ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 2)



Ю. Письмак

Фаянсовая тарелка из графства Стаффордшир для одесской гостиницы "Лондонская"

                                                                              Нажмите на картинку для увеличения изображения

    Все, чем для прихоти обильной
    Торгует Лондон щепетильный…
                               А. С. Пушкин



    Ценной реликвией одного из личных собраний Одессы является фаянсовая тарелка с изображением герба Лондона (рис. 1). Она хранится в семье её вла-дельца около восьми десятилетий.
    Рассмотрим более внимательно этот предмет. Близкая к кругу (диаметром 24,8 см) форма тарелки имеет немного выступающий волнообразный край. В центре тарелки - графическое подглазурное изображение герба Лондона сине-го цвета. Его размеры: максимальная высота hmax = 9 см; максимальная ширина bmax = 8 см. Изображение было нанесено на изделие способом, который приня-то называть "деколь". Честь изобретения в 1752 г. этого способа печатания ри-сунков на фаянс и фарфор принадлежит британцу Джону Сэдлеру из Ливерпу-ля. Четыре года спустя его соотечественник - гравер Роберт Хэнкок усовер-шенствовал технику деколи. Он гравировал рисунок на медной пластинке, с которой "печатал его аналогично офорту керамической краской на тонкую па-пиросную бумагу. С увлажненной бумаги рисунок переводил-ся…непосредственно на керамическое изделие. …После этого производился обжиг, закрепляющий краску" (1). Поначалу, с 1761 г. даже фабрика Веджвуда направляла свои фаянсовые изделия в Ливерпуль для нанесения печатных рисунков. "Несколь-ко позднее аналогичная технология была внедрена у самого Веджвуда и на многих фабриках графства Стаффордшир [подчеркнуто мною, Ю.П.]" (2).
    Украшающий лицевую сторону тарелки герб Лондона имеет существенную особенность - внизу, под щитом, на ленте-бандероли (3) красуется надпись: "HOTEL DE LONDRES". Симметрично, относительно вертикальной оси композиции, рас-положены геральдические щитодержатели - два крылатых дракона. Их образы перекликаются со скульптурными изображениями драконов, вплетенных не-обузданной фантазией академика архитектуры Ф.О. Шехтеля в кованый орна-мент ограждений парадной лестницы в аванзале особняка З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве. Упомянутый интерьер весь пронизан духом "ста-рой доброй Англии", подвергнутым творческой интерпретации российским зодчим - мастером модерна. В. Власов пишет: "Дракон символизирует со-единение стихий земли и воздуха. В сказках многих народов дракон - олице-творение силы и доброты, "золотого века" прошлого земли, а также - бди-тельности" (4). Во всяком слу-чае, крылья драконов, изображения которых воспроизведены на тарелке, по-добно плащам рыцарей-крестоносцев, украшены крестами. Эти фантастиче-ские крылатые существа поддерживают с двух сторон щит, поле которого на четыре части разделяет крест. Щит венчает комбинированное завершение в виде головного убора (с опушкой из меха горностая), переходящего в рыцар-ский шлем с закрытым забралом и нашлемником в виде крыла с крестом. Из шлема влево и вправо "произрастает" барочный "растительный" орнамент намета.
    Обратная сторона тарелки, её донце, также представляет большой интерес. На ней находятся два вида марок - оттиснутые в тесте фаянсовой массы и си-ние подглазурные. Перечислим первые, вдавленные марки: "NC"; "CAULDON"; "23". Синим цветом напечатаны следующие марки: "CAULDON"; "L", а также марка с несколько трансформированным гербом Великобритании. Овальный щит (поле которого разделено на четыре части), увенчанный имперской короной, поддерживают геральдические щитодержа-тели - лев и единорог. Под гербом - следующие слова: "FOR FRANZ STURTZ. ODESSA". Выше, дугообразно, герб охвачен следующей надписью: "MANUFACTURED BY T.C. BROWN ? WESTHEAD MOORE & C° CAULDON PLACE".
    Чуть ниже, над короной, венчающей герб, название населенного пункта, в котором произведена тарелка: "STOKE ON TRENT". Сток-он-Трент - извест-ный центр производства английского фаянса. С 1752 г. там работал знаменитый Джозайя Веджвуд. Правда, в 1759 г.он перешел в Бёрслем.
    Рубеж XIX и XX вв. в Российской империи был ознаменован бурным раз-витием гостиничного бизнеса и, соответственно, возведением новых зданий гостиниц. Так, например, в Москве по проекту выходца из одесского Люст-дорфа, англичанина по происхождению архитектора В.Ф. Валькота в 1899 - 1906 гг. возводится гостиница "Метрополь", воплотившая в своих формах и декоре эстетические принципы стиля модерн. В Одессе по проекту известного архитектора Юрия Дмитренко в 1899 - 1900 гг. на Николаевском (ныне - Приморском) бульваре было выстроено здание гостиницы "Лондонская". О том, что фасад его "напоминает суровые палаццо флорентийского ренессан-са", а интерьеры "отличаются богатством декора" говорит в своей книге В.И. Тимофеенко (5). Здесь стоит от-метить, что в эти же годы в Ялте архитектор Николай Петрович Краснов сна-чала реконструирует под гостиницу доходный дом К.В. Бентковского "Ма-риино", а затем, "по заказу петербургского предпринимателя С.И. Шахназаро-ва… возводит здание гостиницы "Санкт-Петербург" в виде итальянского па-лаццо [подчеркнуто мною, Ю.П.]" (6). Во внешнем облике и стилистическом решении одесской и ялтинской гостиниц действительно существует сходство. Роднит их и расположение на берегах Чёрного моря. За завершением строительства здания на одесском бульваре последовало основание 18 апреля 1901 г. Южнорусской артели Северной и Лондонской гостиниц. Десятилетие спустя (в 1911 г.) её члены с размахом отмечали юбилей своего детища. А ещё через восемь лет активисты Иностранной коллегии коммунистической пропаганды намеревались по подземным коммуникациям доставить взрывчатку под здание "Лондонской" гостиницы и взорвать его вместе с верхушкой находившегося в Одессе и выполнявшего свой "интернациональный долг" контингента Антанты. Этим планам заговорщиков не было суждено осуществиться. Одна из лидеров Иностранной коллегии в Одессе Елена Кирилловна Соколовская (1894-1938гг.) в своих воспоминаниях пишет: "Мы поручили Самуилу Зехцеру организовать взрыв в Лондонской гостинице. …У нас была связь с рядом водопроводчиков города Одессы, которые согласились дать нам возможность обследовать водопроводные пути, чтобы по ним как-нибудь нащупать подход под Лондонскую гостиницу" (7).
    Но вернёмся к предмету настоящего исследования. Время возведения зда-ния гостиницы "Лондонская" в Одессе и создания Южнорусской арте-ли…позволяет временными рамками изготовления в Англии посуды с "эле-ментами фирменного стиля" для данной гостиницы (одним из предметов ко-торой является рассматриваемая нами фаянсовая тарелка) считать период 1899 - 1901 гг.
    Глубоко символичным представляется то, что совсем недалеко от гостини-цы "Лондонская", сооруженный пятью годами ранее, возвышался памятник императрице Екатерине II - августейшей заказчице Веджвуда, для которой под его руководством был создан фаянсовый Сервиз с зелёной лягушкой. Автора-ми монумента были одесский скульптор Б.В. Эдуардс (англичанин по проис-хождению) и архитектор Ю.М. Дмитренко.
    Своеобразным материальным свидетельством взаимопроникновения культур Англии и России и взаимного интереса двух стран друг к другу во второй половине XVIII в. является так называемый Сервиз с зеленой лягушкой, хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Этот уникальный памятник прикладного искусства, созданный в 1773-1774 гг. прославленным английским керамистом Джозайей Веджвудом (1730-1795гг.) в содружестве с компаньоном Томасом Бентли (1730-1780 гг.) был изготовлен по заказу Екатерины ІІ. Большой обеденный и десертный сервиз сделали из усовершенствованного Веджвудом тонкого фаянса "цвета сливок", известного под названием "фаянс королевы". Сервиз был предназначен для дворца, впоследствии названного Чесменским (архитектор Ю.М. Фельтен) в окрестностях Петербурга, в местности Кекерекси (по-фински - "лягушачье болото"). На каждом предмете имеется изображение лягушки в щитовидном обрамлении. Именно этот герб позволил дать название сервизу. Рассчитанный на пятьдесят персон и состоявший, как традиционно считается, из 952 предметов, на которых было изображено 1244 вида Англии, Уэльса и Шотландии, сервиз ныне состоит из 770 хорошо сохранившихся предметов. Кроме своей художественной ценности, он представляет большой исторический интерес. Многие из изображенных зданий и ландшафтов давно уже не существуют или значительно изменились. Л. Воронихина пишет: "Обширную группу [среди изображений на предметах сервиза] составляют виды парков и усадеб. Многочисленны изображения руин старинных замков и аббатств. …Около ста росписей воспроизводят архитектурные памятники Лондона, живописные берега Темзы" (8). В 1774 г., перед отправкой в Россию, сервиз был выставлен в Лондоне для всеобщего обозрения. В России до 1830 г. он находился в Чесменском дворце, а затем - в Английском дворце в Петергофе (архитектор Д. Кваренги). С 1910 г. сервиз в коллекции Эрмитажа.
    Сам факт заказа такого сервиза в Англии свидетельствует об увлечении английским искусством и культурой в среде правящей элиты Российской им-перии екатерининской поры. Сервиз с зеленой лягушкой явился своеобразным путеводителем по Британии и позволял лучше понять и прочувствовать дух и художественно-эстетические традиции жителей "Туманного Альбиона". Он - наиболее известный, но далеко не единственный фаянсовый сервиз, заказан-ный в Англии для двора российской государыни. По мнению автора данной статьи, заказ одесскими предпринимателями на рубеже XIX и XX вв. ориги-нальной фаянсовой посуды для новой фешенебельной гостиницы "Лондон-ская" именно в Англии, является подтверждением преемственности традиций и, в какой-то мере, его можно считать данью памяти царственной основатель-нице нашего города.


(1) Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. - С-Пб, 2001. - Т. 2. - С. 701.
(2) Там же.
(3) Бандероль (франц. banderole - ремень, перевязь…) - декоративный мотив в виде извивающейся ленты, по-лосы ткани. …Этот термин используют …для обозначения реющей в пространстве ленты, несущей надпись, девиз. - Там же. - С.547.
(4) Там же. - С. 807.
(5) Тимофеенко В.И. Одесса: Архитектурно-исторический очерк - К., 1983. - С. 46.
(6) Калинин Н., Кадиевич А., Земляниченко М. Архитектор Высочайшего Двора. - Симферополь, 2003. - С. 200.
(7) Соколовская Е. Одесская эпопея конца 1918 г. и начала 1919 г. // Октябрь на Одещине Сборник статей и воспоминаний к 10-летию Октября. Одесская окружная октябрьская комиссия и истпарт отдела окркома КП(б)У. - Одесса, 1927. - С. 354.
(8) Воронихина Л. Сервиз с зеленой лягушкой. Государственный Эрмитаж. - Л.,1984.


Л и т е р а т у р а


1. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. Альбом. Советский художник. - М., 1990. - С. 360.
2. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. - С-Пб., 2000. - Т. 1. - С. 864; - 2001. - Т. 2. - С. 848, Т. 3. - С. 848, Т. 4. - С. 832.
3. Гейдова Д., Дурдик Я., Кибалова Л. и др. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. -Прага, 1988. - С. 496.
4. Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер - архитектура - среда. - М.,1988. - С. 464.
5. Лощинский В.М. Этикет и сервировка стола. - М., 2001. - С. 448 с.
6. Письмак Ю.А. Влияние британского зодчества и британских художественно-эстетических тради-ций на формирование архитектурного наследия Украины (конец XVIII - начало XX вв.) // Реставрация, реконструкция, урбоэкология "RUR-2003" № 5-6, сборник научных трудов ЮУО НК ICOMOS. - Одесса, 2003. - № 5-6. - С. 173, 109-114.
7. Муратова К. Средневековый Бестиарий. - М.,1984. - С. 244 .
8. Тимофеенко В.И. Одесса: Архитектурно-исторический очерк. - К., 1983. - С.160.
9. Тимофієнко В.І. Зодчі України кінця XVIII - початку ХХ століть: біографічний довідник. - К., 1999. - С. 477.
10. Фишер С.У. Марки английского фарфора и фаянса. - М., 1994.
11. Чеснокова А.Н. Британцы в Петербурге. Альбом. Санкт-Петербург: - 2004. - С. 54.
12. Burton, W. A History and Description of English Earthenware and Stoneware. - London, 1904.
13. English Applied Art. The Hermitage, Aurora Art Publishers. - Leningrad, 1983.
14. Garner, F.H. English Delftware. - London, 1948.
15. Pismak, Yuri. The influence of British artistic and aesthetic traditions upon the architecture of monuments in Odessa and Crimea. // Regional Contact. Journal for exchange of experiences and ideas on regionalism and co-operation in Europe. - Copenhagen, Denmark - Maribor, Slovenia, 1997. - No 12. - Р. 374, 283-287.
16. Rackham, B. English Pottery. - London, 1924.