ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Тема национально-освободительной борьбы Греции в творчестве И. К. Айвазовского   Прокофьев В. Ю.

    (скачать pdf)

 

УДК 75(47+57)Айвазовский

В. В. Германчук

Тема национально-освободительной борьбы Греции в творчестве И. К. Айвазовского

В статье освещается тема героической национально-освободительной борьбы против османского ига в творчестве И. К. Айвазовского. Впервые сюжетное содержание нескольких работ великого мариниста автор статьи рассматривает как сцену прощания с близкими борца за независимость Греции. Отмечается благотворительная выставочная деятельность И. К. Айвазовского в пользу греков и армян, пострадавших от карательных акций в Османской империи.

Ключевые слова: И. К. Айвазовский, Греция, борьба, независимость.


 

 


 

К 195-летию со дня рождения И. К. Айвазов­ского (2012) в Одесском художественном музее была открыта выставка прославленного мари­ниста. На торжественном открытии экспозиции с приветственной речью выступил вице-консул Генерального консульства Республики Греции в Одессе г-н Андреас Тсакас, который отметил присутствие в творчестве И. К. Айвазовского темы борьбы греческого народа против осман­ского ига.

Детские годы И. К. Айвазовского прошли в Феодосии. В формировавшемся сознании впе­чатлительного ребенка глубокий след оставило своеобразие жизни многонационального при­морского города. Основную часть населения в Феодосии в 20-х гг. XIX ст. составляли греки- переселенцы с островов Греческого архипелага и Анатолии, которым были даны определенные привилегии Высочайшим указом от 13 февраля 1798 г. Когда в 1821 г. в Греции вспыхнула ос­вободительная война против османского ига, отголоски ее быстро докатились до Феодосии, и не только в виде народной молвы.

Вспоминая свои детские годы, И. К. Айва­зовский отмечал: «Первые картинки, виден­ные мною, когда во мне разгоралась искра пла­менной любви к живописи, были литографии и гравюры, отображающие подвиги греческих героев, к исходу двадцатых годов сражавшихся с турками за освобождение Греции: к перво­му моему ребяческому лепету примешивались имена народных героев — Баболины, Канариса, Миаури и других... Впоследствии я узнал, что сочувствие к грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Ламартин. Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море» [1, с. 49].

Весной 1845 г. благодаря приглашению Великого князя Константина Николаевича И. К. Айвазовский стал участником экспеди­ции под руководством адмирала Ф. П. Литке к побережью Малой Азии и островам Гречес­кого архипелага. Ф. П. Литке был не только выдающимся мореплавателем, но также уче- ным-географом и главным организатором Русского географического общества, действи­тельным членом которого стал в дальнейшем И. К. Айвазовский. Во время этого плавания И. К. Айвазовскому удалось побывать в Кон­стантинополе, у берегов Анатолии, у остро­вов Крит, Родос, Хиос, Патмос, Самос и др. 29 июля экспедиция вернулась в Одессу. Обо­гащённый новыми впечатлениями, художник писал: «Вояж мой с его имп.(ераторским) Вы­сочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин» [6, с. 72].

К числу работ, созданных под впечатлением путешествия по Архипелагу, можно отнести и картину «Утро» (х., м., 82x115,8), написанную художником в 1851 г. [5] И. К. Айвазовский пре­поднёс это произведение в 1897 г., в год своего 80-летия, в дар городу Одессе, а в 1898 г. Город­ская дума передала Городскому музею изящных искусств. В 1932 г. из Одесского музейного фон­да эта картина поступила в собрание Одесского художественного музея [4, с. 7].

На картине «Утро» автор запечатлел спокой­ное тихое море в утренний час, когда морские дали, скалы, паруса вдалеке окутаны молоч­но-розовой дымкой. Линия моря на горизонте сливается с необъятным воздушным простран­ством. На берегу изображена сцена прощания молодого мужчины с женой и сыном. Уже от­плыла от берега лодка со спутниками, которая направляется не к рыбацкой шхуне, а к стояще­му на рейде парусному кораблю, изображение которого совмещено с восходящим солнцем. Одежда изображенных — традиционная одеж­да греков, населяющих острова Архипелага (на мужчине — головной убор «феска» и широкие шаровары «враки»). В период вооруженной борь­бы греков за независимость многие греки вое­вали в Средиземном море в составе флотилии Ламброса Кацониса или были добровольцами и служили на военных судах Российского флота во время русско-турецкой войны (1768-1774). Можно предположить, что сцена прощания — это прощание с близкими борца за независи­мость Греции. Картина «Утро» — поэтическое произведение и глубоко символично. Эмоцио­нальный настрой работы подтверждает это:

-    восход солнца — как символ новой жизни;

-    


пространство, не имеющее границ — как символ обретенной свободы;

-     корабль, перевозящий солнце через море жизни, указывает на трансформацию и вечную жизнь, также корабль — это и ковчег спасения (в христианском символизме).

Картина «Утро», где все пронизано светом на­дежды, — гимн подвигу борца, уходящего в веч­ность, гимн самопожертвованию во имя Родины.

К теме «прощания» И. К. Айвазовский не­однократно обращался в ряде своих работ, из­меняя композиционное решение, но сохраняя смысловой сюжет.

В том же 1851 г. И. К. Айвазовский пишет картину «Морской берег» (х., м., 82x118, Госу­дарственный Русский музей, Санкт-Петербург).

 

Утро. 1851 г. Фрагмент



 


 

В 1848 г. выполнена художником и работа «Закат на море» (х., м., 36x43, Государствен­ный художественный музей Латвии, г. Рига). В этом произведении автор акцентирует вни­мание на одинокой фигуре стоящего мужчины и ожидающего его на рейде парусника. На па­мять приходит, что должность первого Прези­дента в Греции графа Иоанниса Каподистрия (1776-1831) именовалась на греческом языке как «кормчий».

Ожидание встречи с близкими отражено художником в картине «Утро на море», напи­санной в 1849 г. (х., м., 101x85, Государственный художественно-архитектурный дворцово-пар­ковый музей-заповедник «Павловск»). Худож­ник изобразил на берегу моря женщину в наци­ональном греческом костюме, которая вместе с детьми встречает приближающийся парусник. В этом ряду картин одно произведение допол­няет и продолжает содержание другого.

И. К. Айвазовский повторяет сюжет прежних работ в период поражения восстания на острове Крит. В 1868 г. художник пишет «Морской берег. Прощание» (х., м., 56,5x74,5, Государственная Третьяковская галерея). В 1869 г. выполнена ра­бота «Прощание» (х., м., 84x117, Челябинская областная картинная галерея).

После провозглашения в 1830 г. независи­мости Греции остров Крит (о. Кандион) еще много десятилетий пребывал под властью Ос­манской империи. Но христианское население Крита не мирилось с таким господством. На острове неоднократно вспыхивали народные восстания.

Один из значительных взрывов националь­но-освободительного движения греческого населения Крита произошел летом 1866 г. [3, с. 57-59].

Повстанцами было образовано Временное правительство, созвано Народное собрание, которое провозгласило присоединение Крита к Греции. Осенью 1866 г. турецкой армии, не­смотря на героическое сопротивление критян, удалось оттиснуть повстанцев в горные райо­ны. Корреспондент «Одесского Вестника» в ноябре 1866 г. писал из Афин, что населению Крита приходится бороться не только с ту­рецкими властями, но и с четырьмя врагами: голодом, холодом, отсутствием врачебной по­мощи, недостатком оружия и боеприпасов. Не только из Греции, но и со всех концов Европы на помощь восставшим спешили доброволь­цы, отправлялись деньги, боеприпасы, ору­жие. Свою широкую поддержку освободитель­ной борьбе критян выразила общественность в России. В Одессе развернулся сбор средств в пользу пострадавших. Российским прави­тельством было выделено 50 тыс. рублей на закупку продовольствия. Перевозку 40 тыс. пудов хлеба Константинопольский комитет помощи Крита поручил одесскому купцу Фе­дору Родоканаки, который был председателем Центрального критского комитета в Афинах. К Криту также было направлено два россий­ских военных корабля «Генерал-адмирал» и «Тамань», чтобы перевезти с острова в Грецию беженцев. Бурную реакцию среди либераль­ных кругов Западной Европы вызвали звер­ства османских войск в ноябре 1866 г. во время штурма монастыря Аркади, в котором, кроме трехста защитников, более чем 700 женщин и детей нашли убежище. Не желая сдаваться в плен и подвергнуться насилию, повстанцы взорвали арсенал, что повлекло значительные жертвы.

Потрясенный трагическим событием, И. К. Айвазовский в письме к П. М. Третья­кову 8 марта 1867 г. писал: «В настоящее время я занят картинами из кондийского восстания. Одну, изображающую взрыв монастыря Арка- дио (на острове Конд), и все ужасы турецкого варварства выставил как нельзя сильнее. Еще две картины кондийские, одна изображает, как наш фрегат принимает несчастных гре­ков, а другая (ночью), как греческий пароход «Известный» высаживает волонтеров на ост­ров, сюжет живописный и как раз по душе» [2, с. 90].

Эти картины, вместе с другими, были пред­ставлены первоначально на специально орга­низованной выставке в Одессе, затем в залах Академии художеств в Петербурге. Все де­нежные средства, поступившие от выставки картин, И. К. Айвазовский отправил в пользу пострадавших семейств критян.

Сохранился лишь небольшой фрагмент картины «Взрыв Аркадийского монастыря на Крите в 1866 г.» (х., м., 29x25,2, 1867, Государ­ственный Русский музей), где изображен свя­щенник с горящим факелом. Сюжетную линию можно примерно представить, обратившись к работе художника Джузеппе Лоренцо Гаттери (1829-1884) «Холокост Аркади», где отражен весь трагизм происшедшего.

В Феодосийской картинной галерее экспо­нируется картина И. К. Айвазовского «Ост­ров Крит» (х., м., 99x120, 1867), где запечатлен эпизод эвакуации греческого населения. Все части картины логически связаны и усили­вают драматизм прощания. По горной доро-
ге к берегу моря спешат толпы беззащитных женщин, стариков и детей. Часть из них уже разместилась в шлюпке и направляется на рос­сийский корабль, стоящий на рейде. Передний план занят группами мирных жителей. Каждая группа имеет свой основной сюжетный мотив: одна изображает молодую обессилившую жен­щину, которую несут на руках, в центре дру­гой — седобородый старик, который не хочет покидать родную землю, третья группа изоб­ражает момент прощания повстанцев с родны­ми. В сгущающихся над островом облаках, во всем тревожном колорите картины ощутимо чувство, созвучное настроению людей [2, с. 91]. Эта картина скорей всего первоначально именовалась как «Генерал-адмирал», прини­мающий семейство кандиотов» («Одесский вестник», 1867, № 84-85). Судьба картины «Панэллинион», высаживающий волонтеров на о. Кандион» на данный момент неизвестна. Сочувствие художника к национально-освобо­дительной борьбе греческого народа нашло от­ражение и в работе «Приезд Байрона в Грецию» (х., м., 133x28, Музей искусств г. Тбилиси).


В 1880 г. И. К. Айвазовский пишет картину «Героиня Бабулина с охотниками прорывает­ся под градом выстрелов на катере сквозь ту­рецкий флот, блокирующий Навили в 1827 г.» (х., м., 89,7x120,5, Национальный художествен­ный музей Республики Саха, Якутия).

Ласкарина Бабулина (1771-1825) — герои­ня греческой национально-освободительной борьбы. На свои средства содержала неболь­шой флот с экипажем и армию повстанцев. Впервые подняла национальный флаг Греции на 18-пушечном корвете «Агамемнон», котрый построила за свой счет. В 1821 г. во время оса­ды крепости «Нафплион» проявила огромное мужество, подняв повстанцев на решительный штурм крепости. В России высоко ценили му­жество Бабулины, впоследствии Александр I присвоил ей звание адмирала Российского флота и даровал меч в качестве признания заслуг.

В 1896 г. вновь вспыхнуло восстание на о. Крит. В этот период турецкие власти подвер­гли армянское и греческое население жестоким репрессиям. И. К. Айвазовский пишет серию работ и организует в 1897 г. благотворительные выставки в г. Одессе и в г. Москве.


Выступая с позиций гуманизма, художник стал обличителем преступлений, совершаемых
фанатично настроенными людьми, которые в ходе карательных акций обрекли на истреб­ление большое количество невинных людей. Выставка в Одессе открылась 1 декабря 1897 г. в здании «Одесского листка» на ул. Ланжеро- новской. В декабре художник писал Герасиму Эзову: «В настоящее время в Одессе выстав­ка последних моих произведений. В числе 16 картин есть три, изображающие жестокость ту­рок, резание армян в Требизонде, как бросают живых армян в Мраморное море, и третья, как турки в Фессалии жгут греков во время войны. Сбор с выставки — в пользу пострадавших гре­ков и армян» [7, с. 298].

Действительно, средства, поступившие с выставки и от реализации картин, около двух тысяч рублей, И. К. Айвазовский отпра­вил послу России в Константинополе и про­сил часть этой суммы выделить для помощи «преимущественно армянам в Малой Азии», а другую — пострадавшим в Турции грекам [6, с. 239].

В Национальном художественном музее Рес­публики Беларусь находится картина мастера «Восставших греков бросают в огонь» (х., м., 60x93, 1897 г.). В других источниках эта рабо­та именуется как «Сожжение греков турками в Фессалии». Можно только представить, какие чувства испытывал художник, работая над этой картиной.

В Самарском областном художественном му­зее экспонируется картина И. К. Айвазовско­го «Остров Крит» (х., м., 102x155, 1867). На ней изображена панорама горных берегов острова и морская даль в полуденный час, на переднем плане — группы вооруженных людей, спуска­ющихся к городу у моря, где на рейде стоят ко­рабли. Повстанцев приветствуют женщины в традиционных греческих платьях [2, с. 92].

Можно предположить, что это именно та картина, которая была представлена на благо­творительной выставке в Одессе и называлась «Европейский флот у берегов острова Крит» [6, с. 235].

В Феодоссийской картинной галерее на мольберте великого мариниста экспонируется неоконченная картина «Взрыв корабля» (х., м., 67x96,5, 1900).

Над этой картиной художник работал в свой последний день жизни — 18 апреля 1900 г. В центре изображен большой военный корабль в момент взрыва, а справа намечен силуэт лодки, удаляющейся от корабля.

В последние годы своей жизни И. К. Айва­зовский неоднократно возвращался к сюжетам более ранних работ. Как предполагал искусст­вовед Н. С. Барсамов, художник скорей всего хотел вторично изобразить «Момент сожжения Константином Канарисом турецкого адмираль­ского корабля у о. Хиос». Картина именно под таким названием указана в «Словаре русских художников» [2, с. 146].

В последней своей картине И. К. Айвазовский ещё раз вернулся к теме, которая неоднократно отображена в его творчестве. Эта тема борьбы греков за свою национальную независимость.


 

 

 

 


Источники и литература


 


  1. Барсамова С. А. Галерея Айвазовского: путеводи­тель. — Симферополь: Таврия, 1971. — 57 с.
  2. Барсамов И. С. Иван Константинович Айвазовский. — М.: Искусство, 1962. — 276 с.
  3. Бачинський А. С., Гуляк А., Кульчицький С. На допо­могу повсталому Кріту // Историческое краеведение Одесщины. — Одесса, 1992. — Вып. 3. — С. 56- 61.
  4. Живопись XVI — нач. XX вв.: каталог Одесского худо­жественного музея / сост. Л. Н. Гурова, Л. Н. Калма- новская. — Одесса, 1997. — 177 с.
  5. Одесский художественный музей. — Инв. № Ж-175.
  6. Саргсян М. Жизнь великого мариниста. Иван Конс­тантинович Айвазовский. — Феодосия: Издательский дом «Коктебель», 2010. — 384 с.
  7. Письмо И. К. Айвазовского к Г. А. Эзову от 21 декабря 1897 г. // Айвазовский. Документы и материалы / сост. М. С. Саргсян, Г. Г. Арутюнян, Г. М. Шатирян. — Ере­ван: Айастан, 1967. — 405 с.

 

 

 

 


The idea of national Greek struggle for freedom in the works of Ivan Aivazovsky

B. Germanchuk

The article highlights the story of the heroic national struggle against the Ottoman yoke portrayed in the works of Ivan Aivazovsky. For the first time the author eplains the idea of several artworks of a great marine artist, as a farewell scene. The charitable exhibition activity of Svan Aivazovsky was of much help for the Greeks and Armenians, victims of punitive actions in the Ottoman Empire.

Keywords: Ivan Aivazovsky, Greece, struggle, independence.