ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Кадровая политика в музейной сфере Одессы в 1930-е гг.: цели и методы ее проведения   Солодова В. В.

    (скачать pdf)

УДК 069.1(477.74-21)«193»

В. В. Солодова

Кадровая политика в музейной сфере Одессы в 1930-е гг.: цели и методы ее проведения

В статье рассмотрены результаты кадровой политики, ее цели и методы проведения среди одесских музеев в 1930-х гг. Массовые репрессии, в том числе и среди сотрудников музеев, были основным условием формирования тоталитарного режима.

Ключевые слова: музей, репрессии, исправительно-трудовые лагеря.


 


В условиях тоталитарных режимов карди­нальные изменения претерпевает и кадровая политика, в том числе и в отношении музейных специалистов. Среди них, как и среди других представителей интеллигенции, отбираются по­литически благонадежные лица, наряду с ними выявляются «враги» и «идейно незрелые», «не­вольно заблуждающиеся» и потому требующие насильственного «перевоспитания» и «исправ­ления».

Массовые репрессии были важным услови­ем формирования тоталитарного режима. Они имели несколько целей: уничтожали возмож­ную оппозицию, создавали атмосферу всеобще­го страха и беспрекословного подчинения воле вождя, обеспечивали ротацию кадров за счёт выдвижения молодёжи, ослабляли социальную напряжённость, взваливая вину за трудности жизни на «врагов народа», обеспечивали рабо­чей силой Главное управление лагерей (ГУЛАГ).

Нормой становятся идеологические и поли­тические кампании против инакомыслящих, акции «устрашения» и «возмездия», призванные стать одним из инструментов «перековки» чело­века из «старого» в «нового».

Первым среди одесских музейщиков был арестован в 1927 г. заведующий музеем Дома Красной Армии и Флота в Одессе А. И. Посохов, на том основании, что дворянин, подполковник царской армии, проживал на территории, заня­той белыми, являлся родственником адмирала Колчака [2, л. 34; 18, с. 434].

Но с каждым годом число арестованных увеличивалось. Негативные последствия для деятельности музеев советских республик 1930-х гг., имел Первый Всероссийский музей­ный съезд (1930). Его решения ориентировали на то, что «музей не кунсткамера, не коллекция © Солодова В. В., 2016 раритетов, не закрытое собрание для немногих, а политико-просветительский комбинат» [20, с. 5]. Перед музеями была поставлена задача: изжить «кунсткамерщину, ликвидировать показ случайных вещей и ответить новым оформле­нием музея требованиям лозунга т. Сталина о культуре, национальной по форме и социалис­тической по содержанию».

В 1930-е гг. в большевистском руководстве произошла определенная переориентация с ценностей мировой революции на большевист­ское имперское мышление. Это отразилось и на национальной политике, вызвав кампанию «борьбы с буржуазным национализмом». Ее ре­зультаты не замедлили проявиться и в Украине, в том числе и на Одесщине. Довольно быстро был сделан вывод, что из-под национальных форм музейных экспозиций «выпирал наружу ограниченный, узкий местный национализм» [23, с. 24].

В 1931 г. в газете «Чорноморська коммуна» была опубликована статья «За музеї, проти живих експонатів у них», где музей еврейской культуры, наряду с музеем «Степной Украи­ны», подвергся критике из-за того, что «вони від самого початку існування прийняли від колишніх «загальнонародних музеїв» погані традиції минулого народництва, етнографіч- ності та аполітичності, і до сьогодні нема будь- якого політичного наладу в цих музеях, вони ідеологічно безхребетні» [12]. К этому времени музей «Степова Україна» был уже закрыт. На­чалась целенаправленная борьба против кадров украинской интеллигенции. На протяжении 1930-1941 гг. в Украине было «раскрыто» около 100 разных «центров», «блоков» и организаций. Одним из первых сфабрикованных политичес­ких процессов было дело «Союза освобождения

Украины» (СОУ), которое рассматривалось в марте-апреле 1930 г. Руководителем этой ми­фической организации был провозглашен ви­це-президент ВУАН (Всеукраинская академия наук) С. А. Ефремов [18, с. 263].

При ВУАН действовали научные общества в Харькове, Полтаве, Днепропетровске, Камен- це-Подольском, Чернигове, Лубнах, Нежине, Николаеве, Шепетовке. В Виннице работал Кабинет обучения Подолии ВУАН, а в Одес­се — Комиссия краеведения при ВУАН (1923). Ее председателем был директор Одесского историко-археологического музея профессор С. С. Дложевский. Несмотря на то, что он осу­дил деятельность «Союза освобождения Укра­ины», демонстрируя тем самым лояльность к советской власти, С. С. Дложевский избежал репрессий лишь из-за стремительно разви­вающейся болезни и скоропостижной смерти (1930) [22, с.12].

После его смерти музей возглавил М. Ф. Бол­тенко — известный исследователь археологичес­ких памятников Юга Украины. В 1932 г. он был освобожден от должности директора за причаст­ность к контрреволюционной организации му­зейщиков. Версия следствия сводилась к тому, что Болтенко входил в ядро подпольной орга­низации, которая действовала под прикрытием Одесской комиссии краеведения и была связа­на с «Союзом освобождения Украины». Позже добавились обвинения в шпионаже. Пять лет исправительно-трудовых лагерей — таким был приговор. Лишь после освобождения в 1939 г. ученый смог вернуться на работу в музей и уни­верситет [21].

В сентябре 1931 г., после семи месяцев пре­бывания в одесской тюрьме, был выпущен на свободу В. Селинов — заведующий отделом фео­дализма Историко-археологического музея. Ос­нованием для его ареста послужила также при­частность к «подпольной контрреволюционной украинской организации» [15, с. 39].

За принадлежность к вышеупомянутой орга­низации был впервые арестован младший брат известного историка и пушкиниста Юлиана Оксмана — Эммануил Григорьевич и осужден на 10 лет. Э. Г. Оксман в 1925-1929 гг. был по­мощником библиотекаря (заместителем заве­дующего) в библиотеке Одесского историко­археологического музея; одновременно учился в аспирантуре при музее под руководством проф. С. С. Дложевского, принимал участие в деятельности Одесской комиссии краеведения при ВУАН. Потом были аресты (1937, 1949 гг.) и

18лет в лагерях и ссылке [16, с. 259-260].

Врагами народа в 1937 г. были объявлены и присуждены к ВМН и другие директора Ис­торико-археологического музея — Т. М. Вну­ков (1935-1937) [4, л. 1] и В. Ф. Ковальский (1932-1935). Ковальского сначала исключили из партии в марте 1936 г., т.к. он допустил «за­соренность музея классово вредительскими эле­ментами» [3, л. 43; 9, л. 42].

В 1937 г. постановлением тройки при УНКВД по Одесской области был приговорен к расстрелу и директор Народного художест­венного музея Цвиль Савельевич Эмский-Мо- гилевский (1887-1937). Он обвинялся в том, что «поддерживал подозрительную связь по шпионажу с итальянским и японским кон­сульствами в Одессе, будучи антисоветской личностью, проводил контрреволюционную агитацию» [6, л. 2, 42].

Архивно-следственные дела раскрывали страшные свидетельства запущенного махо­вика репрессий. В ряде случаев члены семей осужденных также автоматически подвергались репрессиям и заключались в лагеря как «члены семей изменников родины».

Директору Историко-археологического му­зея С. С. Дложевскому только преждевременная смерть предотвратила уготованную участь, но пострадала его жена. К. К. Дложевская — учас­тница нескольких археологических экспедиций в Ольвию, которыми руководил ее муж, была приговорена к расстрелу [8].

В сентябре 1937 г. был расстрелян В. Коваль­ский. Его жена — София Мечиславовна вскоре была уволена с работы из библиотеки, выселе­на из квартиры, исключена из партии. 20 мая 1938 г. получила 5 лет дальнего лагеря как член семьи изменника родины [9, л. 45]. Через 4 дня, после приведения приговора в исполнение по отношению к Т. М. Внукову (24.09.1937) была арестована его жена — Анастасия Степанов­на, ассистент кафедры неорганической химии Одесского государственного университета и научный сотрудник научно-исследовательско­го экспериментального института офтальмо­логии, которым заведовал В. П. Филатов. Как член семьи изменника родины была заключена в исправительно-трудовой лагерь сроком на 8 лет [4, л. 16].

На 5 лет была сослана в Казахстан Л. М. Са- мулевич, научный сотрудник Музея революции, из-за того, что она была женой «руководителя контрреволюционной украинской националис­тической организации» в Одессе — Павла Алек­сандровича Самулевича (до ареста — ректора Института народного образования) [7, л. 3, 1].

Людмилу Максимовну Самулевич «выявил и разоблачил» парткомитет музея.

Стараниями партийных активистов Одес­ской государственной публичной библиотеки под подозрение попал Музей книги, из-за того что там были обнаружены «крамольные» доку­менты (архив РУМЧЕРОДа[1], протоколы засе­даний меньшевистского Совпрофа за 1917 г., БУНДа[2], дела по выборам в Думу, архив архи­епископа Одесского и Херсонского Никанора, письма Александра III, Николая II и великого князя Константина Константиновича и т.д.).

Александра Николаевна Тюнеева — орга­низатор первого в Украине Музея книги была уволена без права работы во всех советских и общественных организациях «за злостное пе- репрятывание ценных архивных материалов и как человек, не пользующийся политическим доверием» [17].

Из самых ярких колоритных музеев, сущест­вовавших в Одессе, был Музей еврейской куль­туры им. Менделе-Мойхер Сфорима. В более ранних публикациях отмечалось, что четверо научных сотрудников музея были репрессиро­ваны — Леон Стрижак и Окунь-Шнеур, худож­ник Арон Мерхер и бухгалтер Соломон Кит [13, с. 375; 19, с. 254, 356, 507]. Детальное изучение архивных документов позволило внести некото­рые уточнения. Леон (Лейб) Генрихович Стри­жак (1886-1938) действительно был до 1930 г. научным сотрудником отдела революционного движения Музея еврейской культуры.

Тот факт, что в 1903-1908 гг. он состоял в партии эсеров, был использован при его аресте

19  октября 1937 г., когда он преподавал в Ук­раинском педагогическом институте, привел к расстрелу [5, л. 110].

Зельман Арон Моисеевич Мерхер (1899­1979) — художник Музея еврейской культуры (1939). Выпускник Художественного института и Одесского института народного образования, еще в 1933 г. был исключен из партии. В 1950 г., на момент ареста, работал научным секретарем и ученым секретарем Одесского художественного музея. Ему, а также Соломону Аврамовичу Киту [11, л. 2], который работал в музее бухгалтером с 1932 по 1941 г., было предъявлено обвинение в еврейском национализме, их заключили в ис­правительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет [1, л. 2082]. В 1955 г. прокуратурой СССР его дело было пересмотрено, обвинение нашли не дока­занным. Все осужденные были освобождены.

Шнеур-Залман Окунь; Окунь (Окунь-Шне- ур) З. М. (1892-1952) — педагог, фольклорист, литератор, работал в литературном отделе Му­зея еврейской культуры с 1938 по 1941 гг. Буду­чи выпускником социально-экономического факультета Одесского института народного образования, он преподавал еврейский язык и литературу в ремесленном училище «Труд» и 5-й профтехшколе «Металл». Из Одессы уехал в июле 1941 г. в Ташкент. После войны С. М. Михоэлс забрал его в Москву в ГОСЕТ заведующим литературной частью. Имя Шне- ера обессмертило создание им жизнеутвержда­ющего спектакля-феерии «Фрейлехс» в поста­новке С. М. Михоэлса. Но связав свою жизнь с ГОСЕТом, он повторил его участь. В 1948 г. в Минске был убит Соломон Михоэлс, вскоре закрыли ГОСЕТ, в числе арестованных артис­тов и сотрудников оказался и Окунь-Шнеур. Он умер в лагере на станции Вихоревка близ Тайшета (Кемеровская обл., Россия) во время репетиции спектакля «Ревизор» Н. В. Гоголя 10 мая 1952 г. [14, с. 39].

Таким образом, характерной чертой кадро­вой политики 1930-х гг. были репрессии, в ре­зультате — разгром музейных кадров, который имел негативные последствия для развития му­зеев Одессы.

1930- 1940-й гг., т. е. целое десятилетие, можно характеризовать как застой музейного дела в Украине. Музеи закрывали на реэкс­позицию, на консервацию временно или на­всегда. При Историко-археологическом музее перестала существовать аспирантура. С 1932 по 1937 гг. музей не проводил археологичес­ких раскопок [10, л. 3]. Была свернута науч­но-исследовательская и издательская работа. Музеи рассматривались как идеологические учреждения, в которых преобладала просвети- тельско-воспитательная форма деятельности в ущерб научно-исследовательской и издатель­ской работе музея.


 

 

 


Источники и литература


 


  1. Архив СБУ Одесской области. — Д № 8898-п. — Т. 6.
  2. Архив СБУ Одесской области. — Д № 12121-п.
  3. Госархив Одесской области (далее — ГАОО). — П-Ф. 18. — Оп. 1. — Д. 126.
  4. ГАОО. — Ф. П-Р. 8065. — Оп. 2. — Д. 880.
  5. ГАОО. — Ф. П-Р. 8065. — Оп. 2. — Д. 1153.
  6. ГАОО. — Ф. П-Р. 8065. — Оп. 2. — Д. 1333.
  7. ГАОО. — Ф. П-Р. 8065. — Оп. 2. — Д. 1436.
  8. ГАОО. — Ф. П-Р. 8065. — Оп. 2. — Д. 1623.
  9. ГАОО. — Ф. П-Р. 8065. — Оп. 2. — Д. 2081.

10.  Центральный государственный архив высших орга­нов власти и управления Украины (далее — ЦГАВОВУ Украины). — Ф. 166. — Оп. 11. — Д. 363.

11. ЦГАВОВУ Украины - Ф. 166. — Оп. 11. — Д. 447.

12. Б. Г. За музеї, проти живих експонатів у них // Чорно­морська комуна. — 1931. — 22 трав.

  1. Боровой С. Я. Воспоминания. — М.: Иерусалим, 1993. — 384 с.
  2. Гусев И. Дер хавер Шнеер // Дерибасовская- Ри- шельевская: альманах. — Одесса: Пласке, 2008. — Кн. 34. — С. 69- 78.

15. Левченко В. Валентин Іванович Селінов (1876- 1946): теоретик, практик та організатор краєзнавства // Краєзнавство. — 2014. — № 3/4 (88/89). — С. 35- 45.

16.  Малинова Г. Оксман Ю. Г. // Українські архівісти: біобібліогр. довідник: у 3 вип. Вип. 1: ХІХ ст. — 1930-ті рр. / Голов. архів. упр. при КМ України. УДНДІАСД; Ін-т укр. археографії та джерелознавс­тва ім. М. С. Грушевського; упоряд.: О. М. Коваль, І. Б. Матяш, В. С. Шандра. — К., 1999. — 367 с.

17. Малинова Г. Судьбы одесской культуры // Одесский вестник. — 1994. — 11 июня.

18. Маньківська Р. В. Репресії серед музейних працівни­ків в кінці 20- 30-х рр. // З архівів ВУЧК — ГПУ — НКВД — КГБ. — 1997. — № 1/2. — С. 263- 271.

19.  Одесский мартиролог: Данные о репрессированных Одессы и Одесской области за годы советской власти / сост.: Л. В. Ковальчук, Г. А. Разумов. — Одесса: ОКФА, 1997. - Т. 1. — 752 с.

  1. О задачах «Советского музея» // Советский музей. — 1931. — № 1. — С. 3- 6.

21.  Савченко В. А. Болтенко Михайло Федорович. 1888­1959 // Одеські історики (початок XIX — середина XX ст.). — Одеса: Друкарський дім, 2009. — Т. 1. — С. 59- 60.

  1. Солодова В. В. Дложевський Сергій Степанович. 1889- 1930 // Одеські історики (початок XIX — середи­на XX ст.). — Одеса: Друкарський дім, 2009. — Т. 1. — С. 119-122.
  2. Тахо-Годи А. О национальных музеях // Советский музей. — 1934. — № 2. — С. 23- 27.

 

 

 

 

 


State personnel policy in the museum sphere of Odessa in 1930s: the objectives and methods of its implemen­tation

V. Solodova

The article analyses the results of the state personnel policy, its objectives and methods of implementation in Odessa museums in 1930s. Mass repressions of the population, including museum staff, served the main condition for the formation of the totalitarianism.

Keywords: museum, repressions, labor camps.



[1] РУМЧЕРОД - с мая 1917 по март 1918 гг. - военно­революционный штаб, Центральный исполнительный комитет Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесского военного округа.

БУНД — «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» - еврейская социалистическая пар­тия (1890- 1940-е гг.).