ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 2)



В. Вонсович

Восстановление одесских предприятий и порта (1944 - 1950 гг.)

    После победоносного окончания Великой отечественной войны Советская Украина, как и весь СССР, вступила в новый период истории - возрождения хозяйства, разрушенного войной.
    В результате военных действий и оккупации понесла огромные потери экономика Причерноморского региона, особенно Одессы. В грудах развалин лежало большинство причалов порта, цехов заводов им. Октябрьской революции, им. Январского восстания, им. Дзержинского, им. Старостина и др., были разрушены вокзал, все железнодорожные станции, депо. До войны Одесса имела высокоразвитую пищевую промышленность: 53 предприятия союзного и республиканского подчинения, 34 артели промкооперативной системы с общим количеством рабочих; 25380 человек выпускали продукцию на 660 млн. рублей. Из них было выведено из строя 75%. Были разрушены Одесский холодильник, сахарный завод им. Благоева, мясокомбинат, мельницы. В груды развалин превратились консервный завод им. Ленина, маслозаводы № 1 и 3, табачная фабрика, рыбокоптильный завод. Пострадали предприятия легкой промышленности - обувные, суконная, швейная, джутовая и др. фабрики. Казалось, потребуется не одно десятилетие, чтобы восстановить разрушенное.
    С первых же дней после освобождения города, не зная усталости, по-фронтовому трудились тысячи одесситов по восстановлению промышленных предприятий. В первую очередь возрождалась промышленность - ее продукцию ждал фронт. Для восстанавливающихся предприятий города, коммунальных служб и налаживания нормальной мирной жизни населения необходимо было создать также надежную энергетическую базу на новом современном оборудовании. В 20-х числах апреля 1944 г. в рекордно короткий срок была подготовлена к пуску первая очередь городской электростанции. За первое полугодие мощность электростанции удвоилась, а к концу 1945 г. она увеличилась в 4 раза. В первом полугодии 1947 г. была введена в строй первая очередь Одесской ТЭЦ.
    1 мая 1944 г. заводской гудок возвестил о возрождении старейшего завода Одессы - им. Январского восстания (1). В его цехах, очищенных от битого стекла и камня начался ремонт паровозов и вагонов. В 1945 г. на заводе вступили в строй шесть полностью восстановленных цехов - литейный, кузнечный, сборочный, ремонтно-механический, инструментальный, силовой. 4 июня 1945 г. на заводе был выпущен первый послевоенный 3-х тонный кран марки "Январец" (2).
    В один из первых дней после освобождения города на заводе им. Октябрьской революции была сформирована женская бригада (Тимонина, Рудикова, Розмаринич, Николаева, Руше и др.), которая, разбирая груды развалин и обломков, находила станки и моторы, различные инструменты. В кратчайшие сроки были расчищены литейный, механический и котельный цеха. К началу июня были пущены литейный, котельный, сборочный цеха, закончен ремонт первой вагранки, успешно ремонтировалась вторая. Обязавшись к 25 июня пустить бессемер, ремонтники бригады Громова досрочно установили 3 токарных и один сверлильный станки. В октябре 1944 г. первые плуги завода были отправлены в колхозы области.
    Судоремонтный завод им. А. Марти - одно из крупнейших предприятий города, сожженное и уничтоженное фашистами, уже 24 октября 1944 г. в восстановленном литейном цехе была произведена первая плавка. В первый же год после освобождения Одессы здесь было возвращено в строй много судов Военно-морского флота, которые участвовали в боевых операциях на Черном море, на Днестре, на Шпрее. Главной задачей завода в этот период стала работа над возрождением Черноморского торгового флота. К годовщине освобождения Одессы с эллинга завода сошла большегрузная морская цельносварная баржа (3). К декабрю 1946 г., отремонтированные на нем пароходы уже пересекали моря и океаны, перевозя грузы для мирного строительства; собранные на заводе плавучие краны заработали в восстанавливаемом Одесском порту; завод превысил довоенный уровень по валовой продукции (4).
    Завод "Красный Профинтерн" был разрушен на 80%, но уже к январю 1945 г. был расчищен от завалов (20 тыс. м?); восстановлена силовая сеть в 1000 м, исправлены водопровод и канализация, восстановлены механический и литейный цеха, отремонтированы котлы и отопительная система, оборудована лесопилка, завершены работы по возрождению консервного цеха. Одновременно с восстановительными работами завод начал выпуск деталей для тракторов и сельскохозяйственных машин к весне 1945 г.
    Коллектив машиностроительного завода угольной промышленности им. Красной гвардии к апрелю 1945 г. смонтировал первую дизель-генераторную станцию, к ноябрю восстановил механический цех; в декабре 1945 г. впервые в стране были изготовлены две электролебедки грузоподъемностью в 1 тонну для непосредственного добывания угля, а к январю 1946 г. освоил выпуск новых видов буровых машин и полностью закончив годовую программу, изготовил 3 станка сверх плана.
    Все ценнейшее оборудование завода "Кинап" было вывезено оккупантами в Румынию, корпуса цехов сожжены. Однако к годовщине освобождения Одессы на заводе было восстановлено 148 единиц оборудования, работало 13 производственных цехов, выпущено продукции на 1,5 млн. рублей. Первой продукцией, освоенной заводом после войны были пуансоны - инструменты для кинопленочной промышленности. Завод также стал выпускать автоматические противопожарные заслонки, было подготовлено производство узкопленочных киноаппаратов 16-ЗП5. Параллельно завод приступил к выпуску звукомонтажных столов типа "Мавпола" для киностудий (5).
    К годовщине освобождения Одессы первая продукция восстановленного завода тяжелого весостроения им. Старостина - 1000-тонные вагонные и 15-тонные автомобильные весы уже работали на шахтах Донбасса, были проведены подготовительные работы к выпуску электровагонвесов, специальные крановые циферблаты часов. В июне 1945 г. завод начал изготавливать крановые пятитонные весы для черной металлургии (6).
    К февралю 1945 г. были восстановлены 11 промышленных предприятий Одесской области: вагоноремонтный завод, гальвано-технический, 2 кирпичных, алебастрово-известковый, 2 кожевенных, шахта по добыче камня, 10 промкомбинатов, 88 артелей Облпромсовета (7).
    Наряду с восстановлением крупных машино- и станкостроительных предприятий возраждались предприятия легкой, пищевой и местной промышленности.
    На второй день после освобождения Одессы начали работать первые ремонтные предприятия. К 16 мая 1944 г. из 23 предприятий Горпромкомбината работало 20. Буквально через несколько дней после освобождения были восстановлены молочный комбинат, уксусный завод, обувная фабрика индпошива. К ноябрю 1944 г. обувная и швейные фабрики дали продукции на 162 000 руб., 2-я хромолитография на 35 000 (8). К ноябрю был также восстановлен 3-й хлебзавод (9).
    В 1945 г. наряду с восстановлением второй очереди предприятий пищевой промышленности, ряд заводов осваивал новые виды продукции. Винзавод № 1 освоил впервые на Украине опытно производственный тираж Советского шампанского в объеме 30 000 бутылок, организовал производство виноградных соков в количестве 5 000 декалитров и произвел закладку вин в количестве 132 000 декалитров для выпуска высокачественных марочных вин.
    В 1945 г. было начато строительство жиркомбината в составе гидрогеназационного завода, маргаринового и мыловаренного заводов. Вступили в эксплуатацию ликеро-коньячный завод, макаронная и кофейная фабрики, новые виды консервов освоил консервный завод.
    Оккупантами было вывезено все энергетическое и технологическое оборудование, разрушено 40% производственных мощностей суконной фабрики. В сентябре 1945 г. был закончен монтаж возвращенного технологического оборудования и одновременно налажен выпуск хлопковой ваты и хлопчатобумажных одеял (10).
    В результате боевых действий 1941 и 1944 гг. и оккупации, пострадали все виды транспорта. Из 38 причалов Одесского порта 33 были разрушены, было полностью уничтожено Черноморское пароходство. На железнодорожном транспорте были разрушены вокзал, все станции, депо, подъездные и магистральные пути.
    Большие работы по восстановлению и реконструкции были проведены в порту: восстановлен и расчищен причальный фронт, порт оснащался новейшей техникой. На его территории строятся новые склады, крупный холодильник, восстанавливается маяк, различные гидротехнические сооружения.
    7 октября 1944 г. в Одесской бухте бросили якоря первые черноморские транспорты "Калинин" и "Димитров", ознаменовавшие своим приходом начало эксплутационной деятельности порта.
    2 августа 1945 г. в первый пассажирский рейс Одесса-Батуми отправился теплоход "Украина" (11).
    Быстрыми темпами восстанавливался железнодорожный транспорт. 29 апреля 1944 г. в Одессу уже прибыл первый пассажирский поезд. К июню 1945 г. Одесса уже была связана железнодорожным сообщением с Москвой, Киевом, Унгенами, Иловайским, Знаменкой.
    На ноябрь 1945 г. было восстановлено и сдано в эксплуатацию сотни станционных и подъездных путей, 80 паровозных депо, 11 электростанций, 7 пассажирских строек, насосные станции, проложено 97 км второй колеи. Не хватало квалифицированных работников, стройматериалов, оборудования. Но использование местных материалов, мобилизация внутренних ресурсов, широкое внедрение творческой рационализации помогли преодолеть все трудности (12).
    В марте 1946 г. трудящиеся города приступили к выполнению заданий IV пятилетки, за годы которой они должны были достичь довоенного уровня развития экономики и значительно его превысить. Наряду с восстановлением и значительным увеличением мощностей действующих предприятий намечалось построить новые заводы: радиально-сверлильных и фрезерных станков, автосборочный, кабельный, холодильного оборудования, прессов, полиграфических машин. Планировалось увеличить выпуск продукции легкой и пищевой промышленности на 45% по сравнению с довоенным уровнем. В плане развития энергетической базы предусматривалось строительство Одесской ТЭЦ, восстановление районных электростанций.
    Важное место в развитии экономики края и укреплении внешнеторговых планов занимал Одесский морской порт. Поэтому перед трудящимися города выдвигалась ответственная задача - в кратчайший срок восстановить порт и затем реконструировалось его на новой технической базе. Грузооборот порта должен был возрасти по сравнению с довоенным уровнем в три раза. Заводы и фабрики, разрушенные во время войны и оккупации восстановить на новой технической основе, коренным образом реконструировать, оснастить современным оборудованием. Освоить новые виды продукции.
    За годы послевоенной пятилетки в Одессе возникли такие предприятия, которых не было до войны, город стал одним из центров отечественного станкостроения и металлообработки.
    На заводе им. Октябрьской революции в 1949 г. было завершено восстановление всей довоенной производственной мощности. Здесь вступили в строй новые светлые и просторные цехи - кузнечно-прессовый, отвально-лемешный, инструментальный, блок механических цехов, обрубное, формировочное и землепиготовительное отделение литейного цеха. По своей технической оснащенности завод превзошел довоенный уровень. С 1949 г. он стал производить только мощные тракторные плуги.
    Новыми цехами обогатился завод им. Январского восстания, освоивший производство мощных кранов на автомобильном и железнодорожном ходу.
    Судостроительно-судоремонтный завод, оснащенный новой техникой, стал основной ремонтной базой Черноморского торгового флота и освоил массовое производство цельносварных барж по поточному методу.
    Завод им. Старостина стал выпускать 100-тонные электровагонвесы для металлургических предприятий; завод "Красная гвардия" - электролебедки для механизации подземного транспорта на угольных шахтах, завод им. Калинина - прессодувные машины, завод им. Сталина - фреоновые холодильные машины. Завершилось в основном строительство завода радиально-сверлильных станков. К концу пятилетки он уже занял одно из первых мест среди станкостроительных предприятий страны, освоил производство сложнейших станков для металлообрабатывающей промышленности страны. Созданный в послевоенное время завод им. Кирова освоил производство уникальных фрезерных станков. На автосборочном заводе было налажено производство автосамосвалов. Построенный в четвертой пятилетке завод "Полиграфмаш" начал выпускать машины для полиграфической промышленности.
    Было начато строительство крупных заводов, завершенных в годы пятой пятилетки: "Автогенмаш" ("Кислородмаш" - 1951 г.), крупнейший на Украине завод кузнечно-прессовых машин ("Прессмаш" - 1952 г.), завод гидравлического оборудования для строительных машин ("Стройгидравлика" - 1952 г.).
    За годы четвертой пятилетки вернулись в строй крупные предприятия химической промышленности Одессы. В 1949 г. был пущен в эксплуатацию заново отстроенный и оснащенной современным оборудованием и новой сложной аппаратурой нефтеперерабатывающий завод. Увеличил производство минеральных удобрений для сельского хозяйства суперфосфатный завод.
    К концу пятилетки работали на полную мощность предприятия легкой промышленности - восстановлены две обувные фабрики, два кожевенных завода, суконная фабрика им. Сталина, швейная фабрика им. Воровского, новая швейная фабрика "Молодая гвардия" и др.
    Снова заняла видное место в экономике Одессы пищевая промышленность. Вступили в строй восстановленные предприятия - косервный завод им Ворошилова, сахарорафинадный завод им. Благоева, молочный комбинат, мясокомбинат, маслобойный завод № 2, винные заводы, комбинат пищевых концентратов, кондитерская и макаронная фабрики. Начали работать созданные после войны новые заводы - витаминный и соковый.
    После войны в Одессе возникла новая отрасль промышленности. В 1946 г. была создана китобойная флотилия "Слава". Китобойная база представляла собой плавучий завод, в цехах которого китовое сырье перерабатывалось в пищевой и технический жир, в кормовую мясную муку и др. продукты.
    Возвращенный к жизни Одесский порт в последний год первой послевоенной пятилетки превысил довоенный уровень по грузообороту в полтора раза.
    Практически заново создавалось Черноморское пароходство. На Черное море в эти годы поступили десятки новых крупнотоннажных судов. Это такие пассажирские суда, как "Россия", "Украина", сухогрузы "Ставрополь", "Николай Пирогов", наливные суда типа "Москва", "Кремль", расширены районы плавания, объем перевозок.
    На железной дороге вырос объем грузоперевозок, улучшилось обслуживание пассажиров. Было построено 25 новых вокзалов, в том числе на станциях Котовск, Мардаровка, Раздельная, Сербка и др. Сооружение вокзала станции Одесса-Главная было объявлено народной стройкой, его торжественное открытие состоялось в пятой пятилетке - 12 июля 1952 года.
    К концу четвертой пятилетки промышленность Одессы превзошла довоенный уровень. Более 50 предприятий города досрочно завершили пятилетний план. В этот период в целом сложилась структура промышленности Одессы. Выпуск валовой продукции одесской промышленности возрос за пять лет в 3,6 раза. Таких темпов развития промышленность никогда раньше не достигала.
    Жизнь продолжалась. Советские времена стали историей. Оценивая прошлое, видя в нем доброе и дурное, ясно осознаешь что есть вечные категории, вечные факторы цивилизационного процесса. Именно таким фактором является неиссякаемый творческий потенциал народа Украины, населения многонациональной Одесщины, в течении ХХ ст. трижды возраждавшего из руин Отчизну.


(1) Большевистское знамя. - 1944. - № 29.
(2) Чорноморська комуна. - 1945. - 3 июня.
(3) Большевистское знамя. 1945. - № 74.
(4) Чорноморська комуна. - 1946. - № 247.
(5) Чорноморська комуна. - 1945. - № 11.
(6) Там же.
(7) Чорноморська комуна. - 1945. - № 32.
(8) Большевистское знамя. - 1944. - № 36.
(9) Большевистское знамя. - 1944. - № 156.
(10) Большевистское знамя. - 1945. - № 187.
(11) Чорноморська комуна. - 1945. - № 151.
(12) Чорноморська комуна. - 1945. - № 228.



Литература

1. Історія міст і сіл України. Одеська область. - К., 1969.
2. Історія народного господарства Української РСР. - К., 1985. - Т. 3.
3. Історія України. - Львів, 1996.
4. Одесса. Очерк истории города-героя. - Одесса, 1957.
5. Одесская область. Территориальная организация и структура хозяйства. Концеп-ция социально-экономического развития. - Одесса, 1991.
6. Очерки історії Одеської обласної партійної організації. - Одеса, 1981.