ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



Т. Митковская

Сотрудничество Музея судостроения и флота и Государственного архива Николаевской области в создании выставочных проектов
                                                                                                            
     С апреля 2005 г. в Музее судостроения и флота экспонируется выставка, посвященная 200-летию основания Николаевского и Севастопольского военного губернаторства. Введение этой особенной территориально-административной единицы в Российской империи было обусловлено политикой царского правительства, направленной на освоение и защиту земель, присоединенных к России в результате русско-турецких войн ІІ пол. ХVІІІ в. В 1805 г. Было признано целесообразным к должности главного командира Черноморского флота присоединить должность Николаевского и Севастопольского военного губернатора, что и было сделано распоряжением по флоту от 20 марта 1805 г. (по старому стилю). Под руководством главного командира Черноморского флота и портов было объединено все Черноморские эскадры, порты, адмиралтейства, верфи и другие учреждения морского ведомства. В одну административную единицу, несмотря на территориальную принадлежность, было выделено города и поселения, связанные с флотом и судостроением. В состав губернаторства вошли Николаев и Севастополь а также адмиралтейские поселения Богдановка, Знаменка Екатеринославской губернии, Богоявленск, Воскресенск, Покровск, Калиновка Херсонской губернии. Своим возникновением они были обязаны Черноморскому флоту и судостроению. Верфи и порты были построены раньше городов и поселений, последние же основыва-лись для их обслуживания. Все эти населенные пункты были подчинены Черно-морскому морскому ведомству, размещенному в Николаеве. Последнее стало основанием для размещения в Николаеве и управления военным губераторством.
     Управление главного командира Черноморского флота и портов было структурировано следующим образом: В Николаеве находилась Канцелярия главного командира, размещенная в Доме главного командира,который служил для многих из них еще и жильем. Сегодня это памятник истории и архитектуры конца ХVІІІ в. В нем размещен Музей судостроения и флота.
     Главный командир осуществлял руководство флотом и в мирное время, и в период военных действий, руководил строительством кораблей. Для этих целей он имел штаб Черноморского флота и Контору главного командира и еще много различных учреждений, обслуживающих флот. Как военный губернатор он в своих руках объединял и военную и цивильную власть, полномочия губернатора и начальника дивизии. На должность главного командира Черноморского флота и портов и военного губернатора могли быть назначены морские офицеры чином не ниже вице-адмирала. Они были не только наместниками императора на юге страны, но и способствовали развитию экономики, торговли, науки, образования и культуры. Среди них были известные флотоводцы, кораблестроители, гидрографы, высоко-образованные представители технической и военной интеллигенции того времени. Губернаторство получило название "Николаевское и Севастополь-ское военное губернаторство". Такое название оно имело до 1864 р., пока в его составе находился Севастополь. В 1829 г. Знаменку и Богдановку, отошедших к округу военных поселений, заменили Березнеговатое и Висуньск. Адмиралтейские поселения были выведены из состава губернаторства в 1877 г. Николаевское военное губернаторство в составе Николаева и пригородных хуторов просуществовало до 1900 г.
     Уникальность выставки, посвященной этой теме, состоит в том, что создана она музеем в сотрудничестве с Государственным архивом Николаевской области, из фондов которого на выставке экспонируются документы, до этого неизвестные широкой общественности. Они составляют основу экспозиции. Это 76 единиц сбережения из фондов: 230 - "Канцелярия Николаевского военного губернаторства", 231 - "Николаевская городская полиция", 222 - "Николаевская городская Дума". Документы либо написаны собственноручно военными губернаторами, или же за их подписью, и отражают широкий круг проблем, которые приходилось решать морским офицерам, пребывающим на этих должностях.
     Инициатором ознаменования этого события стала директор архива Л. Левченко, которая впервые провела комплексное исследование истории Николаевского и Севастопольского военного губернаторства, что и стало темой ее диссертации. Публикации Л. Левченко по этому вопросу размещены на страницах журнала "Морская держава" №4 и №5 за 2005 г. Наша выставка была освещена в этом же издании № 3.
     Из фондов Николаевского областного краеведческого музея и Музея судостроения и флота на выставке экспонируются портреты главных командиров Черноморского флота и портов и военных губернаторов, открытки с видами г. Николаева конца ХІХ в., планы города и карты губернских военных поселений того же периода, модели кораблей и их изображения на старинных открытках и гравюрах и много других интереснейших музейных предметов.
     Много интересных экспонатов представлено на выставку из фондов музея научно-исследовательского института "Николаевская астрономическая обсерватория", история которой тесно связана с развитием судостроения и судоходства на Чорном море, начиная с первой четверти ХVІІІ в.
     Яркой иллюстрацией г. Николаева конца ХІХ в. являются картины николаевского художника, члена союза художников Украины, ветерана Великой Отечественной войны А. Д. Покосенко. На них мы видим здания и сооружения, построенные в городе в период существования военного губернаторства: артиллерийское и штурманское училища, Мариинская гимназия, церкви, костел и мечеть, обсерватория, яхт-клуб, Ингульский и Варваровский мосты и многое другое.
     Как уже было означено выше, уже в конце ХVІІІ - в нач. ХІХ вв. стало понятным, что именно Николаев утвердился в роли главной базы строительства военного флота на Чорном море. И когда было введено военное губернаторство, впервые две должности занял французский эмигрант маркиз де Траверсе. На должности Главного командира Черноморского флота и портов И.И. де Траверсе пребывал с 4 апреля 1802 г., а с 20 марта 1805 г. он был назначен на должность военного губернатора.
     Французский моряк Жан Франсуа Прево де Сансак де Траверсе родился в 1752 (1754) гг. на о. Мартиника и происходил из древнего аристократического рода. Будучи капитаном французского флота, перешел на российскую службу в 1791 г. в чине генерал- майора. В марте 1801 г. получил звание адмирала.
     В Николаеве при участии де Траверсе были сформированы органы власти. В 1806 г. здесь была создана полиция, о чем свидетельствует документ Государственного архива Николаевской области (далее ГАНО) под названием "Штат полиции г. Николаева". (1) Де Траверсе организовал финансирование полиции, обеспечение, оружием, лошадьми, одеждой, обувью, продовольственными пайками. Он не считал унизительным для себя вникать даже в такие вопросы, как приобретение круп, муки, верхнего и нижнего мундиров, портупей и др. По этим вопросам им велась активная переписка с губернатором Новороссийского края, своим земляком Арманом Ришелье дю Плесси. Об этом свидетельствуют документы, экспонирующиеся на выставке. (2)
     Занимая должности главного командира Черноморского флота и портов, а впоследствии и военного губернатора, де Траверсе особенное внимание обращал на развитие и украшение города. Маркиз создал ботанический сад с ажурной оранжереей, дикий и фруктовый сады, разбил клумбы. При нем впервые был перестроен дом главного командира Черноморского флота. Он превратился в красивый небольшой дворец.
     Де Траверсе пресек расхищение пригородных земель частными лицами и вернул их в собственность города для использования под пастбища. Еще в 1803 г. в Николаеве была учреждена ремесленная управа, ведавшая жизнью мещанского населения города, учреждено Депо карт, которое занималось гидрографической службой. При нем были открыты типография и литография. В Музее судостроения и флота экспонируются книги и литографии, напечатанные там. Из дома главного командира в Депо карт были перемещены библиотека и Кабинет древностей - первая в Николаеве музейная коллекция. В октябре 1803 г. был учрежден первый герб г. Николаева, включавший в свою эмблематику атрибуты св. Николая Мирликийского. Для подготовки военных моряков в 1804 г. было открыто Училище флотских юнг, куда принимали детей матросов, солдат и разночинцев. В 1805 г. учрежден сиротский суд.
     При де Траверсе в Николаеве возродилось судостроение, приостановленное после смерти Г. А. Потемкина. Сравнительно с деятельностью в этой сфере его предшественников, построение шести суден свидетельствовало о возрождении кораблестроения на Николаевской верфи. В 1804-1805 гг. согласно распоряжению правительства в Адмиралтействе была построена компасная мастерская, развившаяся впоследствии в мастерскую морских приборов. На выставке представлены астролябии, компасы, солнечные часы и хронометры из фондов Музея судостроения и флота и музея Николаевской астрономической обсерватории.
     В 1809 г. И.И. де Траверсе был переведен в Санкт-Петербург, где занял должность управляющего Морским министерством без оставления прежней должности. Был морским министром до 1829 г.
     Следующий главный командир Черноморского флота и портов и военный губернатор Николаева и Севастополя Н.Л.Языков не был для города новым человеком. Еще в 1792-1798 гг. он состоял в должности обер-штер-кригскомиссара Черноморского флота. В 1798-1802 гг. - советник по комиссариатскому департаменту при Конторе главного командира. В 1801 г. он был произведен в контр-адмиралы, в 1805 г. - в вице-адмиралы и назначен директором Черноморского Штурманского училища.
     При правлении Н. Языкова с 1810 г. в городе развилась частная внутренняя торговля. Суда швартовались на военной пристани в устье Ингула. В 1810 г. в городе было возведено здание Городовой управы, построенное взамен Магистрата, отобранного флотом для нужд морского ведомства.
     Продолжалось строительство Черноморского флота. По всей видимости, достраивались суда, спроектированные еще при де Траверсе. С 1813 по 1816 гг. не было заложено ни одного корабля. Война 1812 г. почти не затронула Черноморский флот. Только один отряд из николаевского флотского экипажа участвовал в военных действиях с французами и дошел до Парижа. Но, наверное, в связи с войной средств на строительство кораблей на Черном море не выделяли.
     1 марта 1816 г. вице-адмирал Н. Л. Языков был уволен по болезни в отпуск, а на его должность назначен вице-адмирал А. С. Грейг, очень много сделавший для улучшения судостроения в Николаеве и повышения боеспособности Черноморского флота. Потомственный моряк, шотландец по происхождению, сын знаменитого русского адмирала С. К. Грейга, в свое время перешедшего на русскую службу из английского флота, А. С. Грейг был хорошо известен как храбрый, знающий и образованный моряк. За заслуги в развитии астрономии, кораблестроения, гидрографии и экономики Грейг удостоился высоких научных званий и наград. Он был избран почетным членом Императорской академии наук, почетным членом и вице-президентом вольного экономического общества, членом Московского общества испытателей природы, членом Копенгагенского астрономического общества и др. иностранных обществ.
     Прибыв в Николаев и осмотрев Адмиралтейство и флот, Грейг принялся энергично их возрождать. Он ввел в мастерских новые механизмы, применил паровые машины для обработки лесоматериалов и железа, предписал употреблять вместо дров донецкий каменный уголь и предложил еще ряд технологических улучшений. В области кораблестроения А. Грейг разработал и широко использовал на практике математический метод проектирования обводов судов, совершенствовал конструкции кораблей, лично спроектировал несколько судов нового типа, построил первый на Черном море военный пароход, развивал паровое судостроение, усовершенствовал корабельную артиллерию. В экспозиции Музея судостроения и флота представлены книга А. С. Грейга "Краткое описание способа, по которому корпуса судов обсчитываются на математических основаниях", изданная в 1832 г. в Николаеве, чертеж 120-ти пушечного линейного корабля "Варшава", разработанного при участии Грейга, модель первого пассажирского парохода "Одесса", построенного в Николаеве в 1828 г. При Грейге количество суден на Черном море было доведено до штатного расписания. Строятся впервые 110-ти и 120-ти пушечные корабли. По параболическому методу, введенному Грейгом, в Николаеве было построено 54 судна. Для ускорения строительства флота Грейгом было основано Спасское адмиралтейство на р. Буг, где с подряда строились корабли и фрегаты. Выше Адмиралтейства по течению р. Ингул возникли частные Вольные верфи купцов М.Серебряного "Серебряный док" и Варшавского "Маркусов эллинг". Таким образом, при Грейге в Николаеве суда строились одновременно на 11 эллингах. При нем в городе было основано Николаевское кредитное учреждение - Городовой комитет, выдававший ссуды купцам. Построена новая деревянная пристань, вошедшая в историю под названием купеческой и прослужившая до 1889 г.
     Понимая важность развития астрономической науки для практической пользы флота, Грейг вначале в Доме главного командира Черноморского флота создал небольшую домашнюю обсерваторию. Впоследствии в письме к морскому министру от 29 мая 1820 г. он обосновал необходимость создания в Николаеве самостоятельной обсерватории, на что в том же году последовало разрешение Александра І. Строительство ее было окончено в 1827 г. В этом же году там были произведены первые астрономические наблюдения. В дальнейшем под руководством и при непосредственном участии главного астронома обсерватории К. Кнорре там проводились работы по картографированию побережья Черного, Азовского, Мраморного морей и проливов. С этой работой тесно связаны имена братьев Е. и М. Манганари, К. Даля. В 1836 г. в Гидрографическом Депо карт были изданы "Описи Черного моря Капитан-Лейтенанта Е. Манганари". На выставке представлены подлинники - карты Е.Манганари "Днепровский лиман" и "Река Буг от Николаева до Днепровского лимана" из фондов музея Николаевской астрономической обсерватории. Карты, выпущенные в этот период, спустя еще сто лет служили советским морякам.
     Служа более 17 лет главным командиром Черноморского флота, А. Грейг был инициатором научного подхода к руководству флотом: он реорганизовал структуру и управление флотом, впервые в России создал морской штаб, упростил документацию, ввел стандартные бланки отчетности, о чем свидетельствуют документы, представленные на выставке. (3)
     Как военный губернатор, Грейг много внимания уделял благоустройству города. При нем в Николаеве началось замощение улиц булыжниками, освещение их керосиновыми фонарями, озеленение города. Грандиозным сооружением, которое предпринял Грейг, был Спасский самотечный водопровод, первая часть которого была завершена в 1823 г. До конца проект так и не был реализован. В 1820 г. был построен дом для подкидышей. В 1824 г. был выстроен Дом флагманов и командиров, впоследствии получивший название Зимнее морское собрание. В 1819 г. при Доме главного командира была открыта музыкантская школа. В 1820 г. на мысе Порохового Погреба было возведено здание Артиллерийского училища, в котором впоследствии поместили Штурманское училище. В октябре 1827 г. начались занятия в первом общеобразовательном учебном заведении - приходской школе с одногодичным курсом обучения на 25 учеников. А еще раньше, В декабре 1826 г. открылось Училище для дочерей нижних чинов Морского ведомства, готовившее мастериц для Адмиралтейства. 7 января 1833 г. открылось трехклассное уездное училище. Так было положено начало народному образованию в Николаеве.
     В сентябре 1832 г. распоряжением адмирала Грейга в городе был открыт портовый архив (Архив Черноморского флота). В 1930-е гг. он был переведен в Ленинград.
     2 августа 1833 г. Николай І назначил А. Грейга членом Государственного Совета, а генерал-адьютанта М.П. Лазарева, назначенного в феврале 1832 г. начальником штаба Черноморского флота, - исправляющим должность Главного командира Черноморского флота и военного губернатора Николаева и Севастополя. Утвержден он был в этой должности только 31 декабря 1834 г.
     Грейга же Городская дума занесла в книгу граждан города " навечно". В 1873 г. ему был открыт памятник по проекту скульптора М.О. Микешина.
     М.П. Лазарев, как главный командир Черноморского флота, проводил в жизнь те же устремления, что и Грейг, но более жестко. Как военный губернатор, больше внимания уделял развитию Севастополя, так как считал его основной базой флота. Это можно проследить даже по сумам городских доходов Николаева и Севастополя в этот период, о чем свидетельствуют документы, предоставленные архивом. (4) В Севастополе при участии Лазарева было построено пять сухих доков, водопровод, новый эллинг, казармы, училище для дочерей нижних чинов, здание Севастопольской Морской библиотеки, сооружена Графская пристань, каменные набережные, открыта грязелечебница.
     В Николаеве все внимание Лазарева было направлено на кораблестроение, но не на развитие города, а тем более, адмиралтейских поселений, которые приходили в упадок. Впоследствии это привело к тому, что после Крымской войны города и поселения губернаторства переживали более глубокий кризис, нежели вся Российская империя. В Николаеве при Лазареве было построено около 70 кораблей разных рангов. Он создал проект и осуществил модернизацию Адмиралтейства. Было построено около 40 производственных помещений.
     По приказу Лазарева были разработаны и изданы "Общие правила по кораблестроению". Строились 120-ти пушечные корабли, разрабатывались чертежи 80 и 74-пушечных кораблей. Велась подготовка к строительству железного парохода и двух барж, первого 131 пушечного линейного корабля "Босфор". Построены были несколько военных и портовых пароходов. 31 января 1850 г. Лазарев предписал строить в Николаеве пароходный завод. Строительство было начато, но со смертью Лазарева прекратилось.
     11 апреля 1851 г. на должность главного командира Черноморского флота и военного губернатора Николаева и Севастополя был назначен вице- адмирал М.Б. Берх. На тот момент ему исполнилось 75 лет. Со смертью Лазарева кораблестроение в Николаеве немного приостановилось, но были заложены первые на Черном море паровые винтовые 130-ти пушечные корабли "Босфор" и "Цесаревич". В.О. Корнилов - начальник штаба Черноморского флота, добился заказа английским фирмам и закладки в Николаеве и Севастополе 10 винтовых пароходов. Но, в связи с началом Крымской войны, заложенные в Николаеве винтовые корабли, пришлось законсервировать, а заказанные за границей оставили себе англичане.
     В период Крымской войны Николаев стал основной тыловой базой флота. Через Николаев в Крым шли отряды регулярных войск, обозы с продовольствием и вооружением. Здесь было сосредоточено около 40 тыс. ополченцев, отправлявшихся на фронт. (5) С первых дней обороны Севастополя в Николаев стали поступать раненые. По данным отчета статского советникам С.С. Мансурова из Крыма в Николаев за период войны было отправлено 32 транспорта. В сентябре 1855 г. для более быстрого продвижения войск к обороняющемуся Севастополю вместо паромной переправы через р. Буг был построен наплавной мост. (6)
     Из осажденного Севастополя в Николаев были эвакуированы все гражданские и флотские учреждения, вдовы, жены и дети нижних чинов. В 1855 г. в Николаев была перевезена величайшая духовная ценность - Морская библиотека.
     В связи с затоплением практически всего боевого флота в Севастопольской бухте, 26 сентября 1855 г. вышел императорский указ о переименовании Черноморского флота в Черноморскую флотилию и о ликвидации должности главного командира флота. Вместо нее была введена должность заведующего Морской частью в Николаеве и Николаевского военного губернатора. Им стал вице-адмирал Н.Ф. Метлин - активный участник Севастопольской обороны. После падения Севастополя предстояло организовывать оборону Николаева от возможных попыток его захвата. Руководил этим процессом лично Александр ІІ. По его приказу в Николаев прибыл прославленный инженер, генерал-майор Э.И. Тотлебен. Реализованный в Николаеве его проект под названием "Записка о вооружении укрепленных позиций, предназначенных выдержать осаду" был издан в 1855 г. как образцовое руководство по фортификации. В 1856 г. Заведующим Морской частью в Николаеве и военным губернатором города назначается контр-адмирал Г.И. Бутаков. Герою Крымской войны Г. Бутакову как военному губернатору пришлось решать следующие вопросы: возрождение военного флота, сокращение штатов и количества экипажей, предоставление материальной помощи, назначение пенсий и налаживание быта участников Крымской войны и членов их семей. "Дело о предоставлении квартир прибывающим в Николаев офицерам морского и сухопутного ведомств" (7) содержит 304 листа прошений о выделении квартир и квартирных денег только этой категории эвакуированных.
     1 февраля 1860 г. на должность командира Николаевского порта и военного губернатора Николаева и Севастополя был назначен Б.А. фон Глазенап. С его назначением начинается новая эпоха в истории города. Закрытый для иностранной торговли, лишенный главного средства существования - судостроения и флота - город не мог развиваться. Поэтому вице-адмирал фон Глазенап начал с того, что начертал обширную программу возрождения и развития города: расширение внутренней торговли, открытие зарубежной торговли, развитие народного образования, повышение культурного уровня общества. 10 апреля 1862 г. вышел указ правительства об открытии Николаевского Коммерческого порта для захода иностранных судов(8). С этого началось возрождение города, расцвет Николаева как порта и экономического центра юга России. В 1862 г. были основаны Мужская классическая гимназия, портовая ремесленная школа, женские частные школы и пансионы, в 1863 г. - 19 народных школ грамотности, приют для убогих, престарелых и найденышей. 1 октября 1863 г. было основано женское училище, преобразованное впоследствии в Мариинскую гимназию. В 1869 г. открылся Южнославянский пансион для детей-выходцев из Балкан.
     В 1867 г. в городе была учреждена первая газета "Николаевский вестник". В декабре 1868 г. было учреждено Общество николаевских лоцманов. А в 1870 г. открылся ракетный завод. В 1869 г. вышел первый адрес-календарь Николаева - важнейший из источников для изучения истории города.
     За все, что Б.фон Глазенап сделал для николаевцев, Городская дума присвоила ему звание почетного гражданина г. Николаева. В 1871 г. Глазенап получил назначение в Санкт-Петербург, где он стал членом Адмиралтейств-совета.
     20 апреля 1871 г. назначается главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором Николаева вице-адмирал Н.А. Аркас. На этом посту он пробыл почти 10 лет, по 1 января 1881 г. Время его правления совпало с возрождением Черноморского флота, но уже не парусного, а качественно нового - парового и броненосного. Адмирал Аркас вложил много энергии и старания в этот процесс, ведь нужно было в корне менять производство, технологию постройки судов и психологию моряков. Первые броненосные корабли на Чорном море - "поповки", названные так по имени автора А.А. Попова, потомственного инженера-кораблестроителя, предназначались для береговой обороны.
     Много сил и знаний Н. Аркас отдавал как губернатор города развитию Николаева. 2 июля 1872 г. в Николаеве было введено новое городовое положение, согласно которому Дума значительно расширялась и вместо 6 депутатов состояла из 72. Открывались новые учебные заведения. Продолжалось торгово-экономическое развитие города. 20 августа 1873 г. открылось железнодорожное движение Знаменка-Николаев. В январе 1879 г. учреждена городская почта.
     1 января 1881 г. главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором Николаева назначили адмирала М.П. Манганари. Губернатором М. Манганари пробыл недолго - чуть больше года, и 11 января 1882 г. получил назначение состоять членом Адмиралтейств-совета. За краткое время его пребывания в Николаеве была основана Общественная библиотека с бесплатной читальней. При р. Ингул устроен образцовый спасательный приют.
     После отбытия Манганари в Петербург на его пост был назначен вице-адмирал А.А. Пещуров. Бывший морской министр (1880-1882) развернул в Николаеве строительство броненосного флота. По 20-летней программе, разработанной морским министерством, на Чорном море предполагалось построить 8 эскадренных броненосцев, 2 крейсера и 19 эсминцев. Вице-адмирал А. Пещуров был не только энергичным главным командиром, но и заботливым губернатором. С началом правления Пещурова связано бурное развитие города, продолжавшееся до І мировой войны. Сопровождалось оно как ростом внутренней и внешней торговли, так и развитием судостроительных и машиностроительных заводов. () В 1890 г. к 100-летию города вышло историко-экономическое исследование вековой жизни Николаева - книга секретаря Городской Думы Г.Н. Ге "Исторический очерк столетнего существования г. Николаева при устье Ингула. 7 мая 1889 г. открылся Николаевский яхт-клуб. 1 июля 1889 г. началась постройка обширной новой городской больницы, включавшей в себя 14 зданий и церковь. А.А. Пещуров пробыл в Николаеве до 1890 г., когда он был назначен членом Госсовета.
     1 января 1891 г. на должность главного командира флота и портов Черного и Каспийского морей и Николаевского военного губернатора был назначен вице-адмирал Н.В. Копытов. Н. Копытов много сделал для развития броненосного и миноносного судостроения в Николаеве. В связи с изменившейся обстановкой и возрождением Севастополя как военной базы Черноморского флота, Копытов предложил правительству перевести управление флотом из Николаева в Севастополь, что и произошло в 1895 г. С этого времени Николаев перестал быть центром Черноморского флота, каким был на протяжении ста лет. Как губернатор, Н. Копытов продолжал дела своих предшественников, способствуя дальнейшему развитию Николаева. С его управлением совпало строительство мощных судостроительных и машиностроительных заводов и др. предприятий. В 1893 г. открылся большой по емкости хлебный элеватор в порту. В 1894 г. братья Донские на большом пустыре в районе ул. Мещанской начали строительство мощного завода сельскохозяйственных машин. В 1895 г. началась постройка двух заводов: "Анонимного общества корабельных верфей, мастерских и плавилен в г. Николаеве" бельгийскими акционерами (завод "Наваль") и "Общества механического производства в Южной России" (Черноморский завод). Морская торговля за эти годы настолько возросла, что в городе было уже 11 иностранных консульств.
     С 1898 по 1900 гг. командиром Николаевского порта и военным губернатором Николаева был вице-адмирал С.П. Тыртов - опытный, знающий профессиональный морской офицер, понимавший, что будущее флота за броненосными и миноносными кораблями. В 1900 г. Тыртов, получив назначение на должность начальника Морского технического комитета, уехал в Петербург.
     С 1900 г. пост военного губернатора Николаева был ликвидирован, и го-род перешел на гражданское управление. С 1900 г. Николаевом стали управ-лять градоначальники. Но все они были контр-адмиралами. По-прежнему го-родскими делами ведала Дума во главе с городским головой, но над ними воз-вышались морские градоначальники, которые следили за выполнением в горо-де общероссийских законов и блюли интересы флота.
     На переломе веков Николаев стал крупным городом Российской империи. По количеству населения он входил в десятку самых больших городов России.
     В процессе создания выставки "200-летие Николаевского и Севастопольского военного губернаторства" музейщики и сотрудники архива выработали план дальнейшего сотрудничества в создании выставочных проектов.


(1) Государственный архив Николаевской области (далее - ГАНО). - Ф.230. - Оп.1. - Д.4. - Л.22.
(2) ГАНО. - Ф.230. - Оп.1. - Д.4. - Л.43-44.
(3) ГАНО. - Ф.230. - Оп.1. - Д.113. - Л.2-3.
(4) ГАНО. - Ф.230. - Оп.1. - Д.200. - Л.19.
(5) ГАНО. - Ф.230. - Оп.1. - Д.1484. - Л.1.
(6) ГАНО. - Ф.230. - Оп.1. - Д.1484. - Л.15.; Морской сборник. - 1855. - №10. - С.500.
(7) ГАНО. - Ф.230. - Оп.1. - Д.1879.
(8) ГАНО. - Ф.230. - Оп.1. - Д.7602. - Л.3.
(9) ГАНО. - Ф.230. - Оп.1. - Д.11622. - Л.5.
(10) Крючков Ю.С. История Николаева. МП "Возможности Киммерии". - Николаев, 1996.
(11) Левченко Л.Л. история Николаевского и Севастопольского военного губернаторства.1805-1900. - Николаев, 2006.