ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 377.5:731.76 (477.74) "1865/..."

Н. Порожнякова

Одесское художественное училище имени М. Б. Грекова. История и современность     (скачать pdf)


Аннотация: В статье освещены основные исторические этапы развития Одесского художественного училища им. М. Б. Грекова с начала его основания и по сегодняшний день. Дана краткая характеристика учебнометодической деятельности.
Ключевые слова: Одесское художественное училище им. М. Б. Грекова, Одесская рисовальная школа, история.

    Одесское художественное училище - одно из старейших учебных заведений в Одессе и первое художественное учебное заведение в Украине1. Исторической датой его основания считается 30 мая (по старому стилю) 1865 г. В газете "Одесский вестник" от 29 мая 1865 г., № 114 было помещено объявление об открытии одесской рисовальной школы, а также выставки "предметов изящных искусств". В заметке также сказано, что это мероприятие состоится по ул. Коблевс- кой, в доме Райха (бывшем Граве).
    Первая попытка создания всесословной бесплатной художественной школы с воскресными и вечерними классами для рабочих в Одессе была осуществлена князем М. С. Воронцовым (1782- 1856). На тот момент школа носила имя французского живописца Витоля. Этот социальный эксперимент закончился со смертью князя. Но дело отца продолжил его сын Семён Михайлович Воронцов (1823-1882).
    Одесская рисовальная школа была открыта Обществом изящных искусств при покровительстве С. М. Воронцова, генерал-губернатора П. Е. Коцебу (1862-1874) и др. влиятельных лиц. Президентом Общества с момента основания был князь С. М. Воронцов, вице президентом - архитектор академик Ф. Моранди2. Это событие имеет свою предысторию. В исторической записке Одесского Общества изящных искусств говорится о том, что "мысль о художественном учреждении, которое в массе населения развило бы сочувствие к изящному - каковое облагораживает человека, впервые зародилась в 1863 г. среди небольшого кружка художников и ревнителей просвещения"3. Как пишет В. Абрамов, - "через год, в сентябре 1864 года, проект устава Общества, подписанный 58 лицами, был отдан на утверждение, и после опубликования устава, 6 февраля 1865 г., Общество открыло свои действия"4.
    Одесская рисовальная школа создавалась по образцу Рисовальной школы в Санкт-Петербурге (1857), которая была открыта и доступна для всех сословий, т. е. она не была частным учебным заведением. В Санкт-Петербурге школу содержало Общество поощрения художеств (1820), в Одессе эту функцию взяло на себя Общество изящных искусств5. Общество являлось добровольной общественной организацией, существовавшей на пожертвования меценатов. Первые учителя одесской рисовальной школы работали бесплатно. Это пример настоящего подвижничества и искренней, бескорыстной любви к искусству и развитию культуры в целом.
    Первоначально школа не имела постоянного адреса, поэтому приходилось арендовать помещения, также при этом необходимо было обеспечивать учебный процесс. В первый год обучения количество учащихся достигло 190 человек, из них всего лишь 33 платило за обучение6. С каждым годом количество желающих учиться увеличивалось, также возрастало и количество учебных предметов. По словам Н. Декерменджи "организацией учебного процесса, его материальной и методической базой занимался вице-президент Общества изящных искусств Ф. О. Моранди, итальянский архитектор, профессор Болонской академии, академик архитектуры, архитектор городской Управы. В течение тридцати лет он находил время заниматься проблемами рисовальной школы. Для обеспечения учебного процесса профессор Моранди выписывал из Италии гипсовые слепки, гравюры, рисунки (Одесская таможня разрешала беспошлинный ввоз)"7.
    Одесская рисовальная школа быстро развивалась и со временем, в здании Биржи начали устраивать выставки работ учащихся. Лучшие рисунки отсылались в Петербургскую Академию художеств, а лучшие ученики награждались медалями. Но по-прежнему вопрос о собственном помещении не был решён. Изменить положение школы помог Великий князь Владимир Александрович (третий сын Александра II), который в начале 1876 г. поручил тайному советнику Бухарину "выразить одесской городской думе своё желание видеть школы Общества изящных искусств на более прочной почве - предоставлением в центре города места, на котором Общество могло бы построить удобное для них помещение"8.
    ПОМЕЩЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
    УЧИЛИЩА
    Основанная в 1865 г. Одесская рисовальная школа размещалась в арендованном здании (доме Райха по ул. Коблевской). Восьмой год существования Общества изящных искусств был самым неблагоприятным. Как пишется в отчёте Общества, - "дом Райха, в коем помещалась рисовальная школа, перешёл к другому владельцу, который вследствие искусственного возвышения цен на дома, не пожелал уступить Обществу"9. Школе пришлось оставить помещение, и Совет Общества был вынужден временно закрыть её на 6 месяцев. За это время было найдено более приемлемое по арендной оплате новое здание - в доме Склифасовского на ул. Нежинской10. Учеников приходило всё больше и к 1874 г. помещение становится настолько тесным, что были сокращены бесплатные занятия. Это побудило Совет искать новое здание. Следующим помещением школы стал дом наследников полковника Яковлева на ул. Нежинской11.
    18 мая 1876 г. одесская городская Дума постановила: предоставить рисовальной школе место и дом на Преображенской улице, где помещалась врачебная Управа. Но, при этом, ставилось условие, что место под строительство будет передано тогда, когда Общество изящных искусств будет обладать достаточной суммой для постройки здания школы. Для этого, по инициативе С. М. Воронцова в 1879 г. была открыта подписка между членами Общества и любителей изящных искусств. Также был создан дамский комитет "по изысканию средств", куда входили: М. В. Воронцова, А. Е. Папудова, Е. Е Толстая, Е. О. Маас и др. Средства поступали и от одесситов самых разных сословий. Когда необходимая сумма была собрана (22 тыс. рублей), место на ул. Преображенской было передано Обществу изящных искусств, а 22 мая (по ст. ст.) 1883 г. с благословения епископа елисаветградского Неофита был положен первый камень будущего здания. Этот учебный корпус был построен по проекту архитектора и первого вице-президента Общества изящных искусств Ф. О. Моранди12. В 1885 г. Одесская рисовальная школа обрела собственное помещение. С тех пор и до сегодняшнего дня адрес - ул. Преображенская, 14/16 не менялся.
    К сожалению, построенное с таким энтузиазмом и любовью здание постигла печальная участь - оно в 1993 г. сгорело. До сих пор у города не нашлось средств на его восстановление. А ведь в нём в разное время пребывали, учились, работали известнейшие деятели культуры и науки: К. К. Кос- танди (1852-1921), Б. В. Эдуардс (1860-1924), Е А. Ладыженский (1853-1916), Т. Я. Дворников (1862-1922), Л. О. Пастернак (1862-1945), И. И. Бродский (1884- 1939), П. Е. Волоки- дин (1877- 1936), Д. Д. Бурлюк (1882- 1967), А. А. Шовкуненко (1884-1974); профессора Новороссийского Университета - византолог Н. П. Кондаков (1844-1925), А. А. Павловский, А. И. Кирпичников, Б. В. Варнеке (1874-1944), М. И. Мандес. Этими именами может гордиться каждый одессит.
    У двухэтажного здания (бывшей врачебной Управы) оказалась более счастливая судьба. Выглядит оно сейчас, может быть не так, как бы хотелось, но оно живо и функционирует. У этого учебного корпуса своя история. Упоминание в постановлении Одесской городской Думы о том, что рисовальной школе предоставляется место и дом13 на Преображенской улице позволяет сделать предположение, что существующее ныне двухэтажное здание и есть этот дом. Выяснилось, что дом принадлежал первостроителю Одессы капитану артиллерии Е. И. Шостаку. Это стало известно в связи с тем, что в 1811 г. в доме Врачебной управы, болел и умер прибывший сюда из Молдавской армии главнокомандующий граф Н. М. Каменский 2-й, а Е. Шостак был его учителем в кадетском корпусе14. Таким образом, можно сделать вывод, что дом был выстроен до 1811 г. и является одним из старейших зданий города. (Правильность этого вывода предстоит ещё в дальнейшем уточнить). Возможно, его строили не самые известные архитекторы, но возраст около 200 лет обязывает отнестись к нему с уважением.
    В 1909- 1910 гг. по проекту архитекторов П. Клейна и Я. Пономаренко (бывший выпускник училища) в стиле модерн было построено здание училища под № 14. В 1908 г. был объявлен конкурс проектов на пристройку к уже существующему зданию флигеля для размещения в нём классов для рисования и скульптуры. Строительство осуществилось при финансовой помощи Петербургской Академии художеств (из 75 410 рублей Академия ассигновала 40 000 рублей). В 2002 г. это здание было успешно реставрировано. Среди художественных заведений Украины живописные мастерские этого корпуса по сей день считаются лучшими15.
    СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ.
    ХРОНОЛОГИЯ НАЗВАНИЙ
    Как уже упоминалось, в 1865 г. открылась Одесская рисовальная школа.
    С 1885 г. при Школе было учреждено Общеобразовательное Училище 1-го разряда без ограничений по возрасту. Эти учебные заведения имели большие привилегии. Как пишет М. Луговой, - "Рескриптом Президента Императорской Академии Художеств Великого князя Владимира Александровича от 27 марта 1886 г. и определением Совета Академии от 3 февраля 1890 г. лицам, окончившим Школу и Училище, предоставлялось право поступления в Императорскую Академию Художеств без экзамена на живописное отделение и по контрольному испытанию из математики и физики - на отделение архитектурное"16.
    В 1899 г. 30 декабря (по ст. ст.) "Высочайше был утверждён устав по которому Школа была переименована в Художественное училище Общества Изящных искусств в Одессе", которое поступило в ведение Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге и Министерства Императорского двора17.
    В 1909 г. после смерти Президента Одесского общества изящных искусств Великого Князя Владимира Александровича, выделявшего на протяжении многих лет училищу сумму из личных средств, учебное заведение стало носить его имя - Имени Великого князя Владимира Александровича художественное училище Одесского общества изящных искусств.
    В революционный 1917 г. после 10 заседаний, на которых обсуждались система образования и методы преподавания, училище было реорганизовано сначала в "Вольные художественные мастерские", затем в "Государственные производственные мастерские", и позже - в Высшее художественное училище.
    К 1924 г. училище переименовывается в Политехникум изобразительных искусств, который готовил мастеров широкого профиля: художни- ков-монументалистов, полиграфистов, станковистов.
    В 1930 г. Одесский политехникум изобразительных искусств переименован в Одесский художественный институт, но в этом качестве учебное заведение находилось недолго.
    В 1934 г. Одесский художественный институт вновь становится училищем.
    Во время румынской оккупации Одессы (1941-1944) в период Великой Отечественной войны, художественное училище продолжает работать и становится Академией. В послевоенный период училище восстанавливается в прежнем статусе Одесского художественного училища.
    К 100-летию со дня основания училища в 1965 г. ему было присвоено имя М. Б. Грекова (1882-1934), выпускника Одесской рисовальной школы, советского баталиста. Оно стало называться Одесским государственным училищем им. М. Б. Грекова.
    В 1997 г. по постановлению Кабинета Министров Украины "Об усовершенствовании высших профессионально-технических учебных заведений" на базе прежнего ОГХУ им. М. Б. Грекова создается Одесское художественно-театральное училище им. М. Б. Грекова, в котором представлены отделения: художественно-педагогическое, театрально-художественное, народно-художественного творчества.
    21 ноября 2007 г. Одесскому художественному училищу им. М. Б. Грекова возвращена самостоятельность и прежний статус18.
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1821-1899.
    ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
    Одесская рисовальная школа (первоначально школа рисования и черчения) открылась при 30-ти учениках и небольшим количеством учебных предметов. Первым директором и методистом Школы был назначен одессит художник Ф. Ф. Мальман (1812?-1882?), закончивший Академию художеств в Мюнхене. Первые преподаватели работали бесплатно, только в конце года они начали получать небольшое вознаграждение. Вот их имена: Ф. О. Моранди, Р П. Хайнацкий, Пётр Бони, Цезарь Бони, М. Паламаренко, И. К. Ми- гурский, Г. Ниель, В. Фон-Рентель, И. В. Кру- шинский и Р. Федоровец, А. А. Нейман.
    Сохранились записи о том, как строился учебный процесс в первый год существования Школы. Занятия проводились летом от 10 часов утра до 6-ти часов вечера, а зимой - на протяжении всего дня. Кроме этого с 20-го июня (по ст. ст.) 1865 г. были учреждены воскресные классы для бесплатных учеников, которые занимались с 9-ти часов утра до полудня. Учебная программа того времени состояла: в рисовании ландшафтов, орнаментов, головок, целых фигур с оригиналов (оригиналами назывались рисунки академиков и профессоров), а также в делании копий с гипсовых моделей и статуй. Для дам и девиц был организован особый класс, где преподавала А. И. Шейнс (урождённая Демоль)19.
    10 октября 1865 г. открыт был класс лепки.
    В 1866 г. в программе занятий появился курс анатомии человеческого тела для художников20.
    В 1867 г. введён курс истории изящных искусств. В пробуждении интереса к изучению основ отечественной духовной и материальной культуры огромную роль сыграли заведовавшие Одесской рисовальной школой учёные Новороссийского университета - в 1870-х - Н. П. Кондаков (1844-1925), в 1870 г. избран доцентом кафедры истории искусств Новороссийского университета в Одессе), с 1888 г. - А. И. Кирпичников (1845-1903), после него - А. А. Павловский (1856-1913). В том же 1867 г. учащиеся начали писать друг с друга портреты масляными красками и копировать картины21.
    Заместителем директора по учебной части в первые годы существования школы рисования и черчения был профессор Мюнхенской Академии художеств живописец жанровых сцен Б. А. Бауэр. Одним из методистов школы, проработавший там 42 года был Луиджи Доминикович Иорини (1817-1911).
    К 1869 г. сформировались классы:
    - элементарный класс орнаментов (рук. Л. Д. Иорини) - 80 уч-ся;
    - элементарный класс черчения, архитектуры и перспективы (рук. г. Сухман) - 41 уч-ся;
    - класс рисования фигур и пейзажей (рук. Б. А. Бауэр) - 55 уч-ся;
    - класс рисования с бюстов (рук. Р. Хайнацкий) - 10 уч-ся;
    - класс лепления и скульптуры (рук. Л. Д. Иорини) - 8 уч-ся;
    - класс живописи с натуры и с картин (рук. Р Хайнацкий) - 10 уч-ся22.
    Со временем, к 1875 г. при сохранении прежней структуры, программа расширялась и усложнялась. Например, курс черчения включал: начертательную геометрию и её применение, перспективу, теорию теней, черчение машин.
    В 1877 г. были введены общеобразовательные предметы для того, чтобы учащиеся могли без вступительных экзаменов продолжить обучение в Санкт-Петербургской Академии художеств23.
    1885 г. - год реорганизаций. При Школе учреждается Общеобразовательное Училище 1-го разряда, расчитанное на 5 классов, с 6-м специальным для желающих поступить на архитектурное отделение Академии художеств. Временное исполнение директорских обязанностей было возложено на профессора Н. П. Кондакова, затем директором реорганизованной Одесской рисовальной школы был назначен академик Александр Андреевич Попов (1852- 1919)24. Он закончил ИАХ с большой и малой золотыми медалями, и вдобавок прошёл стажировку на протяжении 4 лет во Франции и Италии. А. А. Попов оставался на этом посту и после реорганизации Школы в Художественное училище, а отстранён от должности только в 1917, после ликвидации Императорской Академии художеств. Именно при Попове Одесскую рисовальную школу признают одним из лучших художественных учебных заведений империи. И. Е. Репин говорил: "Одесская школа - единственная в России школа, которая учит правильному пониманию и взгляду на искусство". В том же году приходит ряд новых преподавателей (в основном из бывших выпускников Школы): К. К. Костанди, Г. А. Ладыженский, А. Ф. Красовский, В. Д. Шмидт25.
    В 1902 г. была предпринята первая попытка выездной пленэрной практики в Крым. С тех пор пленэрные практики стали обязательной частью программы обучения. В этом же году в программе школы появляется новый предмет "методика чистописания и рисования". Успешно окончившим училище выпускникам с 1901-1902 учебного года впервые выдаётся диплом с правом преподавания26.
    К 1914 г. Имени Великого князя Владимира Александровича художественное училище Одесского общества изящных искусств состояло из: 1) 5-ти рисовальных классов - элементарного, орнаментального, гипсо-головного, гипсофигурного и натурного, при отделениях: живописном, скульптурном, гравировальном и архитектурном и 2) из общеобразовательных классов27. Была разработана обширная, многоступенчатая и ясная программа. Предметы, преподаваемые в научных классах, разделялись на общеобразовательные и специальные.
    Художественные занятия распределялись на общие и специальные. Общие художественные занятия были обязательны для всех учащихся и разделены на 4 курса:
    - Элементарное и орнаментальное рисование.
    - Рисование гипсовых голов.
    - Рисование гипсовых фигур.
    - Рисование, живопись и лепка человеческих
    фигур с натуры.
    Специальные художественные занятия распределялись между 4-мя отделениями: живописным, скульптурным, гравировальным и архитектурным. Ученики, окончившие полный курс по искусству и успешно выдержавшие экзамены (тогда они именовались испытаниями) из всех общеобразовательных и специальных предметов, удостаивались диплома на звание Учителя Рисования и Черчения в средних учебных заведениях, аттестата об окончании и право поступления в Высшее Художественное училище при Императорской Академии художеств28.
    В революционном 1917 г. шли бурные дебаты по поводу изменения и усовершенствования учебных программ, рассматривались разные проекты. Например, Общество независимых художников предлагало исключить из программы общеобразовательные предметы и рисование гипсов. Начиналось время всевозможных экспериментов. Во время реорганизации старой школы в "Вольные художественные мастерские" профессоров именовали мастерами, а студентов
    - подмастерьями. В 1918-1919 гг. директором реорганизованного художественного училища стал бывший его выпускник - выдающийся скульптор, академик Б. В. Эдуардс (1860-1924). Но настоящего обучения не было. Отчасти это было связано с тяжелейшими бытовыми условиями. Так как помещения не отапливались, то работа с натурой была практически прекращена. Те же студенты, которые желали работать с натурой, собирались дома и рисовали один другого по очереди. В мастерских под руководством педагогов в основном выполнялись огромные плакаты29.
    1920-е гг. оказались для училища самыми сложными. В некоторых мастерских занимались стилизациями "под Пикассо", в других - вписывали человеческие фигуры в круги, полукруги и треугольники, в третьих - натуру начали изображать с бесформенной огромной массой тела и раскрашивать в яркие розовые тона с зелёными и голубыми тенями. Представители старой школы тихо противились таким нововведениям, но было крайне тяжело30.
    В 1924 г., когда училище становится Политехникумом изобразительных искусств, один только живописный факультет состоял из 5 отделений: декоративно-монументального, станкового, театрально-декоративного, декоративного, полиграфического. Скульптурный факультет тогда состоял из 3 отделений: монументального, декоративно-производственного, керамического.
    В 1925 г. на живописном факультете образован текстильный отдел. В этом же году проректором по учебной работе назначают М. И. Жука (1883-1964), который и на педагогических советах и в печати активно отстаивает классическое наследие академического обучения. В 1928 г. на архитектурном факультете был открыт отдел майолики, преобразованный вскоре в керамический факультет. Его возглавляет М. И. Жук. Художник стремится возродить традиции украинской народной керамики, внедрить ее в современный быт и архитектуру. В том же 1928 г. в учебные программы была введена студенческая практика на производствах.
    Постановление коммунистической партии от 23 апреля 1932 г. утверждало реализм в искусстве. С этого времени прекращаются эксперименты и вновь обращается внимание на традиции старой школы. В связи с этим возвращаются уволившиеся преподаватели.
    В 1934 г., когда Одесский художественный институт вновь стал училищем, из отделений остались лишь скульптура, живопись и керамика.
    В послевоенное время на работу в училище восстанавливаются многие бывшие его преподаватели и приходят новые, в основном - выпускники, формируется сильный в профессиональном отношении состав.
    В 1966 г. открылось отделение "художественное оформление".
    Сегодня ОХУ им. М. Б. Грекова - известное в Украине и за её пределами уникальное учебное заведение. Преподавательский коллектив ОХУ - это высококвалифицированные специалисты, 22 из которых - члены Национального Союза художников Украины, среди них есть заслуженные художники Украины. Их творчество известно не только в Украине, но и за границей. 37 из 62 преподавателей имеют высшую категорию, 4 преподавателя - степень кандидата наук. ОХУ им. М. Б. Грекова готовит молодых специалистов с базовым высшим образованием по специальности изобразительное и декоративно-прикладное искусство и 4 специализациям: живопись, скульптора, художественное оформление, художественное декорирование среды. С 2008 г. согласно программам Министерства науки и образования Украины художественное училище перешло на 4-летний курс обучения.
    ОХУ им. М. Б. Грекова является основным поставщиком кадров в Академии искусств Украины (Киевскую национальную академию искусств, Харьковскую государственную академию дизайна и искусств, Львовскую национальную академию искусств). Выпускники работают в художественных и общеобразовательных школах, а также в центрах внешкольной работы.

1 В 1876 г. была основана промышленная школа рисунка и моделирования во Львове, впоследствии ставшая Львовским государственным колледжем декоративноприкладного искусства имени Ивана Труша; Киевская рисовальная школа основана в 1875 г.; Харьковская художественная школа М. Д. Раевской-Ивановой, 1869.
2 Абрамов В. Первая выставка Одесского Общества изящных искусств в 1865 году // http://www.odessitclub.org/ publications/almanac/alm_37/alm_37_174- 181.pdf. - С. 174.
3 Историческая записка Общества изящных искусств от 28 февраля 1865 по 28 февраля 1875 года // Отчёт Общества Изящных Искусств за первое десятилетие (1865- 1875). - Одесса, 1875. - С. 5.
4 Абрамов В. Первая выставка Одесского Общества изящных искусств в 1865 году // http://www.odessitclub.org/ publications/almanac/alm_37/alm_37_174- 181.pdf. - С. 174.
5 Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. - СПб., 2007. - Т. VI. - С. 395.
6 Одесское художественное училище. Историческая справка // http://artru.info/uch/104.
7 Декерменджи Н. Одесскому художественному училищу 140 лет // ДНК Информационно-аналитический журнал. - 2005. - № 2 (11). - С. 66.
8 Одесское художественное училище. Историческая справка // http://artru.info/uch/104.
9 Историческая записка Общества изящных искусств от 28 февраля 1865 по 28 февраля 1875 года // Отчёт Общества Изящных Искусств за первое десятилетие (1865- 1875). - Одесса, 1875. - С.19.
10 Там же.
11 Там же. - С. 21.
12 Котляр М. 75-річчя Одеського художнього училища // Образотворче мистецтво. - 1940. -№ 3 (березень). - С. 16.
13 Декерменджи Н. К истории одесского художественного училища // Одесское художественно-театральное училище им. М. Б. Грекова. История и современность. - Одесса, 2005. - С. 9.
14 Парамонов Ю. Преображенская улица от бульвара Жванецкого до Елисаветинской улицы и переулка Маяковского // http: //obodesse.at.ua/publ/preobrazhenskaja_ ulica_ ot_bulvara_ zhvaneckogo_do_ elizavetinskoj_ ulicy_ i_ pereulka_ majakovskogo/1- 1-0- 55.
15 Декерменджи H. К истории одесского художественного училища // Одесское художественно-театральное училище им. М. Б. Грекова. История и современность. - Одесса, 2005. - 100 с.; Декерменджи Н. Одесскому художественному училищу 140 лет // ДНК. Информационно-аналитический журнал. - 2005. - № 2 (11). - С. 66.
16 Луговой М. Вступительная статья // Одесское художественно-театральное училище им. М. Б. Грекова. История и современность. - Одесса, 2005. - С. 6- 7.
17 Имени Великого князя Владимира Александровича художественное училище Одесского Общества изящных искусств // Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764- 1914 / Сост. С. Н. Кондаков. - СПб., 1914. - С. 222.
18 Товарищество южнорусских художников: Биобиблиогр. справочник: В 2-х ч. / Сост. : В. А. Афанасьев, О. М. Бар- ковская. - Одесса, 2000. - 302 с. : ил.; Декерменджи Н. Одесскому художественному училищу 140 лет // ДНК Информационно-аналитический журнал. - 2005. - № 2 (11). - С. 66.
19 Историческая записка Общества изящных искусств от 28 февраля 1865 по 28 февраля 1875 года // Отчёт Общества Изящных Искусств за первое десятилетие (1865- 1875). - Одесса, 1875. - С. 9.
20 Там же. - С. 11.
21 Там же. - С. 12.
22 Имени Великого князя Владимира Александровича художественное училище Одесского Общества изящных искусств // Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764- 1914 / Сост. С. Н. Кондаков. - СПб., 1914. - С. 14- 15.
23 Декерменджи Н. К истории одесского художественного училища // Одесское художественно-театральное училище им. М. Б. Грекова. История и современность. - Одесса, 2005. - С. 10.
24 Имени Великого князя Владимира Александровича художественное училище Одесского Общества изящных искусств // Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764- 1914 / Сост. С. Н. Кондаков. - СПб., 1914. - С. 221.
25 Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1898 год. - СПб., 1899. - С. 258- 259.
26 Декерменджи Н. Живопись // Одесское художественно-театральное училище им. М. Б. Грекова. История и современность. - Одесса, 2005. - С. 13.
27 Имени Великого князя Владимира Александровича художественное училище Одесского Общества изящных искусств // Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764- 1914 / Сост. С. Н. Кондаков. - СПб., 1914. - С. 223.
28 Там же. - С. 225.
29 Котляр М. 75-річчя Одеського художнього училища // Образотворче мистецтво. - 1940. -№ 3 (березень). - С. 20.
30 Там же.