ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



К. Кабанов

Возникновение, становление и развитие музейного дела в Западной Сибири
                                                                                                            
    Возникновение, становление и развитие музейного дела в Западной Си-бири - еще одна из славных страниц истории отечественного краеведческого движения. Огромная роль, которую играют музеи в сохранении бесценных па-мятников истории и природы, их изучении, просвещении населения, его вос-питании, давно уже стала аксиомой для человечества. Были в истории музеев страны периоды, интенсивного их возникновения и развития, но всегда музеям жилось нелегко. Особенно четко это можно проследить в периоды так назы-ваемых "музейных бумов", которые в России, например, наблюдались в сере-дине - второй половине XIX в., в 1920-х - начале 1930-х гг. и на современном этапе развития российского общества.
    Сегодня музеи разного профиля, в первую очередь краеведческие, дей-ствуют практически во всех городах региона, немало их и в сельской местно-сти. История сибирских музеев насчитывает не одно столетие. Первые шаги по собиранию музейных коллекций в нашем крае были сделаны в конце XVIII в. В пореформенный период, в связи с возросшим интересом населения к изуче-нию родного края и начавшимся его капиталистическим освоением, в Сибири начинает складываться музейная сеть.
     Одним из ведущих элементов социокультурной среды городов региона в условиях коренной ломки на рубеже XIX-XX вв. представлений о простран-ственно-временном соотношении и способах ориентации человека в окружив-шем его мире индустриальной и урбанизированной культуры, и становятся местные музеи. Они помогали местному населению реализовать потребность в повышении образовательного и культурного уровня, что и послужило основ-ной предпосылкой для возникновения музеев в регионе.
    Возникали музеи по инициативе местной общественности и самих ис-следователей как при научных и просветительских организациях, так и при статистических комитетах, учебных заведениях, городских самоуправлениях. В отличие от научных обществ, музеи экспонировали собранный материал. Это способствовало распространению знаний о крае и позволяло привлекать к работе по сбору информации любителей из различных слоев общества.
    Другим фактором, инициировавшим развитие музейной сети в регионе, стала политическая ссылка. Люди образованные и лишенные возможности на практике реализовывать в условиях глухой российской окраины, эти "неволь-ные гости Сибири", принимали активное участие в сборе и обработке музей-ных коллекций. Имена Клеменца, Черского, Дыбовского и многих других тес-но связываются с историей сибирских исследований и музеев. Условие то-гдашнего политического режима оставляли в музейной работе почти единст-венный выход для культурно-общественных начинаний в сибирской провин-ции. Значительный вклад в создание первых музеев на территории Западной Сибири внесли представители областничества - Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин и др.
    Параллельно с частной общественной инициативой к музейному строи-тельству начинает подходить и научная общественность, возникающая в Си-бири в виде географических обществ. В результате ряда экспедиций и иссле-дований, организуемых географическими обществами, накапливался значи-тельный научный материал, требующий систематизации и использования. За-частую это и приводило к созданию музеев. Основными направлениями их ра-боты были научно-исследовательское, фондовое, просветительское и органи-зационное. Крупнейшим в Сибири и известным далеко за ее пределами стал основанный Н.М. Мартьяновым в 1877 г. Минусинский музей, получивший впоследствии его имя. Н.М. Мартьянов, фармацевт по профессии, сумел при-влечь к работе по созданию музея крупных сибирских ученых, установить контакты со многими отечественными и зарубежными научными обществами и отдельными учеными.
    К концу XIX ст. в Сибири было организовано 18 музеев (Тобольск, Омск, Томск, Новониколаевск и т.д.). Экспозиции музеев региона включали не только экспонаты сибирского происхождения. В них имелись предметы, ха-рактеризующие жизнь Китая, Японии, Туркестана и вообще районов геогра-фически совершенно не тяготевших к тому или иному музею - многое здесь зависело от исследовательских интересов членов научных обществ и музей-ных работников. В конце XIX - начале XX вв. музейное дело в Сибири еще только начинает формироваться. Отсутствуют единые органы управления, единые правила, программы и уставы, полноценное научное сотрудничество между музейными учреждениями региона, лишь зарождаются общие контуры единой музейной сети. Вместе с тем, сибирские музеи и в этих условиях явля-ются одним из ключевых элементов в процессе познания, освоения и просве-щения глухой окраины Российской империи. Музеи стали как хранилищем на-учных материалов, так и местом их систематизации и изучения.
    Экстремальные условия ХХ в. (войны и революции), советская и постсо-ветская модернизации общества резко изменили ход мировой истории и не могли не повлиять на развитие музеев, их роль в истории отечественной куль-туры. В развитии краеведческих музеев в регионе в 1917-1919 гг., во многом заметна преемственность по отношению к дореволюционному краеведению, тем более что краеведческую работу на местах чаще всего направляли те же люди, которые отдавали ей все силы и до революции. Участвовали в краевед-ческой работе люди разных взглядов - и прогрессивно мыслящие и реакционе-ры по своим убеждениям.
    Объединяли их самоотверженность в спасении, охране и использовании памятников истории и культуры в годы революции и гражданской войны, ак-тивное участие в организации музеев, архивов, библиотек и краеведческих обществ. Вся деятельность сибирских краеведов была направлена на сохране-ние и приумножение материальных и духовных ценностей народа.
    Особенно массовым процесс организации музейных учреждений стано-вится в 1920-х гг., в связи с развернувшимся в стране краеведческим движени-ем. В докладе начальника Главнауки В.Н. Петрова на III краеведческой конфе-ренции РСФСР отмечалось, что "краеведение и музеи являются неразрывными частями и нельзя мыслить краеведческую работу только в виде одних обществ, в виде одних кружков. Без музейных работников, без построения правильной краеведческой сети музеев, нельзя мыслить правильную постановку краеведе-ния" (1).
    Вместе с тем, революция 1917 г. и последовавшая затем гражданская война, формирование нового советского общества, базирующегося исключи-тельно на идеологии марксизма, понимаемого порой весьма вульгарно, приве-ли к снижению уровня научного осмысления истории. В огне пожарищ погиб-ли многие рукописные и архивные собрания, памятники истории, музейные коллекции. Многие краеведы, имевшие несчастье быть "выходцами из приви-легированных слоев", по тогдашнему выражению, были репрессированы и даже расстреляны.
    Со второй половины 1920-х гг. положение начинает существенно ме-няться: музейные учреждения все больше и больше подчиняются интересам политической власти и постепенно превращаются в один из инструментов то-тального идеологического контроля. Это сказывается как на формах, так и со-держании деятельности музейных учреждений. В конечном итоге это привело к реорганизации музеев и на долгое время к утрате их важнейших социокуль-турных функций.
    Неразрывно связанное с краеведческим движением, музейное дело в ре-гионе, разделило с ним одну судьбу. Разгром краеведческого движения не мог не сказаться на деятельности музеев, которые всегда опирались на широкие массы знатоков истории и природы края. Он привел к фактической ликвида-ции музеев, массовым репрессиям против их работников. С начала 1930-х и до конца 1950-х гг. большинство сибирских музеев влачили жалкое существова-ние". Ныне мы наблюдаем новый подъем в развитии музейного дела в регио-не.
    Совершив краткий экскурс в историю сибирских музеев, мы легко мо-жем заметить связь многих проблем, волновавших музейных работников про-шлого с проблемами дня сегодняшнего. Нехватка помещений, крайняя ску-дость финансовых ресурсов, необходимость в ущерб научной и просветитель-ской работе искать средства для выживания, проводить коммерческие выстав-ки дурного пошиба, низкая зарплата - все это характеризует сегодняшнее бед-ственное положение "очагов культуры".
    Исторические аспекты развития российских музеев в современных усло-виях не потеряли своей значимости. Напротив, стала еще более явной их со-пряженность с современными музеологическими проблемами. Следует учесть, что хотя история создания и деятельности музеев не относится к белым обще-российской и региональной историографии, но систематическое изложение этапов развития музейного дела в России в целом и в Сибири в особенности пока не осуществлено. Очевидно, что должно пройти некоторое время, долж-ны быть аккумулированы лучшие научные силы региона, которые возьмут на себя написание "музейной истории". Пока же, на наш взгляд, еще не закон-чился период накопления фактов - отсюда и некоторая фрагментарность в ис-следовании отдельных аспектов заявленной темы исследования.


(1) Петров Ф.Н. Краеведение и социалистическое строительство // Известия Центрального бюро краеведения. - 1928. - № 1. - С. 9