ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 069.1:371.3:303.446.2

А. Караманов

Роль музейной среды в организации межкультурного взаимодействия в процессе обучения     (скачать pdf)


Аннотация: Проанализированы особенности межкультурного диалога в музейной среде. Выявлена роль коммуникационной музейной среды для эффективного обучения в условиях культурного многообразия. Определены различные аспекты взаимодействия музейного педагога с учащимися в контексте развития эстетического и духовного потенциалов личности.
Ключевые слова: музей, музейная среда, мультикультурализм, обучение, музейный педагог, развитие, культура, потенциалы личности.

    Проблемы межкультурной коммуникации в демократическом обществе взаимодействуют с теорией и практикой идей мультикульту- рализма, выступающего за равноправие всех культур, принятия многообразия форм самих культурных общностей, в частности признания религии, политики многоязычия, мультикультурного образования. Поскольку культура всё больше воспринимается как отражение процессов изменений, внутренних противоречий и конфликтов, она требует своего нового осмысления, отображающего разнообразные социально-экономические и политические условия развития.
    Известно, что межкультурная коммуникация в XX в. превратилась в самостоятельную отрасль коммуникации, точнее, в междисциплинарную сферу, включающую в себя данные и методы психологии, этнографии, этнологии, лингвистики, социологии, философии и ряда других дисциплин. Её предметом являются контакты, взаимосвязи между отдельными представителями различных культур, а также группами, сообществами, принадлежащие к различным культурам, и, в глобальном аспекте, между различными культурами в целостном их представлении1.
    В данном контексте особая роль принадлежит пространству музея, позволяющего в условиях многокультурного мира создавать уникальную коммуникационную учебную среду для взаимодействия представителей различных культурных сообществ. Транслируя и осмысливая мультикультурный дискурс, современные музеи создают оптимальные условия для эффективной коммуникации посетителей. Это способствует диалогу между людьми, а развитие современных интеграционных процессов в условиях новых образовательных технологий предусматривает активное использование музейных собраний и коллекций.
    Целью нашего исследования является изучение различных аспектов организации учебного процесса в музее в контексте взаимодействия различных культур. Объективно считаем, что данное задание является приоритетным в современном образовательном пространстве Украины с её культурными, религиозными и этническими особенностями.
    Как известно, модернизация образовательного процесса в Украине непосредственно связана с различными аспектами обеспечения профессиональной подготовки и духовным обогащением педагога как субъекта культуры. В данном контексте речь идёт об интеграции личности будущего учителя не только в национальную культуру, но и к пониманию ценностей других культур. Фактически ценности культуры не столько потребляются, сколько самореализуются и создаются через педагогическую деятельность.
    В современных условиях глобализации социокультурных процессов образовательная деятельность ориентируется на гуманитарноориентированные ценности, в частности, бытиё нации и человечества, самосознание личности и самосознание человечества, поликультурное взаимодействие и толерантность, диалогическую коммуникацию и понимание.
    Гуманистическое образование улучшает качество преподавания базовых предметов, а также способствует взаимодействию школы и музея как важных центров формирования культурных ценностей ребёнка. Это является очевидным, поскольку учителя-гуманисты стремятся к полноценной реализации Я-концепции учащихся, воспитывая у них ответственность за своё обучение и овладение знаниями. Наряду с высоким уровнем самоуважения, дети ощущают свою востребованность и стремятся к высокой эффективности в учебной деятельности.
    Особенность организации учебного процесса в музее состоит, прежде всего, в возможности создания неповторной коммуникационной среды, которая в своём развитии может стимулировать её участников к познанию новой информации, расширению круга общения, интересу к жизненному пути и особенностям другого человека. В условиях данной среды учитель выступает помощником/посредником в обучении, максимально стимулируя детей к поисковой деятельности и выражая непосредственную заинтересованность результатами их практической учебной деятельности. Обратим внимание, что педагог должен:
    o работать с учащимися в плане определения целей, методов и средств обучения в музее;
    o придавать обучению осмысленный и направленный характер;
    o характеризовать учебный материал на экспозиции с позиций его личностной значимости для каждого ребёнка;
    o стремиться научить учиться;
    o постоянно связывать процесс обучения с реальной жизнью.
    Помимо этого, учитель обязан интересоваться как учебными, так и эмоциональными потребностями ребёнка, поскольку позитивное самочувствие и мотивация способствуют повышению эффективности обучения в музее.
    В ходе ознакомления с экспозицией создаётся новое музейное пространство, усиливающее процесс восприятия экспонатов в контексте диалога различных культур, преодоления стереотипов мышления и предвзятых суждений. Такое восприятие базируется на реконструкции части прошлого через призму истории отдельных предметов, воссоздании линии событий, интерпретации фактов, анализе этапов жизни и творчества конкретной личности. Осознание данного процесса в контексте организации эффективного общения способствует дополнительному привлечению посетителей к созерцанию и анализу музейных коллекций, выявлению тех понятных аспектов, позволяющих свободно получать необходимую информацию.
    В современном образовательном пространстве музейная педагогика определяет возможности преобразования внутреннего содержания культуры через создание специальной учебной среды. Акцентируя внимание на идеях осмысления существования окружающего мира и бытия человека, она отождествляется с целым комплексом гуманитарных дисциплин, в частности, с эстетикой, этикой, историей, культурологией, литературой, формируя эмоционально-личностное отношение посетителей к ценностям культурного наследия.
    Культура, понимаемая как диалог, служит визитной карточкой любого музея, поскольку сами музейные собрания построены по принципу диалога культур. Этот диалог выражается в материальных предметах - свидетелях уже несуществующих культурных реальностей, различных интерпретаций окружающего мира и способов познания бытия человека.
    Культивирование новых знаний с помощью музейной среды, ориентированных на достижение практических результатов в условиях многокультурного меняющегося мира, отвечает потребностям современного общества знаний, когда новые образовательные технологии и концепции фактически вытесняют устаревшие идеологические постулаты и аксиомы. Общество знаний в эпоху информационных технологий предусматривает, что получение и использование знаний - наиважнейший фактор в его развитии; в основе таких знаний должно быть сотрудничество людей, презентующих различные социальные группы, а все уровни обучения должны быть направлены на повышение его эффективности .
    История человечества давно засвидетельствовала, что способность одного народа творчески усваивать достижения другого - один из главных показателей жизненной стойкости его культуры, очевидный индикатор прогресса3.
    Музейное пространство создаёт дополнительные возможности, позволяющие развивать уважение к культурному многообразию как системы личностных убеждений, а также признанию универсальных ценностей на региональном и глобальном уровнях, пропагандировать добрососедские отношения, уважение к правам человека и ответственность.
    Организация музейной обучающей среды создаёт аттракцию, способствует развитию толерантности, пониманию другой культуры, уважению культурных различий, реализации соответствующих стилей общения, взаимоуважения, личностной гармонии и т. д.
    Для самих педагогов это открывает новые аспекты взаимодействия с учащимися, создаёт возможность совершенствовать свои навыки с позиций влияния на них учебной деятельности, а не простого раскрытия содержания материала. Такой подход обеспечивает интерес и осознание учащимися личностной заинтересованности занятием, обеспечивает соответствующее оценивание и обратную связь, активно вовлекает во взаимодействие всех участников учебного процесса.
    Именно музей может стать своеобразной отправной точкой, местом, где пространство и диалог определяют достижение в полной мере не только дидактических, но и развивающих, а также воспитательных целей учебного процесса.
    Создание соответствующей среды в музее для реализации духовного и эстетического потенциалов личности, стимулирование проявления её социально-культурной активности, развитие навыков общения с представителями различных культур, помогающих преодолевать стереотипы, конфликты и разногласия, должно стать основой нового понимания межкультурного взаимодействия.

1 Караманов О. В. Музей і освіта: перспективи розвитку в умовах інформаційного суспільства // Матеріали 8-ої Всеукраїнської наукової конференції
2 "Актуальні питання історії науки і техніки". - К., 2009. - С. 314.
3 Алімова Л. Загальнолюдське і національне у вихованні школярів: історія і сучасний стан проблеми // Психолог: Шкільний світ. - 2003. - № 18- 19 (66- 67). - С. 7.