ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Комплекс наступательного индо-персидского оружия из коллекции Одесского историко-краеведческого музея   Федорук Н. В.

    (скачать pdf)

УДК 069.1(477.74-21)

Н. В. Федорук

Комплекс наступательного индо-персидского оружия из коллекции Одесского историко-краеведческого музея

В данной статье рассмотрено восточное наступательное оружие из коллекции Одесского историко-кра­еведческого музея. Все описанное оружие происходит из индийского и персидского регионов и датируется периодом XVIII — начала XIX в.

Ключевые слова: Индия, Персия, оружие, музейная коллекция, мечи, кинжалы, топоры, булава.


 

 


 

Коллекция оружия Одесского историко­краеведческого музея насчитывает около 1500 единиц хранения и хронологически охватывает период с XIV по XX в. Большая часть предметов была передана из Одесского археологического музея, который является правоприемником Императорского Одесского общества истории и древностей, члены которого собирали, а также дарили предметы из личных коллекций в музей при обществе. Также в 20-е гг. ХХ в. были на­ционализированы многие частные собрания, которое, в свою очередь, пополнили музейные коллекции.

Значительную часть коллекции составля­ет восточное оружие. Собственно азиатский континент населен многочисленными народа­ми, которые либо слишком долго пребывали в изоляции от остального мира, либо вследствие завоеваний попали под культурное влияние других народов, что в свою очередь привело к возникновению огромного разнообразия во­оружения. Это затрудняет, а порой делает и вовсе невозможным точное определение и да­тировку предметов.

Один из самых больших восточных регио­нов — Индия. Это огромный субконтинент с бо­гатой и сложной историей. Это место пересече­ния и смешения различных культур, поскольку Индия вела торговлю и войны. Единственным путем проникновения туда долгое время был только северо-западный путь, откуда и прихо­дили различные завоеватели, а покинув — ос­тавляли свой след в ее культуре.

В VII-VIII вв. в северные районы Индии пришли арабы и принесли новую религию — ислам. Созданное ими в XIII в. государство —

Делийский султанат просуществовало около 300 лет. В результате взаимовлияния индуистской и мусульманской традиций в этот период начина­ет складываться индо-мусульманская культура. Арабское влияние проявило себя и в оружейном искусстве. (Хотя стоит отметить тот факт, что минимальным их влияние было в южных райо­нах Индии).

В XVI в. ферганский эмир Захир ад-Дин Му­хаммад Бабур покорил Афганистан, а после в 1526 г. нанес поражение Делийскому султанату и объявил себя императором; он положил на­чало новой династии, ставшей известной как Великие Моголы. Расцвет Империи Моголов приходится на правление Акбара, разумеется это и период расцвета оружейного искусства.

В конце XVII — начале XVIII в. империю охватил глубокий кризис, ослабление власти спровоцировало в 1739 г. вторжение Надир- шаха, который захватил Дели и после вывез в Персию огромнейшую добычу. Все после­дующие годы все споры за обладание столи­цей решались с помощью оружия. Пока шли сражения между маратхами и афганцами, в Индию прибыли новые силы; едва утвердив­шись на Юге Индии, французы и англичане начали расширять свои владения. После паде­ния Империи Великих Моголов их территория перешла под владычество Великобритании. В результате подобных контактов Индия как поделилась своими достижениями, так и пере­няла много нового, что, в свою очередь, каса­тельно оружия усложняет возможность точной атрибутации.

Как уже видно из всего вышеописанного, Индия перенимала и брала на вооружение раз­
личные виды оружия, которые для европейцев, вероятно, покажутся необычными. Хотя исто­рия изготовления оружия в Индии имеет и свою многовековую историю. Восток, в целом, всегда славился своими клинками, особенно из дамас­ской и булатной стали.

Репутация дамасских клинков была широ­ко известна, и это при том, что металл для них привозили из Индии. Вутц, или же индийская сталь, вывозилась из Катча в порты Персид­ского залива, также сталь покупали и османы. В настояще время секреты изготовления дамас­ской стали не известны, тайны древних масте­ров канули в Лету вместе с ними. Персидских ремесленников часто нанимали на службу к индийским правителям или же наоборот, по­этому сложно определить точное происхожде­ние оружия (к примеру, клинок меча мог быть персидским, а оправа изготовлена индийскими мастерами).

Характерной чертой индийского оружия было преобладание металла над другими мате­риалами. Индийские мастера в совершенстве владели всеми известными техниками худо­жественной обработки металлов. Предметы вооружения украшались чеканкой, резьбой, гравировкой, филигранью, эмалями, инкрус­тировались драгоценными камнями. Искусство эмали пришло в Индию из Ирана, где и полу­чило широкое распространение.

Также популярным в Индии было украшение рукоятей кинжалов и приборов ножен драго­ценными камнями. В поверхности украшаемо­го материала вырезались глубокие гнезда, куда вставлялись драгоценные камни. Данный спо­соб крепления характерен именно для Индии, к примеру, турецкий способ представляет со­бой крепление в высоких кастах. Драгоценные и полудрагоценные камни ценились за богатство красок, поэтому алмазы, изумруды и рубины вставляли в эмали, применяли и различные по­лудрагоценные камни. В Империи Великих Мо­голов очень ценилась шпинель, которая хотя по цвету и была очень похожа на рубин, но встре­чалась гораздо реже.

Для рукояти и оправы ножен часто исполь­зовали белый и зеленый нефрит. Для отделки применяли яшму, перламутр, рог, моржовую и слоновую кость, а также парчу, расшитую зо­лотой нитью.

Использовали для украшения и стекло. К примеру, рукояти кинжалов в Синде изго­товляли из прозрачного стекла, имитирующе­го горный хрусталь. Для имитации изумрудов использовали стекло зеленого цвета.

Еще одним основным элементом приклад­ного искусства во времена Моголов, которым украшали оружие, был растительный орна­мент. Помимо него использовали изображения божеств, зверей, военных и охотничьих сцен (у персов, шиитов нет запрета на изображение людей и зверей), а также надписи, как правило, цитаты из Корана и знаки, служащие талисма­нами, имя мастера или владельца, год или имя правителя, во время правления которого оружие было изготовлено. Хотя к надписям стоит от­носиться очень внимательно, поскольку во все времена изготовляли подделки и часто подпи­сывались именами известных мастеров.

Для ножен индийские мастера также приме­няли различные материалы, в том числе и дра­гоценные породы дерева. Ножны могли покрыть лаком, отделать бархатом. Кожаные ремни для мечей украшались богатой вышивкой, тисне­нием.

И хотя индийские, также как и персидские мастера достигли больших успехов в украше­нии оружия, все же лучшим оружием считалось не то, что было богато украшено. Как правило, боевое оружие не имело никаких лишних дета­лей, разве что орнамент в низком профиле или же цитаты из Корана, которые должны были благословлять как оружие, так и его владельца.

Собственно коллекция Одесского краевед­ческого музея ценна и как раз очень интересна тем, что в ней представлены образцы сугубо боевые, а не парадные, и включает следующие категории наступательного вооружения: мечи, кинжалы, топоры и булавы.

Мечи

В коллекции имеется два меча XVIII — на­чала XIX в., хотя сразу стоит отметить тот факт, что в обозначенный период мечами как оружи­ем практически не пользовались. Предполо­жительно их изготовляли как дань традиции в каджарскую эпоху, правда, не совсем ясно, что именно они возродили; исламские прямые мечи XV в. или же ахименидские. (В научных кругах до сих пор относительного этого вопроса ведут­ся дискуссии). Традиционно эти мечи называют «Мечи Возрождения». Поскольку клинок и эфес могли изготовляться отдельно, а не сразу одним мастером, их стоит рассматривать отдельно.

Первый из двух мечей [1] (рис. 1, б) дати­руется XVIII в. Имеет прямой широкий кли­нок с ребром жесткости. Общая длина меча —

95,5  см; длина клинка — 77,5 см, ширина — 5 см. Вся полоса клинка покрыта надписями, а также изображениями двух фигур: Аквин-дева, пер­
сонажа из персидской мифологии, у рукояти и выше — погрудного изображения одного из про­роков. Аналогичное изображение пророка есть на ханджаре, который будет рассмотрен ниже, хотя стиль оформления и техника предполагают происхождения данного клинка меча и ханджара из одного центра или мастерской. Эфес такого меча называется полуар; его рукоять приталена вверху и внизу, а в середине расширяется (анало­гична рукояти индо-мусульманского эфеса). От крестовины к клинку спускается перекрестие. Концы крестовины фигурные, изготовлены в виде растительных завитков. Навершие сфери­ческое, в виде отростка. Эфес полностью метал­лический, без каких-либо украшений.

Второй меч [2] происходит с территории Белуджистана и датируется XIX в. (рис. 1, а). Клинок уже, чем у вышеописанного, имеется дол. Острие несколько закруглено. Рукоять ров­ная, округлая в сечении, расширяется к острию. Поверхность рукояти обтянута змеиной кожей. Навершие четырехгранное вытянутое, на одной стороне имеется массивная заклепка с грибо­видной шляпкой. Перекрестие отсутствует. Так­же сохранились ножны. Деревянные, обтянутые кожей темного цвета, с тисненым орнаментом в виде концентрических кругов. Прибор ножен и оковки стальные.

Кинжалы

В коллекции представлено несколько видов боевого индо-персидского короткоклинкового оружия, и очень специфических форм.

Одним из самых известных и необычных видов оружия из коллекции является — джа- мадхар. В европейской же традиции его, как правило, обычно называют катар или куттар. По своему существу — катар оружие сугубо ин­дийское, и встречается он только на территории современной Индии в XVIII-XIX вв. Самые ста­рые образцы, известные на сегодня, датируют­ся XVI в. По письменным источникам (термин «катар») его появление относят к XIII в., хотя стоит отметить тот факт, что данный термин обозначал довольно широкий спектр рубящего оружия, поскольку встречался во многих языках Индии [3].

Это кинжал оригинальной конструкции, с горизонтальной рукоятью наподобие буквы «Н», расположенной перпендикулярно лезвию (или прямая гарда, поперечная рукоять). Длина клинка сильно варьируется от 8 см до почти 1 м. Клинок широкий, треугольной формы.

Существовало большое количество разно­видностей катаров, иногда самых причудливых форм. Катары бывали с прямым или изогнутым клинком, встречались экземпляры с двумя, тре­мя и даже более лезвиями. Оригинальной разно­видностью являлся катар с раскрывающимися клинками. Клинки составляли одно целое в сложенном виде и раскладывались на три час­ти в раскрытом. У некоторых разновидностей катаров сверху прикреплялся защитный щиток. Такая модель приближалась по конструкции к индийскому мечу — пате. Встречались даже катары, внутри которых был спрятан кинжал поменьше.

Катар из коллекции [4] (рис. 1, в). имеет ме­таллическую горизонтальную рукоять, боко­вые дужки которой несколько отогнуты нару­жу. Лезвие в средней части сравнительно уже; плоское в сечении, а острие — округлое. Лезвие клинка с рукоятью соединено при помощи од­ной заклепки. Общая длина катара — 48,5 см, длина клинка — 27 см, ширина — 4 см.

На полотне лезвия клинка кинжала у руко­яти с обеих сторон имеется украшение в виде растительного орнамента из цветов и листьев в неглубоком рельефе. Как правило, к катару прилагались и ножны, но у данного кинжала они отсутствуют.

Ножны для катара обычно изготовлялись из дерева, реже из слоновой кости или нефрита. Их обтягивали парчой, кожей или украшали металлическими оковками. Ножны боевых кинжалов были деревянные или металличес­кие, просто обтянутые кожей, реже с тисненым орнаментом.

В коллекции представлены еще да вида кин­жалов: джамбия и ханджар.

Джамбия — кинжал с изогнутым клинком. Исконно арабский, но широко распространив­шийся во всех странах, где проживали арабы. Но несмотря на общие черты, джамбия, изго­товленные в разных странах, отличаются друг от друга как декоративными деталями, так форма­ми рукояти, клинка. Индийские и персидские джамбия считаются самыми качественными и красивыми.

Джамбия [5] из коллекции (рис. 1, д) не имеет никаких декоративных деталей. Рукоять изготовлена из дерева с полировкой, скрепле­на при помощи двух металлических заклепок и имеет так называемую форму «песочных ча­сов» (чаще навершие изготовляли в виде за­витка или же головы животного). Лезвие узкое, обоюдоострое, с продольным ребром жест­кости. Общая длина — 35,5 см, длина клинка

20,5     см, ширина — 3,5 см. Как правило, в Персии и Индии жамбию носили заткнутым за пояс или же подвешивали на специальной кожаной портупее.

Также имеется редкая разновидность ханд- жара [6] с волнообразным лезвием (рис. 1, г), обоюдоострым, без ребра жесткости. Рукоять металлическая, имеет форму «песочных часов». Общая длина — 32,5 см, длина клинка 21 см, ширина клинка — 3,7 см. Полоса лезвия клин­ка полностью покрыта надписями и у рукояти есть погрудное изображение человека в тюрба­не, изготовленное в низком рельефе. Предпо­ложительно изображения были нанесены при помощи метода травления кислотой.

Ханджар — арабский термин, которым обозначают различные виды оружия в раз­ных странах. В Индии ханджаром называют кинжал со слегка изогнутым обоюдоострым клинком. Клинок равномерно сужается к ос­трию, иногда снабжен ребром жесткости. Ру­коять могли изготовлять из различных мате­риалов, формы которых аналогичны рукоятям джамбии. И хотя джамбия и ханджар на пер­вый взгляд могут показаться очень похожими, имеется одно принципиальное отличие. Ханд­жар отличается от джамбии формой клинка, а точнее клинок джамбии отправлен в сторону. У ханджара же острие выведено на одну линию с рукоятью [7]. Также путаницу вызывает тот факт, что в англоязычной литературе часто и индийскую джамбию, и ханджар называют бебут, по сути, не выделяют эти типы друг от друга.

Топоры и секиры

Индийские и индо-персидские топоры часто называют «табар». В Индии табар был топором раджапутов (воины), но на древнеиранском языке слово «табар» буквально переводится как «топор». Слово «табар» стало собирательным понятием, объединяющим в себе различные виды индо-персидских топоров. По сути, все топоры можно разделить на собственно топоры и секиры.

В собрании музея представлено три образца секиры и шесть топоров. Относительно секир у специалистов до сих пор нет единого мнения о предназначении этого оружия. Секира — это холодное рубящее оружие в виде топора с рас­ширенным лезвием в форме полумесяца длиной до 30 см, иногда на удлиненном древке. Как пра­вило, секиры применялись пешими воинами, в том числе и против конницы. В последнем слу­чае на обухе делали специальный крюк, пред­назначенный для захвата всадника.

В странах Востока богато украшенные секи­ры использовались до XIX в., прежде всего, как знак высокого ранга владельца. Однако и там


шш

 

Рис. 2:

а, б, в — секиры; г, д — топоры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



двойная секира встречалась не часто. Тради­ционно различают три вида восточных боевых топоров. Это — иранские топоры, турецкие то­поры «балта» и «табар» мамлюкского или еги­петского типа. Все они применялись не толь­ко на войне. Например, богато украшенные и абсолютно не функциональные с боевой точки зрения малые топорики являлись характерным атрибутом младших офицеров турецкой армии. В Иране подобный топор был знаком сотника, который управлял с его помощью движением своих воинов в бою.

Секира состоит из рукояти и собственно топора. Топор в форме двух полумесяцев, сим­метрично расположенных относительно цент­ральной оси рукояти, с четырехгранным нако­нечником по центру, соединенным с трубкой, бронзовый (размер лезвия 19х17 см). Рукоять округлая в сечении, металлическая, с полу­сферическим набалдашником на конце. На топоре вдоль лезвий выполненные травлением надписи, по центру в рамке есть изображение фигуры слона и растительности [8] (рис. 2, а). Четырехгранный наконечник и сама металли­ческая рукоять также покрыты растительным орнаментом, практически стершимся на руко­яти. Предположительно данный орнамент был нанесен при помощи метода амальгамы, то есть сплава металла (как правило, золота или сереб­ра) со ртутью. Сплав напоминает пасту и легко наносится на поверхность в виде орнамента. После нагревания ртуть испаряется и остается только серебряный или золотой узор, слой кото­рого настолько тонкий, что при частом трении стирается. Примечательно, что данный метод нанесения орнамента был не слишком широко распространен на востоке, но часто применялся мастерами в Западной Европе.

Вторая секира [9] (рис. 2, б) по форме ана­логична вышеописанной. Также имеет четы­рехгранный наконечник насаженный вместе с топорищем на металлическую рукоять с полу­сферическим набалдашником на конце. Лезвие топора с двух сторон покрыто растительным орнаментом в низком рельефе. Общая длина топора — 66,5 см, длина лезвия — 14 см.

Третья секира [10] (рис. 2, в) более массивная, но также с четырехгранным наконечником и ме­таллической рукоятью. На лезвии с двух сторон имеется симметричное изображение в низком рельефе. Изображен растительный орнамент; по центру предположительно цветок лотоса, от которого отходят своего рода ветви с завитка­ми. Вокруг цветка симметрично расположены изображения восьми птиц. На цветке и ветках хорошо видны следы от орнамента, некогда


покрывавшего поверхность. Предположитель­но орнамент был нанесен методом амальгама. Общая длина — 73 см, длина лезвия — 21 см, ширина — 15,5 см.

Все три секиры персидского типа и датиру­ются концом XVIII-XIX в.

В коллекции имеется два топора персидского происхождения, но относящиеся к так называе­мому мемлюкскому типу. Примечательно то, что один из них [11] (рис. 2, г) точная копия как по форме лезвия, так и по стилистическому офор­млению вышеописанного топора (рис. 2, в). Раз­меры — 23x17,7 см. Можно предположить, что эти два предмета входили в один набор и опре­деленно были изготовлены в одной мастерской.

Второй топор мемлюкского типа [12] изго­товлен из бронзы (рис. 2, д), сохранилось только топорище, древко или металлическая рукоять не сохранились. Размеры — 18,5х19,5 см. Лезвие в виде полумесяца, где с двух сторон выграви­рован растительный орнамент и фигуры двух леопардов, также имеется чернение. На проти­воположной лезвию стороне имеется полый фи­гурный отросток, также украшен гравировкой.

Помимо рельефного орнамента топоры час­то украшали и золотой насечкой. В коллекции имеются экземпляры с подобной орнамен­тикой, только с сочетанием растительного и геометрического орнамента. Примечательно, что на одном из топоров орнамент сохранился только на топоре (рис. 3, а), но на набалдаш­нике остались только насечки без краски. Сам топорик небольшой, с обушком и деревянной рукоятью, с набалдашником цилиндрической формы. Все плоскости топора — ушко, обух, а также верхние и нижние края сплошь покрыты орнаментом. На конец древка надета металли­ческая трубка с грибовидной шляпкой, которая не позволяет топору слететь с рукояти, на эту трубку надето само топорище. Топоры такого типа были широко распространены как в Ин­дии, так и в Иране.

Подобным образом украшен и топор с фор­мой лезвия в виде полумесяца (как у секиры) [13]. Сбоку вместо обуха добавлено острие, по своей форме повторяющее копье, орнамент на котором практически стерся (рис. 3, в). Общая длина — 72,2 см, лезвие — 16 см. Рукоять топора деревянная, набалдашник утерян.

В коллекции также имеется и индо-персид­ский топор [14]. (рис. 3, в). Стальное лезвие вы­гнуто полумесяцем, вместо четырехгранного копьеца, шишечка в форме шара, рукоять сталь­ная. На лезвии с двух сторон в технике неглу­
бокого рельефа есть изображение трех людей в роще у костра. Общая длина — 74 см, лезвие 17 см. Часто в рукояти имеется вывинчиваю­щийся кинжал.

Последний топор из коллекции (рис. 3, г) из­готовлен из бронзы [15]. Рукоять деревянная. Лезвие также выгнуто полумесяцем, сверху име­ется плоское фигурное копьецо, со сквозными отверстиями. Общая длина — 65,8 см, лезвие — 12 см, длина копьеца — 13,5 см. И лезвие и ко­пьецо с двух сторон украшены растительным орнаментом, и на плоской поверхности топора имеется изображение двух леопардов. На проти­воположной лезвию стороне имеется фигурный выступ в виде птицы с врезными декоративны­ми деталями. Как правило, украшать фигур­ками оружие любили индийские мастера, хотя орнамент ближе к персидскому; данный экземп­ляр прекрасно показывает сочетание индийских и персидских техник.

Булава

В коллекции музея имеется булава [16] или так называемый «посох сотника» (рис. 4, а), об­щая длина составляет — 77,5 см. Булава также довольно распространенный вид ударно-дробя- щего оружия не только в Индии, но и в Персии. Хотя со временем булава утратила свое приме­нение как оружия, она еще долго оставалась и даже сегодня в некоторых странах остается как предмет, подчеркивающий статус. Булаву из коллекции можно определить и как боевое ору­жие, и как предмет статуса. Навершие булавы изготовлено в виде человеческой головы с рога­ми, вероятно, изображает персонажа персидс­кой мифологии Дива (рис. 4, б). В XVII — начале XIX в. изображение Дива было очень популяр­ным, рогами даже украшали шлемы. Интересно, что на подобных булавах в ушах или рту делали отверстия, чтобы, когда воин раскручивал була­ву и наносил удар, она издавала свист. Рукоять от навершия отделяет металлический ошейник. Голова была украшена геометрическим орна­ментом, и прорисованы черты лица, на сегодня которые практически стерлись.

Бхудж

Бхудж или «голова слона» сложно отнести к какому-либо типу оружия, поэтом его обычно выделят в отдельный самостоятельный вид, хотя по своему применению он близок к топору.

Оружие получило такое название из-за того, что у основания, в месте присоединения к ру­кояти, часто изображалась голова слона. Бхудж состоит из недлинной рукояти (около 50 см), соединённой с массивным клинком в виде ножа


 

 

 


 


 

Рис. 4:

а — булава «посох сотника» б — навершие булавы; в — бхудж или «голова слона» с гардой; г - гравировка на полосе клинка бхуджа


или тесака (иногда с полуторной заточкой). Многие образцы бхуджа имеют двойной изгиб лезвия. Часто украшался различными рельеф­ными изображениями. Бхудж [17] из коллекции (рис. 4, в) имеет классический клинок с одним изгибом, но отсутствует фигурное изображение головы слона. Единственное украшение, кото­рое есть на оружии, - это волнообразно распо­ложенный растительный орнамент из цветов и листьев на поверхности клинка (рис. 4, г) с двух сторон. Орнамент очень четко выгравирован в технике неглубокого рельефа. Рукоять бхуджа металлическая с гардой в виде буквы «S». Об­щая длина — 74 см, длина лезвия — 40,5 см, ширина лезвия — 7,2 см. Примечательно то, что бхудж с гардой является довольно редкостным оружием.

Как можно увидеть, в коллекции восточно­го оружия Одесского историко-краеведческого музея представлено наступательное вооружение различных видов и типов, при этом имеются до­вольно редкие и уникальные экземпляры.

Коллекция находится в фондах хранилища музея, но часть ее выставлена в экспозиции «Оружием на солнце сверкая» в Золотом зале, где с ней можно ознакомиться.


 

 


Источники и литература

  1. ОИКМ. - Инв. № В-437.                                                              9. ОИКМ. - Инв. № В-433.
  2. ОИКМ. — Инв. № В-445.                                                            10. ОИКМ. — Инв. № В-428.
  3. Elgood R. Hindu arms and Ritual. Arms and Armour from           11. ОИКМ. — Инв. № В-432. India 1400- 1865. — Ahmedabad, 2004. — Р. 249- 250.                                           12. ОИКМ. — Инв. № В-431.
  4. ОИКМ. — Инв. № В- 417.                                                           13. ОИКМ. — Инв. № В-426.
  5. ОИКМ. — Инв. № В-442.                                                            14. ОИКМ. — Инв. № В-429.
  6. ОИКМ. — Инв. № В-441.                                                            15. ОИКМ. — Инв. № В-427.
  7. Носов К. Традиционное оружие Индии. — М., 2011. —           16. ОИКМ. — Инв. № В-424. С. 230.               17. ОИКМ. — Инв. № В-416.
  8. ОИКМ. — Инв. № В-435.

The complex of Indo-Persian offensive weapons from the collection of the Odessa Regional History Museum

N. Fedoryuk

The article analyses the Oriental offensive weapons from the collection of the Odessa Regional History Museum. All described weapons are from Indian and Persian regions and dated 18th — first half of the 19th centuries.

Keywords: India, Persia, weapons, museum collection, swords, daggers, axes, mace.