![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)Архив Ольги Николаевны Благовидовой в музейном собрании Кривохатская О. И.  (скачать pdf) УДК 351.085:069.1Благовидова О. И. Кривохатская Архив Ольги Николаевны Благовидовой в музейном собрании В статье представлены материалы из личного архива Ольги Николаевны Благовидовой, хранящиеся в Одесском историко-краеведческом музее. Ключевые слова: О. Н. Благовидова, педагог, оперный театр, консерватория, ученики, музей.
В начале 2000-х гг. в Одесский историко-краеведческий музей был передан архив Ольги Николаевны Благовидовой — всемирно известного украинского педагога, певицы, народной артистки Украины, профессора, основоположника кафедры вокального пения Одесской государственной музыкальной академии им. А. В. Неждановой. Архив был подарен музею ученицей Ольги Николаевны — Алисой Варткесовной Джамагор- цян, ныне профессором, преподавателем кафедры сольного пения Одесской музыкальной академии. Презентация первой части архива в музее состоялась в 2005 г. на выставке, приуроченной к 100-летию со дня рождения О. Н. Благовидовой. Это были фотографии с фрагментами из опер, в которых она пела. К 105-й годовщине со дня рождения Ольги Николаевны, в 2010 г., музей на выставке представил материалы, раскрывающие её преподавательскую деятельность как основателя и заведующей кафедрой сольного пения Одесской музыкальной академии им. А. В. Неждановой. И наконец, в 2015 г. к 110-летию со дня рождения О. Н. Благовидовой на масштабной выставке были представлены материалы архива, раскрывающие все стороны театральной, преподавательской и общественной деятельности певицы: личные документы и фотографии, фотофрагменты спектаклей, программы и афиши... Среди них уникальная афиша концерта фронтовой бригады 1943 г. [1]. Дополнили экспозицию её личные вещи, подарки коллег и учеников к 60-летию, что дало в полной мере представить жизненный и творческий путь Ольги Николаевны и раскрыть её как личность. Материалами из архива, представленными на этой юбилейной выставке, мы стремились познакомить посетителей с тем огромным вкладом, который внесла Ольга Николаевна в развитие одесской вокальной школы. Материалы архива из музейного собрания и создание нескольких значимых выставок позволили это сделать. Ольга Николаевна Благовидова родилась в 1905 г. в г. С.-Петербурге. В девятилетием возрасте вместе с семьёй переехала в г. Одессу. Обучаться игре на фортепиано она начала с четырёхлетнего возраста. В г. Одессе Ольга продолжила обучение музыке у профессора Н. В. Чагода- евой, а в 1921 г. поступила в музыкально-драматический институт на вокальное отделение к педагогу профессору Юлии Рейдер. Об этом свидетельствует её зачётная книжка института [2], фотографии учебного процесса и её первого преподавателя Ю. А. Рейдер [3]. Первый успех пришёл к ней после исполнения партии Любаши в студенческом спектакле «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. После окончания института Ольга Николаевна становится ассистентом Ю. А. Рейдер и в то же время выступает с концертами. В её программе — произведения украинских и русских композиторов. В архиве представлены программы концертов 1926 г. — «Вечер романса» в Одесском доме учёных, сольного концерта, афиша Одесского горсовета о концерте 1935 г., программа концерта в Одесской консерватории 1937 г., программа творческого вечера 1940 г. [4] и др. В 1928 г. Благови- дову приглашают в с тажёрскую группу Большого театра в Москве. В тот же период дебютантка с успехом исполнила партию Полины в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама», готовила ответственные партии в других спектаклях, выступала в концертах как камерная исполнительница. После окончания стажировки в 1931 г. молодую певицу пригласили в Тбилисский театр оперы и балета. 1932 г. датируется удостоверение личности артистки Тифлисского оперного театра, как он тогда назывался, и программа Государственного оперного театра Тифлиса 1931-1932 гг. [5]. Но спустя полтора года последовало приглашение в оперную труппу Одесского театра. В тридцатые годы ХХ в. Ольга Николаевна с успехом исполняла партии Кармен в одноимённой опере, Азучены («Трубадур»), Ульрики («Бал-маскарад»), Одарки («Запорожец за Дунаем»), Терпелихи («Наталка-Полтавка») и др. Всего около тридцати оперных партий значилось в её репертуаре. С фотографий этого периода смотрят на нас сценические образы Кончаковны из оперы «Князь Игорь», Амнерис из оперы «Аида», Любаши из «Царской невесты», Любови из «Мазепы» и многие другие. Кроме фотографий сохранились также программы опер «Кармен» и «Пиковая дама» 1941 г. [6]. Активной и успешной была и концертная деятельность певицы. Она гастролировала с сольными концертами по городам Украины и России. Как исполнитель Ольга Благовидова обладала ярким и сочным меццо-сопрано, с успехом выступала на ведущих сценах страны. В 1937 г. участие в первом Всесоюзном конкурсе вокалистов принесло певице первую премию и звание лауреата, что свидетельствовало о высоком профессиональном уровне украинской вокальной школы.Это отражено в дипломе, хранящемся в архиве [7]. С тех пор одесская вокальная школа принимает эстафету певческого лидерства и продолжает цепочку конкурсных побед. В годы Второй мировой войны О. Н. Благовидова выступала перед бойцами на фронте и в тылу. Справка об участии во фронтовых бригадах, удостоверение Ольги Николаевны в том, что она является художественным руководителем этих бригад, положительные отзывы на концерты, фотографии фронтовой бригады после концерта в гвардейской танковой армии, датируемые 1943 г. [8], и прочее раскрывают эту страницу из жизни певицы. Сразу после осво В 1947 г. О. Н. Благовидовой было присвоено высокое звание заслуженной артистки УССР [11]. Спустя два года певица оставила сцену и полностью посвятила себя педагогической деятельности. Почти три десятилетия до последнего дня своей жизни Благовидова руководила основанной ею кафедрой вокального пения в Одесской консерватории. Фотографии из архива рассказывают о её преподавательской деятельности: с учениками, занятия на кафедре сольного пения, после зачётных спектаклей, на занятиях по мастер- классу в Одессе и Киеве [12] и др. О. Н. Благовидова является инициатором целостного подхода к системе вокального образования, новаторского для своего времени и актуального для певческого искусства. Именно этот подход сформировал плеяду выдающихся украинских певцов — выпускников её класса. Это народные артисты Украины Н. Огренич, Л. Цуркан, народная артистка Украины, лауреат многих международных конкурсов, профессор Киевской национальной музыкальной академии З. Христич, солист Киевской национальной оперы, народный артист Украины И. Пономаренко, солист Одесского театра оперы и балета народный артист Украины А. Бойко, народные артисты СССР А. Ворошило и Б. Руденко, заслуженные артисты Украины А. Джамагорцян, В. Олейникова и Т. Мороз [13]. и др. Всех певцов, воспитанных Ольгой Николаевной, отличает свободное владение голосом, безупречная вокальная техника. Она единственный педагог в бывшем СССР, у кого на конкурсе им. П. И. Чайковского три студента завоевали первые премии: Николай Огренич, который в 1969 г. становится лауреатом Международного конкурса вокалистов в г. Вервье (Бельгия) [14], а в 1970 г. — лауреатом конкурса им. П. И. Чайковского, Иван Пономаренко (1974) [15], Людмила Сенчук (1978). Опираясь на лучшие национальные традиции, Благовидова создала свою школу оперного вокала. Методика и педагогическое мастерство Ольги Николаевны, по признанию авторитетных специалистов, нисколько не уступали мировым знаменитостям. За подготовку и проведение концертов в воинских частях ОДВО Благовидова была награждена множеством грамот и значком «От-
И
/ О. Н. Благовидова. 1970 г. личник культурного шефства над вооружёнными силами СССР» [16], принимала участие в общественной жизни города, являлась депутатом Одесского областного совета нескольких созывов [17], а в музыкальной жизни — организатором многих фестивалей и конференций по искусству академического пения. В 1965 г. торжественно проходило празднование 60-летия великой певицы. В этот день в Одессу съехались все ученики Ольги Николаевны из всего СССР и из-за рубежа. В архиве представлены поздравительные телеграммы, грамоты, подарки к юбилею,
МьоиМУДИЯв! 11944 -1369 пока» мешкала народна артистка України педагог, професор Ольга Миколаівиа Благовідова Мемориальная доска на доме по ул. Княжеской, 21. г. Одесса фотографии этого знаменательного события [18]. Ольга Николаевна Благовидова — золотой голос Одессы. Достижения и заслуги профессора Благовидовой отмечены наградами: званиями заслуженного деятеля искусств и народной артистки УССР, орденом Трудового Красного Знамени [19]. В память о ней на доме по ул. Княжеской, 21, где жила певица, установлена мемориальная доска. Традиции школы Ольги Николаевны Благовидовой достойно продолжают следующие поколения певцов одесской вокальной школы, ведущие сопрано мира.
Источники и литература
Инв. № ПИ-5960. Инв. № Д-5766. Инв. № Ф-3179. Инв. № ПИ-2168, ПИ-2170, Пи-377/1, ПИ- Инв. № Д-17036, ПИ-374. Инв. № Ф-8294, Ф-3176, ф-3177, Ф-3178, Ф-12559, ПИ- 11681, ПИ-19461. - Инв. № Д-1693. Инв. № Д-1702, Д-5769, Д-5770, Ф-3179. Инв. № Ф-16197. 10. ОИКМ. — Инв. № Д-17103, Ф-7212. 11. ОИКМ. — Инв. № Д-1703. 12. ОИКМ. — Инв. № Ф-3184, Ф-16190, Ф-16208, ф-16228. 13. ОИКМ. — Инв. № Ф-3181, Ф-3183, Ф-6893, Ф-8296, Ф-8299, Ф-16247. 14. ОИКМ. — Инв. № Д-3954. 15. ОИКМ — Инв. № Ф-16198. 16. ОИКМ. — Инв. № М-17106. 17. ОИКМ. — Инв. № Д-17107. 18. ОИКМ. — Инв. № Д-1700, Д-5771, Д-5772, Д-17175, Ф-8298, Ф-16225. 19. ОИКМ. — Инв. № Д-17098.
The archive of Olga Blagovidova as a part of museum collection O. Krivokhatskaya The article presents the materials from the private archive of Olga Blagovydova. Now that archive makes part of the collection of the Odessa Regional History Museum. Keywords: O. Blagovydоva, professor, opera house, conservatory students, museum.
|