ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 792:929Василько (477)

Р. Бродавко

В. С. Василько - историк театра     (скачать pdf)


Аннотация: Статья посвящена В. С. Василько, значению его деятельности не только как режиссера, актера, драматурга, но и как историка и теоретика театра. Кратко освещена его роль в создании Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины.
Ключевые слова: театр, искусство, В. С. Василько, мемуары, музей.

    С деятельностью известного режиссера, актера, драматурга, педагога народного артиста СССР Василия Степановича Василько (1893-1972) связаны важные события в истории украинского театра. В частности, его творчество сформировало эстетическую платформу одесского украинского театра, который с 1993 г. носит имя В. С. Василько.
    Василий Степанович был не только практиком, но и вдумчивым историком и теоретиком театра, о чем свидетельствуют его труды. Известный литературовед и театровед А. В. Недзведс- кий, говоря о значимости его исторического и теоретического наследия, называет Василько "театральным писателем": "Он много делает для изучения, в первую очередь, истории украинского театра, которую пишет как современник и соучастник... В этих работах историк театра соединяется с внимательным и точным мемуаристом, который полагается не только на память, но и на давние свои записи. Этот мемуарист фиксирует самое дорогое, что может быть, когда речь идет об игре актера и что в большинстве случает бесследно исчезает, - партитуру роли"1.
    Юность Василько, его становление как актера происходило в театре Мыколы Садовского. Здесь он наблюдал за игрой корифеев украинского театра, постигал основы режиссуры. Свои впечатления он фиксировал в дневниковых записях. Они легли в основу его театроведческих исследований.
    В работах по истории дореволюционного украинского театра, которые выходили в середине XX в., основное внимание уделялось творчеству Кропивницкого, Саксаганского, Зань- ковецкой, в то время как деятельность других мастеров освещалась неполно или не рассматривалась вовсе. Это объяснялось, с одной стороны, идеологической конъюнктурой - в том случае, если деятели театра не вписывались в контекст "официальной" истории или чем-то не угодили советской власти, с другой стороны - по досадной забывчивости тех, кто эту историю писал. В. С. Василько взял на себя благородную миссию закрыть некоторые белые пятна в летописи украинского театра первой половины XIX в. Началом работы в этом направлении стала книга о выдающейся актрисе Любови Павловне Ли- ницкой.
    Автор убедительно показал, насколько ярким и разносторонним был талант этой актрисы, обогатившей сценическую палитру национального театра. Линицкая создавала глубокие, психологически достоверные образы драматических героинь (Маруся Бо- гуславка, Наталка Полтавка, Варка в "Бесталанной", Галя в "Назаре Стодоле", Наталья в "Лимеривне") и яркие комедийные характеры (Проня в спектакле "За двумя зайцами"). Всего Любовью Линицкой было сыграно около 120 ролей в пьесах классического и современного репертуара. В. Василько отмечает грань дарования, особо характеризующую мастерство этой актрисы: "В тогдашнем репертуаре особенно часто случались монологи. Линицкая любила эту форму и умела действовать в монологах. Пафос актрисы никогда не был искусственным, декламационным, нарочитым. Он органично возникал из джушевного состояния ее героинь, их мыслей и страстей"2.
    Столь же обстоятельным является исследование В. С. Василько, посвященное творчеству актера Федора Васильевича Левицкого. "Комик по натуре, он (Левицкий. - Р. Б.) не должен был напрягаться, вымучивать из себя смешное. Юмор, который был у него в крови, выливался через край и радовал всех, кто общался с ним в жизни, а еще больше - на сцене"3.
    Созданные Левицким образы Осипа и Земляники в "Ревизоре" Гоголя, Солопия Черевика в "Сорочинской ярмарке" Старицкого, Мусия Ко- пыстки в драме "97" Кулиша вошли в историю украинского театра как эталон актерской игры. Вот как Василько характеризует игру Левицкого в "Сорочинской ярмарке": "Актер нигде не прибегал к заостренной сатирической подаче образа - ни одного приема буффонады, сатиры или гротеска, а тем более - шаржа, нарочитой вульгарности. Он не "дразнил хохла", как говорили когда-то в театре, не чесал затылок, не хмыкал, не позволял себе издеваться над простым крестьянином, человеком из народа, не делал из него дурака. Созданный им тип был глубоко народным, правдивым, художественным, я б сказал поэтичным"4.
    От книг о Линицкой и Левицком Василько шел к фундаментальному труду "Микола Са- довський та його театр". Садовский - выдающийся актер и режиссер, основоположник первого украинского стационарного театра (1907). В историю он вошел как непревзойденный исполнитель ролей героического плана: Богдана Хмельницкого, Саввы Чалого, гетмана Дорошенко... Мыкола Карпович был первым исполнителем роли Городничего на украинской сцене и Командора в "Каменном властелине" Леси Украинки. Прославился как исполнитель оперных партий и народных песен. Перевел на украинский язык "Ревизора" Гоголя, либретто опер "Галька" С. Манюшко, "Проданная невеста" Б. Сметаны и др. Воспитал блестящую плеяду украинских актеров. Сыграл большую роль в формировании украинской интеллигенции в начале ХХ в.
    Василько пришел в театр Садовского стар- шеклассником-гимназистом, в нем он черпал знания и навыки актерской профессии, в нем он сформировался как личность. Создание им в начале 1960-х гг. книги о Садовском было актом творческой смелости. В официальных кругах помнили о том, что Мыкола Карпович активно сотрудничал с правительством УНР, затем эмигрировал из страны. Садовский вернулся на родину в 1926 г., однако прав на свой театр не получил и до конца жизни выступал в разных театрах как актер. Короткая эпоха "оттепели" давала историкам искусства некоторые послабления, и Василько не преминул этим воспользоваться, хотя всего того, что хотел, отразить в книге не мог.
    Работа Василько посвящена самому плодотворному десятилетию в творчестве М. Садовского (1906-1916). Автор опирается не только на личные впечатления, но и на многочисленные рецензии и воспоминания современников. В книге дан обзор работы театра Садовского по сезонам и глубокая характеристика ролей, сыгранных им в эти годы.
    Актерское мастерство Садовского рассматривается Василько в мельчайших подробностях. Автор видит в Садовском художника, создававшего глубокие психологические характеристики своих героев: "В роли Командора ("Каменный властелин" Леси Украинки. - Р. Б.) Мыкола Карпович ярко раскрыл идею консерватизма, победы каменного, тупого начала над гордой, эгоистичной донной Анной и над "рыцарем свободы" Дон Жуаном. Железная воля, мужество, одержимость идеею властью, настойчивость в достижении своей цели - вот что характеризует Командора - Садовского. Он - хранитель традиций и обычаев своего рода, консерватор, который не останавливается ни перед чем. Но если бы только это сыграл Мыкола Карпович, полноценного, высокохудожественного образа не было б. Командор - Садовский пламенно любил свою молодую жену, любил страстно, возможно, последней своей любовью. Мы видели это в его глазах, мы слышали это в его интонациях. Умение передавать самые тонкие психологические нюансы, процесс мышления героя давали актеру возможность нарисовать всю сложность переживаний и стремлений Командора, всю диалектику его души"5.
    Говоря об огромном вкладе Мыколы Карповича в становление национального сценического искусства, Василько, в частности, дает оценку его деятельности, направленной на развитие украинского театра как музыкального: "Мыкола Карпович имел свою, полностью обоснованную точку зрения относительно природы украинского национального театра. Он считал, что украинский театр по своей форме должен быть музыкально-драматическим, согласно исторически сформированным национальным традициям. К тому же, в то время (начало ХХ в. - Р. Б.) невозможно было создать отдельный украинский музыкальный или оперный театр, поскольку для этого необходимы и средства, и кадры."6. В эту пору театр Садовского дал мощный импульс развитию украинской музыки. В нем нашел своих ярких интерпретаторов Мыкола Лысенко ("Наталка Полтавка", "Энеида"), раскрылись дарования Александра Кошица и Порфирия Демуцкого.
    Творческой личности М. Садовского Василько уделяет много внимания и в книге мемуаров "Театру віддане життя"7.
    Если Садовский и его труппа были для Василия Степановича великолепной школой театрального мастерства, то университетом для него как актера и режиссера стали годы совместной работы с выдающимся реформатором украинской сцены Лесем Курбасом. Василько был одним из первых, кто откликнулся на предложение создать новый театр, который они назовут "Молодым". Ему были близки стремления Курбаса, который мечтал вывести украинский театр на общеевропейский уровень, повысить его культуру, сделать его интеллектуальным. Василько тесно сотрудничал с режиссером-рефор- матором с 1916 по 1925 г. Из-за незначительного конфликта на творческой почве они разошлись. Однако для Василия Степановича Курбасвсегда оставался непререкаемым авторитетом, учите- лем-новатором, ярким примером бескорыстного служения театральному искусству. Поэтому неудивительно, что как только Курбас, репрессированный в 1933 г., был реабилитирован (1959), Василий Степанович принял самое активное участие в возвращении имени и богатого наследия Курбаса в украинскую культуру.
    Сегодня о Лесе Курбасе написано много исследований8. Однако нельзя не вспомнить, что одним из первых обстоятельную статью о нем написал именно В. С. Василько9. В это же время Василий Степанович осуществил на сцене Одесского украинского музыкально-драматического театра постановку инсценировки Л. Курбаса "Гайдамаки" по поэме Т. Шевченко.
    Именно Василько стал инициатором создания сборника воспоминаний о Курбасе, был его редактором и автором обширной вступительной статьи. Автор этих строк помнит, насколько скрупулезно относился Василий Степанович к этой работе, насколько выверял все факты и даты, впоследствии приведенные в книге. Книга "Лесь Курбас. Спогади сучасників" (1969) не утратила своего значения и сегодня, на нее постоянно ссылаются современные исследователи творчества великого режиссера10. Свое отношение к Учителю В. Василько выразил так: "...Чему меня научил Александр Степанович Курбас? В первую очередь - быть САМИМ СОБОЙ! У всех учиться, но никого не копировать. К встрече с Курбасом я учился у наших корифеев и, правду говоря, честно наследовал их. После школы Курбаса в процессе творчества я уже не вспоминал, как бы тот или иной эпизод сыграл Садовский или Саксаганский. Я сознательно избегал копирования. Курбас своевременно предостерег меня от эпигонства, от перепева чужих достижений, от слабости творческой мысли. Лесь Степанович научил меня создавать самостоятельно!"11
    В. С. Василько был не только практиком, но и ярким теоретиком театрального искусства. Его книга "Фрагменти режисури" имеет непреходящее значение для всех, кто решил посвятить себя театральному делу, ибо в ней идет речь не только о работе режиссера-постановщика, но и о сценографии, музыкальном оформлении спектаклей, театральной хореографии, организационно-творческой работе...12 А поскольку все аспекты режиссерской работы над спектаклем опираются на большой творческий опыт Мастера, то разделить теоретические постулаты и примеры из его творческой практики не представляется возможным. И, следовательно, сама книга в равной мере может быть отнесена как к теории, так и к истории театра.
    Огромную ценность представляют режиссерские комментарии Василько к его постановкам. Яркий образец этой огромной работы - в послесловии к пьесе "У неділю рано зілля копала"13. Здесь четко сформулированы задачи, которые стояли перед режисером-постановщиком, даны точные и емкие характеристики персонажей, описания народних сцен и т. д.
    В. С. Василько называли "украинским Бахрушиным", и это почетное сравнение вполне оправдано, ибо Василий Степанович стоял у истоков создания Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины. Музей был создан в 1923 г. в Киеве при творческом объединении "Березіль". Василько стал его руководителем. Основой музейного фонда стала его личная коллекция, которая насчитывает 800 единиц (негативы и фотографии). Фонд музея быстро пополнялся благодаря дарителям, среди которых были выдающиеся украинские актеры: М. Занько- вецкая, Л. Линицкая, И. Марьяненко, А. Буч- ма, Л. Гаккебуш, семья Старицких. В фонды передавались костюмы, реквизит, афиши, программки, книги, газеты, рукописи ролей, письма... Первая выставка Театрального музея была открыта 31 декабря 1923 г. Окончательно как официальное учреждение музей оформился, когда в 1924 г. по постановлению Киевского губисполкома товариществу "Березоль" были переданы помещения театра имени Ленина (бывший театр М. Соловцова): музей получил три комнаты в фойе. Первую экскурсию по музею провели в 1925 г. Через год "Березіль" переехал в Харьков. Музейную коллекцию передали историко-филологическому отделению Всеукраинской академии наук, а затем на ее основе был основан Украинский театральный музей. Его руководителем стал известный театровед П. И. Рулин.
    На протяжении всей жизни В. С. Василько не терял связи с театральным музеем. В конце шестидесятых годов он передал в его фонды большую часть своей уникальной библиотеки, рукописи, фотографии, эскизы и макеты оформления спектаклей, афиши и программки. Многими экспонатами пополнился музей после смерти В. С. Василько, - они были переданы в фонды вдовой Мастера Юлией Николаевной Разумовской.

1 Недзвідський А. В. Історик театру і теоретик режисури. // Народний артист СРСР В. С. Василько і радянський багатонаціональний театр. Тези доповідей і повідомлень обласної науково-творчої конференції 22- 24 грудня 1989 р. - Одеса, 1989. - С. 22.
2 Василько В. С. Любов Павлівна Ліницька. - К., 1957. - С. 149.
3 Василько В. С. В. Ф. Левицький. - К., 1958. - С. 33.
4 Там же. - С. 42.
5 Василько В. Микола Садовський та його театр. - К., 1962. - С. 143.
6 Там же. - С. 195.
7 Василько В. С. Театру віддане життя. - К., 1984. - С. 63-71.
8 Корнієнко Н. М. Лесь Курбас: репетиція майбутнього. - К., 1998. - 469 с.; Макарик Ірина. Перетворення Шекспіра. Лесь Курбас, український модернізм і радянська культурна політика 1920-х років. - К., 2010. - 348 с.; Лесь Курбас: Статьи и воспоминания о Лесе Курбасе. Литературное наследие / Сост.: М. Г. Лабин- ский, Л. С. Танюк. - М., 1987. - 463 с.; Курбас Лесь. Філософія театру / Упоряд. М. Лабінський. - К., 2001. - 917 с.; Курбас Л. Березіль: Із творчої спадщини. - К., 1988; Молодий театр: Генеза. Завдання. Шляхи / Під ред. Ю. П. Косенко; Упорядн. М. Г. Лабінський. - К., 1991. - 320 с.
9 Василько В. С. Режисер-новатор // Вітчизна. - 1963. - № 12. - С. 173.
10 Лесь Курбас: спогади сучасників / за ред. В. С. Василька. - К., 1969. - 358 с.
11 Василько Василий. Чему научил меня Курбас? Подготовил Виктор Сабиянский // День. - 2007. - 22 февраля.
12 Василько В. С. Фрагменти режисури. - К., 1967. - 380 с.
13 Василько В. У неділю рано зілля копала... Музична драма на 4 дії 12 картин за однойменною повістю Ольги Кобилянської. - К., 1959.