ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Процедура согласования архитектурных проектов в Одессе второй половины ХІХ в   Букатар Е. Ф.

    (скачать pdf)

УДК 72(477.74-21)«18»

Е. Ф. Букатар

Процедура согласования архитектурных проектов в Одессе второй половины ХІХ в.

В статье на материалах Государственного архива Одесской области и Одесского историко-краеведчес­кого музея описана процедура согласования архитектурных проектов в Одессе второй половины XIX в. на примере профессиональной деятельности архитектора Ф. В. Гонсиоровского.

Ключевые слова: Ф. В. Гонсиоровский, архитектор, согласование, проект, Коммерческое училище.


 


 

Материалы ГАОО, фонды ОИКМ позволяют на примере архитектора Ф. В. Гонсиоровского проследить путь от архитектурного проекта до его воплощения в середине ХІХ в. Обратимся к предистории.

Созданная голландским инженером, подпол­ковником Францем де Воланом в конце XVIII в. сетка градостроительного пространства прак­тически осталась прежней. Но по мере ведения строительных работ в городе план Одессы не­однократно уточнялся и дополнялся, а инстан­ции, ведающие документами на строительство, и правила застройки меняли названия и пол­номочия.

В 1794 г. основана «Экспедиция строения го­рода и порта». Функции отвода земли под за­стройку и выдачу документов выполняли две инстанции: Инженерная команда (1795-1800) и Одесский Городовой магистрат (1800-1803). В тот период частные строения возводились практически стихийно.

В 1802 г. военный инженер-полковник Е. X. Ферстер составил план Одессы, который был высочайше утвержден в 1803 г. Александ­ром I.

В 1804 г. создан Одесский строительный ко­митет (ОСК), который решал вопросы благо­устройства, общего планирования градостро­ительства, возведения общественных зданий, мощения улиц, устройства городских комму­никаций, озеленения, водоснабжения и кана­лизации, отвод места под частное строитель­ство, контроль над их исполнением и выдачу документов.

В 1807 г. главный архитектор Одессы Ф. Фра- полли составил план существующих построек.

В 1811 г. новый план Одессы, откорректиро­ванный Е. X. Ферстером, включал рекоменда­ции по расположению оборонительных казарм и зафиксировал возникшие предместья — Пе­ресыпь и Молдаванку [12, с. 9].

В 1809-1812 гг. были высочайше утверждены Александром I образцовые фасады для уездных городов, составленные архитекторами Тома де Томоном и А. Д. Захаровым с инструкциями Министерства внутренних дел — «Собрание Его Императорским Величеством высочайше апробированных фасадов, для частных строе­ний в городах Российской империи». Это были альбомы, из которых каждый желающий мог выбрать по своему вкусу образец дома с фасадом и планировкой [11, с. 9].

С 1810 г. благодаря Одесскому градоначаль­нику Ришелье по упомянутым альбомам почти до 1830-х гг. в городе строили купеческие и ме­щанские дома.

В 1818 г. правитель канцелярии ОСК А. М. Богданович предложил передать решения спорных вопросов о захвате земель, утвержде­нии мест и об отобранных участках Магистрату или Думе, а за ОСК оставить выдачу открытых листов, т.е. разрешений на строительство и на­блюдение за архитектурной частью [8, с. 46].

В 1818 г. ОСК предписал оставить без изме­нения уже построенные здания, но на главных улицах города строить дома двух и более этажей [8, с. 47].

В 1820 г. ОСК приняла «твердые правила» касательно отвода мест и застройки [8, с. 51].

В 1821 г. по распоряжению градоначальника городовой архитектор Ф. Фраполли составил
план Одессы, разделенный на 3 части, показав новые кварталы и новые номера [8, с. 54].

В 1823 г. ОСК определил показывать на плане проектируемое строение и уже существующие соседские [8, с. 55].

В 1828 г. план Одессы составил архитектор Дж. Торичелли.

В 1829 г. вышло предписание ОСК о сплош­ной фасадной застройке без промежутков, что­бы там не скапливался мусор, портящий вид города [8, с. 65], и т.д.

Итак, Одесса разрасталась и застраива­лась, и по мере ее роста добавлялись все новые участки. Карты 1880-х годов показывают нам уже 7 полицейских участков: I — Бульварный, II — Александровский, III — Xерсонский, IV — Петропавловский, V — Михайловский, VI - Пересыпский, VII — Дальницкий, а затем еще VIII — Слободку-Романовку, и у каждого участка был свой архитектор, который его кури­ровал. Был и главный архитектор города.

Основная деятель­ность архитектора Ф. В. Гонсиоровского пришлась на 1863­1893 гг., т. н. «золо­тое тридцатилетие»

Одессы.

В 1863 г., по хода­тайству Новороссий­ского и Бессарабского генерал-губернато­ра А. Г. Строганова, было введено новое Городовое положе­ние — «Положение об общественном управ­лении г. Одессы». Оно отображало требова­ния прогрессивных общественных деяте­лей и было разработано специальным комите­том, который состоял из гласных думы, круп­ных предпринимателей, ученых, возглавляемым градоначальником П. Ф. Местмахером [9, с. 154].

Общественное управление обрело реальные возможности. Обустройством Одессы занялись энергичные деловые люди, которые болели за судьбу города, рачительно управляли финанса­ми и скрупулезно вели делопроизводство. Дела велись открыто, и каждое свое решение Город­ская дума обнародовала в специально издавае­мом печатном органе — «Известиях Одесского городского общественного управления», а Рас­порядительная дума — в «Ведомостях Одесского городского общественного управления».

В 1864 г. Одесский строительный комитет был упразднен и вместо него создано Одесское строительное отделение при Городской управе.

К этому периоду уже почти улеглась неразбе­риха бесконечной купли-продажи незастроен­ных и полузастроенных участков. Центр города становился все более упорядоченным, а дело­производство более четким и ясным.

В период, о котором идет речь в статье, главным архитектором города с 1870 г. слу­жил Ф. О. Моранди, который до этого, с нача­ла 1846 г., служил городовым архитектором IV части — Петропавловской, а в конце 1846 г. — II части — Александровской. Он работал над созданием генплана Одессы 1844-1851 гг., где Молдаванка и Пересыпь приобрели регулярную планировку [12, с. 55]. В его обязанности входи­ло: следить за строгим соблюдением плановых

линий города (кото­рые сегодняшние ар­хитекторы называют «красными»), архи­тектурным обликом проектируемых зда­ний и соблюдением норм Строительного устава, который был дополнен и утвержден в 1857 г.

В Одесском исто­рико-краеведческом музее хранится про­ект доходного дома Е. Г. Толстой (1880), созданный Ф. В. Гон- сиоровским и визи­рованный Ф. О. Мо­ранди. Приведем текст полностью: «План в техническом отноше­нии составлен правильно. Построить 3-этаж­ный дом с подвалом и с мансардами с двускат­ной железной крышей, на углу Надеждинской и Сабанеева моста, препятствий не встречается, с тем, чтобы украшения не выступали от фа­сада больше 8 вершков (36,5 см) также и около дверей не должно быть устраиваемо больше од­ной наружной ступеньки в 8 вершков ширины. Мансарды должны быть устроены из несгорае­мого материала и приняты меры против пожара; стены верхнего этажа не менее одного аршина (0,71 см); балконы на железных кронштейнах и с железными решетками; не менее двух лестниц
должно быть из несгораемого материала; ватер­клозеты должны иметь особый канал и венти­ляцию. По моему мнению, парадные двери сле­дует опустить на ровень с пояском под окнами первого этажа. Работы должны производиться на извести под наблюдением и ответственнос­тью техника согласно 194 и 337 ст. Устава Стро­ительного, февраля «11» дня 1880 г.» (подпись: «Архитектор-Академик Ф. Моранди») [10]. На этом примере мы можем узнать часть правил Строительного устава, которыми руководство­вался архитектор.

Но вернемся к задаче, поставленной в начале статьи. Проследим процедуру согласования.

Итак, в 1-м квартале от моря — Бульварном, на Преображенской улице, 6 находился сирот­ский приют для мальчиков-сирот, в котором они получали начальное образование, а наибо­лее способные — гимназическое и выше.

1.


Задумав построить вместо приюта, который находился на земле, принадлежащей Одесскому купеческому сословию [1, л. 1], 6-классное ком­мерческое училище, впоследствии названное именем Николая I, председатель Попечительно­го совета коммерческого училища А. Н. Пашков обратился к архитектору Ф. В. Гонсиоровскому с просьбой составить проект здания.

  1. Одновременно он должен был обратить­ся и в Одесское строительное отделение с про­сьбой выдать план участка. Застройщикам в отделении выдавался фрагмент из генплана с отведенным им местом и смежными участка­ми, с указанием последних владельцев. Факт выдачи записывался в журнал Строительного отделения «Входящий журнал по утверждению планов на частные постройки», разделенный на 2 части. В первой части записывали просителя, во второй — архитектора, который поручался за создание проекта, получал план и расписывался в этом [2, л. 5].

Такой план архитектор должен был отразить на чертеже (в настоящее время он называется «ситуационный») [10].

3. Далее архитектор, уплатив предварительно акциз (40 коп. — стоимость акцизной марки), предоставлял в Одесскую городскую управу письмо-обязательство о том, что он дает под­писку и обязуется принять на себя надзор и ру­ководство при постройке здания по его проекту [1, л. 2] (рис. 1).

4. 


Затем архитектор разрабатывал проект и составлял смету [3, л. 27].

5.  И, наконец, разработанный проект архи­тектор предоставлял на рассмотрение главному архитектору, который выносил свое заключе­ние.

В статье 114 вновь утвержденного Городового положения значилось: «Утверждение планов и фа­садов частных зданий в городе, выдача разреше­ний на перестройки и наблюдение за правильным исполнением принадлежит Городской Управе. В делах сих она руководствуется правилами Ус­тава Строительного......

6. Докладчик, к которому попадало это дело, на заседании Городской управы излагал суть дела, и Управа выносила приговор [4, л. 217].

7.  На титульном листе архитектурного чер­тежа главного фасада или плана главный ар­хитектор писал свое заключение с подписью, а Городская управа — свое подтверждение за подписью городского головы и членов Управы.

Приведём такой текст: «Одесская Городская управа настоящий план утверждает и разреша­ет постройку с тем, чтобы были собраны все требования, изложенные в надписи архитек­тора Ф. О. Моранди, февраля «11» 1880 г. [10] (рис. 2).

  1. Фамилию заказчика вносили в «Реестр планам в копиях, утвержденных Одесской Го­родской Управой по частным постройкам», ко­торый составляли с 1 января каждого года для отчетности. Это был перечень фамилий заказ­чиков, которые получили разрешение [5, л. 1].

После решения вопроса оставалось присту­пить к строительству.

Перед началом строительных работ, осо­бенно общественных строений, имущество архитектора ставили под залог, а по их оконча­нии сооружение проверяли техники-инжене­ры, состоявшие на службе при Строительном отделении, и если качество соответствовало Строительному уставу, архитектору выплачи­вали деньги и освобождали от залога [3, л. 5]. А если не соответствовало? Известен пример, когда «сползшую» по склону лестницу с ул. Го­голя на ул. Приморскую Ф. В. Гонсиоровскому пришлось вновь возводить уже за собственные деньги [12, с. 60].

Проект Коммерческого училища, спроекти­рованный Ф. В. Гонсиоровским, не уложился в схему, которую мы нарисовали, и потребовал дополнительных рассмотрений. В «Деле Строи­тельного отделения Одесской Городской Управы об утверждении плана на постройку зданий для коммерческого училища» [1, л. 1-13] имеются следующие документы:

1. Письмо А. Н. Пашкова, председателя По­печительного совета Одесского коммерческого училища, в Строительное отделение при Город­ской управе;

2.  Письмо-обязательство Ф. В. Гонсиоров- ского;

3.  Заключение главного городового архитек­тора Ф. О. Моранди, который не дал своего раз­решения и подал в Городскую Управу мнение следующего содержания: «.имею честь заявить следующее, что находя план и фасад составлен­ными по всем правилам архитектуры, я, тем не менее, не считаю себя вправе утвердить план по причине выступов от Высочайше утвержденной
линии домов и от существующих новых соседних зданий на 4 аршина (2,84 м) в средней части».

  1. Об этом прецеденте в Городскую управу докладывал С. С. Яхненко, который был пос­ледним городским головой до реформы 1863 г., сам участвовал в составлении нового Городо­вого положения, а затем остался членом Город­ской управы. Он привел ряд статей «Городового положения»:

Статья 113 Городового положения: «Изме­нения в утвержденных для городов планах, а равно новые планы для городов, не имеющих оных, утверждаются по определению Городских Дум. Для губернских городов — Министерством Внутренних дел, а для остальных городов и по­садов — Губернатором».

Статья 120 Городового положения: «При­надлежащие городу земли, назначенные по городскому плану под площади, улицы, про­улки, тротуары, проходы, мосты, переправы, а равно водяные сообщения, пролегающие через городские земли, оставаясь городской собственностью, состоят в общем всех поль­зовании.».


Статья 121 Городового положения: «Земли, означенные в Ст. 120, не могут быть отчужде­ны городским общественным управлением, без соответственного, с утверждения надлежащей власти (Ст. 113), изменения в плане города».

Статья 122 Городового положения: «Опреде­ления Городской Думы:

1)  Об отдаче впервые участков земель, ука­занных в Ст. 120, в чье-либо исключительное пользование и,

2) Об устройстве на таких участках сооруже­ний, стесняющих проход или проезд, подлежат утверждению: в губернских городах — Мини­стерством Внутренних дел, а в уездных — Гу­бернатором.»

и высказал свое мнение, приводим дословно:

1.  «... что едва ли вопрос о выступах можно подводить под Ст. 120 об изменении планов го­родов.;

2. Несомненно, что для красоты архитектур­ного стиля необходимы ломанные, а не прямые линии фасадов, между тем, для этого необходи­мы выступы;

3.  Выступ этот проектируется не для част­ного лица и будет, в случае его разрешения, принадлежать нашему купеческому сословию

и, притом, для общеполезного и образователь­ного учреждения, и

4.  Не надо забывать, что место это глухое, а улица и обочины широки» (рис. 3).

Городская управа затруднилась утвердить это решение о выступе 4 аршин на линию, назна­ченную «Высочайше утвержденному в 1849 г. плану города» и передала решение этого серь­езного вопроса на усмотрение Городской Думы: «.если она найдет возможным допустить пока­занные на планах выступы.».

В свою очередь, Городская дума передала решение этого вопроса еще выше «.признав возможным, по вышеизложенным соображе­ниям Управы дозволить предполагаемый по плану здания выступ за плановую линию, и приговорила: уполномочить Городскую Управу ходатайствовать.» перед Его Превосходительс­твом господином одесским градоначальником, который и представлял в Одессе Министерство внутренних дел.

И, наконец, градоначальник утвердил вы­ступ, с оговоркой, что этот случай является ис­ключением.

Благодаря этому решению Одессу украсило замечательное здание, выстроенное в 1877 г. Сегодня его занимает Одесский националь­ный экономический университет. Из этой пе­реписки о двухметровом выступе видно, как тщательно соблюдали «отцы города» закон, заботились о красоте одесской архитектуры, просторе и комфортности ее улиц. Об этом,

Источники

  1. Государственный архив Одесской области (далее - ГАОО). — Ф. 16. — Оп. 58. — Д. 198.
  2. ГАОО. — Ф. 16. — Оп. 124.- Д. 17693.
  3. ГАОО. — Ф. 4. — Оп. 39. — Д. 328.
  4. ГАОО. — Ф. 16. — Оп. 57. — Д. 122.
  5. ГАОО. — Ф. 16. — Оп.124. — Д. 17694.
  6. ГАОО. — Ф. 16. — Оп. 52. — Д. 198.
  7. ГАОО. — Ф. 16. — Оп. 88. — Д. 424.
  8. Губарь О. История градостроительства Одессы и фун­кции Одесского строительного комитета. — Одесса, 2015.

может быть, не лишне вспомнить сегодня, спотыкаясь о незаконные уродливые выносы различных кафе и магазинов, висящие над тротуарами на уровне глаз прохожих, или об­ходя крылечки с лестницами, ведущими на улицу, из варварски прорубленных входов, искажающих облик зданий прошлого века. (Вспомним предписание Ф. О. Моранди о единственной наружной ступеньке, имеющей право выступить всего лишь на 40 см в проекте для Е. Г. Толстой).

К концу ХІХ — началу ХХ в. канцелярское делопроизводство дошло почти до совершенс­тва. Был создан набор клише, использовав­шийся в канцелярии, и готовый бланк для обязательств архитектора, по которым можно наблюдать всю бюрократию прохождения про­екта [7, л. 2] (рис. 4).

В этот период «золотого тридцатилетия» было сделано многое: город был освещен (1866), проведены водопровод (1873) и канализация (1887), пущена первая конка (1880), открыта телефонная станция (1882), построены новый театр (1887), новая биржа (1889) и множество прекрасных домов, особняков и дворцовых со­оружений [9, с. 158-159].

И, как говорят в Одессе, это было время не­безразличных людей, когда одесситам было с кого спросить, а Городской управе и Городской Думе было что ответить.

и литература

  1. Історія Одеси / гол. ред. В. Н. Станко. — Одеса: Друк. 2002. — 560 с.
  2. Одесский историко-краеведческий музей. Инв № К-347/25.

11. Пилявский В. Архитектура Одессы: стиль и время. — Одесса, 2010.

12.  Пилявский В. Зодчие Одессы. — Одесса, 2010.


 


The approval process for real estate projects in Odessa in second half of 19th century

H. Bukatar

Based on the materials of the State Archives of Odessa region and the Odessa Regional History Museum the article observes the approval process for real estate projects in Odessa in second half of 19th century. The career of architect F. Gonsiorovsky is taken as an example.

Keywords: F. Gonsiorovsky, architect, approval process for real estate projects, project, Commercial allege.