ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Эпистолярные комплексы в собрании Одесского историко-краеведческого музея   Озерянская И. М.

    (скачать pdf)

УДК 069.1(477.74-21):351.085

И. М. Озерянская

Эпистолярные комплексы в собрании Одесского историко-краеведческого музея

(по материалам семейного архива Ржепишевских, кон. XIX - нач. ХХ в.)

В научный оборот вводится комплекс частной переписки семьи Ржепишевских кон. XIX — нач. ХХ вв., хранящийся в документальном фонде Одесского историко-краеведческого музея.

Ключевые слова: Ржепишевские, семья, музей, эпистолярные комплексы.


 

 

 


 

В каждом музейном собрании, вне зависи­мости от профиля музея, хранятся эпистоляр­ные памятники. Это могут быть единичные эк­земпляры, а могут быть и целые эпистолярные комплексы.

В последние годы интерес к подобного рода материалам значительно возрос в связи с общи­ми тенденциями, связанными с гуманизацией науки. Личность обычного человека в разных жизненных обстоятельствах привлекает ученых, занимающихся проблемами социума: «свести историю с пьедестала науки об обществе в ранг науки о человеке в обществе» [1, с. 121]. Акцен­ты сместились из обстоятельств, окружающих человека, на человека в конкретных обстоятель­ствах, на «обычного человека» с его страстями и мыслями [2, с. 21, 25]. В связи с этим возрож­дается интерес исследователей к изучению т.н. локальной истории, который связан с влиянием методологических новаций «новой историчес­кой науки»: происходит смена историографи­ческих приоритетов — обращение к антрополо­гически ориентированной социальной истории [3, с. 201].

Наряду с воспоминаниями и дневниками, письма (эпистолы или эпистолярии) приобре­тают немаловажное значение. «Специфика пи­сем, — писал В. А. Сметанин (основоположник новой вспомогательной исторической дисцип­лины — эпистологии), — заключается в особо ярком проявлении субъективного восприятия современных событий. Это требует более кри­тического отношения к эпистолярному наследс­тву, но вместе с тем убеждает в солидной значи­мости писем как исторического источника» [4, с. 3-4]. Именно этот вид письменных источ­ников даёт возможность рассматривать объект во всей сложности, множественности свойств, качеств и их взаимосвязей, обладает высокой степенью репрезентативности [5, с. 21].

Сегодня наблюдается археографический «взрыв» по частной переписке, который ис­следователь истории украинской археографии О. И. Журба объясняет «переориентацией гу- манитаристики с макро- на микропроцессы, особенно на проблемы роли и места человека в обществе» [6, с. 16].

Переписка близких людей — родственников и друзей отличается особенной откровеннос­тью. В письмах, помимо приватных моментов, искренне и без опаски излагались (передава­лись) новости местной и заграничной жизни, различные слухи и собственная оценка пос­ледних [7, с. 21]. Особого внимания заслужи­вают эпистолярные комплексы, образующие семейную переписку, которая является одной из наименее изученных в историографическом плане разновидностей эпистолярных источни­ков [8, с. 50]. Между тем в XIX — и до середины ХХ в. в среде образованного класса эпистоляр­ная культура была частью общей культуры, по­этому письма, в том числе письма друг к другу членов одной семьи, составляют важнейшую часть семейных архивов. Семейная переписка может служить источником для изучения об­раза жизни, мировоззрения, психологии кор­
респондентов, давая, таким образом, материал для развития современных направлений ис­торической науки, таких как социальная история, история повседневности, историческая антропология. От масштабов и уровня археографической обработки эпистолярных комплексов зависит в значи­тельной степени эффектив­ность использования частной переписки (как и других ви­дов письменных памятников) в широком исследовательском ареале.

Эпистолярный комплекс семьи Ржепишевских — это более 650 писем личного ха­рактера. Основными коррес­пондентами являлись супруги Михаил Иванович и Мария Антоновна Ржепишевские. Их переписка составляет около 300 писем. Далее идут письма родственников семьи — 202 письма, подруг и знакомых Марии Антоновны и Миха­ила Ивановича — 64 письма, сотрудников Подвижного музея учебных и наглядных пособий1 — 44 письма. Са­мое раннее письмо датирует­ся 1896 г., но основная масса писем относится к 1900-м го­дам, отдельные письма 1920­1940-х гг. В данной публика­ции рассматриваются письма, относящиеся к первому деся­тилетию ХХ в.

Михаил Иванович Ржепи- шевский — сын штаб-офицера, родился в 1877 г. в г. Бельцы, учился в Херсонской гимна­зии, закончил Новороссийс­кий университет, преподавал в различных учебных заведе­ниях г. Одессы.

Мария Антоновна Ржепи- шевская, урожденная Осмо­ловская, родилась в 1888 г. в г. Одессе. Семья Марии Ан­тоновны ведет свое начало от братьев Стифелей, поселившихся в г. Одессе в 1796 г. и добившихся немалых успехов на ком­мерческом поприще. Одна из дочерей Стифелей, Генриетта, вышла замуж за майора Ми­хаила Лессара, появившегося в г. Одессе в 1840 г., а их стар­шая дочь Анна в 70-х гг. XIX в. вышла замуж за присяжного поверенного Антона Ивано­вича Осмоловского. Младшая дочь Осмоловских, Мария, в 19-летнем возрасте вышла за­муж за преподавателя физи­ки Михаила Ивановича Рже- пишевского. Невероятно, но сохранилось документальное подтверждение начала стре­мительного «романа». Это записка 1906 г. к Ржепишев- скому Михаилу Ивановичу с просьбой о подготовке Осмо­ловской Марии Антоновны к экзамену по физике [9].

Вероятно, статус жены преподавателя мотивиро­вал Марию Антоновну про­должить свое образование. В 1912 г., оставив пятилетне­го сына Юрика на попечение матери, Анны Михайловны, Мария Антоновна уезжает в г. Ананьев, чтобы в местной Мариинской гимназии сдать экстерном экзамены за 7-й класс. Почему был выбран именно г. Ананьев, мы можем только предполагать. Мария Антоновна училась в г. Одессе в частной гимназии С. И. Ви- динской, но в связи с болез­нью, а затем замужеством и рождением ребенка занятия пришлось на время оставить. В дальнейшем для планируе­мого поступления на Высшие женские курсы необходимо было получить свидетельство об окончании гимназии, при­чем государственной. Попасть в число экстернов в те годы было не просто. Существовал определенный лимит для гим­назий г. Одессы на выдачу аттестатов зрелос­ти для посторонних лиц (экстернов), их число
обычно превышало количество выпускников гимназий. Случалось, что желающие проэк­заменоваться дежурили по нескольку ночей перед зданием гимназии, лишь бы попасть в заветный список. Некоторые экстерны уезжа­ли сдавать экзамены в другие города, входив­шие в Одесский учебный округ.

Уездный г. Ананьев был выбран для Марии Антоновны, вероятно, по нескольким причи­нам: известная своим приличным преподава­тельским составом женская Мариинская гимна­зия [10, с. 175, 176], наличие знакомых в городе, в том числе и среди преподавателей, близкое расположение к п. Любашёвка, где в то время проживала сестра Михаила Ивановича — Зи­наида Ивановна Сиземская.

Письма Мария Антоновна писала каждый день, а иногда и по два в день. Волнения перед каждым экзаменом, жалобы на плохую память, характеристики экзаменаторов и различия в правилах сдачи экзаменов для учеников гим­назии и экстернов — вот чем полны были эти письма. А еще перепады настроения, тоска по дому, по сыну, немедленное требование к Ми­хаилу Ивановичу приехать, а затем извинения и клятвы всё стерпеть и довести начатое до конца. Жила Мария Антоновна на квартире у учитель­ницы Марии Яковлевны Рожковой, которая по­могала ей готовиться к экзаменам и с которой у нее сложились очень теплые отношения. Пос­ле первой неудачи со сдачей экзаменов Мария Яковлевна успокаивала, что «важен не диплом, а знания, которые помогут в жизни... правильно воспитывать детей и подняться до уровня «уче­ного мужа» [11].

Вместе с Марией Антоновной в г. Ананьев поехал и младший брат Михаила Ивановича, Константин. Ему необходимо было сдать экс­терном экзамены, чтобы получить звание на­родного учителя, а тем самым освобождение от воинской повинности. Мария Антоновна всячески опекала шурина, переживала за его душевное и физическое состояние: «...у Коти всё плохо с сочинением: содержание хорошее, а ошибки грубые; если Котя провалится, то надо предложить им с Зиной переехать в деревню по­работать учителями; Котя весной опять сможет сдавать на народного учителя; если денег не будет хватать, то можно посылать рублей 15 или 20 в месяц» [12]; «...Котя бедствует, но денег брать не хочет и не хочет жить за счет других. узнай, может его возьмут на работу в Кредитное обще­ство, если у него есть свидетельство за 6классов, может ли он быть народным учителем... почему не купил Коте пальто?...пришли денег — 10рублей, ты забыл... насчет Котиного сочинения ничего не ясно пока» [13].

Михаил Иванович как мог успокаивал жену, порой прибегая к нравоучениям: «ведь смысл всей нашей жизни только и заключается в надежде, а те люди, у которых потеряны все надежды обык­новенно кончают сами счеты с жизнью...» [14].

Письма Михаила Ивановича более инфор­мативны, с подробным описанием семейных дел, занятий с сыном, отношений с мамой — Анной Михайловной Осмоловской: «...ходили сегодня с Юриком в Отраду, посмотреть одно место, которое советую маме купить и постро­ить небольшой дом-особняк, и жить там всегда. ...это на Уютной улице, возле того хорошенького дома-особняка с террасой, что мы с тобой виде­ли» [15];

«...сегодня у нас начали проводить электри­чество... теперь надо приобрести лампочки. Пока включаются 10лампочек, а осенью остальные 14, так что на всю квартиру — 24. Нам это будет стоить рублей 50, но переходя на другую квартиру мы можем все забрать с собой» [16]; «...сегодня мама была в Земской управе у Аргутинского, и он сказал ей, что земство имеет в виду ее дачу на Холодной Балке для размещения грязелечебницы... они постараются приобрести этот участок» [17]; «...здесь, в Одессе, Комиссия, которой Губернское Земство поручило подыскать место для бакте­риологической станции. Так вот, я посоветовал маме предложить им Большой фонтан. Нужно было написать заявление, снять план, разыскать этих господ, переговорить с ними...» [18]; «...за­втра все едут на Холодную Балку. Мама остает­ся на 2-3 дня, чтобы все привести в порядок, т.е. скорее в беспорядок, потому что она совершенно не в состоянии ничего делать и страшно устает, кроме того она все забывает, точно, как «баба»[1]. «...жара страшная, а прошлой ночью был ливень, размыло рельсы Хаджибейского трамвая...» [19]; «...здесь образовалось общество заботы о детях[2]. Вольфензон[3] состоит в совете этого общества, и он предложил мне принять активное участие в этом обществе. Я принципиально согласился, ...кроме того мне хочется, чтобы и ты приняла там участие, т. к. это интересно и для Юрика» [20]; «...вчера был в театре. Я первый раз видел «Ревизора». Давыдов1 хорошо играет... Во всяком случае я получил удовольствие» [21]; «...сегодня у нас «колос ржи»,2 устраиваемый Красным крес­том, и я пока не купил ни одного колоса, думаю, что и дальше воздержусь. Продает довольно по­дозрительная публика... интересно знать, какой будет сбор» [22]; «...вчера был в заседании обще­ства бывших воспитанников Новороссийского Университета3 в первый раз, и сразу уже меня выбрали в комиссию по устройству осенью банке­та, который устраивается каждый год...банкет этот должен иметь большое значение для сбли­жения между членами этого общества и послу­жить сигналом к возрождению и обновлению его. Поэтому мне интересно принять участие в этой комиссии» [23].

В письмах Михаил Иванович много внима­ния уделял главному своему детищу — Под­вижному музею учебных и наглядных посо­бий при Одесском отделении Императорского Русского технического общества [24, с.11-12]. Целью создания Музея была просветительская деятельность на ниве народного образования, но для материальной поддержки необходима была коммерческая составляющая. Для этого при музее действовали мастерские, изготов­лявшие и продававшие наглядные пособия (гербарии, макеты, чучела и проч.) по раз­личным учебным программам. Это всегда было камнем преткновения между Михаилом Ивановичем, ратовавшим за просветитель­ство, и руководством Технического общества, видевшим в музее только средство для зара­батывания денег: «...вечером был на собрании в «Урании», где решено было сделать попытку восстановить Лекционный комитет, каким он был при Городской Аудитории» [25]; «...Завьялов4 гнет более в сторону того, чтобы читать лекции за плату и для средней публики, а Пекаторос5 и Петровский,6 чтобы восстановить прежний Лекционный комитет и читать для рабочих.

1 Владимир Николаевич Давыдов (наст. - Иван Никола­евич Горелов), 7(19). 01.1849- 23.06.1925, русский актер. «День колоса ржи» — уличная благотворительная акция в помощь пострадавшим от неурожая.

«Общество вспомоществования бывшим воспитан­никам Императорского Новороссийского университета и Ришельевского лицея», учрежденное в 1885 г. Василий Васильевич Завьялов, 1873- 1930, профессор физиологии, приват-доцент Новороссийского универ­ситета.

Георгий Михайлович Пекаторос, 1864 — ?, кандидат естественных наук.

Алексей Филиппович Петровский, преподаватель Одес­ского кадетского корпуса, член правления Одесского педагогического общества взаимопомощи.

Танфильев[4] и Вериго[5] думают об Обществе ес­тествоиспытателей. Таким образом — три течения. Все они совместимы, хотя легче всего осуществить первое, труднее — второе» [26];

«завтра общее собрание, в котором Галюзман[6] предполагает сделать доклад о денежном состоя­нии музея и кстати, я выясню с ним, как обстоит дело с мастерскими. Если плохо, то постараюсь поскорее ликвидировать, чтобы не запутаться совершенно...я не могу органически вести дело совместно с людьми, которые не могут или не хотят жить этим делом, интересоваться им, как делом, а не только как источником средств к жизни...лучше отдавать средства и время про­светительному делу, как например, лекции и Му­зей.» [27]. По докладу Галюзмана оказалось, что «финансы плохи, а мастерская особенно пло­хо стоит» [28]. Михаил Иванович принимает решение о закрытии мастерских: «... я хотел бы только развязаться с ними, освободиться от них...потому что эта бесконечная трата денег и выискивание их, меня уже утомляет» [29]; «...се­годня говорил рабочим, что с завтрашнего дня на­чинаю ликвидировать мастерские в течение двух месяцев и объяснял им причины. Говорил им так­же, что если они хотят, могут взять мастерские на себя, работая на свой риск и страх, но что музей не в состоянии больше вести дело, которое приносит убыток. Кто виноват в этом, конечно, предоставляю судить им самим, так как я всегда предупреждал их, что плохое ведение дела с их стороны, ляжет тяжестью и на них, потому что они потеряют заработок. Конечно, страдающим лицом здесь являюсь больше всех я, хотя выгоды от этого дела я не имел никогда» [30]. О своих планах на будущее: «Знаешь, я решил не давать в будущем году частных уроков...Когда не будет мастерских, у меня освободится время, и денег не будет столько уходить, и я думаю, тогда можно будет иметь достаточно времени для занятий. Ты будешь на курсах, а я тоже буду заниматься, и будет хорошо» [31].

Письма Михаила Ивановича жене полны впечатлений от встреч с общими знакомыми, об отдыхе в Холодной Балке, о гостях и развле­чениях: поездки на велосипедах, катание на лод­ках по лиману и проч. На это Мария Антоновна даже отреагировала в письме к матери: наряду
с рецептами плацинды с яблоками, «лежней» (тесто с кашей и сыром) и лимонного воздуш­ного пирога, спрашивает: «Хорошо ли ведет себя Михаил Иванович и сидит ли дома?Пожалуйста, смотри за ним хорошо» [32].

В октябре 1912 г. Мария Антоновна с сыном Юриком и матерью Анной Михайловной уезжа­ют на курорт в Италию.

Если считать, что суп­руги писали друг другу письма каждый день, то написано было не менее 300 писем за почти пять месяцев пребывания за границей. В архиве со­хранилось 120 писем (46 от Марии Антоновны и 74 от Михаила Ивано­вича). Эта переписка вполне могла бы стать романом в письмах, на­столько они информа­тивны и в то же время вполне отвечают опре­делению «субъективно­го восприятия мира».

В следующем году Марии Антоновне вновь пришлось сдавать экзамены в Ананьев­ской гимназии. Писем Марии Антоновны это­го периода не сохрани­лось и о происходящих событиях можно су­дить только по ответ­ным письмам Михаила Ивановича: «я думаю, что тебе дадут свиде­тельство, потому что в прошлом году тебя оби­дели, так в этом году постараются загладить. Да кроме того, ведь нельзя же дать свидетельство на 6 У классов, а за 6у тебя уже есть» [33].

Одной из главных тем в письмах Михаила Ивановича в этот период были выборы в Го­родскую думу 1913 г., в которых он принимал участие от т.н. «прогрессивной группы избира­телей», сконцентрировавшейся вокруг инжене­ра М. В. Брайкевича1. Их противники во главе с присяжным поверенным Б. А. Пеликаном[7] добились пересмотра итогов выборов, и 19 мая 1913 г. Пеликан стал новым городским головой. Эти выборы вошли в историю г. Одессы как первые скандальные, в которых использовались все современные нам политические техноло­гии: админресурс, подкуп избирателей, «кару­сель», «черный пиар», угрозы и т.п. Об этом пишет Михаил Ива­нович в письмах: «... подсчет голосов до сих пор не закончился, но безусловно победили но- водумцы. Пеликановцы уже сложили оружие и не приходят даже на подсчет, считая свое дело проигранным» [34]; «...подсчет сегодня закончится и вече­ром будем знать, кто победит. Если гра­доначальник не опро­тестует выборов, то через неделю мы будем уже заседать» [35]; «...передают, что выбо­ры не будут утвержде­ны. опять начнется предвыборная работа и выборная страда. Новодумцы надеются, что они возьмут теперь верх, если бы даже со­единились против них пеликановцы и моисе- евцы. Мне будет очень жаль, если мы прова­лимся. Так много хоте­лось бы и можно было бы сделать хорошего, но при условии, что город опять попадет в руки этих гнид, едва ли что- нибудь можно будет сделать, кроме дальнейшего разорения города» [36]; «.ходят слухи, что наши выборы будут кассированы, т.к. пеликановцы по­мирились с моисеевцами и мне представляется перспектива сидеть в помещении Музея целых 4 года, т.к., наверное, они не дадут нового места для Музея, если возьмут верх. И хочется бросить всё, и уехать куда-нибудь в другой город, где нет такой мерзости, как здесь» [37]; «...выборы от-


 


1 Михаил Васильевич Брайкевич, 1874- 1940, инженер, экономист, коллекционер, меценат, общественный де­ятель, председатель Одесского отделения Император­ского Русского технического общества.

менены и новые будут назначены или же 19 мая или 26-го. Мы опять готовимся к войне...» [38]; «...в воскресенье выборы и мне не хочется на этот день уезжать из Одессы... Сосновский1 говорит, что ему нужна «правая» Дума, что он надеет­ся, что примирение Пеликана и Моисеева2 дадут эту Думу, но будет скандал, если он ошибётся. Он говорит, что примет все, зависящие от него меры, чтобы не было мошенничества, т.к. хо­чет, чтобы «правая» Дума прошла честно» [39]; «.если меня назначат счетчиком, я буду занят часов до 10 вечера счетом голосов. Завтра выборы и борьба в полном разгаре. Господа пеликановцы и их союзники, моисеевцы, доходят до крайних пре­делов наглости. Вчера они сделали вооруженное нападение на контору Штерна, предполагая, что там списки новодумцев. Но там ничего не было, зато они нарвались на большие неприятности, т.к. трое служащие в конторе Штерна — инос­транцы, и они заявили о нападении своим консу­лам, которые немедленно поехали к Сосновскому за объяснениями. Что из всего этого выйдет, не­известно, но пока все в городе этим возмущены, а наши шансы вследствие этого поднялись» [40]; «.мы очевидно проиграли сражение, потому что они толпами, на автомобилях, всем, кому попало, всучивали списки. Досадно, что еще 4 года при­дется терпеть эту гадость и грязь. О здании для Музея надо забыть» [41].

Одесские газеты подтверждают слова Миха­ила Ивановича: «...выборы протекают необык­новенно оживленно, десятки автомобилей и эки­пажей обслуживают различные партии, Думская площадь запружена. Масса полиции охраняет по­рядок, но все же отмечен ряд случаев насилия над новодумцами. Так разрезаны шины и тем выведены из строя два новодумских автомобиля. Пеликанов- цы раздают подложные воззвания, якобы от имени новодумцев. Счетчиками назначены исключитель­но правые» [42].

Но. экзамены у Марии Антоновны заканчи­ваются, скоро возвращение домой и планируе­мая поездка на Кавказ, которая осуществилась только через год, в июне 1914 г. В письме к ма­тери Анне Михайловне с Военно-Грузинской дороги — из Тифлиса во Владикавказ — Мария Антоновна описывает красивые места, которые они проезжают в «линейке» на 8 человек, но жа­луется на дождливую погоду [43].

1 Иван Васильевич Сосновский, 1868— после 1917, дейс­твительный статский советник, одесский градоначаль­ник (1911-1917).

Николай Иванович Моисеев, 1858- 1915, действитель­ный статский советник, одесский городской голова (1909- 1913).

Большой комплекс писем составляет пере­писка супругов Ржепишевских с братьями и сестрами Михаила Ивановича.

Александр Иванович Ржепишевский родился в 1879 г. в г. Аккермане. Закончил с отличием Институт гражданских инженеров в г. С.-Петер­бурге, стажировался в Сорбонне, стал извест­ным архитектором в г. Харькове. После рево­люции пытался уехать заграницу, но оказался в г. Москве, где и умер от инсульта в 1930 г.

Александр Иванович был человеком обес­печенным, и основная тяжесть финансовых проблем менее удачливых родственников ло­жилась на его плечи. Письма, адресованные ему, почти всегда содержали просьбы о де­нежной помощи. Особенно это касалось бра­та Леонида, сидевшего в Бутырской тюрьме в г. Москве и Михаила Ивановича, находящего­ся под арестом в г. Одессе: «. был очень свободно принят Главноуправляющим Канцелярией по при­нятию прошений на Высочайшее Имя штальмей- стером бароном Александром Александровичем Бутбергом[8]... просил по возможности посодейс­твовать скорейшему решению. Он сказал, что надеется, что ты будешь помилован, но ...это займет время, т.к. твое прошение только что поступило. ...мне сказали, что ты должен обра­титься к господину Одесскому градоначальнику об отсрочке твоего заключения в крепость до получения заключения по твоему делу из Канце­лярии» [44]; «Вчера я был у одной особы, которая знакома со всей чиновной ратью. Я ей рассказал о твоем деле... что главная причина того, что ты просишь о помиловании — есть твоя боязнь за судьбу музея, который ты устроил в Одессе и который только на тебе и держится...что в случае твоего заключения все это может пойти насмарку» [45].

Леонид Иванович Ржепишевский родился в 1885 г. в г. Оргееве. Обучаясь в Новороссий­ском университете на естественном факуль­тете, примкнул к анархистам. За участие в по­пытке экспроприации для партийной кассы привлечен к уголовной ответственности. Суд определил ему меру наказания — пожизнен­ная каторга, причем, 8 лет в кандалах в Бутыр­ской тюрьме, в г. Москве. Находясь в тюрьме, Леонид женился на студентке консерватории Надежде Суходольской. Венчание проходило в тюремной церкви в присутствии надзирате­лей, на это время ему разрешили снять кан­далы. В тюрьме Леонид устроился на работу в столярную мастерскую, где изготавливал всевозможные поделки (шкатулки, рамки и проч.), которые затем нелегально продавались руководством мастерской. В письмах, которые он посылал на волю родным, почти нет жалоб, только просьбы: прислать инструменты, книги по химии и что-нибудь легкое, о путешествиях: «...да, книги я просил приносить для двух целей. Читать их я буду, это раз; два — они будут вам возвращаться; и три — в переплетах тех из них, у которых будет перечеркнута карандашом 17 страница будут письма...» [46].

О жизни в тюрьме: «...нет тех ужасов, ко­торые загнали на тот свет в предшествовавшие годы 25% каторги. Работаем себе полегоньку. Если имеешь средства, то можешь жить хорошо и ма­териально. В каждой мастерской есть плита, где можно варить себе пищу. Хотя и казенная пища хороша. Камера у меня теплая, сухая, светлая. Народ — пожаловаться не могу» [47]; «.ну, по­смотрим, что даст Новый год. Мы как истинные каторжане, ждем от него и желаем себе мани­феста, а вам желаю всего лучшего. Миху — зда­ния для музея. Коте — больше желаю не держать экзамена, чем выдержать его» [48].

Сохранилось письмо Леонида Иванови­ча от 15 марта 1917 г. после освобождения из тюрьмы: «ну вот, дорогой Миша, я уже вполне гражданин новой России. Вчера получил в этом письменное удостоверение. Москва так уже ос­воилась с новым порядком, что я положительно преклонюсь перед ней. Я всегда был к ней равно­душен, а зимой даже не любил за суровость. Вче­рашние рабы, после 2-3-х дней не злобствующей радости, и радости действительно всеобщей, взялись за обычный труд, так как будто про­шли три дня Пасхи и началась обычная трудовая жизнь. Разница только в том, что в свободное от труда время все спешат в те здания, где как будто уже давно развеваются красные флаги. А ведь эти флаги реют всего одну неделю. Вот почему я не удивляюсь, если даже самые опти­мистические мечты и чаяния осуществятся. Ни назад, ни даже на месте мы не остановимся уже. Я верю в это так, как не верил даже тогда, ког­да голосовал в Университете за забастовку до созыва Учредительного собрания. Миша, а вот дождались уже! Теперь можно приниматься и за личную жизнь, и в общественную жизнь не вносить ни боевого, ни уголовного элемента. Вот об этом я теперь и подумываю. Больше всего я хотел бы работать в области химической тех­нологии, т.к. кажется мне, что эта работа может мне дать и духовную, и материальную пищу. План на будущее у меня такой. Т.к. за 9 лет я растерял многое из того, что знал (а знал я мало), то я не могу рассчитывать на то, что мне могут доверить какое-нибудь самостоятельное руководство делом. Да я и сам не возьму. А вот поступить сначала на один-другой завод, при­смотреться к делу, изучить его и тогда с созна­нием своего права взять на себя руководство бо­лее или менее независимого предприятия. Таково мое намерение. Если мне удастся его осущест­вить, то я думаю, что к зиме я уже буду в состо­янии за приведение в жизнь своей инициативы. Я страшно хочу быть совершенно независимым ни материально, ни морально... если я потерял 9 лучших лет жизни, то это главным образом потому, что я не мог идти проторенной дорогой за вожаками. Энергии у меня воз» [49].

Дополнительные, и весьма неутешительные, сведения о пребывании Леонида Ивановича в тюрьме содержатся в письмах его сестры — Еле­ны Ивановны. Она была замужем за Виктором Адольфовичем Минкевичем, жила в г. Москве, и в основном занималась делами брата: посе­щала его в тюрьме, носила передачи и просила старших братьев Александра и Михаила помочь деньгами. О посещении Лёни в тюрьме: «...сви­дание полчаса, выглядит плохо, хрипит, говорит с трудом; просил лекарство, но денег нет, что­бы купить» [50]; «...получили посылку с книгами для Лёни; просит прислать что-нибудь лёгкое для чтения (путешествия); просил еще прислать ему инструменты для того, чтобы делать чучела; начальник разрешил и даже сказал, чтобы Лёня взял себе 3-4ученика. Птиц можно доставать в птичьих магазинах, а готовые чучела отсылать в Музей; просил еще рыбий жир и другие лекарства. Настроение у него хорошее, но выглядит ужасно. Кандалы не сняли;хочет проситься в другую тюрь­му (в Сибири), из которой легче уйти в «вольную команду» [51].

Еще одна сестра Михаила Ивановича, Зи­наида, была замужем за врачом Сиземским, работавшим в земской больнице в п. Любашёв- ка. Ее письма полны тревог за близких: о муже Александре Евгеньевиче, который заболел ту­беркулёзом, о желании уехать из нелюбимой Любашёвки в любимую Одессу; о бедственном положении семьи младшего брата Константина, ожидающей ребенка; о брате Леониде, пребы­вающим в тюрьме...и просьбы к Михаилу Ива­новичу и к Александру Ивановичу — помочь с деньгами.

У Марии Антоновны наиболее близкие отно­шения были с сестрой Анной, в замужестве По­левой. Семейная жизнь у Анны не сложилась, и она помогала Марии с воспитанием сыновей —

Юрика и Павлуши. Сферой профессиональной деятельности Анны Антоновны стала педагоги­ка. До революции она была народной учитель­ницей, преподавала в воскресных школах, а в советское время работала в различных детских учреждениях.

Из воспоминаний Павла Михайловича Рже- пишевского: «Тетя Аня — маленькая сгорбленная старушка, быстро семенящая из комнаты в ком­нату, из комнаты в кухню. Обязательно крепкий черный кофе по утрам и отвратительное мор­ковное пюре на обед. Требовательность к людям, взрослым и маленьким, доходящая до придирчи­вости, и вместе с тем, — глубокий интерес и вни­мание к их делам, горячее желание всегда прийти на помощь. «Надо бороться. Надо добиваться» — эти ее слова в равной степени могли относиться как к преодолению трудностей в жизни одного человека, так и к непорядкам в масштабе всего государства» [52].

Михаил Иванович Ржепишевский, будучи человеком независимых и прогрессивных по­литических взглядов, не мог оставаться в сто­роне от тех процессов, которые происходили в империи на рубеже XIX-XX вв. Поэтому, едва поступив в 1895 г. в университет, он принимает активное участие в студенческом движении. В 1899 г. Михаила Ивановича арестовывают пер­вый раз: 2 месяца в тюрьме. Вероятно, в связи с этим он переходит с 5-го курса математическо­го отделения университета на 1-й курс только что открывшегося медицинского, но его опять арестовывают и высылают на два года из Одес­сы. После ссылки Михаил Иванович сдает эк­замены по курсу математического отделения и по предложению профессора Клоссовского[9] начинает работать в метеорологической обсер­ватории. Кроме того, он преподает в Одесском пехотном юнкерском училище, в частных гим­назиях и воскресных школах. В 1907 г. Михаил Иванович вновь был арестован и провел 3 ме­сяца в заключении за организацию Одесско­го отделения Всероссийского учительского союза[10]. В 1908 г. — арест по обвинению в по­литической агитации среди курсантов юнкер­ского училища. Газета «Одесское обозрение» поместила заметку о том, что «бывший препо­даватель одесского пехотного юнкерского учи­лища М. Ржепишевский был приговорен Одесской судебной палатой к заключению в крепость на 6 месяцев за антиправительственную пропаганду среди юнкеров. Осужденный подал прошение на Высочайшее имя о помиловании. В палате полу­чено сообщение, что прошение Ржепишевского ос­тавлено без последствий» [53]. Сохранилась так называемая «тюремная переписка» Михаила Ивановича 1909 г. — около 70 писем. Но этот эпистолярный комплекс требует особой науч­ной обработки, так как неотделим от изучения сопутствующих документов (постановлений об аресте, протоколов допросов, обысков, приго­воров и проч.), общей картины происходив­ших событий, особых правил тюремной пере­писки и т. д.

Большая семья, открытый дом — всё это предполагало большой круг знакомых и друзей. Общение не только личное, но и по переписке. Обычным делом было переписываться, даже находясь в одном городе: на конверте писали «Местное» или «Здесь». Если же кто-то уезжал, то переписка была тем более необходима. Поми­мо сведений о местопребывании, а здесь очень интересны личные впечатления, масса вопро­сов о прежней жизни, об оставленных друзьях и знакомых. Очень часто письмам доверяли самое сокровенное, писали о своих душевных терза­ниях и мечтах, выясняли отношения — то, о чем тяжело было сказать лично.

Несколько таких писем сохранилось в архи­ве. Среди них письма подруги детства Марии Антоновны (в то время еще Осмоловской) — Натальи Трутовской. Наталья была дочерью Алексея Яковлевича Трутовского, заведующего грязелечебницей в с. Холодная Балка на Хад- жибейском лимане. У Стифелей-Осмоловских там было имение и каждое лето большое се­мейство с многочисленными гостями выезжало туда на отдых. Переезд на дачу готовился не­сколько дней и был хлопотным делом. Мария Антоновна вспоминала: «...в Холодной Балке у нас была посуда, матрацы, обстановка. С собой везли ящики с крупами, мукой и т.д. Везли по­душки, два сундука с платьем и бельем. Отде­льная подвода везла уголь и керосин. Кухарка и горничная ехали на подводе с вещами. Бабушка и мы ехали в экипаже — закрытое помещение, квадратное, темное и душное, внутри все из сук­на. Ехали часа 3. Можно было ехать поездом до Гниляково (Дачная) минут 35...» [54].

Земский врач и его две дочери входили в круг знакомых семьи и прекрасно проводили время, о чем вспоминает в своих письмах На­талья. Они относятся ко времени, когда доктор Трутовский получил назначение на работу в земскую больницу г. Елисаветграда. Впечатле­ние о городе самое неблагоприятное: «...многие улицы не мощеные и пыли по косточку» [55]. О частной гимназии Ефимовской: «... пошли 31 августа на молебен, а 1 сентября уже начались занятия. Если бы ты знала...как в этой гимна­зии свободно... ученицы все ходят обнявшись с классными дамами и учительницами. Началь­ница тоже очень славная...» [56]. Далее идут подробные описания учениц, школьных по­рядков, праздников, случаев на уроках и проч.

И вдруг письмо от 5 октября 1905 г.: «Боже! Какой ужас, я представить не могу, что люди могут дойти до такого зверства. Около нас тоже был погром, даже в больницу врывались. Я не знаю, как это папе удалось сдержать хули­ганов. У нас в гимназии тоже не спокойно. Мы с 14 октября уже не занимаемся, все учебные заведения будут закрыты. У нас были сходки, на которых мы обсуждали наши дела и еще три ученицы были выбраны делегатками, и мы вмес­те с делегатами других учебных заведений выра­ботали наши требования, которые мы передали родителям, а родители начальству...» [57]. Че­рез 5 месяцев: «...вот и теперь осталась без гим­назии. это произошло после ужасного погрома. Русские ученики в 1 классе потребовали удале­ния евреек. Начальство не приняло никаких мер. Тогда мы вступились... устроили что-то вроде сходки. Вскоре пришла наша фурия (начальни­ца) и нас выгнала с ругательствами и ужасными криками и запретила нам являться в гимназию на уроки. Исключая конечно хулиганок, которые заявили, что они не принимали ни в чем участия, хотя это ложь. Потом на собрании начальница отказалась от своего поступка и от того, что она нас выгнала. И сказала, что она просит, чтобы мы приходили. Некоторые пришли, а нас душ 12 не пошло. Но я очень рада, что ушла, по­тому что все равно не смогла бы заниматься в такой хулиганской гимназии, и мы устроились гораздо лучше. Группа в 7 человек наших учениц образовали «Свободную школу». Занятия идут очень хорошо. Хорошо так учиться...» [58]. В сле­дующем письме, через 2 дня: «Я теперь взялась серьезно заниматься. И кроме того читать более или менее серьезные книги... Все эти события заставили меня немного призадуматься и из­менить свои взгляды и отношение ко многому. Какой ужас у нас теперь творится в России. Какая масса хороших людей сидит по тюрьмам. Они уже не знают куда и сажать, а главное, что масса людей сидит без всякой причины, и эти подлецы сами не знают, за что они томят бедных людей. У нас в маленьком городишке и то сидит больше тысячи, а что уже творится в больших городах. А что они с крестьянами тво­рят! У нас в одной деревне до смерти несколько душ засекли. А сколько голодных рабочих! Ужас, ужас. » [59].

Осенью продолжение истории, которая не прошла для Натальи Трутовской даром: «.«срезали» на диктанте... нас считают за­бастовщицами, за то, что мы не могли прими­риться с подлостью Ефимовской (начальницей гимназии)» [60].

Но началась «новая жизнь» и «жалеть нече­го»: «Вот уже три недели как я хожу в тюрьму к одному политическому. Пошли в тюрьму мы со­вершенно случайно. Я и Соня пошли к тюрьме и начали говорить через окно с политическими, они и говорят нам, чтобы мы пошли на свидание. Ну, конечно мы пошли и познакомились, славные они. Вот теперь каждую субботу и вторник ходим, носим им книги и газеты, хотя это строго пре­следуется. Если бы ты знала, как мне их жаль, они такие бедные. Как тяжело уходить от них. Не знаю, что бы я сделала, если бы можно было толь­ко их освободить. Вот ты только подумай, это так дико, взять запереть людей и не выпускать, лишать их свободы. Это так ужасно. Ничего, ког­да-нибудь за все им отплатится, за все мучения и лишения, которым они теперь подвергаются. Я теперь решила, как можно больше тратить вре­мени на чтения, чтобы можно было скорей рабо­тать и работать. Так уж хочется приниматься за дело, хорошее дело» [61].

В 1912 г. Наталья учится в С.-Петербурге, в медицинском институте, и мечтает вернуться в Одессу, работать в Холодной Балке. Но планы были нарушены началом Первой мировой вой­ны. Сохранилось два письма о службе медсест­рой в полевых госпиталях г. Елисаветграда и г. Жмеринки.

Еще одним корреспондентом Марии Ан­тоновны, чьи письма сохранились, была её подруга Раиса Кальфа (из известной в Одес­се караимской семьи). Раиса Ильинична была ученицей Михаила Ивановича в Мариинской гимназии, а впоследствии учащейся Высших женских курсов.

С другими курсистками она бесплатно пре­подавала в воскресных школах. Письма её от­носятся к периоду пребывания Марии Анто­новны в Ананьеве на сдаче экзаменов в 1912 г. Новости из Одессы: «...теперь наших курсисток допускают к гос. экзаменам, только нужно сда­вать очень много экзаменов, почти всего штук двадцать в общем, а это ужасно трудно. В этом году нескольких наших курсисток начали экзаме­новаться при Университете, но экзамены у них идут, кажется довольно скверно, возможно, что ни одна не выдержит. Относятся к ним тоже, говорят, отвратительно, да и подготовлены они неважно, потому что лучшие курсистки от­казались в этом году сдавать экзамены, в виду неопределенности положения. Ужасно досадно, что первые курсистки так оскандалились на гос. экзаменах» [62].

Некоторые из сотрудников Подвижного му­зея уезжали учиться и работать в другие города или заграницу. Оттуда писали подробные от­четы о местных музеях и достопримечатель­ностях, предлагали помощь в сборе материалов для «родного» музея. Так Александр Грекулов1 писал Михаилу Ивановичу о своей поездке в Кишинев: «Представился мадам Остерман: пожилая дама, произвела на меня самое прият­ное впечатление. Но самое лучшее — это здание музея: целый дворец. Они, впрочем, не особенно хорошо использовали его. Всё производит такое впечатление, что раньше очень много работалось, а теперь ничего не делается. Больше представле­на зоология (эмбриология и зоотомия). Самые луч­шие вещи — инъекции кровеносных сосудов. М-м Остерман дала мне много советов (она позволила мне осматривать музей когда угодно; для публики он открыт только в воскресенье). Вообще сделано очень мало, если принять во внимание помеще­ние и остальные хорошие условия. Ведь музей не только зоологический. Там можно представить вообще всё, относящееся к деятельности Бесса­рабской губернии. Там, впрочем, есть кое-что по кустарному отделу, по виноградарству... Музей принес мне много пользы. Много зоологических препаратов сделаны великолепно. Консервировка замечательная. Но многое можно и закритико- вать...» [63].

Из г. Лозанны писала Вера Нагорская, ко­торая училась в местном университете на медицинском факультете [64], из г. Страс­бурга — Абрам Берков [65], из г. Франкфурта- на-Майне — Николай Френкель, бывший за­ведующий физическим кабинетом в музее [66] и другие.

Мария Антоновна также была вовлечена в сферу интересов мужа и музейных дел. Когда она с матерью Анной Михайловной в 1907 г. путешествовала по России, Михаил Иванович просил ее: «...если есть там какие-нибудь особен­ности в одежде или в домашнем обиходе крестьян, то хорошо было бы раздобыть это для характе­ристики этнографии... может в этой местности есть какие-нибудь изделия кустарные... может быть, лапти... тоже хорошо было бы раздобыть... жаль не напомнил тебе, что на Нижегородской ярмарке в кустарном отделе можно было бы кое- что раздобыть» [67].

Работа над эпистолярными комплексами архива семьи Ржепишевских только началась. Хотя отдельные письма представителей этой семьи уже публиковались. Например, письма Павла Михайловича Лессара [68].

Предстоит еще работа над «тюремной пере­пиской» Михаила Ивановича. Отдельной пуб­ликации, как нам кажется, подлежат материа­лы, связанные со сталинскими репрессиями, в полной мере коснувшимися этой семьи. И о занимательном путешествии Марии Антоновны в Италию, о чем говорилось выше.

В силу разных причин эпистолярная куль­тура, в своем первоначальном виде, уходит в прошлое, появляются новые средства коммуни­кации. Однако желание объективно взглянуть на исторические процессы подвигает исследова­телей на изучение частной переписки прошлых времен, что вполне соответствует современным методам гуманитарного образования.



[1]  Генриетта Семеновна Лессар (урожд. Стифель), 1828­1913 гг.

[2]

«Общество заботы о детях» при Одесском отделении Императорского Русского технического общества. Григорий Маркович Вольфензон, инженер-техник, то­варищ председателя Одесского отделения Император­ского Русского Технического общества, член правления «Общества заботы о детях».

[4]

Гавриил Иванович Танфильев, 1857- 1928, профессор географии Новороссийского университета.

Бронислав Фортунатович Вериго, 1860- 1925, профессор физиологии Новороссийского университета.

Исай Борисович Галюзман, 1825- 1921, кандидат естес­твенных наук, заместитель председателя фотографи­ческого отдела Одесского отделения Императорского Русского технического общества.

[7]

Борис Александрович Пеликан, 1861- 1931, адвокат, монархист, общественный и политический деятель, одесский городской голова (1913- 1917).

[8]

Александр Андреевич Будберг, 1854- 1914, барон, дей­ствительный статский советник, шталмейстер, член Государственного совета.

[9] Александр Викентьевич Клоссовский, 1846- 1917, про­фессор, создатель (1894) и руководитель метеорологи­

ческой обсерватории Новороссийского университета. Всероссийский учительский союз — профессионально­политическая организация, создан 09.06.1905 г. как союз учителей и деятелей по народному образованию с целью борьбы за политические свободы, созыв Учредитель­ного собрания, демократизацию и децентрализацию народного образования.