ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



Э. Плесская-Зебольд

Значение музея как социокультурного института в условиях современной цивилизации
                                                                                                            
    Начиная с XX-го столетия, философская наука констатирует принципи-ально новый этап в развитии мировой культуры, который формировался под влиянием мировых войн, социальных революций, тоталитарных режимов, по-явлением нового типа организации жизни современного человека под влияни-ем индустриальной цивилизации, гибельными последствиями хозяйственной деятельности человека, рождением обезличенного "человека-массы". В трудах Ортеги-и-Гассета, Эриха Фромма, Освальда Шпенглера и др. исследуются ха-рактеристики и признаки цивилизации, ее место в эволюции мировой культу-ры, высказывается гипотеза о ней как о кризисном состоянии культуры, по-следнем этапе в ее развитии, за которым может последовать ее гибель. (1)
    Большое внимание в философской литературе уделяется глубокой куль-турной трансформации, которую переживает современная европейская циви-лизация. Ее важнейшими признаками называют иррационализм в художест-венной культуре (музыке, живописи, литературе), где наблюдается отход от реального отображения мира, а компьютерная графика полностью подменяет идею искусства (отражение реальности) и отражает нереальную действитель-ность; констатируются кризисы классической науки, традиционной христиан-ской религии, правовых и этических норм.
    Огромное влияние на состояние мировой культуры оказывает процесс глобализации, который оказывает двойственное влияние на этнические куль-туры. Позитивное влияние ограничивается усилением взаимовлияния и взаи-модействия культур, возможностью более широкого приобщения к культуре масс (интернет, мировое TV). Однако, существует опасность превращения та-кого позитива в негатив. Негативное влияние глобализма гораздо значительнее - это распространение массовой культуры, стандартизация жизни и мышления современного человека, доминирование американской культуры в музыке, те-левидении, формировании ценностей и жизненных стандартов. Массовая культура распространяется в больших объемах во всех сферах человеческой деятельности. Ее потребляют люди независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуника-ции.
    Появление и распространение на мировом культурном пространстве сильнейших течений массовой культуры, таких как "хиппи", панки, т.н. "бес-предметного искусства" уничтожают национальные культуры, приводят к раз-рыву с национальными традициями. Австрийский биолог и философ, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц обращает внимание на особую значи-мость решения проблемы взаимопонимания поколений: если отсутствие взаи-мопонимания младшего поколения со старшим достигнет критической точки, возможен разрыв традиций. В этом случае реальна угроза утраты культурной преемственности, что ослабляет позиции любой национальной культуры.
    К сожалению, у нас сформирована традиция отрицания почти каждым поколением достижений своих отцов, культурная преемственность прерывает-ся, и мы живем ощущением, что наша культура только в далеком прошлом. Разрыву традиций способствует и постсоветская историческая наука, в кото-рой иногда просматриваются попытки подмены конкретной исторической ре-альности искусственно сконструированным, более "удобным" с точки зрения политического момента прошлым. Искусственно отстраненное прошлое пере-стает быть частью нас самих. Это особая форма современной мифологизации, которая содержит в себе опасность отчуждения от собственной истории, что также является благодатной почвой для ослабления позиций национальной культуры.
    Одновременно другой характерной особенностью современности явля-ется оживление национального самосознания, широкое распространение на-циональной идеи, что можно рассматривать как реакцию на процесс глобали-зации. Какова судьба национальной идеи и национальных культур в условиях глобализации? Формирование единой цивилизации с ее необратимыми инте-грационными процессами противоречит потребности каждого народа в сохра-нении и воспроизводстве собственной культуры. У множества новых госу-дарств, образовавшихся в последние десятилетия XX ст. есть два пути: либо быть сметенными геополитическими интересами других государств, либо на-полнить суверенитет реальным содержанием национальной социо-культурной политики и противостоять "катку" мировой цивилизации, что никак не проти-воречит общей формуле современного прогресса.
    Реализация второго пути требует продуманной национально-культурной политики, возвращения к понятию национализма, не деформированного поли-тикой, т.е. как проявления уважения национальных чувств и национальных особенностей. С учетом практического отсутствия в современной Европе мо-нонациональных государств, национализм предполагает уважение к истории и культуре всех этносов, составляющих население страны. Такой национализм может способствовать воспитанию патриотизма. Исторический опыт показы-вает, что демократический, патриотический национализм позволяет консоли-дировать общество, обеспечить суверенитет, безопасность и гражданский мир.
    Становится очевидным особое значение гуманитарного знания и воспи-тания, как необходимого условия формирования национальной элиты, разви-тия культурного и интеллектуального потенциала в современном украинском обществе. Сегодня мы наблюдаем обратную картину - наметилась тенденция сокращения количества часов на изучение гуманитарных дисциплин, а в пер-спективе - их изъятие из программ технических вузов. Тем самым создается реальная опасность окончательной утраты гуманистического мировоззрения, диалогичности общения, утверждения господства технократического мышле-ния. Техническая образованность все настойчивее вытесняет гуманистическую культуру.
    Спорным представляется затянувшееся акцентированное внимание к со-циально-экономическим и политическим проблемам. Политизация общества достигла наивысших пределов и препятствует консолидации общества. Нрав-ственная составляющая, необходимая для успешного достижения любых пози-тивных общественных целей, оказалась невостребованной в современной по-литической, экономической и общественной жизни. Нравственный блок выпал из современной конкретной культурно-образовательной политики. Этические нормы подвергаются постоянным изменениям и все больше рассматриваются как орудие элиты, которая может управлять обществом по своему усмотрению с помощью изменения правовых и этических норм. Результатом может быть полная утрата гуманистического мировоззрения и криминализация всех сфер деятельности.
    Важнейшим гуманитарным знанием является историческое. В своей ра-боте "Восстание масс" (1930) Ортега-и-Гассет говорит о важности историче-ского знания как "первейшего средства сохранения и продления стареющей цивилизации". Оно необходимо для предотвращения наивных ошибок про-шлого. "Нам понадобится весь опыт истории, - пишет он,- чтобы не кануть в прошлое, а выбраться из него". Исторической образованности элиты европей-ского общества он придает огромное значение, а историческое невежество на-зывает "откатом к варварству". (2)
    Современная историческая наука переживает период обострения про-блемы качества современных исторических исследований. В некотором смыс-ле она предоставлена самой себе, в ней может бытовать любой исследователь, готовый исполнить социальный заказ. В условиях свободных рыночных отно-шений понятие "социального заказа" неоднозначно, т.к. бывает свобода от че-го-то и свобода для чего-то. (3) Социальный заказ может носить рыночный характер, т.е. быть внешним зака-зом общества или государства, а может характеризоваться как социальное служение, как духовная связь между исследователем и слушателем, читателем или зрителем.
    Проблема "социального заказа" - не единственная в современной исто-рической науке. Признание свободы и демократии в качестве либеральных ценностей, освобождение от диктата официальной партийно-исторической науки привели к падению уровня профессионализма и экспансии дилетантиз-ма. Речь в данном случае идет не о трудах непрофессиональных историков, коллекционеров или краеведов, исследующих частные исторические пробле-мы - многие из их работ становятся полноценными источниками и вводятся в научный оборот.
    Имеется в виду появление нового жанра исторических исследований не-академического характера, т.н. "фольк-хистори", для которого характерно от-рицание академической науки, непризнание авторитетов, стремление к сенса-ционным "открытиям", и созданию собственных моделей глобальной истории. (4) Использование подобных трудов в музейной или школьной практике опасно формированием искажен-ного массового исторического мышления.
     Зачастую создание новых концепций не требует глубоких знаний и кро-потливого труда, но пользуется массовым спросом, в том числе и со стороны политиков. Оказываясь в неравных условиях, академическая наука теряет влияние на талантливую молодежь. (5)
    Какова же роль музея в современном мире как важнейшего социокуль-турного института, как "культурной формы" собирания, интерпретации и хра-нения культурного опыта? Какова мера его ответственности перед современ-ным обществом? Какую нишу он занимает в культурном пространстве совре-менной цивилизации и какова его роль в решении глобальных проблем? (6)
    Ответ на многие вопросы заключается в специфике любого типа музея, основу, которой составляет память, идея преемственности времен и поколе-ний, т.е. культуры в самом современном толковании, и в этом его важнейшее значение. Музейная история, т.е. история в коллекциях, каталогах, экспозици-ях - особый жанр, требующий от музейных работников умения ориентиро-ваться в современной быстро меняющейся культурной ситуации. (7) За продолжительный период своей деятельности музеи приобрели статус культурной нормы, а музейное дело сформировалось в особую форму культурной деятельности.
    С философских позиций музей определяется как многофункциональный институт социальной памяти с функциями документирования, охранной, ис-следовательской и образовательно-воспитательной. Научно-исследовательская работа является одним из ведущих направлений. Музей обязан сохранять свое значение исследовательского и культурно-образовательного центра, несмотря на смену эпох, политических и социально-экономических укладов, общест-венного сознания, духовных ценностей.
    Велико значение фондов, наиболее скрытого вида музейной деятельно-сти. Их сохранность является одним из средств ограждения ценного предмета истории и культуры от разрушительного влияния подвергающейся постоян-ным изменениям реальной жизни. Здесь много проблем, которые требуют го-сударственного регулирования правовых основ музейного дела, совершенства законодательства. Например, в связи с изменением форм собственности при-обретает актуальность проблема музейной собственности, в частности законо-дательной трактовки права собственности на предметы религиозного культа, находящиеся в коллекциях музея. Реальными являются материальные претен-зии потомков тех владельцев, чьи когда-то экспроприированные материальные ценности или добровольно пожертвованные предметы находятся в музейных коллекциях. В качестве примера можно привести появившиеся неоднократные претензии на возврат наградных документов потомками дарителей.
    Не имеет ясного законодательного решения важнейший для музеев во-прос о праве собственности на земельный участок и расположенное на нем му-зейное здание.
    Важнейшей характеристикой музея как социокультурного института яв-ляется его ориентация на контакты с публикой, и с конца XIX в. общество на-чинает осознавать значение музеев в процессах просвещения, образования и воспитания. Начиная с 1990-х гг. культурно-образовательная деятельность по-степенно освобождалась от догматической идеологизации отечественной ис-тории и культуры, и сегодня важно не утратить эту тенденцию.
    Пройденный музеями исторический путь позволяет говорить о возмож-ности музеев музейными средствами влиять на решения культурных и обще-ственных проблем. Не случайно в зарубежных музееведческих изданиях по-следних лет звучит опасение перед растущим влиянием музея на общество, которое основано на вере общества в музей и объективность сообщаемой им информации, эмоциональном воздействии подлинного музейного предмета. Все это, по мнению зарубежных исследователей, порождает возможность ма-нипулирования общественным сознанием. (8) Высказанное опасение является свидетельством огромной значимости музея, т.к. в современных условиях он является важнейшим средством не только непосредственного исторического познания, но и формирования мировоззрения, не исключая научного.
    Расширение сферы влияния музеев на общество, включение всех видов музеефицированного наследия в процессы образования и воспитания, ориен-тированность на самую разную музейную аудиторию превращает современ-ный музей в один из важнейших элементов культуры в условиях современной цивилизации. Для укрепления его позиций необходимо использование совре-менных технологий - информационных, управленческих, проектных.
    Прежде всего, необходимо оставить в прошлом традиционную ручную технологию обработки данных о коллекциях и перейти к использованию со-временных компьютерных информационных технологий, которые позволят освободиться от многократного дублирования, искажения информации, неэф-фективного поиска, малой доступности для пользователей.
     Создание автоматизированных информационных систем позволит усо-вершенствовать информационную деятельность музея, избежать многократно-го ввода информации, непрерывно пополнять и корректировать базу данных о музейных коллекциях. Одна из актуальных проблем - доступность мирового культурного наследия для самых широких слоев населения. ЮНЕСКО, Евро-пейское сообщество придают этой проблеме первостепенное значение, под-тверждением чему является принятие "Меморандума взаимопонимания", суть которого сводится к предоставлению права каждому индивидууму доступа к мировому культурному наследию через современные информационные техно-логии, и в первую очередь интернета, глобальной коммуникационной сети.
    Осознание возможностей музеев для решения важнейших проблем со-временности потребует продуманного законодательства по музейному делу в виде системы правовых норм, которые регулировали бы общественные отно-шения, связанные с деятельностью, направленной на сохранение, распростра-нение и освоение культурных и исторических ценностей многонационального украинского общества.
     Отсутствие исторической территориальной целостности Украины по-рождает сегодня проблему взаимоотношений регионов из-за различий в языке, культуре, вероисповедании, следствием чего является затянувшаяся неста-бильность в обществе. Огромную помощь в решении данной проблемы и про-блемы формирования населения в единый народ, воспитания демократическо-го патриотизма может оказать историческая наука. Как представляется, одной из ее задач должно быть признание истории и культуры всех этносов, насе-ляющих Украину, частью ее общей истории и культуры. И здесь огромную помощь могут оказать региональные историко-краеведческие музеи.
    В заключение хочу высказать искренние поздравления с 50-летним юби-леем Одесскому историко-краеведческому музею в лице его дирекции и со-трудников, пожелать им долгого и честного гражданского служения многона-циональному населению региона, укреплению в нем уважения и любви к зем-ле, на которой трудились их предки и осознания себя гражданами их общего сегодня Отечества - Украины.


(1) Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс.; Эрих Фромм. Иметь или быть.; Освальд Шпенглер.Закат Европы.
(2) Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - С. 309-333.
(3) Наумова Г.Р. Может ли отсутствие концепции рассматриваться как частный случай концепции?// Совре-менная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. - М., 2002. - С.101-107.
(4) Володихин Д.М. Феномен Фольк-Хистори // Международный исторический журнал. - 1999. - .№5. - сен-тябрь-октябрь.
(5) Менцин Юл, "Феномен Фоменко" и роль современных музеев в формировании научного мировоззрения // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. - М., 2002. - С. 15-122.
(6) Музейное дело России. - М., 2003. - С. 31.
(7) Плохотнюк В.С. История в краеведческом музее: классика или постмодерн? // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. - М., 2002. - С.187-196.
(8) Там же. - С. 606.