![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)Результаты сотрудничества Одесского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины с Одесским историко-краеведческим музеем Русина И. А.  (скачать pdf) УДК 069.1(477.74-21) И. А. Русина Результаты сотрудничества Одесского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины с Одесским историко-краеведческим музеем Статья о сотрудничестве Одесского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины и Одесского историко-краеведческого музея. Одной из важнейших функций музеев является сохранение музейных предметов, в том числе их реставрация. На протяжении почти 30 лет научными сотрудниками и художниками-реставраторами Одесского филиала проводится реставрация произведений музейной коллекции. Ключевые слова: реставрация, музейный предмет, художник-реставратор, выставка.
Одесский филиал является подразделением Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины (далее — ННИРЦУ) и осуществляет мероприятия по сохранению, исследованию, консервации и реставрации движимых памятников истории и культуры Музейного фонда Южного региона страны уже более 30 лет. В становлении филиала большую помощь оказал Одесский историко-краеведческий музей (далее — ОИКМ). Для лучшего осмысления значимости музея в жизни реставрационного центра необходимо вернуться в 1988 г., когда в филиале уже работали профессиональные художники-реставраторы Н. Н. Прокопенко, И. А. Русина, Г. Е. Шувалова и научные сотрудники О. В. Семенова, С. И. Остапова, Ж. Н. Боровская, но еще не было своего помещения. В это время начались сотрудничество и дружба с научным сотрудником музея В. В. Солодовой и сотрудником фондов музея И. М. Озерянской. Первоначально деятельность Одесского филиала проводилась на базе ОИКМ, а затем была продолжена в специально оборудованном для реставрации здании центра. Работа началась с реставрации значимых произведений живописи и графики, о которых необходимо рассказать подробнее. Первый научный реставрационный совет Одесского филиала ННИРЦУ состоялся 26 апреля 1988 г. с участием сотрудников музея, на котором был представлен портрет Армяно-Григорианского патриарха Иосифа Аргутинского-Долгору- кого — основателя города Григориополя на Днестре, кисти неизвестного художника конца XVIII — начала XIX в. Произведение живописи нуждалось в срочной реставрации. Ранее этот портрет украшал экспозицию Музея императорского Одесского общества истории и древностей (первого музея в Одессе). Иосиф Аргутинский- Долгоруков — выдающейся политик и дипломат, чья деятельность тесно связана с историей нашего края. Этот высокохудожественный портрет был в аварийном состоянии сохранности. Была угроза осыпания и безвозвратной потери живописи, значительные прорывы холста. Возвращен к жизни художником-реставратором живописи высшей категории И. А. Русиной. Также в числе первых были отреставрированы портреты гетманов: «Полковник Иван Стороженко», «Даниил Апостол», «Богдан Хмельницкий», «Казацкий старшина Иван Мазепа», «Максим Кривонос». Последний портрет нуждался в срочной реставрации. Плохая связь грунта с основой ставила под угрозу существование данного произведения. Также было отреставрировано художественное полотно «Казак Мамай». Благодаря работе реставраторов произведения смогли войти в воссозданную экспозицию музея «Степовая Украина». Необходимо отметить проведение сложной реставрации художником-реставратором I ка Художник-реставратор графики высшей категории Г. Е. Щувалова отреставрировала серию графических листов с видами Одессы XIX в., которые ранее были основой музея «Старая Одесса». Значительным событием для города была реставрация литографий, отражающих подвиг 4-пушечной батареи прапорщика А. П. Щеголева, которая смогла противостоять огню более мощных и дальнобойных орудий морских судов объединенного англо-французского флота и отбить все атаки противника 10 апреля 1854 г. Проведенная реставрация первого периода работы Одесского филиала ННИРЦУ нашла свое отражение в выставке «Возрожденные к жизни», которая состоялась в декабре 1992 — январе 1993 г. в Выставочном зале ОИКМ. На этой выставке впервые были экспонированы отреставрированные произведения живописи и графики. Всего было представлено около 50 произведений. В последующие годы в Одесский филиал пришли новые сотрудники. Сегодня наш коллектив состоит из профессиональных аттестованных художников-реставраторов произведений масляной и темперной живописи, графики, керамики, ткани и дерева, научных сотрудников по вопросам химии и биологии. Была продолжена реставрация станковой масляной живописи из собрания ОИКМ. В конце 1990-х гг. были отреставрированы портреты «Шевич» и «Иван Хорват, основатель Ново-Сербии». Портрет И. Хорвата поступил в реставрацию после непрофессиональных реставрационных вмешательств. Был изменен авторский размер произведения и сверху значительная часть холста с авторской живописью была загнута на тыльную сторону. В результате реставрации портрет приобрел свой истинный размер. После утоньшения пожелтевшей лаковой пленки был выявлен авторский колорит живописи. Следующим этапом в реставрации живописи была работа художника-реставратора масляной живописи ІІ категории А. М. Черешни. Ею был отреставрирован «Портрет Миниха» кисти Г. Честаховского. Данное произведение имело изломы и прорывы холста, утраты и жесткий сетчатый кракелюр грунта и красочного слоя. После проведения научной реставрации восстановлена целостность произведения и портрет приобрел экспозиционный вид. Необходимо отметить и реставрацию «Портрета Феликса Дерибаса» работы К. Рейхеля. Произведение находилось в аварийном состоянии сохранности. Произошли значительные деформации холста. Была нарушина связь грунта с основой. В результате реставрации портрет был сохранен для потомков.
К. Рейхель. Портрет Феликса Дерибаса (до реставрации) (после реставрации)
Несколькими поколениями художников- реставраторов станковой темперной живописи были возвращены к жизни иконы XVIII- XX вв. О. В. Подобед, А. М. Волков, А. А. Рудой, В. Ф. Кружков, С. П. Бабиенко, З. О. Дулгерь — это имена реставраторов, сохранивших иконы. Многие иконы были в аварийном состоянии сохранности и имели утраты левкаса и красочного слоя. Некоторые из них находилась под плотным слоем поновлений, загрязненной олифы и затеков воска. Например, икона «Три святителя» поступила в реставрацию на растрескавшейся основе. На живописной поверхности лежали плотный слой олифы и поздние реставрационные записи. Благодаря проведению научной реставрации коллекция темперной живописи ОИКМ сохранена. Большой вклад в сохранение графических работ из собрания музея внесла художник-реставратор графики ІІ категории А. В. Мац- кевич. На ее счету более 100 отреставрированных произведений. Это литографии Грабов- ского, Ж. Гайюи, Ф. Гросса с изображением портретов выдающихся деятелей, причастных к процветанию нашего города, сюжетные композиции и, конечно, изображения Одессы разных временных периодов. Например, одна из литографий Ж. В. Гайюи «Вид входа в Ришельевскую улицу города Одессы». Работа поступила в реставрацию со следующими повреждениями: пожелтевшая основа с изломами, короблениями и многочисленными утратами и разрывами; плотные загрязнения и следы непрофессиональной реставрации. После реставрации литография приобрела прочность и целостность. В музейной коллекции художни- ком-реставратором произведений ткани ІІ категории С. В. Омелиной сохранены знамена, национальные костюмы, наряды предыдущих эпох, предметы сокраль- ного искусства. Например, «Воздух. (Покровец)» начала ХХ в. сочетает различные виды работы. Это и ручное шитье, и аппликация, и вышивка. Для проведения реставрации музейных предметов такого вида необходимо подбирать различные методики реставрационных процессов. Большой интерес представляет реставрация молдавского свадебного костюма. Проведена кропотливая работа с восстановлением ветхой ткани, вышивки и пришитых украшений. Шкаф-ледник, ломберный столик, жардиньерка, при- диванный столик — это небольшой перечень отреставрированных музейных предметов художниками-реставраторами дерева ІІІ категории В. Н. Зайцевым и А. В. Зайцевым. «Шкаф-ледник (Холодильник)» конца ХІХ — начала ХХ в. имел значительные повреждения: растресканная столешница, деформированные накладные части, на поверхности
Необходимо отметить, что научная реставрация в Одесском филиале неразрывно связана с работой отдела научных исследований — заведующего отделом Ж. Н. Боровской в области химии и научного сотрудника В. Г. Коритнянс- кой, микробиолога. Также неотъемлемой частью является фондовая работа филиала во главе с хранителем К. В. Богомолой. В результате проведенных реставрационных работ возникла потребность в организации выставки. Одесский филиал ННИРЦУ провел выставку «Спасенные реликвии Одесщины» в Выставочном зале ОИКМ. Выставка была посвящена 25-летию сотрудничества (1988-2013 гг.) ОИКМ и Одесского филиала ННИРЦУ. Целью мероприятия являлась презентация отреставрированных памятников историко-культурного наследия из музейного собрания. По случаю памятной даты на выставке «Спасенные реликвии Одесщины» были представлены отреставрированные произведения живописи XVIII-XIX вв., графики, декоративно-прикладного искусства, связанные с историей нашего края, его выдающимися событиями, сохранившими память о знаменитых деятелях, талантливых художниках, родившихся на этой земле Широкой общественности, ценителям старины были показаны возрожденные одесскими реставраторами редкие с точки зрения исторической и культурной ценности художественные произведения. Среди которых портреты католикоса Иосифа Аргутинского-Долгорукого; архиепископов Евгения Булгариса и Никифора Феотоки; портреты Александра де Рибаса работы Е. Буковецкого и Феликса де Рибаса работы К. Рейхеля; серия графических листов с видами старой Одессы, литографии, акварели А. Жда- хи. Выставку украсили иконы с изображениями святых покровителей города Одессы. Экспозиция содержала не только произведения изобразительного, но и декоративноприкладного искусства, в частности, изделия фарфорово-фаянсового завода «Sussman» Волынской губернии, произведения украинских резчиков, старинную мебель, предметы церковного и светского шитья и т.п. Некоторые из экспонатов выставки были представлены впервые и поэтому, несомненно, привлекли внимание историков, искусствоведов, культурологов. Экспозиция выставки сопровождалась визуальным рядом научно-практических наработок Одесского филиала ННИРЦУ, демонстрировала высокий профессиональный уровень художников-реставраторов, знакомила посетителей с методиками и техническими приемами научной реставрации. Выставка являлась своеобразным отчетом о совместной работе Одесского филиала ННИРЦУ и ОИКМ за двадцать пять лет. ОИКМ имеет неповторимую коллекцию произведений не только исторического значения, но и высокохудожественного уровня. Сотрудники музея во главе с директором В. В. Солодовой ведут большую научную, просветительскую работу. А сохранность коллекции музея обеспечена сотрудниками фондов и главным хранителем И. М. Озерянской. В течение плодотворного сотрудничества между нашими учреждениями культуры, ху- дожниками-реставраторами, научными сотрудниками Одесского филиала ННИРЦУ было исследовано и отреставрировано более трехсот раритетов из коллекции ОИКМ. Реставраторы и научные сотрудники Одесского филиала горды, что смогли сохранить для потомков музейные предметы из музейного собрания. Благодарим сотрудников музея за совместную интересную профессиональную работу.
The results of cooperation between Odessa branch of the National Research and Restoration Center of Ukraine and the Odessa Regional History Museum I. Rusyna The article discusses the cooperation between Odessa branch of the National Research and Restoration Center of Ukraine and the Odessa Regional History Museum. One of the major functions of the museums is the preservation of museum objects, including their restoration. For the last 30 years, the scientific museum workers together with the conservators of the Odessa branch of national restoration center carry out the restoration of the museum collection. Keywords: restoration, museum object, conservator-restorer, exhibition.
|