ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Музейная педагогика. Формы и методы работы с учащимися в Музее А. С. Пушкина   Куценко О. К.

    (скачать pdf)

УДВ 82(091)

О. К. Куценко

Музейная педагогика. Формы и методы работы с учащимися в Музее А. С. Пушкина

Музейная педагогика — научная дисциплина, которая исследует музейные формы коммуникации. Пред­метом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами воздей­ствия на различные социальные и возрастные группы музейной аудитории. В данной работе рассматриваются методы и формы работы Одесского литературно-мемориального музея А. С. Пушкина.

Ключевые слова: музей А. С. Пушкина, музейная педагогика, виды и формы музейной работы: экскурсии, лекции, выставки, конкурсы, тематические вечера.


 

 


 

Музейная педагогика изучает музейные формы коммуникации, характер использо­вания музейных средств в передаче и вос­приятии информации, выявляет методы совместной работы музеев с другими педа­гогическими учреждениями. Особое внима­ние музейная педагогика уделяет молодежи, подрастающему поколению. В круг вопро­сов музейной педагогики входят методика и практика организации и планирования идейно-воспитательной и образовательной деятельности музеев. Цель музейной педа­гогики заключается в создании условий для развития личности. Термин «музейная педа­гогика» обозначает новую дисциплину, воз­никшую на стыке музееведения, педагогики и психологии. Традиционные формы работы музея - экскурсии, лекции, встречи с твор­ческими работниками, вечера, книжные и художественные выставки, концерты, музей­ные праздники, театрализованные представ­ления. Все выдающиеся педагоги указывали, что от того, каков фундамент будет заложен в человеке в детстве, зависит его будущее, состоится он или не состоится как гражда­нин. Жизнь учащихся должна быть связана с хорошей поэзией, музыкой, живописью. А. С. Пушкин, его творчество в решении этой задачи — один из главных помощников. В статье «О народном воспитании» поэт пи­сал: «Но надлежит защитить новое, возраста­ющее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое скоро явится на попри­ще жизни со всею пылкостью первой моло­дости, со всем ее восторгом и готовностью принимать всякие впечатления» [13, с. 308]. Лирическая поэзия поэта, воздействуя на ду­ховную сферу человека, обогащает его внут­ренний мир, развивает эстетический вкус, способствует формированию жизненных иде­алов. В. Г. Белинский первый по-настоящему раскрыл воспитательное значение произве­дений А. С. Пушкина, рекомендовал педаго­гам максимально использовать произведения А. С. Пушкина — романы, повести, стихо­творения, поэмы, сказки. При этом подчер­кивал: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно старайтесь, чтобы больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гар­монии языка, сердце переполняется чувством изящного, пусть поэзия действует на них, как и музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед» [1, с. 20]. Н. Г. Чернышевский написал книгу для юношества «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения» о значении поэзии Пушкина, о значении литературы, в которой есть такие слова: «Поэты — руко­водители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств, читая их произведения, мы приучаемся понимать очаровательность всего доброго и прекрас­ного» [20, с. 8].

В последнее время наблюдается усиление педагогической направленности деятельнос­ти Одесского литературно-мемориального музея А. С. Пушкина, который был открыт 55 лет назад, 18 июня 1961 г., в доме, в ко­
тором поселился поэт в 1823 г. В то время это был один из первых отелей нашего, тог­да еще молодого города — «Hotel du Nord». Принадлежал он известному одесскому него­цианту Шарлю Сикару. Здесь Пушкин про­вел первый из тринадцати месяцев одесской ссылки 1823-1824 гг. В экспозиции музея раскрываются основные факты творческой биографии поэта. Прошло 193 года, но ка­жется, что даже стены хранят дух того вре­мени, когда жил в нем великий русский поэт. В музее — старинные гравюры пушкинской Одессы, портреты современников поэта, уни­кальные пушкинские автографы с рисунка­ми, редкие издания произведений Пушкина, печатные и рукописные документы, мемори­альные и типологические вещи. Мемориаль­ные, подлинные предметы, как важнейшие источники знаний, являются основными в работе музеев. Это такие вещи, которые не­посредственно были связаны с жизнью, твор­чеством писателя: перо, чернильный прибор, бумага, автографы, документы, книги, жур­налы, элементы домашнего обихода и об­становки, произведения изобразительного и прикладного искусства. Мемориальным является дом Шарля Сикара, где воссоздана комната, в которой, по воспоминанию сов­ременников, жил поэт. В ней представлены подлинные предметы быта: секретер, кресло, диван, стол для умывания, цилиндр, трость, дорожное бюро и др. Подлинники дают воз­можность учащимся наглядно наблюдать, сопоставлять, соотносить их с конкретными фактами творческой биографии писателя, ко­торому посвящен музей, делать самостоятель­ные обобщения и выводы. Такова сила эмо­ционального влияния мемориальных вещей на посетителей. Музейные материалы дают возможность понять писателя в естественной обстановке как человека и творца художес­твенных произведений в его повседневном труде, делают образ поэта более понятным и доступным. Подлинные предметы обла­дают исторической, эстетической, духовной и материальной ценностью, оказывают воз­действие на эмоциональную сферу человека. Великие педагоги мира наглядность счита­ли самым рациональным методом познания действительности. «Что будет представляться юношеству для учения, — писал Я. А. Комен- ский, — пусть будут вещи, а не тени вещей, плотные, подлинные, полезные, хорошо действующие на чувства и воображение» [3, с. 302]. К. Д. Ушинский требовал, особенно на первоначальных стадиях обучения детей, как можно больше использовать наглядность, чтобы она возбуждающе действовала на их органы чувств.

«Облекая первоначальное учение в фор­мы, краски, звуки, словом, делая его доступ­ным возможно большему числу ощущений дитяти, — писал он, — мы делаем вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления» [20, с. 266].

Литературный музей немыслим без показа автографов, рукописных источников, которые имеют большое обучающе-воспитательное значение для учащихся. В них выражаются самые сокровенные мысли и чувства худож­ников слова. Рукописи помогают яснее понять литературные, философские, идейно-эсте­тические взгляды писателя. «Всякая строч­ка великого писателя, — писал Пушкин, — становится драгоценной для потомства» [14, с. 128]. Для исследования творчества писателя важную роль имеют подготовительные запи­си, планы произведения, черновые наброски, первые редакции, дополнения при повторных изданиях, письма. Рукописи поэта находят­ся в государственных хранилищах России и Украины, где им созданы условия для полной сохранности. Отдельные документы подобно­го рода (факсимильные копии) представлены в экспозиции Одесского музея. Они, раскры­вая основные факты творческой биографии Пушкина, помогают изучить путь создания произведения от первоначального замысла до его воплощения, позволяют узнать ход и на­правление авторского поиска, настойчивость и упорный труд поэта в достижении постав­ленной цели.

Значительное место в экспозиции отво­дится мемориальным книгам и журналам. В периодических изданиях впервые печата­ются произведения Пушкина, критические, философские и общественно-политические статьи. Известно высказывание Пушкина «Чтение вот лучшее учение» [15, с. 41], его лю­бовь к книгам, к собиранию книг для созда­ния личной библиотеки, которая насчитыва­ет более трех тысяч книг. Важные страницы творческой биографии поэта открывают кни­ги с авторскими пометами, прижизненные издания произведений Пушкина, история их выхода из печати, оценка творчества по­эта современниками. Знакомство с книгами и журналами прививает учащимся любовь к ним, к чтению, обогащает их духовно.

Использование рукописей, книг, перио­дических изданий, предметов быта, изобра­зительного материала активизирует развитие творческих способностей детей, способствует стимулированию творческого воображения и фантазии личности. Знакомство с творчес­твом поэта пробуждает желание у молодых людей писать стихи, рассказы, сказки, обра­титься к эпистолярному жанру, писать пером и чернилами. Выявлению одаренных детей в области литературы помогают городские и областные литературные конкурсы, кон­курсы чтецов, в организации и проведении которых принимает участие музей А. Пуш­кина совместно с Городским управлением об­разования, Институтом усовершенствования учителей, Русской общиной «Русичъ», с Меж­дународным обществом пушкинистов, с пи­сателями и журналистами Межрегионального союза писателей Украины. «Чувства добрые я лирой пробуждал...», «Я вам пишу», «Здрав­ствуй, племя молодое, незнакомое!» — в та­ких конкурсах принимают участие учащиеся средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. На конкурс принимаются работы детей и молодежи в возрасте 6-18 лет, прожи­вающих в Одессе и Одесской области. Побе­дители награждаются грамотами, книгами, участвуют в возложении цветов к памятнику А. С. Пушкина и читают стихи у памятника поэта. Конкурсные работы представляются в следующих номинациях: «Сказка», «Лирика», «Эпистолярный жанр», «Посвящение поэту», «Рисунки на полях».

Детские работы участников художест­венных детских выставок под названием «Я люблю сказки Пушкина», «Путешествие в пушкинскую сказку», неоднократно органи­зованных музеем А. С. Пушкина совместно с художественной школой имени К. Костанди, Росзарубежцентром, радуют разнообразием тем, оригинальным, иногда очень смелым решением пушкинских сюжетов. Интересно было выяснить, что именно привлекает сегод­ня детское воображение в творчестве великого поэта. Юные художники обращаются к сказ­кам Пушкина. В постоянный круг детского чтения вошли лирические стихи о природе, строки, обращенные к друзьям, к любимой няне поэта. Их привлекает необыкновенное «Лукоморье», Ученый кот, царь Кащей, куд­рявый дуб, под которым сидит поэт с пером и тетрадью, внимательно слушая ученого кота. Ребят привлекает обаятельная личность само­го поэта. Художники более старшего возраста иллюстрируют поэмы Пушкина, повести и, конечно, роман «Евгений Онегин». Во время экскурсий по музею учащиеся знакомятся с рисунками и самого Пушкина. В рисунках Пушкин умел передать наглядно то, что его особенно волновало: и внешний облик персо­нажей, и черты их характера. В музее широко используются произведения изобразительно­го (живопись, графика, скульптура) и деко­ративно-прикладного искусства (изделия из стекла, фарфора, керамики, дерева, кости.) Произведения искусства дают образное, на­глядное представление о действительности. Представлены живописные и скульптурные портреты А. Пушкина, портреты его семьи. Знакомство с портретами дает возможность учащимся не только приблизиться к пони­манию писателя как человека и творца, но и живо ощутить ту среду, тот мир, который его окружал, помогает видеть гармонию красок и цвета, способствует воспитанию эстетичес­кого вкуса.

На базе музея А. С. Пушкина создан «Пуш­кинский Музейон» - воскресная школа — сту­дия искусств для детей от 7 до 12 лет. Опытные преподаватели знакомят с творчеством Пуш­кина, с историей мирового искусства, лите­ратуры и живописи, миром легенд, мифов и библейских сюжетов, миром театра, актерско­го мастерства, музыки. В программе занятий современные и бальные танцы, игры и песни, развивающие игры. В процессе обучения вос­питанники встречаются с музыкантами, ху­дожниками, актерами, творческими людьми, посещают выставки, концерты, участвуют в театральных постановках, проводимых в залах Пушкинского и Литературного музеев. В ме­тодике обучения используются классические формы музейной педагогики в сочетании с ин­терактивными способами обучения, активи­зирующими деятельность учащихся: занятия в экспозиции музея, музейные игры, квесты, театральные выступления.

В юбилейные дни, посвященные твор­честву и жизни поэта, в музее проводятся Пушкинские праздники — «Лицейские годы поэта», «День поэзии», «День Татьяны». В Пушкинских фестивалях участвуют юные чтецы-декламаторы с пушкинской програм­мой, юные художники. Певцы и музыканты исполняют литературно-музыкальные ком­позиции на пушкинские сюжеты. Жюри об­ращает внимание на оригинальность замыс­ла и культуру исполнения. Для участников фестиваля готовятся памятные дипломы и призы. В Пушкинских днях всегда участвуют учащиеся школ, где есть школьные пушкин­ские и краеведческие музеи, литературные клубы, театральные студии, которые созда­ются при участии музея А. С. Пушкина. В СШ № 90 создан школьный Пушкинский музей, в коллекции которого интереснейшие мате­риалы, полученные от почитателей поэзии Пушкина. Многолетняя дружба связывает музей с литературно-художественным клу­бом «Парус» (гимназия № 2), Пушкинским воскресным лицеем школы № 107, литера­турными кружками и факультативами школ № 117, 121, гимназии № 1 и др. В создании школьного Пушкинского зала в гимназии № 2 помогали музейные работники. Здесь все дышит Одессой пушкинской поры. В вит­ринах хранятся стихи юных авторов, альма­нахи «Проба пера». Учеников всегда отмеча­ли на пушкинских фестивалях, конкурсах. «В стенах музея А. С. Пушкина провели свои школьные годы ученики 2-й гимназии, 121-й школы. Мы помним утренники, вечера в музее. Юные артисты играли спектакли в честь Великого поэта. Тринадцать месяцев, прожитые А. С. Пушкиным в нашем городе, стали предметом изучения творчества поэта одесского периода учителями и учениками. «Создан школьный музей в честь велико­го поэта» — пишет создатель Пушкинского клуба, музея и театра учитель русского язы­ка и литературы Л. П. Кияновская [5, с. 56]. В программу Пушкинского воскресного ли­цея при СШ № 107 входит изучение гумани­тарных предметов, что позволит углубить знания учащихся по литературе, истории, искусству, языкам. Задача лицея - привлечь способных ребят из разных школ, учить юных чести, благородству, верности и дружбе. Про­водятся уроки хорошего тона, аристократи­ческих манер, когда в литературно-музыкаль­ном спектакле, со свечами и канделябрами на столах, учащиеся представляют Пушкина и его окружение, надевают фраки и смокинги молодых людей и бальные платья барышень. Учебная программа лицея рассчитана на один день занятий в неделю и самостоятельный труд учащихся.

Дети любят готовить праздники. В про­цессе подготовки они раскрывают себя, про­являют способности. Сотрудники городско­го Детско-юношеского культурного центра совместно с музеем многие годы проводили с детьми утренники, походы по пушкинским местам, викторины. Участники конкурса «Пушкин в нашем доме» должны были со­чинить рассказ или стихи о Пушкине, рас­сказать о пушкинских местах Одессы и Одес­ской области, сделать фотографии и рисунки. Участники литературной игры «Евгений Оне­гин». Что? Где? Когда?» должны были создать команды из четырех человек, прочитавших роман Пушкина, написать рассказ, сделать рисунки, в любой форме представить свои впечатления от знакомства с романом и его героями. Победители получали подарочное издание книги Юрия Дынова «Всего три­надцать месяцев». Для школьного театра СШ № 117 и СШ № 90, носящей имя поэта, ар­тист, певец, поэт и драматург Ю. Дынов напи­сал шесть сцен из своей пьесы «Всего 13 меся­цев», соединяя их рассказом-воспоминанием Е. К. Воронцовой, одесской музы поэта, на­писал «Романс графини Воронцовой» в форме монолога. Музыку к школьному спектаклю, к романсу написал Сергей Школьник, студент 4-го курса консерватории. Когда он учился в школе, играл роль Пушкина, был первым Пушкиным в первой постановке «детского» спектакля. Режиссер-постановщик спектак­ля учительница русского языка и литературы Т. И. Комолова в своих воспоминаниях назы­вает Ю. З. Дынова педагогом, учителем де­тей, который помог поверить юным артистам в свой талант, пишет о его любви к ученикам и Пушкину [6, с. 4].

«Я так люблю Татьяну милую мою» — так назывался Пушкинский праздник, проведен­ный в музее поэта одесской школой № 90 им. А. С. Пушкина. В доме, где жил поэт, читали учащиеся свои стихи, стихи одесских поэ­тов, выступали с литературной композици­ей, составленной из строк «одесской» главы

А.  С. Пушкина, смотрели фильм «Онегин». Сюрпризом праздника был роскошный торт «бланманже» с вензелем «Т Л» (Татьяна Лари­на). Такой подавали на именинах у пушкин­ской героини в романе «Евгений Онегин».

В ежедневной работе музея находят от­ражение все аспекты воспитательной рабо­ты с учащимися: экскурсии, консультации, беседы, открытые уроки, видеофильмы. Наблюдается комплексный подход с учетом возрастных и индивидуальных наклоннос­тей школьников. Важный аспект работы — стремление привить ребятам чувство гор­дости, верности традициям нашего города. Пушкинские школьные музеи стали неотъ­емлемой частью совместной учебно-воспи­тательной работой музея А. С. Пушкина и школ. Юные любители поэзии, музыки, жи­вописи, чтецы, певцы — все с увлечением отдают свой досуг музею. Ребята пополняют коллекцию, оформляют стенды, разрабаты­вают экскурсии. В экспозициях школьных музеев — произведения А. С. Пушкина, га­зетные и журнальные статьи о жизни и твор­честве поэта, иллюстрации к его произве­дениям, экслибрисы, юбилейные, медали, значки, почтовые марки и открытки, мате­риалы о постановках пушкинских спектак­лей на театральной сцене.

Продолжая традиции прошлых лет, в на­стоящее время в залах музея А. С. Пушкина ставятся спектакли театральными студиями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, орга­низовываются концерты вокальной музыки по произведениям А. Пушкина. Тесные кон­такты у сотрудников музея с театром-студией «Современник» гимназии № 1, с Пушкинским театром гимназии № 2, с Театральным лице­ем. С театральными композициями выступа­ют студенты педагогического университета им. Ушинского. В работе литературно-му­зыкальной гостиной музея принимают учас­тие учащиеся ОУИК им. Данькевича, ОНМА им. А. В. Неждановой.

Продолжить знакомство с жизнью и твор­чеством Пушкина любителям и исследовате­лям пушкинской поэзии помогает библиотека музея. Библиотека музея насчитывает более 500 книг, журналов, альманахов. Это и произ­ведения Пушкина, и критическая литература о нем известных пушкинистов. В библиотеке можно прочитать нужную книгу, получить консультацию для написания сочинения, ре­ферата, сообщения о Пушкине. Учащимися - членами Малой Академии наук Украины были написаны исследовательские работы — «Юж­ная ссылка Пушкина», «Украинские потомки

Пушкина», «Пушкин и музыка» и пр. Тесные контакты связывают музей с кафедрами по работе с иностранными студентами одесских вузов.

Музей — важное средство внешкольного образования. Взволнованные мемориальной обстановкой, которую дополняет экскурсия по залам музея, учащиеся оставляют глубоко прочувствованные записи в книгах отзывов. «Я — ученик 1-В класса школы № 90 горжусь, что моя школа названа в честь А. С. Пушкина 13. 02. 2016 г.». Мемориальные музеи призва­ны всем своим комплексом — и половицей, и окном, и ступенькой лестницы, и звуком — оживить жизнь великого писателя. Музейные экспонаты, являясь памятниками материаль­ной и духовной культуры, по словам Л. Тол­стого, «действуют на людей независимо от их степени развития и образования... прелесть картин, звуков, образов заражает всякого че­ловека, на какой бы он ни находился степени развития» [19, с. 109]. Музей дает прочные, устойчивые знания о творчестве писателя, его эпохе, окружении, литературных связях. Связь с музеями помогает учащимся быст­рее овладевать знаниями по литературе, по искусству, воспитывать высокий эстетичес­кий вкус, овладевать величайшими духовны­ми богатствами прошлого. Однако функции музея не ограничиваются лишь получением определенной суммы знаний, конкретных фактов. Он оказывает благотворное воспи­тательное воздействие своими подлинны­ми материалами на учащихся, прививая им любовь к поэзии, литературе, живому слову.

В. Г. Белинский в статье о творчестве Пушки­на указывал на то, что «.читая его творения можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно по­лезно для молодых» [1, с. 31].


 

 


Источники и литература


 


  1. Белинский В. Г. Статьи о классиках. - М.: Художест­венная литература,1973. — 608 с.
  2. Дубасов В. И к памятнику вечная тропа // Одесский вестник. — 2012. — 11 февр.
  3. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочине­ния. — М.: Учпедгиз, 1955. — 655 с.
  4. Кияновская Л. П. В начале жизни школу помню я: Записки учителя. — Одесса: Печатный дом: Фаворит,

2012.  — 248 с.

  1. Кияновская Л. П. «Как пламень жертвенный, чиста моя любовь.»: из репертуара Маленького Пушкинского те­атра. — Одесса: Печатный дом: Фаворит, 2008. — 56 с.
    1. Комолова Т. И. Мы называли его маэстро // Одесский вестник. — 2001. — 6 сент.
    2. Лощинин Н. П. Литературный музей и школа. — М.: Просвещение, 1976. — 136 с.
    3. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб­ное пособие / под ред. К. Левыкина, В. Хербста — М., 1988. — 432 с.
    4. Мельник О. Первые шаги в литературном музее. — М., 2008. — 22 с.

10.  Николаева Т. Пушкинский праздник // Вечерняя Одесса. — 2003. — 1 февр.

11.  Островская Н. К. Вопросы нравственного воспитания в поэзии А. С. Пушкина // Тезисы межвузовских чте­ний. - Кировоград, 1989. - 204 с.

12.  Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. — М.: Ху­дожественная лит-ра, 1976. — Т. 6. — 508 с.

13.  Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. — М.: Ху­дожественная лит-ра, 1976. — Т. 7. — 398 с.

14.  Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. — М.: Ху­дожественная лит-ра, 1976. — Т. 9. — 462 с.

15.  Текущий архив Одесского литературно-мемориаль­ного музея А. С. Пушкина. — Положение о конкурсе чтецов «Здравствуй, племя молодое, незнакомое». — 2010.

16.  Текущий архив Одесского литературно-мемориально­го музея А. С. Пушкина. — Положение о конкурсе ли­тературных произведений учащихся «Я Вам пишу». —

2013.

17.  Посылаева Т. Школьный музей // Знамя коммуниз­ма. — 1975. — 16 мая.

18.  Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 91 т. — М.: Художественная литература, 1951. — Т. 30. — 606 с.

19.  Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. — М.; Л.: Академия педагогических наук, 1949. — Т. 6. — 450 с.

20.  Чернышевский Н. Г. А. С. Пушкин. Его жизнь и со­чинения. — М.: Гослитиздат, 1956. — 46 с.

21. Чечкина Е. В. Лицей, который не кончается // Вечер­няя Одесса. — 2003. — 8 нояб.


 

 

 

 

 

 


Museum pedagogy. Forms and methods of work with students at the Pushkin Museum

О. Kutsenko

Museum pedagogy is a scientific discipline that explores the museum forms of communication. The museum pedagogy treats the questions of the content, methods and forms of impact on different social and age groups of the museum audience. This document discusses the methods and forms of A. S. Pushkin Literary Memorial Museum.

Keywords: Pushkin Museum, museum education. Types and forms of museum work, excursions, lectures. Exhibi­tions, competitions, themedevenings.