ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 37.31-026.12:069 51(477.64-21 Мелитополь)

A. Козакова, B. Тимофеев

"К сокровищам на бывшей Воронцовской" (познавательная игра как интерактивная форма работы со школьниками)     (скачать pdf)



    Мелитопольский городской краеведческий музей один из старейших на юге Украины. Комплектование музейных предметов краеведческого характера началось с 1900 г. при земской управе . Это послужило началом будущего музея, который открылся для посетителей 1 мая 1921 г.
    Первым хранителем фондов, а вскоре заведующим музеем был Демьян (Дамиан) Яковлевич Сердюков, член Таврической Учёной Архивной Комиссии.
    К сожалению, почти вся богатейшая довоенная коллекция была утрачена, пополнение фондов возобновилось в 1944 г. На данный момент фонд составляет 60 тыс. единиц. Более 2 тыс. из них - предметы группы "Археология". Особой ценностью являются золотые украшения 4 ст. до н.э. из одного из выдающихся источников скифской истории и культуры - Мелитопольского кургана, обнаруженные сотрудниками краеведческого музея в 1954 г.
    За 90 лет существования краеведческий музей размещался в разных зданиях. С 1967 г. в 3-этажном особняке, очевидно, принадлежавшем купцу 2 гильдии П. Е. Черникову на ул. Воронцовской (ныне ул. К. Маркса). Выбор именно этого здания очень позитивно отразился на имидже музея. Во-первых, оно располагается в исторической части города, во-вторых, посетителей привлекают его фасад и внутренне убранство. А в-третьих, теперь посетителей привлекает и необычная находка документов П. Е. Черникова 1913-1916 гг., обнаруженных в музее во время ремонта в 2008 г.
    Что касается культурно-просветительской деятельности, приоритетным направлением всегда была работа с детьми и молодёжью. В 2010 г. сотрудниками краеведческого музея В. М. Тимофеевым и А. А Козаковой была разработана познавательная игра "К сокровищам на бывшей Воронцовской". Игра продолжила цикл мероприятий с применением артефактов повышенной аттрактивно сти .
    Приём игры как форма массовой работы в музее использовался и раньше . Мероприятие такого рода как игра "К сокровищам на бывшей Воронцовской" проводилось впервые. В разработке авторы опирались на опыт отечественных и зарубежных музеологов, а также методистов городских внешкольных учреждений .
    Цель игры обозначена как привлечение внимания учащихся к получению знаний по истории и природе родного края через предметы материальной культуры, представленные в экспозиции музея. Игра рассчитана на учеников среднего школьного возраста. Место проведения - экспозиционные залы. Продолжительность от 45 мин. до 1 часа. Участвует несколько команд по 4-6 человек. Ход мероприятия начинается с организационного момента (знакомство с участниками, представление команд, инструктаж). Командам выдаются комплекты участников, в которые входят: план-карты движения, перечни с заданиями и бланки для ответов, памятки с правилами. Команды начинают движения по одному маршруту с интервалом 10 минут, при этом фиксируется время на старте и финише. Победителем становится та из команд, которая справиться с заданиями за наиболее короткое время и правильно ответит на наибольшее количество вопросов. Команде предоставляется право на подсказку (один звонок по телефону).
    Принцип игры заключается в том, что участники проходят все залы музея по маршруту, находят задания в неожиданных местах: в руках у каменной бабы, в пасти волка, под декоративной львиной лапкой ломберного столика, в дуле противотанкового ружья и т.д. Следует отметить, для игры были подобраны оригинальные и разноплановые задания. Например, выполняя задания "Таинственные надписи", "Чудо-блюдо деревянное", "Послание на карте" участники становились дешифровщиками, в других случаях нужно было выбрать один верный ответ из нескольких вариантов, сложить название звучащего музыкального инструмента из букв. Логику и смекалку игроки проявляли в заданиях, где требовалось разыскать удостоверение личности учительницы среди множества документов оккупационного периода, изображение Героя Советского Союза Марии Батраковой на фото, портрете и в диораме, единственное уцелевшее здание из фотографий в освобождённом от нацистов городе. Подсказкой по телефону большинство игроков воспользовались, определяя калибр и фамилию изобретателя оружия. Одним из сложных заданий оказалось изучение изображений на фризе, украшенном лепниной. И, наконец, последняя записка, найденная в замочной скважине купеческих дверей, сообщала о том, что игра подошла к концу: "Ручки золотые блестят, переливаются, а наше путешествие кончается. Если задания вы отгадали, вернитесь туда, где всё начинали".
    Как известно, всё большее значение в культурно-образовательной деятельности музеев при контактах с детской аудиторией приобретает интерактивность. Для лучшего освоения музейного пространства игра проходит со звуковым сопровождением (мелодия фисгармонии, пение птиц, звуки боя).
    На данный момент в игре "К сокровищам на бывшей Воронцовской" приняло участие несколько десятков команд. Все команды имели возможность написать о своих впечатлениях. Причём отзывы во всех случаях были положительными. Познавательную игру назвали "необычным и захватывающим экспериментом" с "приводящими в восторг заданиями". Дети акцентировали внимание на том, что впервые в жизни они побывали в музее не как экскурсанты или обычные посетители, а смогли окунуться с головой в удивительный мир музейных приключений. Учителя школ и руководители внешкольных учреждений выразили желание и в будущем принимать участие в подобных мероприятиях, и даже испробовали задания на себе.
    Познавательная игра вызвала положительные отзывы в прессе и стала популярной в г. Мелитополе1 2 3 * * . Учителя истории и классные руководители увидели в ней альтернативу классным часам. Музей стал ещё более привлекательным для посетителей. Таким образом, игровое мероприятие "К сокровищам на бывшей Воронцовской" в сфере музейного маркетинга выступает как новый продукт, способствующий расширению аудитории. Игра в отличии от стандартной экскурсии эффективнее обеспечивает контакт с исторической реликвией, что, безусловно, является необходимым в учебном процессе.

1 Крылов Н. В., Воловник С. В., Петрова Л. А. Об истории создания Мелитопольского краеведческого музея // Музейний вісник. - Запоріжжя, 2001. - № 1. - С. 102.
2 Тереножкин А. И., Мозолевский Б. Н. Мелитопольский курган. АН УССР. Ин-т археологии. - Киев, 1988. - 264 с.
3 Сахацька В. М., Саварець О. М., Тимофеев В. М. Музейна педагогіка - мандрівка до творчості // Школа та суспільство: пошуки культуротворчої парадигми освіти:
4 Тимофеев. В. Гра-екскурсія // Серп і молот. - 1991. - № 67. - С. 3
5 Музейная педагогика. История, теория, практика / Б. А. Столяров. - М., 2004. - 216 с.; Юхневич М. Ю. Музейная педагогика за рубежом: работа с детской аудиторией. - М., 1997. - 73 с.
6 Лаврик И. "К сокровищам на бывшей Воронцовской" по этажам городского краеведческого музея отправились ученики 7- 8 классов мелитопольских школ // Мелитопольские ведомости. - 2010. - №11. - С. 13.