![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)Тема национально-освободительной борьбы Греции в творчестве И. К. Айвазовского Прокофьев В. Ю.  (скачать pdf)
УДК 75(47+57)Айвазовский В. В. Германчук Тема национально-освободительной борьбы Греции в творчестве И. К. Айвазовского В статье освещается тема героической национально-освободительной борьбы против османского ига в творчестве И. К. Айвазовского. Впервые сюжетное содержание нескольких работ великого мариниста автор статьи рассматривает как сцену прощания с близкими борца за независимость Греции. Отмечается благотворительная выставочная деятельность И. К. Айвазовского в пользу греков и армян, пострадавших от карательных акций в Османской империи. Ключевые слова: И. К. Айвазовский, Греция, борьба, независимость.
К 195-летию со дня рождения И. К. Айвазовского (2012) в Одесском художественном музее была открыта выставка прославленного мариниста. На торжественном открытии экспозиции с приветственной речью выступил вице-консул Генерального консульства Республики Греции в Одессе г-н Андреас Тсакас, который отметил присутствие в творчестве И. К. Айвазовского темы борьбы греческого народа против османского ига. Детские годы И. К. Айвазовского прошли в Феодосии. В формировавшемся сознании впечатлительного ребенка глубокий след оставило своеобразие жизни многонационального приморского города. Основную часть населения в Феодосии в 20-х гг. XIX ст. составляли греки- переселенцы с островов Греческого архипелага и Анатолии, которым были даны определенные привилегии Высочайшим указом от 13 февраля 1798 г. Когда в 1821 г. в Греции вспыхнула освободительная война против османского ига, отголоски ее быстро докатились до Феодосии, и не только в виде народной молвы. Вспоминая свои детские годы, И. К. Айвазовский отмечал: «Первые картинки, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии и гравюры, отображающие подвиги греческих героев, к исходу двадцатых годов сражавшихся с турками за освобождение Греции: к первому моему ребяческому лепету примешивались имена народных героев — Баболины, Канариса, Миаури и других... Впоследствии я узнал, что сочувствие к грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Ламартин. Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море» [1, с. 49]. Весной 1845 г. благодаря приглашению Великого князя Константина Николаевича И. К. Айвазовский стал участником экспедиции под руководством адмирала Ф. П. Литке к побережью Малой Азии и островам Греческого архипелага. Ф. П. Литке был не только выдающимся мореплавателем, но также уче- ным-географом и главным организатором Русского географического общества, действительным членом которого стал в дальнейшем И. К. Айвазовский. Во время этого плавания И. К. Айвазовскому удалось побывать в Константинополе, у берегов Анатолии, у островов Крит, Родос, Хиос, Патмос, Самос и др. 29 июля экспедиция вернулась в Одессу. Обогащённый новыми впечатлениями, художник писал: «Вояж мой с его имп.(ераторским) Высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин» [6, с. 72]. К числу работ, созданных под впечатлением путешествия по Архипелагу, можно отнести и картину «Утро» (х., м., 82x115,8), написанную художником в 1851 г. [5] И. К. Айвазовский преподнёс это произведение в 1897 г., в год своего 80-летия, в дар городу Одессе, а в 1898 г. Городская дума передала Городскому музею изящных искусств. В 1932 г. из Одесского музейного фонда эта картина поступила в собрание Одесского художественного музея [4, с. 7]. На картине «Утро» автор запечатлел спокойное тихое море в утренний час, когда морские дали, скалы, паруса вдалеке окутаны молочно-розовой дымкой. Линия моря на горизонте сливается с необъятным воздушным пространством. На берегу изображена сцена прощания молодого мужчины с женой и сыном. Уже отплыла от берега лодка со спутниками, которая направляется не к рыбацкой шхуне, а к стоящему на рейде парусному кораблю, изображение которого совмещено с восходящим солнцем. Одежда изображенных — традиционная одежда греков, населяющих острова Архипелага (на мужчине — головной убор «феска» и широкие шаровары «враки»). В период вооруженной борьбы греков за независимость многие греки воевали в Средиземном море в составе флотилии Ламброса Кацониса или были добровольцами и служили на военных судах Российского флота во время русско-турецкой войны (1768-1774). Можно предположить, что сцена прощания — это прощание с близкими борца за независимость Греции. Картина «Утро» — поэтическое произведение и глубоко символично. Эмоциональный настрой работы подтверждает это: - восход солнца — как символ новой жизни; -
- корабль, перевозящий солнце через море жизни, указывает на трансформацию и вечную жизнь, также корабль — это и ковчег спасения (в христианском символизме). Картина «Утро», где все пронизано светом надежды, — гимн подвигу борца, уходящего в вечность, гимн самопожертвованию во имя Родины. К теме «прощания» И. К. Айвазовский неоднократно обращался в ряде своих работ, изменяя композиционное решение, но сохраняя смысловой сюжет. В том же 1851 г. И. К. Айвазовский пишет картину «Морской берег» (х., м., 82x118, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Утро. 1851 г. Фрагмент
В 1848 г. выполнена художником и работа «Закат на море» (х., м., 36x43, Государственный художественный музей Латвии, г. Рига). В этом произведении автор акцентирует внимание на одинокой фигуре стоящего мужчины и ожидающего его на рейде парусника. На память приходит, что должность первого Президента в Греции графа Иоанниса Каподистрия (1776-1831) именовалась на греческом языке как «кормчий». Ожидание встречи с близкими отражено художником в картине «Утро на море», написанной в 1849 г. (х., м., 101x85, Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»). Художник изобразил на берегу моря женщину в национальном греческом костюме, которая вместе с детьми встречает приближающийся парусник. В этом ряду картин одно произведение дополняет и продолжает содержание другого. И. К. Айвазовский повторяет сюжет прежних работ в период поражения восстания на острове Крит. В 1868 г. художник пишет «Морской берег. Прощание» (х., м., 56,5x74,5, Государственная Третьяковская галерея). В 1869 г. выполнена работа «Прощание» (х., м., 84x117, Челябинская областная картинная галерея). После провозглашения в 1830 г. независимости Греции остров Крит (о. Кандион) еще много десятилетий пребывал под властью Османской империи. Но христианское население Крита не мирилось с таким господством. На острове неоднократно вспыхивали народные восстания. Один из значительных взрывов национально-освободительного движения греческого населения Крита произошел летом 1866 г. [3, с. 57-59]. Повстанцами было образовано Временное правительство, созвано Народное собрание, которое провозгласило присоединение Крита к Греции. Осенью 1866 г. турецкой армии, несмотря на героическое сопротивление критян, удалось оттиснуть повстанцев в горные районы. Корреспондент «Одесского Вестника» в ноябре 1866 г. писал из Афин, что населению Крита приходится бороться не только с турецкими властями, но и с четырьмя врагами: голодом, холодом, отсутствием врачебной помощи, недостатком оружия и боеприпасов. Не только из Греции, но и со всех концов Европы на помощь восставшим спешили добровольцы, отправлялись деньги, боеприпасы, оружие. Свою широкую поддержку освободительной борьбе критян выразила общественность в России. В Одессе развернулся сбор средств в пользу пострадавших. Российским правительством было выделено 50 тыс. рублей на закупку продовольствия. Перевозку 40 тыс. пудов хлеба Константинопольский комитет помощи Крита поручил одесскому купцу Федору Родоканаки, который был председателем Центрального критского комитета в Афинах. К Криту также было направлено два российских военных корабля «Генерал-адмирал» и «Тамань», чтобы перевезти с острова в Грецию беженцев. Бурную реакцию среди либеральных кругов Западной Европы вызвали зверства османских войск в ноябре 1866 г. во время штурма монастыря Аркади, в котором, кроме трехста защитников, более чем 700 женщин и детей нашли убежище. Не желая сдаваться в плен и подвергнуться насилию, повстанцы взорвали арсенал, что повлекло значительные жертвы. Потрясенный трагическим событием, И. К. Айвазовский в письме к П. М. Третьякову 8 марта 1867 г. писал: «В настоящее время я занят картинами из кондийского восстания. Одну, изображающую взрыв монастыря Арка- дио (на острове Конд), и все ужасы турецкого варварства выставил как нельзя сильнее. Еще две картины кондийские, одна изображает, как наш фрегат принимает несчастных греков, а другая (ночью), как греческий пароход «Известный» высаживает волонтеров на остров, сюжет живописный и как раз по душе» [2, с. 90]. Эти картины, вместе с другими, были представлены первоначально на специально организованной выставке в Одессе, затем в залах Академии художеств в Петербурге. Все денежные средства, поступившие от выставки картин, И. К. Айвазовский отправил в пользу пострадавших семейств критян. Сохранился лишь небольшой фрагмент картины «Взрыв Аркадийского монастыря на Крите в 1866 г.» (х., м., 29x25,2, 1867, Государственный Русский музей), где изображен священник с горящим факелом. Сюжетную линию можно примерно представить, обратившись к работе художника Джузеппе Лоренцо Гаттери (1829-1884) «Холокост Аркади», где отражен весь трагизм происшедшего. В Феодосийской картинной галерее экспонируется картина И. К. Айвазовского «Остров Крит» (х., м., 99x120, 1867), где запечатлен эпизод эвакуации греческого населения. Все части картины логически связаны и усиливают драматизм прощания. По горной доро-
Ласкарина Бабулина (1771-1825) — героиня греческой национально-освободительной борьбы. На свои средства содержала небольшой флот с экипажем и армию повстанцев. Впервые подняла национальный флаг Греции на 18-пушечном корвете «Агамемнон», котрый построила за свой счет. В 1821 г. во время осады крепости «Нафплион» проявила огромное мужество, подняв повстанцев на решительный штурм крепости. В России высоко ценили мужество Бабулины, впоследствии Александр I присвоил ей звание адмирала Российского флота и даровал меч в качестве признания заслуг. В 1896 г. вновь вспыхнуло восстание на о. Крит. В этот период турецкие власти подвергли армянское и греческое население жестоким репрессиям. И. К. Айвазовский пишет серию работ и организует в 1897 г. благотворительные выставки в г. Одессе и в г. Москве.
Действительно, средства, поступившие с выставки и от реализации картин, около двух тысяч рублей, И. К. Айвазовский отправил послу России в Константинополе и просил часть этой суммы выделить для помощи «преимущественно армянам в Малой Азии», а другую — пострадавшим в Турции грекам [6, с. 239]. В Национальном художественном музее Республики Беларусь находится картина мастера «Восставших греков бросают в огонь» (х., м., 60x93, 1897 г.). В других источниках эта работа именуется как «Сожжение греков турками в Фессалии». Можно только представить, какие чувства испытывал художник, работая над этой картиной. В Самарском областном художественном музее экспонируется картина И. К. Айвазовского «Остров Крит» (х., м., 102x155, 1867). На ней изображена панорама горных берегов острова и морская даль в полуденный час, на переднем плане — группы вооруженных людей, спускающихся к городу у моря, где на рейде стоят корабли. Повстанцев приветствуют женщины в традиционных греческих платьях [2, с. 92]. Можно предположить, что это именно та картина, которая была представлена на благотворительной выставке в Одессе и называлась «Европейский флот у берегов острова Крит» [6, с. 235]. В Феодоссийской картинной галерее на мольберте великого мариниста экспонируется неоконченная картина «Взрыв корабля» (х., м., 67x96,5, 1900). Над этой картиной художник работал в свой последний день жизни — 18 апреля 1900 г. В центре изображен большой военный корабль в момент взрыва, а справа намечен силуэт лодки, удаляющейся от корабля. В последние годы своей жизни И. К. Айвазовский неоднократно возвращался к сюжетам более ранних работ. Как предполагал искусствовед Н. С. Барсамов, художник скорей всего хотел вторично изобразить «Момент сожжения Константином Канарисом турецкого адмиральского корабля у о. Хиос». Картина именно под таким названием указана в «Словаре русских художников» [2, с. 146]. В последней своей картине И. К. Айвазовский ещё раз вернулся к теме, которая неоднократно отображена в его творчестве. Эта тема борьбы греков за свою национальную независимость.
Источники и литература
The idea of national Greek struggle for freedom in the works of Ivan Aivazovsky B. Germanchuk The article highlights the story of the heroic national struggle against the Ottoman yoke portrayed in the works of Ivan Aivazovsky. For the first time the author eplains the idea of several artworks of a great marine artist, as a farewell scene. The charitable exhibition activity of Svan Aivazovsky was of much help for the Greeks and Armenians, victims of punitive actions in the Ottoman Empire. Keywords: Ivan Aivazovsky, Greece, struggle, independence.
|