ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Ушер Хитер и Элюким Мальц: в поисках затерявшихся экспедиций Еврейского музея в Одессе   Котляр Е. А.

    (скачать pdf)

УДК 727:069:910.4:94(477.74-21)

E. А. Котляр

Ушер Хитер и Элюким Мальц: в поисках затерявшихся экспедиций Еврейского музея в Одессе

В статье рассматривается довоенный период жизни и творчества двух архитекторов, воспитанников одесской архитектурной школы Ушера Хитера (1899-1967) и Элюкима Мальца (1898-1973), который был связан с работой для Всеукраинского музея еврейской пролетарской культуры им. Менделе Мойхер-Сфо- рима в Одессе. На основе документов и визуальных материалов из ряда музеев и архивов Украины, России и Израиля, а также частных собраний, в т.ч. из семей архитекторов, живущих в Москве, куда переехали Хитер и Мальц в конце 1920-х гг., сделана попытка реконструировать их творческие экспедиции по бывшей черте еврейской оседлости. Всего было совершено семь поездок по Западной Украине — в Подолию и Во­лынь с целью сбора материалов и экспонатов для музея, создания натурных рисунков и акварелей с видами еврейских памятников — синагог, кладбищ и застройки. Шесть из них удалось датировать точно, а также показать наиболее масштабную и плодотворную экспедицию 1927 г., с точным фрагментом их маршрута, привязанного к сохранившимся письмам, оригиналам работ и репродукциям.

Ключевые слова: Еврейский музей, Одесса, коллекция, Ушер Хитер, Элюким Мальц, экспедиция, натур­ные рисунки, черта оседлости, синагоги, кладбища, застройка.

 

 

 

 

История Всеукраинского музея еврейской пролетарской культуры им. Менделе Мойхер- Сфорима в Одессе, действовавшего с 1927 по 1941 г. с большим перерывом с 1934 по 1940-е гг., до сих пор во многом покрыта мраком. Много­численные источники и документы из киевских и одесских архивов еще ждут своих исследовате­лей, хотя общая картина более-менее ясна. Он был единственным специальным музеем «наци­онального» профиля в Украине [4, с. 10, 56] и од­ним из трех государственных еврейских музеев, действовавших в СССР в межвоенное время на­ряду с Ленинградским и Самаркандским. Неод­нократные попытки открыть подобный музей в других городах республики не привели к успеху, хотя еврейские отделы и подотделы существова­ли во многих краеведческих музеях, к примеру, в Полтаве [4, с. 35, 37] и Бердичеве [12], не говоря уже об отдельных экспозициях и коллекциях.

О широкой известности одесского музея за пределами страны еще в 1930-е гг. свидетельс-

Светлой памяти моего учителя академика, доктора архитектуры, профессора Генриха Иосифовича Фильварова (1927-2015)

твовала публикация его сотрудника, известного художника Эммануила Шехтмана, вышедшая в Берлине в 1932 г. в немецкоязычном еврейском журнале «Менора» [37]. Благодаря архивным изысканиям директора Одесского историко­краеведческого музея Веры Солодовой мы знаем имена организаторов музея и директоров, неко­торых из сотрудников, историю его открытия, некоторые детали формирования и накопления фондов и о десятках тысяч экспонатов, среди ко - торых были памятники традиционного искус­ства и шедевры живописи. Известны масштабы деятельности музея, его сотрудничество со мно­гими «кружками друзей» музея и его сподвиж­никами из разных городов России и Белорусии, собиравшими для музея экспонаты, многообе­щающие планы музея и его контакты со мно­гими институциями. Есть подробные сведения и о перемещениях самих артефактов — вначале в одесский музей из закрытых ранее еврейских музеев других городов СССР, а после его закры­
тия — в другие хранилища страны, в частности в Киев, где они экспонируются и сегодня [29-32; 19, с. 259-260]. Но связать большинство разроз­ненных фактов в единую цепь истории функци­онирования музея, с привязкой к конкретным лицам и их работе, событиям, выставкам и т.д., пока оказывается неподъемной задачей. Вряд ли ситуация существенно изменится ввиду ску­дости публикаций, сохранившихся материалов и документов, хотя свет на отдельные эпизоды деятельности музея и работу его сотрудников пролить удается.

К таким открытиям можно отнести сведения, полученные в ходе исследо­ваний последних лет о двух бывших одесситах, впос­ледствии москвичах, Ушере Хитере и Элюкиме Мальце [5, с. 127-129]. Оба они как агенты музея еще в молодос­ти участвовали в поездках по городам и местечкам По- долии и Волыни — бывшей черты еврейской оседлости, собирая экспонаты для му­зея, зарисовывая и фотогра­фируя памятники еврейской старины.

Вплоть до начала 2000-х гг. имена этих архитекторов мало что значили для арт- иудаики, оставаясь извест­ными лишь в узких кругах одесских краеведов. Архив­ные поиски, активизиро­вавшиеся на фоне интереса к еврейским музейных коллекциям довоенного времени, показали, что до нас дошла немалая часть их творческого наследия. Это оригиналь­ные рисунки, акварели и фоторепродукции из частных и государственных собраний Украины, России и Израиля, которые отложились там в виде отдельных работ, а также целых комп­лексов и коллекций. В самой Одессе, в фон­дах ОИКМ, содержатся графические этюды их раннего студенческого периода. По сведениям

В. Солодовой они были переданы из Одесского музея западного и восточного искусства в 1955 г. Собрание насчитывает 18 рисунков и акварелей с видами Одессы: фасады домов, внутренние дворы и пристройки, причем 14 из них выпол­нены Э. Мальцем. Все они датированы 1921­1924 гг., когда Хитер и Мальц учились на 1-м и 2-м курсах Одесского художественного ин­ститута и, вероятно, выполняли учебные зада­ния[1]. Эти работы показывают, как оттачивалась графическая манера и техника молодых зодчих, которой в старой архитектурной школе уделяли огромное внимание, обучая студентов искусству архитектурной графики.

Касательно еврейских материалов, упомянем собрание оригиналов работ Хитера и Мальца из Музея архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР) в Москве. Здесь хранится серия рисунков застрой­ки Каменец-Подольского (1924), рисунок еврей­ской улицы Меджибожа (1927) и четыре листа с видами синагог, относящих­ся к 1925, 1929 и 1939 гг. (ав­торизованная копия одного из ранних рисунков, 1927 г., сделанного для Еврейско­го музея). К этому добавим коллекцию фотографий ри­сунков обоих архитекторов из собрания Центрально­го архива истории еврей­ского народа в Иерусалиме (ЦАИЕН). Коллекция со­держит около двух десятков фотографий из экспедиции 1927 г. с видами синагог, за­стройки местечек, построек и надгробий еврейских клад­бищ[2]. Значительная часть этих фотографий дубли­руется в собрании одесского коллекционера Тараса Мак- симюка, которая, по сло­вам владельца, насчитывает 26 позиций [9]. Отдельные работы, в т. ч. и из упомяну­тых собраний, публиковались в периодической печати и в научных статьях [34, с. 81, 83].

Вместе с тем до последнего времени мы не­много знали об этих людях и их сотрудничестве с еврейским музеем. Знания эти ограничивались краткими сведениями из ОИКМ, несколькими публикациями с упоминанием об их работе и наиболее важными документальными источни­ками — личными фондами Хитера [17] и Мальца [18] как членов Московского отделения Союза архитекторов СССР из собрания Российского государственного архива литературы и искус­
ства (РГАЛИ). Правда, они относились к более позднему московскому периоду их жизни. Сре­ди прочих документов здесь содержатся био­графии обоих архитекторов со сведениями об их жизни и профессиональной деятельности, в т.ч. связанными с поездками по Западной Ук­раине. Но о прямых целях этих поездок и их связи с еврейским музеем в Одессе не говорится ни слова. И казалось, что уже не было надежды на дальнейшее развитие этого сюжета, если бы не случай. Находка одного натурного рисун­ка У. Хитера, 1934 г. — надгробия в Немирове (1750 г.) из Национального художественного музея Ук­раины [14][3] (ил. 4) стала от­правной точкой успешных поисков, которые привели из Киева в Москву — к по­томкам семьи архитектора и наследникам его друга и соратника — Э. Мальца.

Н езабываемое обще­ние с дочерью У. Хитера Людмилой Ушеровной Молдавской (1938-2014) в феврале 2013 г., контакты с его внучкой Ксенией Алек­сандровной Молдавской, а также знакомство через них с прямыми наследниками Э. Мальца, сыном Викто­ром Ильичом и внуком Кириллом Викторовичем, позволили приобщить к данной теме уникальные материалы и сведения о жизни их предков и тех да­леких событиях[4]. Согласно им, Хитер и Мальц получили среднее и высшее архитектурное образование в Одессе, где рабо­тали до конца 1920-х гг. — времени переезда в Москву. В советской столице оба архитектора сполна реализовались в профессии: Хитер — как градостроитель, а Мальц — как гражданский и промышленный архитектор. Они сохранили тесную дружбу до конца дней. История их семей и профессионального пути, как одесского, так и московского периодов, подчеркивает общность и уникальность человеческих судеб XX века, жизнь талантливых людей, искавших свое при­звание, прошедших через военное лихолетье, преданных избранной профессии и передавших ее своим потомкам.

Сосредоточивая внимание на документах до - военного времени, сохранившихся в семейных архивах, мы можем очертить основные этапы жизни наших героев. Так, личные документы, автобиография и переписка Элюкима Мальца, его био­графические материалы из фондов РГАЛИ и устная память семьи свидетель­ствуют о его жизни и ста­новлении в довоенный, в т.ч. и одесский период.

Элюким Азрилевич (Аз- риль-Шмуль) (Илья Из­раилевич) Мальц (Малц) (1898-1973) был коренным одесситом и проживал в Одессе по адресу: ул. Пре­ображенская, 35, кв. 26. По семейным преданиям, он был активно вовлечен в жизнь творческой моло­дежи тогдашней Одессы, учился в располагавшемся неподалеку художествен­ном училище (ОХУ) на архитектурном отделении (1914-1918), дружил с Иль­ей Ильфом. Видимо, об­щался и со старшим братом писателя, известным художником Александром Файнзильбергом (Сандро Фазини), входившим в группу еврейских модернистов из «Общества независимых художников» (1917-1920) [15, с. 187]. Оба они в одни годы учились в ОХУ, в котором в дореволюционный период обучалось чуть ли не половина евреев [15, с. 18]. Многие из них оставили яркий след в искусстве, разра­батывая в т.ч. и еврейские темы. Опосредован­но Мальц был вхож и в круг молодых одесских писателей и поэтов, знал Олешу, Багрицкого, Бабеля, вращался в передовой среде своего ок­ружения. Молодость, крах империи, меняющая­ся на глазах жизнь, бурление модернистических идей, социальных и национальных идеалов, а вместе с ними лишения и погромы соединяли революционную романтику с трагическим ми­
роощущением и надеждами на коренные пере­мены, что формировало сознание молодого ев­рейского поколения. И это был немаловажный мотив, который подталкивал многих еврев, в т.ч. Мальца и Хитера, к участию в развитии сво­ей культуры. Хотя одесские погромы 1905 г. не коснулись семьи Мальца — по воспоминаниям архитектора, их спасло то, что напротив их дома по Преображенской улице находился полицей­ский участок, — трагические события тех лет глубоко врезались в его память.


После окончания ОХУ он поступил на архи­тектурный факультет Высшего художественого училища, позднее Политехникума изобрази­тельных искусств — в 1920-1930-е гг. название вуза многократно менялось [1, с. 136]. Здесь он учился с 1922 по 1929 г., параллельно занимал­ся общественной и преподавательской работой, был секретарем профкома. В 1929 г. после окон­чания вуза, как и многие его земляки, рвавши­еся в столицу за поиском лучших жизненных перспектив, он переезжает в Москву, где до войны работает архитектором и старшим ар­хитектором в разных проектных организациях (Химстрой, Гипрогор, Медсанпроект, Сельхоз- стройпроект, Теплоэлектропроект), проектиру­ет школы, больницы, ветеринарные институты, здания ТЭЦ, электростанций и пр., становится успешным советским архитектором [18].

На нескольких снимках одесского периода, сохранившихся в семье архитектора, он запечат­лен со своей женой Рахилью Пинхусовной Ба- ренберг (1909-1983), соучениками по училищу и, возможно, учениками Одесской художествен­но-профессиональной школы по архитектурной мастерской, которой он руководил и где препо­давал два последних года учебы в институте, с 1927 по 1929 г. [22]

В период студенчества, как пишет сам Мальц в своей автобиографии 1938 г., он «совершил не­сколько поездок для зарисовок архитектурных па­мятников Подолии и Волыни, за что от Совета Института получил поощрение и высшую оцен­ку». Оставленные им сведения о том, что «часть этих работ приобретена музеем Академии архи­тектуры в Москве», объясняют происхождение того собрания, о котором говорилось выше [23]. Такая же информация, но с более подробной да­тировкой его поездок по Западной Украине об­наруживается в РГАЛИ. Мальц указывает, что с

1924  по 1936 г. он участвовал в семи экспедициях по изучению, зарисовкам и обмерам памятников архитектуры и скульптуры в Подолии и Волыни.

Его коллега Ушер Хаймович (Оскар Ефи­мович) Хитер (1899-1967) был родом из по­дольского местечка Мястковки. С детства его тянуло к искусству, и он приехал в Одессу пос­тупать в ОХУ. В училище он обучался вместе
с Мальцем, с 1914 по 1919 г., но, возможно, на живописном факультете, т.к., по семейным преданиям, его учителями были знаменитые одесские живописцы К. К. Костанди и П. Г. Во- локидин, и любовь к живописи он сохранил до последних дней. В семье сбереглось много его живописных работ послевоенного времени и память о тесном общении с опальным мос­ковским художником, последователем сурового стиля, «шестидесятником» Борисом Биргером (1923-2001), мастерскую которого в 1960-е гг. посещал Хитер. В одесском институте Хитер также учился на архи­тектурном факультете, который окончил, судя по сохранившемуся сви­детельству, в 1928 г. Там же он познакомился и со своей будущей женой,

Эмилией Шимоновной Герценштейн (1903-1980), студенткой скульптур­ного отделения, которая впоследствии окончила В Х У ТЕ И Н и с та­ла известным мос­ковским скульптором [20]. Подобно Маль­цу, на излете 1920-х гг.

Хитер со своей женой переезжают в Москву. И первым его столичным местом работы стала мастерская Б. М. Иофа­на, ведущего архитектора сталинской эпохи, тоже урожденного одессита и воспитанника ОХУ. Под его началом Хитер при­нимал участие в рабо­те над проектом Дома правительства в Москве (1927-1931), известного как дом на набережной.

Возвращаясь к их студенческим годам, следует указать 1924 г., с которого началась ставшая традицией практика творческих по­ездок Хитера и Мальца по далекой украинской провинции. В этот и последующие годы они колесили по бывшей черте оседлости в Подо­лии и Волыни, где изучали, зарисовывали и обмеряли памятники старины и, прежде всего, еврейской культуры. Сохранившийся непод­писанный снимок тех лет, который предполо­жительно можно отнести к 1927 г., запечатлел двух молодых архитекторов и, видимо, их со- провожатого около группы старинных мацев во время обследования еврейского кладбища одного из местечек, в котором они работали [20]. Это уникальное свидетельство их инте­реса к еврейской старине и резьбе надгробий, в частности, о которых они писали и которые остались в нескольких рисунках и репродук­циях У. Хитера.

Сопоставляя данные Мальца о семи экспе­дициях по Западной Украине с датировками из­вестных нам работ, можно с определенностью выявить шесть из них.

Первая относилась к

1924    г., откуда сохрани­лось много зарисовок па­мятников архитектуры Каменца-Подольского, причем большая часть из них не была связана с ев­рейской средой.

Несколько работ до­шло до нас из сезона

1925                                                                        г. Это рисунки сина­гоги в Новоконстантино- ве, который облюбовали художники еще с прошло­го сезона, и в Хмельнике. С этим местечком была связана отдельная исто­рия, которая во многом подстегивала в последу­ющие годы желание ар- хитекторов-художников приезжать в эти края на летний сезон. Видимо, в 1925 г. Элюким Мальц здесь встречает свою бу­дущую жену, которую позднее буквально выры­вает из привычного для нее окружения и увозит в Одессу. В семье архитек­тора сохранился карандашный рисунок Маль­ца, портрет его жены Рахили, нарисованный в Хмельнике в 1925 г. На протяжении последую­щих лет, в т.ч. и из своих поездок, Люка (как его называли близкие) пишет письма своей жене в Хмельник, что отражено в сохранившемся письме из Одессы 1926 г. [27], а также в несколь­ких открытках и письмах из его экспедиции 1927 г. [24-26; 28] В том же городке остается жить и ее родня. Таким образом, Хмельник становится важной точкой, от которой оттал­кивается сам Мальц и путешествующий с ним Хитер. Среди местечек, в которых они работали
в 1925 г., был и Меджибож, о чем писал Мальц своей жене в 1927 г., когда указывал, что в Мед- жибоже они «остановились в той же квартире, где останавливались два года назад» [24].

Самым насыщенным и плодотворным был 1927 г., о котором еще пойдет речь ниже.

1929 г. оказался последним из одесского пе­риода летних выездов на этюды. Единственный рисунок, дошедший с того времени, это сина­гога в Хмельнике. Можно предположить, что в это время Мальц улаживал свои дела с семьей жены перед их отъездом в Москву, поэтому он и оказался в этом городке.

Два последних точно датируемых года — 1934 и 1936 г. связаны с поездками на Западную Ук­раину уже из Москвы. Здесь мы видим, что наряду с еврейскими объектами авторы много внимания уделяют старым крепостным соору­жениям и вообще местным достопримечатель­ностям. Думается, что в этих поездках было больше ностальгии по прежним студенческим временам, а также желание проведать своих родных в подольских местечках (Мальцу — в Хмельнике; Хитеру — в его родной Мястковке и почти соседней Песчанке, где проживала семья его жены).

Седьмой год их поездок точно датировать сложно. Можно предположить, что это мог быть 1926 г. в один из студенческих летних сезонов. Это был год бурного развития отно­шений Мальца с его женой после знакомства в 1925 г., непрерывной переписки и, соответ­ственно, поездки в Хмельник [27]. Однако нам не удалось найти рисунков этого года, да и письмо Хитера к своей жене из Горловки (24 сентября 1926 г.) свидетельствует, что в этот год он находился в Донбассе, причем, видимо, со своим другом Мальцем [21]. Последний упо­минает об этом в автобиографии, что в 1926 г. он был десятником студенческих практик в строительном бюро Донугля (Донбасс, Горлов­ка) [23]. Вышуказанная поездка по местечкам вполне могла прийтись и на начало 1930-х гг., что диктовалось стремлением периодически навещать свою подольскую родню.

Оставляя эти рассуждения за скобками, мы сосредоточим внимание на наиболее продук­тивном 1927 г., к которому относится большая часть имеющихся материалов, а также письма. Видимо, в этот год неслучайно активизирова­лась их работа и был открыт еврейский музей в Одессе. 1927 г. был экономическим апогеем политики нэпа, первым юбилеем октябрьской революции, когда население почувствовало плоды социальных реформ и культурного воз­рождения. Уже в следующем году в ходе свер­тывания нэпа, новой волны национализации и репрессий эта ситуация меняется, хотя до на­чала 1930-х гг. в сфере национальной политики страны особых перемен не наблюдалось. Тогда же в Одессе инициируется активная краеведчес­кая работа. При Одесском институте народно­го образования также планировалось открыть среди прочих семинар по еврейской культуре с секциями по литературе, истории и языку в рамках задачи изучения студентами истории и культуры народов Одесщины. Его возглавлял

С.  Х. Билов (1888-1949), активист еврейского политического движения, лектор, педагог, об­щественник, литературовед и историк театра. При том же ОИНО рассматривался вопрос о введении в план другого семинара, социально­экономической истории Украины, предмета «История евреев на Украине» и пр. И хотя эти проекты не были реализованы, они показали всплеск интереса к еврейской культуре в этот период [7; 8, с. 18].

В том же 1927 г. в Виннице на подольских землях другой энтузиаст, Г. В. Брилинг (1867­1942), организует экспедиции по сбору ма­териалов еврейской старины и культуры для Винницкого краеведческого музея, собирает уникальную коллекцию еврейских пряничных досок, т.н. «пурим-бретль» и даже планиру­ет выпустить совместный каталог с одесским еврейским музеем [2, с. 252-259; 13, л. 4-5]. В 1928 г. открывается отдел еврейской куль­туры при Полтавском государственном музее [4, с. 37]. В целом во второй половине 1920­х гг. начинается настоящий бум украинского музейничества, исследования украинского, а с ним и еврейского искусства. Это нашло отражение в экспедициях, документах, фо­томатериалах, экспонатах, статьях и даже ев­рейских отделах в некоторых музеях, которым тогда так и не суждено было стать фундамен­том еврейской этнографической науки. Не позволило время и репрессии, затронувшие почти всех, кто приоткрыл двери в уходящий мир еврейской старины. Среди них Д. Щер­баковский, П. Жолтовский, В. Гагенмейстер, К. Кржеминский, Г. Брилинг, Т. Молчановс- кий, Н. Коцюбинская, Л. Левицкая и мн. др. [5; 11] На этой волне оказались и двое молодых архитекторов, направившихся в мае 1927 г. по бывшим еврейским местечкам.

В этот год экспедиции проходили по Мед- жибожу, Бердичеву, Изяславу, Полонному, Староконстантинову и авторы прицельно ри­совали еврейские памятники: синагоги, еврей­
ские дома, улицы и кладбища. Некоторую часть маршрута и любопытные путевые заметки мы можем проследить по письмам Мальца к своей жене в Хмельнике. Видимо, что на время их с Хитером поездок она оставалась в доме своих родителей. Дошедшие письма и открытки пре­имущественно носили личный характер, и ка­кие-либо информационные сведения о поезд­ке, напряженности работы и бытовых условиях проходят в них фоном.

Одно из писем, датированное 22 мая 1927 г., было написано в Изяславе, где тогда работали Хитер с Мальцем [26]. Видимо, четко сплани­рованного маршрута у путешественников не было, и они меняли свой план на ходу, ори­ентируясь на советы местных жителей, полу­ченные в поезде. Так, вместо Шепетовки, куда сперва направлялись два друга, они поехали в Изяслав, о котором знали по книгам, что он сулил много достопримечательностей и где было «много интересной и своеобразной архи­тектуры».

Открытка, написанная в Меджибоже 1 июля, свидетельствует, что оба путника останови­лись в той же квартире, что и два года назад, в

1925  


г., обследовали знаменитый бейт мидраш основателя хасидизма Баал Шем Това, нала­дили контакты с «местными еврееями» и соб­рались работать на кладбище [24]. 9 июля все еще из того же Меджибожа Мальц отправлет жене еще одну открытку, где пишет что здесь они «много поработали и много собрали ценного материала» [25].

Последнее письмо, сохранившееся в семье архитектора, было начато 11 июля в Деражне и завершено на следующий день в Старокон- стантинове [28]. Оттуда мы узнаем, что в Ста- роконстантинове Мальц «с Ушером и Мишей [? — возможно, именно он запечатлен на вышеу­помянутой фотографии. — Е. К.] ходили устраи­вать дела по вывозке еврейских памятников». Речь здесь, видимо, шла о вывозке наиболее инте­ресных еврейских надгробий для еврейского музея в Одессе. И далее неожиданнім образом Мальц вновь обращается к их недавней работе в Меджибоже:

«Последние дни в Меджибоже провели с боль­шой пользой и интересом. Во-первых, нам удалось зарисовать замок, это замечательное украшение Подолии, во многих видах, чем остались очень довольны. Получили в подарок музею [единствен­ное упоминание в переписке о музее! — Е. К.] интересные вещи, сделали 15 фотографических снимков на негативах с разных вещей и мебели
старинной (Аптер рува кровать и кресло)[5] и т.д. Кроме того встретили у местного врача одного немца, приехавшего из Берлина, коммуниста — ли­дера самой левой группы в искусстве за границей, редактора художественного журнала; он пригла­сил нас к себе, узнав, что мы работаем в Меджи- боже. Он захотел сфотографировать какой-либо из рисунков замка, остановил свой выбор на моем рисунке и сфотографировал его, я же негатив везу с собой — снимок очень удачный, чего я не могу ска­зать о своем рисунке. Перед отъездом было много хлопот из-за фотографий, но и это в конце концов уладилось. В общем в Меджибоже мы основатель­но поработали».

Мальц также указывает на примечатель­ную деталь, подчеркивающую их желание вы­делиться внешне из общей среды и снискать в глазах местного население особый интерес к своим персонам: «Мы решили пошить себе все одинаковые синие блузы и носим их теперь без по­ясов. Блузы получились очень хорошие и дешевые по 3рн. штука. Производят потрясающее впечатле­ние на местных жителей. В Ст-Константинове будем еще только 2-3 дня и отсюда едем в По- лонное».

Итак, на основе этой фрагментарно дошед­шей корреспонденции мы можем установить фрагмент их маршрута с конца мая до июля- августа 1927 г., который проходил по местеч­кам Казатин (пересадочная станция), Изяслав, Меджибож, Деражня (пересадочная станция), Староконстантинов и далее лежал в Полонное и Бердичев.

Это, пожалуй, все, что мы на сегодня можем сказать об обстоятельствах их поездок по быв­шим еврейским местечкам. Судя по интенсив­ной работе экспедиции, о которой говорится в письмах, то, что дошло до наших дней, — сущие крохи от сотен рисунков и фотографий, которые были сделаны этими людьми за 1927 г. и весь период экспедиций.

Анализируя рисунки всех тех лет, у нас нет однозначной уверенности, что все они были сделаны именно для еврейского музея в Одессе, особенно в первые годы. Во-первых, архитек­торы не ограничивались только еврейской ста­риной и фиксировали в рисунках и акварелях то, что им представлялось интересным из окру­жавших памятников. Об этом свидетельствуют рисунки Э. Мальца, сохранившиеся в семей­ном архиве (к сожалению, подобных рисунков У. Хитера в семье архитектора не сохранилось). Представляется, что для студентов младших курсов архитектурного института было вполне естественно в качестве летних практик рабо­тать с натуры над архитектурными пейзажами. Тем более что выезды по украинским городам, в частности, на Подолию и Волынь были частью учебной программы института [33, с. 41-42].

С другой стороны, работа над комплектаци­ей будущего еврейского музея началась еще в начале 1920-х гг., постепенно усиливаясь и во­влекая все больше людей в ряды своих сторон­ников. Соответственно, молодые архитекторы уже в первые годы поездок могли быть вдох­новлены на эту захватывающую работу орга­низаторами музея, в частности, П. Сегалом [31, с. 251]. Но наиболее интенсивная деятельность пришлась именно на 1927 г. — время активиза­ции сбора для него экспонатов и материалов, о чем упоминает в одном из писем жене Элюким Мальц. Музей торжественно открыли 6 ноября 1927 г., а весь летний сезон накануне два моло­дых архитектора занимались пополнением его коллекции в бывшей черте оседлости.

Думается, что в 1930-е гг. тесная связь с музеем прекратилась. В основном поезд­ки осуществлялись по «старой памяти», для творческого отдыха и проведывания родных. Практически все сохранившиеся рисунки это­го времени остались в Москве. Ни в одной из своих автобиографий Мальц не упоминает о том, что эти поездки были связаны со сбором материалов для еврейского музея. Видимо, на это были свои причины. Волна репрессий 1930-х гг., прокатившаяся по всей стране, осо­бенно жестко затронула творческую интел­лигенцию Украины, причастную к развитию национальной культуры и искусства. Подав­ляющее большинство директоров и сотруд­ников краеведческих музеев были уничтоже­ны физически или подверглись лишениям и арестам [11, с. 73]. В частности, был расстрелян директор (позднее главный хранитель) самого одесского еврейского музея Бенцион Рубштейн (1882-1934), который в 1927 г. за месяц до от­крытия музея сменил на этом посту упомяну­того П. Сегала [10, с. 158; 31, с. 251]. Подверг­лись репрессиям многие активисты еврейского образования в Одессе [7]. И, быть может, имен­но тот факт, что оба архитектора еще задолго до этого покинули Украину и интегрировались

 

по своей прямой профессии в процесс социа­листического строительство спас их от участи многих быших коллег.

Сохранившиеся рисунки и репродукции с видами еврейских памятников и фрагментов местечковой застройки отражают документаль­ную достоверность — то, что отличает манеру архитекторов от художников, но вместе с тем подчеркивают мастерство исполнения, а в отде­льных случаях и образный колорит графического этюда. Большинство работ выполнены графит­ным карандашом на бумаге. Именно рисунок был основой этюда, а акварель, которой нередко пользовались оба архитектора, добавляла немно­го цвета, оживляя скупую графику. Даже при­стально вглядываясь в их работы, трудно найти принципиальную разницу в мастерстве обоих художников и их манере исполнения, — здесь сказывается единая школа и выучка.

Особо подчеркнем историческую и культур­ную ценность этих работ как документальных источников бытования позднее утраченных па­мятников. Виды Бердичева, Изяслава, Хмель­ника, Полонного, Меджибожа, Старокон- стантинова, Новоконстантинова, Немирова и других городов, запечатлевшие экстерьеры и интерьеры синагог, еврейские улицы и дома, в т.ч. раввинов, надгробия с резным декором, саркофаги и характерные кладбищенкие пос­тройки — огели над могилами раввинов — все эти изображения с учетом последующего ис­чезновения этого пласта еврейской культуры буквально «на вес золота». Небольшая часть изображенных ими зданий известна и по дру­гим источникам — рисункам и фотографиям 1910— 1920-х гг. К таковым относятся виды синагог в Изяславе и Полонном. Любопытно, что сохранившиеся два изображения синагоги в Полонном практически идентичны, но при­надлежат разному времени. Одно из них — реп­родукция работы 1927 г., а другое — рисунок из МУАР 1939 г., подписанный как авторизо­ванная копия вышеуказанной работы, кото­рая хранилась в еврейском музее в Одессе [3]. С одной стороны, это единственный случай, где автор сам указывает на принадлежность оригинала еврейскому музею, а с другой — тот факт, что его копия была специально сделана по заказу музея архитектуры. Очевидно, что памятники еврейской архитектуры вызывали большой резонанс, коль скоро подобные изоб­ражения заказывались такой солидной госу­дарственной организацией.

Наличие изображений известных синагог позволяет проследить изменение их архитек­турного облика за последние десятилетия их жизни и использования еврейскими община­ми «по прямому назначению». Эти годы как раз пришлись на период Первой мировой и гражданской войн, и подобные изменения, ре­конструкции и перестройки коснулись почти всех синагог, которые находились в зоне те­атра боевых действий и противоборствующих сторон.

Другая, бо'л ьшая часть работ уникальна тем, что доносит до нас облики неизвестных по другим изображениям памятников — внешних видов синагог (Новоконстантинов), а также их интерьеров (Хмельник, Староконстантинов, Бердичев), исторической застройки, кладби­щенских построек и надгробий.

Подобный разбор рисунков можно продол­жить и на конкретных примерах, показывая их типологические черты и региональные особен­ности.

Многолетняя систематическая работа Хи­тера и Мальца по фиксации в натурных ри­сунках еврейских памятников не была чем- то уникальным с точки зрения обращения к еврейской старине. Десятки художников, графиков и живописцев в начале XX века и в межвоенное время изображали ее с натуры, использовали фотографический материал, подчеркивали документальность или, наобо­рот, уходили от нее, создавая художественный образ старого еврейства — земной и вели­чественный, мистический, трагический или фольклорный. Среди этих имен С. Юдовин, М. Шагал, И.-Б. Рыбак, А. Маневич, М. Фрад­кин, Б. Бланк и мн. др. Часть из них, подоб­но Хитеру и Мальцу, стремилась запечатлеть их исторический облик в естественной среде бытования. Один из них — русский историк, художник и искусствовед Г. Лукомский, автор монографии о европейских синагогах [35] и десятков рисунков синагог, в т.ч. на украин­ских землях [36]. В этом ряду стоит и полуза­бытое имя белорусского художника Я. Круге- ра, участника этнографической экспедиции 1921 г., оставившего акварели с видами ряда синагог Беларусии [6]. В самой Украине в подобном ключе на рубеже 1920- 1930-х гг. работал архитектор Н. Топорков, автор со­тен рисунков построек западноукраинской провинции, в т.ч. еврейской застройки Подо­лии: домов, заездов, корчемен и пр. [16]. Но в отличие от вышеназванных и многих дру­гих, У. Хитер и Э. Мальц рассматривали свои этюды и всю работу как целенаправленный проект, который реализовывался как одна из открытых программ государственного еврей­ского музея.

Также внезапно, как завершаются пись­ма Элюкима Мальца, обрывая для нас нить в прошлое, завершается и это повествование. Выведенные на свет данные об Ушере Хитере и Элюкиме Мальце, а также попытка реконс­труировать контекст их работы над фиксацией памятников еврейской старины, в т.ч. и для ев­рейского музея вписываются в широкую пано­раму интереса многих ученых, музейщиков и художников к еврейскому наследию в межво- енное время. Обнаруженные рисунки и доку­менты отчасти восполняют утраченный пласт еврейской культуры, расширяют источниковую базу изучения довоенного наследия еврейских музеев и коллекций, возвращают из забвения имена и вклад отдельных энтузиастов, благо­даря которым многовековая культура еврейс­кого народа не была полностью стерта и стала бесценным фундаментов для современных ис­следований.

 

 

 

Источники и литература


 

 

  1. Барковская О. М. Одесское художественное училище. Хроника 1865- 1940 // Вестник Одесского художест­венного музея. — Одесса. — Вып. 2. — С. 130- 140.
  2. Винницкий областной краеведческий музей. Бри­линг Г. Г. К истории Винницкого областного крае­ведческого музея. — Винница, 1968. Копия рукописи.
  3. Государственный музей архитектуры им. А. В. Щу­сева. — Фонд архитектурной графики. — Ед. хр. PV 3363. Синагога. Новое Полонное. XVIII- XIX вв. Вид с юго-востока. Худ., арх. О. Е. Хитер. Бумага, карандаш, уголь. 54 х 72.
  4. Дубровський В. В. Музеї на Україні. — Харків: Держав­не видавництво України, 1929. — 60 с.
  5. Котляр Е. Еврейские музеи и коллекции первой трети XX века: судьба и следы художественного наследия (Львов — Санкт-Петербург — Одесса — Киев) // Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв. — Харків: ХДАДМ, 2009. — № 12 (Сходознавчі студії, вип. 2). — С. 113- 133.
  6. Краткая еврейская энциклопедия. — Иерусалим: Об­щество по исследованию еврейских общин; Еврейский университет в Иерусалиме, 2003. — Т. Доп.Ш. — Кол. 243- 245.
  7. Левченко В. Еврейское высшее образование в Одессе (1917- 1930-е гг.): история, опыт, традиции [Электрон­ный ресурс]. — Режим доступа: http://www.migdal.org. ua/migdal/events/science-confs/6/17449/ (28.05.2016).
  8. Левченко В. Краєзнавство в Одеському інституті на­родної освіти (1920- 1930 рр.): становлення, напрями, традиції // Краєзнавство: науковий журнал. — К.: На­ціональна спілка краєзнавців України, 2011. — № 2. — С. 14-24.
  9. Лостман И. Три выставки [Электронный ресурс] // Мигдаль Times. — Одесса, 2001. — № 16. — Ре­жим доступа: http://www.migdal.ru/article-times. php?artid=2417 (24.05.2016).

10. Лукин В. От народничества к народу (С. А. Ан-ский — этнограф восточно-европейского еврейства) // Евреи в России: история и культура: сб. науч. тр. — СПб.,

1995. — С. 125- 161.

11. Лукин В. Традиционное еврейское искусство глазами украинских краеведов // Канон и свобода. Проблемы еврейского пластического искусства. — М., 2003. — С. 71- 84.

12. Научный архив Института археологии НАН Украины (далее — НА ИАНУ). — Ф. ВУАК. — Д. 330. — Ед хр. 20- 23.

  1. НА ИАНУ. — Ф. ВУАК. — Д. 202/21. Вінницький музей. Брілінг. Коротке звідомлення про дослідну роботу Вінницького історико-побутового музею за 1927 р. — 1928.

14.  Национальный художественный музей Украины. — Документально-архивный отдел. — Ед. хр. ГРС-10395.

15.  Общество независимых художников в Одессе: био- библиографический справочник / сост. О. М. Барков­ская. — Одесса, 2012. — 216 с.

16. Пламеницька О. Деяки риси архітектури подільських міст і містечок за матеріалами колекції Миколи То­поркова // Архітектурна спадщина України. Питання історіографії та джерелознавства української архітек­тури /за ред. В. Тімофієнка. — К.: Українознавство,

1996.  — Вип. 3, ч. 2. — С. 189- 198.

17.  РГАЛИ. — Ф. 2466 (Московское отделение Союза архи­текторов СССР (МОСА) (1936- 1991). — Оп. 5. — Ед.хр. 916. Личное дело Хитер Ушера Хаймовича, 1899. (19 ноября 1946- 14 июля 1967). — 17 листов.

18. РГАЛИ. — Ф. 2466 (Московское отделение Союза архи­текторов СССР (МОСА) (1936- 1991). — Оп. 6. — Ед.хр. 186. Личное дело Мальца Ильи Израилевича, 1898. (8 декабря 1945- 11 марта 1973). — 20 листов.

19. Романовська Т. Доля єврейського ритуального срібла з колекції Музею історичних коштовностей України // Доля єврейської духовної та матеріальної спадщи­ни в XX столітті: збірник наукових праць за матері­алами IX Міжнародної наукової конференції. Київ, 28- 30 серпня 2001 р. — К.: Інститут юдаїки, 2002. — С. 259- 265.

  1. Семейный архив потомков Ушера Хитера, Москва (далее — САПУХ).

21.  САПУХ. Письмо У. Хитера к жене Э. Герценштейн. Горловка, 24 сентября 1926 г.

22.  Семейный архив потомков Элюкима Мальца, Москва (далее — САПЭМ).

23.  САПЭМ. Автобиография И. И. Мальца. 9 мая, 1938 г.

  1. САПЭМ. Открытка Э. Мальца к жене Р. Баренберг. Меджибож, 1 июля 1927 г.
  2. САПЭМ. Открытка Э. Мальца к жене Р. Баренберг. Меджибож, 9 июля 1927 г.

26.  САПЭМ. Письмо Э. Мальца к жене Р. Баренберг. Изяс- лав, 22 мая 1927 г.

27. САПЭМ. Письмо Э. Мальца к жене Р. Баренберг. Одес­са, 11 января 1926 г.

28.  САПЭМ. Письмо Э. Мальца к жене Р. Баренберг. Ста- роконстантинов, 13 июля 1927 г.

  1. Солодова В. Архівні документи як джерело з історії Одеського музею єврейської культури // Архівознав­ство. Археографія. Джерелознавство: міжвід. зб. наук. праць. - К., 2005. - Вип. 7. - С. 144- 155.

30.  Солодова В. Документальные источники о судьбе кол­лекции иудаики Одесского музея еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима // Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв. — Харків: хДаДМ, 2010. — № 8 (Сходознавчі студії. Вип. 3: Єв­рейське мистецтво і український контекст. Обрії тра­диційної художньої культури). — С. 310-331.

  1. Солодова В. Одесский музей еврейской культуры (1927- 1941) // Доля єврейської духовної та матеріаль­ної спадщини в XX столітті: збірник наукових праць за матеріалами IX Міжнародної наукової конферен­ції. Київ, 28- 30 серпня 2001 р. — К.: Інститут юдаїки, 2002. — С. 250- 258.
  2. Солодова В. Судьба музея // Егупець. Художньо- публіцистичний альманах Інституту юдаїки. — К.: Ін­ститут юдаїки- Дух і літера, 2002. — № 10. — С. 395- 404.

33.  Солодова В. Художественная жизнь Одессы. 1920-е — 1930-е годы // Вестник Одесского художественного музея. — Одесса: Плутон, 2014. — № 1. — С. 40- 42.

34.  Kravtsov S. R. Gothic Survival in Synagogue Architec­ture of the 17th and 18th centuries in Volhynia, Ruthenia and Podolia // Architecture. Zeitschrift fur Geschichte der Baukunst. Journal of the History of Architecture. — 2005. — Vol. 1. — P. 69- 94.

35. Lukomsky G. Jewish Art in European Synagogues / G. Lu- komsky. — London, 1947.

36.  Lukomski [Loukomski] Georges [George] K. An Exhibi­tion of Drawings in Crayon, Gouache and Water-Colours of Old European Synagogues. — London, 1935.

37. Schechtmann J. Das Allukrainische Staatsmuseum fur ju- dische Kunst auf den Namen von Mendele Mojcher Sfurim in Odessa // Menorah. JUdisches familienblatt fur wis- senschaft / kunst und literature. — Wien; Berlin, 1932. — X. Janrgang; Nr. 9/10. — S. 393- 394. Фото, см.: S. 377, 378, 395, 396.

 

 

 

 

 

 

Usher Chiter and Elyukim Maltz: chasing the lost expeditions of the Jewish Museum in Odessa

E. Kotlyar

The article studies the pre-War period in the life and work of two architects, Usher Chiter (1899-1967) and Elyukim Maltz (1898-1973), both graduates of the Odessa School of Architecture. The time span in question was bound up with work done by the architects for the Mendele Mocher Sforim All-Ukrainian Museum of Jewish Proletarian Culture in Odessa. Based on documents and visual materials from a number of museums and archives located in Ukraine, Russia, and Israel, as well as on private collections, including those of the architects’ families living in Moscow, where Chiter and Maltz had moved in the late 1920s, we have attempted to trace and reconstruct the architects’ artistic research expeditions along the former Pale of Jewish Settlement. A total of seven field trips took place in parts of Western Ukraine — to Podolia and Volhynia — with the aim of collecting materials and exhibition items for the museum and of making original drawings and water colors from nature showing views of Jewish landmarks, such as synagogues, cemeteries, and residential housing construction. Six of these trips have been successfully dated with precision; we have also been able to trace the particularly extensive and productive research expedition of 1927, including an exact fragment of the expedition’s itinerary, in connection with surviving letters, as well as original works and reproduced copies.

Keywords: Jewish museum, Odessa, collection, Usher Chiter, Elyukim Maltz, expedition, drawings from nature, Pale of Settlement, synagogues, cemeteries, housing construction.