ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



А. Караманов

Особенности интерпретации исторической реликвии в контексте музейной педагогики
                                                                                                            
     Подготовка специалиста по музейной педагогике предполагает исполь-зование разнообразных форм работы с учащимися во время организации учеб-но-воспитательного процесса, уделяя главное внимание её содержанию и ме-тодам. Особая роль здесь отводится интерпретации исторической реликвии, являющейся частью музейной экспозиции. Как известно, именно реликвия наиболее качественно передаёт дух той или иной эпохи, способствуя получе-нию необходимой информации, и в то же время, имея уникальную возмож-ность одновременно влиять на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы развития ребёнка. Определим цель нашего исследования - проана-лизировать особенности интерпретации музейных экспонатов для повышения эффективности процесса обучения на основе взаимодействия музея, школы и вуза. Указанная проблема частично рассматривалась в работах Е. Вансловой, Л. Масол, Б. Столярова и других исследователей, однако главным образом в контексте общего восприятия музейной экспозиции, не затрагивая специфики интерпретации её экспонатов.
     Выработка навыков интерпретации включает в себя умение объективной оценки того или иного музейного памятника в соответствии с определёнными правилами и канонами. Музейный педагог должен не просто рассказать о ре-ликвии, но и суметь вжиться в данную историческую эпоху, проанализировать её значение для повседневной истории. Поэтому каждую музейную экспози-цию фактически можно назвать программой передачи знаний, навыков, суж-дений, оценок и чувств.
     Во время учебного занятия в музее (урока, лекции, семинара и т.д.) по-вышается значимость музейного предмета - из простого экспоната он стаёт своеобразным символом той или иной эпохи, культуры и по-своему изменяет мировоззрение учащихся, стараясь воспитать в них людей, активно познаю-щих мир. В ходе музейно-педагогического диалога появляется уникальная возможность довольно точно выявить и продемонстрировать, как идёт процесс поиска и интерпретации информации о каждом музейном предмете; как влия-ют на понимание индивидуальные особенности и свойства памятника; как ор-ганизовать работу с музейным предметом с целью увеличения его эмоцио-нального воздействия, как "пережить через себя" те знания, которые он пере-даёт.
     Под таким "переживанием" мы понимаем комплекс фактов нашего соз-нания как основу эмоционального отношения к учебному предмету или мате-риалу науки. Он охватывает глубинную внутреннюю жизнь личности, куда входит не только её внешнее восприятие окружающего мира, но и эмоцио-нально выраженные чувства, направленные на предмет познания. По мнению Л. Выготского, автора культурно-исторической теории развития личности, проблема восприятия является одной из самых важных психологических про-блем, но досконально не изученной, в частности, если говорить о связи и от-ношении эмоциональных фактов с областью фантазии. Чем больше внимания мы обращаем на ощущения, тем яснее и отчётливее мы их помним, однако это неприменимо к чувству: если мы пытаемся сосредоточить внимание на нём, то "удовольствие или неудовольствие тотчас же исчезает и скрывается от нас, и мы застаём себя за наблюдением какого-нибудь безразличного ощущения или образа, которого мы совсем не хотели наблюдать" (1).
     Возможность использования предметов в музее базируется на их поли-функциональности, то есть на многообразии форм и средств осмысления и применения. Музейный предмет можно определить, как предметный результат человеческой деятельности или историческую реликвию, которые стали объ-ектом ценностного восприятия и были внесены после соответствующей науч-ной обработки в состав музейной экспозиции. Таким образом, музей формиру-ет новое отношение к предметам, активизируя их культурное значение и прак-тическую значимость для каждого музейно-педагогического занятия, увеличи-вая его эмоциональное воздействие. Следует отметить важность характеристи-ки предмета в различных аспектах (роль в деятельности человека; изготовле-ние, использование, дизайн предмета и его ценность; ассоциации, которые вы-зывает данный предмет у посетителей по отношению к прошлому и настояще-му).
     Особый эффект при применении дидактических средств музея можно достигнуть на уроках истории, литературы, географии, природоведения, когда ученики в процессе хорошо подготовленного занятия как бы пропускают через себя, переживают учебный материал, отвечающий их культурным запросам и являющийся важным для личностного развития. Проанализируем опыт работы ряда зарубежных музеев с целью выявления позитивного моментов их дея-тельности в русле музейной педагогики.
     Тематика семинаров и лекций в музее должна быть непосредственно связана с конкретными выставками, которые часто представляют только из-бранную группу экспонатов, - такой принцип работы избрали для себя со-трудники научно-образовательного отдела Окружного музея Торуни (Поль-ша). В процессе музейных занятий со школьниками и студентами педагоги учатся использовать разные методы, помогающие узнать больше информации об экспонатах, скрытых в древних образах, резьбах, рисунках или других предметах - произведениях средневековых ремесленных мастерских. Дости-жению данной цели нередко способствует детальное рассмотрение объекта и более чёткая концентрация внимания на нём. Особо ценной следует отметить интерпретацию конкретного экспоната в контексте истории искусства и исто-рии малого региона.
     Важное прикладное значение имеет участие слушателей в практических семинарских занятиях, во время которых они получают возможность подоль-ше задержаться возле музейного экспоната - исторической реликвии, создают условия для "индивидуального переживания образа" во время контакта с му-зейным предметом, стимулируя развитие самостоятельного творческого мыш-ления. Довольно часто в результате этого появляются новые музейные экспо-наты - например, на выставке графики, после её презентации, слушатели не-посредственно знакомятся с технологией подготовки рисунка, и у них появля-ется возможность самостоятельно создать от начала до конца собственный эс-киз.
     Интересно, что во время проведения данных мероприятий конечный ре-зультат не является таким важным, поскольку результаты работы не оценива-ются. Самое главное заключается в переживании самого творческого процесса. Деятельность такого рода позволяет (зачастую благодаря своей форме и месту проведения) преодолеть многим людям разнообразные психологические барь-еры и приступить к активной творческой деятельности(2).
     Подобный опыт работы является характерным для Музея бумаги и письменности в Гренбоцине возле Торуни (Польша). Здесь создана неповто-римая атмосфера: в костёле ХІІІ в. размещены не только музейные экспонаты, но и школьные парты, доска и другие предметы. В музее осуществляется озна-комление учащихся с особенностями приготовления древних манускриптов, что предусматривает выработку умений расписывать бумагу, пергамент, кожу разными техниками, овладение основными стилями письма и практический комментарий к созданной исторической миниатюре(3).
     Изучение польского опыта будет неполным без ознакомления с про-граммой "Глобальное образование через искусство", которая успешно реали-зуется в Музее замка Гуркув в Шамотулах возле Познани. Данная программа построена на основе включения в образовательный процесс элементов воспи-тания через искусство (на основе интерпретации предметов древнего искусст-ва - икон, картин, старинных памятников) и проводится путём проведения циклических занятий с детьми в музее. Занятия, ориентированные на выработ-ку артистических навыков, дополняют деятельность школы в процессе дости-жения образовательных целей, способствуют обращению учащихся к пробле-мам современного мира, обогащению их знаний про культурное, этническое и расовое многообразие.
     Среди техник и методов достижения целей обучения рассматриваемой программы следует отметить следующие:
     " изучение предметов древнего искусства, их интерпретация и соз-дание на их основе собственных произведений - рисование наскальных надпи-сей, икон, изготовление коллекций моды различных этнических групп и наро-дов и др.;
     " фотографирование, обработка и интерпретация памятников древ-ности путём "завершения образа";
     " использование методов "мозговой атаки", вживления в образ той или иной этнической группы, симуляции, дискуссии, метода проектов, роле-вой игры и т.д.;
     " создание интерпретационных текстов о предмете в форме стихов, рассказов, комиксов, писем, исторических хроник(4).
     Таким образом, данная программа по-своему способствует приближе-нию учащихся к тайнам исторического прошлого, позволяя эффективно и дей-ственно изучить историческую реликвию, вжиться в образ определённой эпо-хи, творчески подойти к пониманию значимости мирового культурного насле-дия.
     Музейно-педагогические занятия помогают осознать молодым людям, что музей - это не только место хранения предметов какого-то локального прошлого, но и центр современной культурной жизни, воспитывающий толе-рантное отношение и уважение к другим.
     Примером этому может послужить проект "Музейная педагогика", ус-пешно реализуемый в СШ № 50 г. Львова под руководством заслуженного учителя Украины И. Лаский в рамках организации так называемых педагоги-ческих марафонов. Целью данных мероприятий является осознание учениками отечественного и зарубежного культурного наследия, приобщение их к цело-стному осмыслению мира, развитие образного мышления на примере озна-комления с музейными экспонатами, творчеством выдающихся писателей, ху-дожников, композиторов, учёных(5).
     В процессе реализации проекта (в частности, во время изучения темы "Предмет и его жизнь в искусстве") ученики знакомятся с предметами стари-ны - часами, оружием, мебелью, посудой и т. д., учатся давать им характери-стику, определять принадлежность к той или иной эпохе, описывать свои соб-ственные впечатления об увиденном, подготавливая специальные проекты.
     Таким образом, ключевым моментом для интерпретации исторической реликвии должна стать качественная подготовка музейного педагога, что пре-дусматривает разработку и практическое воплощение (в рамках учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и вузах гуманитар-ного профиля) специальных музейно-педагогических программ. Данные про-граммы, охватывая зарубежный и отечественный опыт, будут способствовать качественному поиску оптимальной методики анализа музейных предметов, создадут условия для полноценного ознакомления и сопричастности с ними учащихся и студентов. Это позволит реализовать новаторские наработки по развитию визуального мышления и коммуникации, использовать оригиналь-ные методики приобщения слушателей к музейной среде, историческому и культурному наследию.


(1) Выготский Л. C. Психология искусства. - М., 1986. - С. 247.
(2) Muzeum Okr?gowe w Toruniu. Informator o dzia?alno?ci edukacyjnej Dzia?u Naukowo-O?wiatowego. - Toru?, 2004.
(3) Jaworski J. Cz?owiek z ko?ciola // Miesi?cznik Kulturalno-Informacyjny "Ilustrator". - Wydanie specjalne. - Katalog. - Gr?bocin, 2005.
(4) Rynarzewska M., Tomkowiak M., S?ugocka H., Konopacka-Izydor K. Edukacja globalna przez sztuk?. Program wsp??pracy Muzeum - Zamek G?rk?w ze szko?ami. - Szamotu?y, 2005.
(5) Ласкій І. Інтегровані уроки музики в загальноосвітній школі: Методичний посібник. - Львів, 2005.