ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Компетентностный подход в музейной педагогике   Иванова С. В.

    (скачать pdf)

УДК 37.026.9

С. В. Иванова

Компетентностный подход в музейной педагогике

В статье рассматриваются некоторые аспекты музейной педагогики на примере работы творческих групп при школьном музее детского дома «Жемчужинка» (Одесса). В основе работы музея лежит компетентностный подход, позволяющий детям овладевать новыми знаниями во внеурочное время, не теряя интереса к позна­вательному процессу. Сотрудничество с историческим факультетом ОНУ имени И. И. Мечникова в рамках музейных мероприятий имеет положительное значение и для студентов, и для воспитанников детского дома.

Ключевые слова: музейная педагогика, компетентностный подход, творческие группы.


 


 

Введение компетентностного подхода1 в евро­пейское образование началось еще в конце ХХ века. Основываясь на европейском опыте, учи­тывая потребности в адаптации учащихся к быс- троизменяющейся жизни социума, в подготовке к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности, украинские ученые определили основные ключевые компетенции. К ним отно­сятся: умение учиться, здоровьесберегающая, общекультурная, гражданская, предпринима­тельская, социальная, информационно-ком­муникативная. Каждая ключевая компетенция дает ученикам «ключ» для решения широкого круга учебных и жизненных задач, поэтому они формируются на межпредметной основе [3; 5; 7 и др.]. Несмотря на некоторые расхождения с евро­пейской концепцией, основной компетенцией в европейской и украинской педагогической науке считается умение учиться (табл.). Естественно, в учебных заведениях разного уровня (школы и высшие учебные заведения) компетентностный подход будет реализовываться по-разному. В вузах его суть проявляется в привитии и разви­тии у студентов набора ключевых компетенций, которые обеспечат качественное выполнение профессиональных обязанностей, в обычных и экстраординарных ситуациях. Кроме того, не­обходимо создать такую инновационную среду, которая приучила бы студента, а в дальнейшем — выпускника) к саморазвитию, повышению ква-

Следует учитывать разницу двух сходных по звучанию понятий. Компетенция — это общественная норма, тре­бование, которая включает знания, умения, навыки, способы деятельности, определенный опыт. Компе­тентность — это способность применять приобретен­ные знания, умения, навыки, способы деятельности, собственный опыт в нестандартных ситуациях с целью решения определенных жизненно важных проблем. Компетентность является личностным образованием.

лификации путём самообразования, социальной самостоятельности, мобильности, свободному ориентированию в окружающей среде и успеш­ному решению сложных задач. Таким образом будет реализовано и то направление компетен­тностного подхода, которое получило название «непрерывное образование» [10]. Следователь­но, умеет учиться тот, кто осознает цель об­разовательной деятельности, мотивирован к её эффективности, умеет организовать свою учебу, отобрать нужные знания, осуществлять мониторинг и самоконтроль; стремится к ее совершенствованию [6].

Для школьников ключевая компетенция умение учиться предполагает формирование у них способности рассуждать, сравнивать, обобщать, наблюдать, самостоятельно искать информацию из разных источников. Вне­шний контроль учителя должен постепенно дополняться внутренним самоконтролем и самооценкой. Немаловажное значение имеет психологический аспект, когда ребенок дол­жен воспринимать учёбу через призму таких понятий, как «Я знаю», «Я умею», «Я могу/ смогу» [2, с. 8-13; 7, с. 34-52].

Казалось бы, компетентностный подход в школах и вузах при близком методическом подходе и общей цели (научить учиться) имеет достаточно разные направления в реализации этой цели. Это неудивительно, учитывая отли­чия в возрасте и объеме знаний учащихся учеб­ных заведений разного уровня, а также разные задачи, стоящие перед педагогами.

Тем не менее в определенных ситуациях синтез этих направлений в контексте музейной педаго­гики даёт возможность повысить мотивацию са­мостоятельного получения качественных новых знаний у разных групп учащихся. Одна группа
представлена воспитанниками детского дома «Жемчужинка» (г. Одесса) и включает детей в воз­расте от 7 до 14 лет, другая — студентами истори­ческого факультета ОНУ имени И. И. Мечникова (кафедра археологии и этнологии Украины).

Во всем мире за последние несколько деся­тилетий происходит изменение концепции му­зеев в связи с изменением роли и места музеев в многомерном музейном пространстве. Музеи превращаются в важнейшие центры образова­ния и обучения, т.к. именно через них реали­зуется доступ к национальному культурному и природному наследию. Меняется и взгляд на роль музеев в обществе. Музей позициони­руется теперь не просто как хранилище арте­фактов, но как заведение, позволяющее воп­лощать в жизнь культурные и образовательные программы, организовывать интересный и познавательный досуг. В них реализуются программы для детей и взрослых, исполь­зуются новые технологии, инновационные формы подачи материалов. Упадок культуры, пренебрежение к культурному наследию и ду­ховному развитию нации неизбежно приводят к утратам во всех сферах социальной жизни общества. Именно поэтому исключительную важность приобретает роль музеев — и как об­разовательных и культурных центров, и как хранилищ исторической и социальной памяти [9 с. 11-13]. Музей рассматривается как опре­деленная коммуникационная система, пред­полагающая процесс «общения» посетителей с экспонатами; отдельные музейные экспозиции тогда выступают как знаковые системы, несу­щие информацию. Поэтому предполагается допустимым включение в экспозиции неау­тентичных экспонатов (копий), если они не­обходимы для создания невербальной музейной коммуникации [4].

Эти данные касаются, прежде всего, госу­дарственных музеев. Но столь же важной пред­ставляется и роль школьных музеев, которые являются легкодоступными, с одной стороны, и могут быть достаточно органично включены в учебно-образовательный и воспитательный процессы. Для создания их экспозиций возмож­но применение копий, что позволяет расширить тематику и хронологические рамки экспозиций.

Формирование новой концепции музеев привело к возникновению новой сферы об­разовательной деятельности — музейной пе­дагогики, которую относят к инновационным педагогическим технологиям. Она связана с различными сферами образования, науки и культуры, имеет междисциплинарный ха­рактер, обращаясь к таким дисциплинам, как музееведение, искусствоведение, история, пси­хология, краеведение [1, с. 76].

Музей «Поток времени», открытый в 2013 г. при детском доме «Жемчужинка», не является школьным музеем в полном смысле этого слова: воспитанники детского дома учатся в общеоб­разовательных школах г. Одессы. Он являет­ся составной частью музейно-библиотечного комплекса детского дома; отсутствие аналогов определило включение его в разряд школьных музеев. Музей не открывается специально для экскурсий и посетителей, а открыт во внеуроч­ное время и выходные дни. Воспитанники при­ходят в него не только на занятия творческих групп, но и для получения нужной информации для школьных уроков или тематических докла­дов, просто провести свободное время.

Специфика музея во многом определила и спе­цифику его работы. В нём представлены экспози­ции различной направленности, на основе кото­рых созданы детские творческие группы. Имеются в работе свои особенности — разный возраст детей и их психофизиологические данные. И, наконец, немаловажное значение имеет факт интеграции работы различных творческих групп, взаимо­связь и «взаимопроникновение» их тематик, что обусловлено связью с основными экспозициями и стендами музея, являясь их продолжением и в то же время базируясь на них. В рамках музейной экспозиции выделяются следующие разделы/на­правления: 1) зал военной славы; 2) археология различных эпох (древний мир, античность, сред­невековье); 3) одессика («100 великих одесситов»); 4) история книги, 5) история музыки и музыкаль­ных инструментов; 6) комплекс «Мир сказок»; 7) литературная гостиная; 8) музей спорта (спор­тивные достижения одесситов и воспитанников детского дома). Именно интеграция деятельности творческих групп оказала решающее влияние при разработке основной концепции музейной рабо­ты, которая должна быть достаточно динамичной и может быть скорректирована в процессе реали­зации программы музейной педагогики.

Неизбежно ситуация сложилась так, что одни и те же воспитанники занимаются в раз­ных творческих группах параллельно, поэтому здесь не может быть традиционного подхода к изучению того или иного музейного направле­ния как многолетней программы, ориентиро­ванной на школьные курсы истории, литера­туры, истории культуры и т.п. К тому же такой метод обучения вызвал бы стойкие ассоциации именно со школьной программой, что привело бы к снижению интереса к занятиям. Поэтому обучение и строится как система взаимосвязан­ных блоков, тематику которых в значительной степени выбирают сами дети. Занятия ведутся как диалоги или круглые столы, а не в виде тра­диционных лекций или школьных уроков.

Еще одной формой изучения истории явля­ется участие в поисковых работах, осуществля­емых клубом «Воинская доблесть», и в археоло­гических раскопках и разведках, проводимых Институтом археологии НАН Украины. На таких выездных занятиях дети на местах зна­комятся с памятниками военной истории и археологии, выполняют посильную, но акту­альную работу, а также получают возможность собственноручно пополнить музей новыми эк­спонатами.

Применение диалектического метода позво­ляет обратить казалось бы имеющийся недоста­ток — небольшое число воспитанников детского дома — в положительный фактор. На передний план выдвигается традиционный метод семей­ного воспитания — взаимосвязь и обмен инфор­мацией между разными поколениями и детьми разного возраста внутри одного поколения, фор­мирование коммуникационного пространства.

В финале изучения темы готовится презен­тация, т.е. доклады с видео- и фотоматериала­ми, которые представляются в первую очередь членам творческих групп, а затем — всем ос­тальным воспитанникам детского дома, а так­же педагогам. В итоге все дети, которые в силу тех или иных причин не включены в творческие группы и актив музея, получают разнообразную и доступную для них информацию, а необыч­ность преподнесения нового материала — пре­зентация, подготовленная сверстниками, ведет к его лучшему усвоению. Кроме того, участни­ки творческих групп готовят костюмированные театрализованные постановки, связанные с различными периодами древней истории, сами снимают и монтируют небольшие фильмы по древней и новой истории (экранизация мифов Древней Греции, цикл «Одесситы знаменитые и забытые»), проводят социологические опросы среди одесситов по темам истории Одессы, созда­вая из них видеосюжеты, ставят представления по мотивам литературных произведений. Часть детей подготовлена вести экскурсии по музею; старшие могут провести экскурсию по всему музею, младшие — по отдельным экспозициям.

В литературной гостиной, обставленной в стиле пушкинской эпохи, проходят занятия творческой группы юных поэтов (руководи­тель — одесский поэт И. Потоцкий). Особая атмосфера и любовь к творчеству способству­ют развитию литературного дарования воспи­танников детского дома, итогом чего являются призовые места на городских конкурсах и два напечатанных альманаха стихотворений.

Кроме того, на базе музейно-библиотечного комплекса организуются тематические литера­турно-музыкальные вечера, встречи с интерес­ными творческими людьми.

Кафедра археологии и этнологии Украины Одесского национального университета имени И. И. Мечникова сотрудничает с детским домом «Жемчужинка». Сотрудничество носит двусто­ронний характер: воспитанники детского дома посещают театрализованные этнографические представления студентов, а студенты участвуют в мероприятиях, проводимых на базе музея «По­ток времени» (реконструкции народных празд­ников, археологические разведки на территории Одесской области и пр.).

Студенты специально готовят программы для воспитанников детского дома, причём празд­нично-игровая форма сочетается с лекционной. Мероприятия происходят в помещении музея «Жемчужинки» и оказываются полезными не только для детей, но и для студентов: необходи­мость выступления перед новой, к тому же детской аудиторией разного возраста заставляет студентов искать новые подходы, чтобы сделать свой доклад более интересным, информативным, доступным.

После 2-го курса все студенты исторического факультета проходят музейную практику, посе­щая различные музеи города. В качестве итогово­го мероприятия в виде эксперимента в 2015 году они подготовили экскурсионную программу в од­ном из музеев, пригласив на нее воспитанников детского дома «Жемчужинка». В этом контексте студенты учились вести экскурсию, а дети полу­чили информацию не от взрослого экскурсовода, а от близких к ним по возрасту людей, что спо­собствовало повышению интереса к экскурсии.

Таким образом, на основе музейных занятий при такой методике дети получают культурное развитие с учетом их интересов, возраста, зна­ний и способностей, а также — что является наиболее важным — не теряют интереса к про­цессу получения новых знаний. Работа с детьми на основе музейных экспозиций, театрализация как элемент обучения, воспитания, развития являются важными составляющими компетент- ностного подхода в музейной педагогике. В то же время студенты не только воспринимают оп­ределенный объем знаний, соответствующий той или иной учебной программе, но и само­стоятельно расширяют и углубляют его, имеют возможность узнать современную музейную концепцию изнутри, получают представление о социологии музеев и опыт общения с детской аудиторией. Задачи музейной педагогики — вос­питание и развитие личности — тесно связаны с личностно ориентированным и гуманитарным направлениями современной педагогики. Эти аспекты одинаково актуальны при работе и со студентами, и со школьниками.

Таблица


 


Ключевые компетенции (по данным разных экспертных групп) [8]

Ключові компетентності

Експерти Європейської ради

Робоча група з питань упровадження компетентнісного підходу (Україна)

Критерії оцінювання нав­чальних досягнень учнів з базових дисциплін

Уміння навчатись

Уміння вчитись (навчальна)

Уміння вчитися

Загальнокультурна

Загальнокультурна

Загальнокультурна

(комунікативна)

Іноземні мови

ІКТ-навички та використання технологій

Компетентність з інформаційних та комунікаційних технологій

Інформаційна

Соціальні навички

Соціальна

Соціально-трудова

Підприємницькі навички

Підприємницька

 

Базові компетентності в галузях математики, природничих наук та технологій

 

 

Фундаментальні навички рахування та письма

 

 

 

Здоров’язберігальна

Здоров’язберігальна

 

Громадянська

 

 

Источники и литература


 


  1. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инноваци­онная педагогическая технология [Электронный ре­сурс] // Человек в мире культуры. - 2012. - № 4. - С. 76- 81. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya- pedagogicheskaya-tehnologiya.
  2. Про зміст загальної середньої освіти: науково-аналі­тична доповідь / за заг. ред. В. Г. Кременя. — К.: НАПН України, 2015. — 118 с.
  3. Луговий В. І. Європейська концепція компетентніс- ного підходу у вищій школі та проблеми її реалізації в Україні // Педагогіка і психологія. — 2009. — № 2. — С. 13-26.
  4. Музей и коммуникация. Концепция развития Самар­ского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Ни­кишина, В. Н. Сорокина. — Москва; Самара: СамГУ, 1998. — 140 с. — Режим доступа: http://www.future. museum.ru/lmp/projects/samara/site/concept/index.html
  5. Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи / під ред. О. В. Ов- чарука. — К.: К. І. С., 2004. — 112 с.
  6. Савченко О. П. Компетентнісний підхід у сучасній вищій школі [Електронний ресурс] // Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвит­ку. — 2010. — № 3. — Режим доступу: http://www. intellect-invest.org.ua/pedagog_ editions_ e-magazine_ pedagogical_ science_vypuski_ n3_ 2010_ st_ 16/
  7. Савченко О. Я. Уміння вчитися як ключова компетент­ність загальної середньої освіти // Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи. — К.: К. І. С., 2004. — С. 34- 52. - (Біб­ліотека з освітньої політики).
  8. Часнікова О. В. Компетентнісний підхід в освіті як основа її реформування [Електронний ресурс] // На­родна освіта. — 2014. — Режим доступу: http://www. narodnaosvita.kiev.ua/?page_ id=2607
  9. Чупрій Л. В. Світовий досвід та музейна практика в Україні // Соціологія музею. Презентація на тлі про­стору і часу. — К.: НАКККіМ, 2015. — С. 9-18.

10.  Шапран О. Реалізація компетентнісного підходу в системі неперервної освіти [Електронний ресурс] // Гуманітарний вісник. — 2013. — № 28. — С. 319­324. — Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ gvpdpu_ 2013_ 28_ 1_ 62.


 

 


Method of the competency-based approach in museum pedagogy

S. Ivanova

This article discusses some aspects of museum pedagogy as an example work of creative groups in the school museum of the «Perlynka» orphanage (Odessa). The school museum’s work is based on competency-based approach, helping the children to acquire new knowledge without losing interest to the cognitive processes. The cooperation with the Department of History of Odessa I. I. Mechnikov National University within the museum activities gives a positive impact both on students and on children from the orphanage.

Keywords: museum pedagogy, competency-based approach, creative.