передаётся и принимается оттуда сигнал по семафору
    - "Команда "Георгия Победоносца" желает присоединиться к вам. Просим "Потёмкина" подойти к нам"8.
    "Потёмкин" и "Георгий Победоносец" вернулись в Одессу. Позднее среди моряков "Георгия Победоносца" произошёл раскол, он отстал от "Потёмкина" и сдался властям. Это произвело тяжёлое впечатление на потёмкинцев - в команде началось брожение. В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни угля, ни воды.
    Из воспоминаний участника потёмкинского восстания машиниста А.Ф. Царёва: " После того, как броненосец "Георгий Победоносец", его команда предала интересы революции, на броненосце "Потёмкин" началось колебание некоторой части матросов и послышались призывы идти в Румынию"9.
    19 июня 1905 г. броненосец "Потёмкин" пришёл в Румынский порт Констанцу. Румынское правительство предложило матросам сдаться на условиях военных дезертиров, гарантировав им личную свободу, но запретило снабжать броненосец углём и провизией. Судовая комиссия отклонила это предложение. 20 июня днём броненосец "Потёмкин" и миноносец № 267 ушли из Констанцы и 22 июня прибыли в Феодосию, не получив и там угля и продовольствия, 24 июня броненосец "Потёмкин" и миноносец № 267 вернулись в Констанцу, где матросы "Потёмкина" сдали корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг, непобеждённого корабля революции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца № 267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде10.
    Высадка матросов с броненосца "Потёмкин" в Констанце осталась незабываемым событием, как для населения города, таки для потёмкин- цев. Они были встречены на берегу бурей приветственных возгласов и букетами цветов.
    Рабочие приглашали потёмкинцев в рестораны, летние сады или к себе домой, с большим интересом выслушивали их рассказы, учились русским песням и распевали их вместе с матросами.
    Румыны не понимали всех слов песен, но их волновали те же чувства, что и матросов11.
    26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец "Князь Потёмкин-Таврический" России.
    Большинство потёмкинцев жило в эмиграции в Румынии. Отдельные группы матросов уехали в Ирландию, где основали популярную сеть закусочных Beshoffs. Часть команды вернулась в Россию сразу после высадки в Констанце с эскадрой адмирала Писаревского и не подверглась наказаниям. Другие вернулись в Россию позднее и были осуждены на сроки от нескольких месяцев до двух лет исправительно-арестантских отделений. Всего до марта 1917 г. в Россию вернулось 245 человек (31% команды). Большинство же вернулось в Россию уже после Февральской революции, освободившей матросов от грозившей им судебной ответственности12.
    Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 г. царское правительство переименовало его в "Пантелеймон". В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1917 г. в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей.
    После Февральской революции 1917 г. кораблю вернули прежнее название, правда в несколько усеченном виде - он стал называться "Потёмкин-Таврический". А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его и экипажа, присвоили новое имя - "Борец за свободу".
    Потёмкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, многие из них позднее воевали и за Республику советов.
    В мае 1918 г. линейный корабль "Борец за свободу" был захвачен кайзеровскими войсками, а 24 ноября 1918 г. - англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 г. по приказу английского командования взорван и выведен из строя. В 1920 г. в строй не вводился, а был сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 г. исключён из списков судов Рабоче-Крестьянского красного флота13.
    В данное время фрагмент фок-мачты броненосца экспонируется в Одесском историко-краеведческом музее.
    В 1925 г. к 20-летию первой российской революции и восстанию на броненосце "Потёмкин" С. М. Эйзенштейн снял фильм "Броненосец Потёмкин".
    В июне 1955 г. в честь 50-летия восстания на броненосце "Потёмкин" в Одессу для участия в торжествах прибыли боевые корабли Черноморского флота. Прославившийся в годы Великой Отечественной войны крейсер "Красный Кавказ" отдал якорь за брейкватером Одесского порта в том самом месте, где 50 лет назад стоял под красным флагом эскадренный броненосец "Князь Потёмкин-Таврический"14.
    В 1955 г. более 90 потёмкинцев удостоились высоких правительственных наград. Орденами Красного Знамени были награждены бывшие члены судовой команды И. Лычёв, И. Шестидесятый, орденами Красной Звезды - активные участники восстания Ф. Антонов, А. Зиновьев, О. Киселёв, Е. Лакий, А. Царёв и другие. Всем потёмкинцам были установлены персональные пенсии союзного значения15.
    В 1958 г. на бывшей Таможенной площади у главного входа в Одесский порт был открыт памятник руководителю восстания на броненосце "Потёмкин" Г. И. Вакуленчуку. Авторы - архитектор В. Гнездилов, скульптор - А. Ковалёв. Площадь и спуск к порту стали носить имя Г. Вакуленчука. Знаменитая Одесская лестница, соединяющая Приморский бульвар с морским вокзалом, построенная в 1837-1841 гг. по проекту архитектора Ф. Боффо, названа "Потёмкинской" в честь восстания на броненосце.
    27 июня 1965 г., в день 60-летия восстания на броненосце "Потёмкин", открыт памятник революционным морякам легендарного корабля. Авторы проекта - архитекторы М. Волков, Ю. Лапин, скульптор - В. Богданов.
    В 1967 г. во время празднования 50-летия Октябрьской революции решением исполкома Одесского городского Совета были удостоены звания Почётного гражданина города-героя Одессы потёмкинцы И.Лычёв, А.Царёв, И.Шестидесятый. В Одесском историко-краеведческом музее хранится удостоверение № 1 "Почётного гражданина города-героя Одессы" Лычёва Ивана Акимовича16.
    В 1972 и 1985 гг. были выпущены постовые марки с изображением броненосца, а также почтовые открытки, посвящённые восстанию на броненосце "Потёмкин".
    О легендарном восстании рассказывает и экспозиция Одесского историко-краеведческого музея. Она построена на хранящихся в музее материалах, связанных с восстанием на броненосце "Потёмкин" - это фотографии активных участников восстания, их документы, грамоты ЦИК СССР, адреса Одесского горисполкома к 25-летию восстания, ленточка с бескозырки матроса броненосца "Потёмкин" Гаврилова, газета "Одесский листок", освещающая пребывание броненосца в Одессе по дням и многие другие.
    В жизни каждого человека, семьи обязательно есть соприкосновения с историческими событиями.
    Так получилось, что в 1972 г. моя первая музейная работа была связана с темой восстания на броненосце "Князь Потёмкин Таврический" в 1905 г. - "Непобеждённая территория революции". Собирая материалы по теме, я рассказала об этом дома и узнала, что мой прадедушка со стороны матери Дмитрий Петрович Алексеев, имеет прямое отношение к "потемкинским дням".
    В деревянной старенькой шкатулке среди старых пасхальных открыток я нашла две пожелтевшие справки и небольшую брошюрку "Драма на Тендровской косе", связанные с теми далёкими событиями, а в семейном альбоме фотографию Д.П. Алексеева. У нас в семье никто никогда не рассказывал об этом, и меня заинтересовала судьба прадедушки, но информации было не очень много.
    В первой справке от 26 октября 1925 г. о деятельности в 1905 г. и 1918 г. тов. Алексеева Д. П., подписанной моряками-участниками потёмкинского восстания говорилось: "Мы нижеподписавшиеся моряки настоящим удостоверяем, что тов. Алексеев в 1905 году во время восстания моряков Черноморского флота был выборным командиром броненосца "Князь Потёмкин", за что был царским правительством присуждён на год крепости. По окончании отбытия наказания, плавал капитаном в Торгфлоте, и считался лучшим товарищем по отношению команды. В 1918 г. был выбран Председателем Союза моряков в Новороссийске. Во время оккупации белыми Новороссийска, он принуждён был бежать на п/х "Переволока" в Керчь, ввиду того, что он принимал очень активное участие при национализации, принадлежавших владельцам судов. В Керчи был арестован германским командованием и передан белым в Тамани. Из Тамани был переведён в Темрюкскую тюрьму, где и был расстрелян белыми. В чём и подписываемся"17. Под этой справкой подписались пятнадцать моряков, которые лично знали Дмитрия Петровича Алексеева.
    Вторая справка была выдана "Райкомво- дом" Северо-Новороссийского побережья за №60/2045, от 27 августа 1927 г. сыну Дмитрия Петровича Борису "Справка дана сия гр. Алексееву Борису Дмитриевичу в том, что именем его отца Дмитрия Петровича Алексеева бывшему председателю Союза Водников, расстрелянного в 1919 г. белыми в г. Темрюке, названа пристань Совфлота в Новороссийске и буксирный катер Дмитрий Алексеев"18.
    Из рассказов бабушки - Алексеевой Евдокии Ивановны я узнала, что после возвращения Д. П. Алексеева из тюрьмы семья Алексеевых - его жена Наталья и сыновья, проживала в г. Новороссийске. Дмитрий Петрович, оставаясь верным своим убеждениям, продолжал служить делу революции. Дворянин Д. П. Алексеев, плавая капитаном на торговых судах, пользовался уважением и доверием у моряков. В 1918 г. был выбран председателем Союза моряков в Новороссийске. Больше информации о Алексееве у нас в семье нет. Это ещё было вызвано и тем, что жена Дмитрия Петровича так и не смогла смириться с тем, что её любимый младший сын, дворянин женился на дочке лавочника. Один всего раз она приехала в Одессу в 1932 г. посмотреть на свою внучку и на этом их общения прервались уже навсегда.
    У Дмитрия Петровича было два сына - Владимир и Борис. Старший - Владимир пошёл по стопам отца, связав свою жизнь с морем. В Новороссийске он закончил мореходное училище и плавал на судах торгового флота. Младший - Борис, узнав о дворянском происхождении отца и матери, ушёл из дому, он всегда мечтал стать военным и боялся, что происхождение может помешать осуществлению его мечты. В Одессе он закончил артиллерийское училище. Служил в Харькове, Киеве, перед самой войной в 1940 г. получил назначение в Каменец-Подольский, где был назначен командиром погранзаставы. С возрастом он понял, какой героический поступок совершил его отец, примкнув к команде мятежного корабля в 1905 г. С гордостью рассказывал он своей маленькой дочке о том, что именем её дедушки в Новороссийске названа пристань и буксирный катер.
    Поэтому, читая воспоминания матроса Константина Фельдмана, участника восстания на броненосце "Потёмкин", мне было больно и непонятно, почему он так грубо и неуважительно отзывается о Дмитрии Алексееве. Но, вчитываясь в строки книги "Потёмкинское восстание 14-26 июня 1905 г." многое становилось ясным. Во-первых, К. Фельдман, рассказывая о восстании, всё, что происходило на броненосце "Потёмкин", приписывал, как заслуги, только себе. Во-вторых, он вошёл в комиссию, ставшую органом власти на корабле. Но многие члены комиссии считали, что нужно ещё вовлечь в управление броненосцем и часть команды. У расширенной комиссии было два побуждения - революционный инстинкт и старые традиции. Поэтому по большинству вопросов, матросы обращались к командиру корабля Дмитрию Алексееву. На корабле была военная дисциплина и выправка, ежедневно матросы драили палубу, чистили орудия. Д. Алексеев сделал всё возможное, чтобы не допустить кровопролития и высадки команды на Одесский берег, что шло в разрез с желаниями К. Фельдмана, жаждавшего крови. Поэтому у одесского революционера было неприязненное отношение к Алексееву, а у команды другое - уважительное.
    Неприязненное отношение было продиктовано ещё и тем, что хотя Алексеев был офицером и дворянином, большая часть команды избрала его командиром восставшего корабля. Честь не позволила ему покинуть команду броненосца, когда корабль ушёл в Румынию. Вместе с командой он вернулся в Россию, где за участие в восстании его судили и отправили на каторгу.
    К сожалению, не сохранилась тоненькая брошюрка "Драма на Тендровской косе", изданная в 1925 г., где матросы отзываются о Дмитрии Алексееве с уважением, не умаляя его порядочность, профессионализм.
    Д. Алексеев был расстрелян, но возродился вновь в названии пристани и буксирного катера в Новороссийске.
    В фондах Одесского историко-краеведческого музея хранятся документы о деятельности Д. П. Алексеева, а в одном из залов в разделе экспозиции, посвящённом легендарному восстанию на броненосце "Князь Потёмкин Таврический" помещена фотография Дмитрия Петровича Алексеева - выборного командира героического корабля.

1 Шр://ги.'шкіреіііа.о^/'ткі/Князь_ Потёмкин-Таври- ческий_ (броненосец)
2 ОИКМ. - Инв. № Д1462.
3 ОИКМ. - Инв. № Д1462.
4 Там же. - С. 19.
5 Фельдман К. Потёмкинское восстание 14-26 июня 1905 г. - Л.,1927. - С. 16.
6 Там же. - С. 24.
7 Черноморский флот. /http://flot.sevastopol.info/history/ Potemkin htm.
8 ОИКМ. - Инв.№ Пи-11489. - С. 54.
9 ОИКМ. - Инв.№ Д-719.
10 Черноморский флот. /http://flot.sevastopol.info/history/ Potemkin htm.
11 Приложение к архивным документам о потёмкинцах и реакцию румынского отчёта, присланного из Румынии. ОИКМ - Инв.№ Д-15111.
12 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Князь-Потёмкин Таврический (броненосец)
13 История Российского флота Htt://www. rusnavy. Ru/do 2/ 122.htm
14 Вечерняя Одесса. 1985. - 4 января.
15 Там же.
16 ОИКМ. - Инв.№ Д-4552.
17 ОИКМ. - Инв. № Д-8317.
18 ОИКМ. - Инв. №Д-8316.