ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



С. Ложко

Музейная педагогика: контакт с исторической реликвией
                                                                                                            
     К числу особо значимых проблем решаемых педагогикой вообще и му-зейной в частности, относится активизация различных процессов формирова-ния личности. Основой музейной коммуникации является контакт посетителей с историческими реликвиями.
     Те, кто сегодня садятся за школьную парту, будут определять и непо-средственно решать сложные социально- экономические и культурные про-блемы двадцать первого века. В связи с этим является важным взаимодействие школы и музея в формировании научного мировоззрения учащихся, в станов-лении их гражданственности, воспитании высоких нравственных норм и высо-ких эстетических вкусов.
     На Первой всероссийской конференции по делам музеев в феврале 1919г. были сформулированы принципы развития музейного дела, указано ме-сто музеев в воспитании общества. Нарком просвещения Луначарский опреде-лил их важную задачу: сделать экспонаты музея доступными народу. Вопрос ставился также о содержании деятельности музеев: помощи населению в овла-дении культурным наследием прошлого.
     В чем смысл взаимодействия музея и школы? Он состоит в том, что в музее обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, исто-рии и культуре страны и ее регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идет о моло-дежи. Ведь школьник, подросток, юноша, вступая в жизнь, более чем кто-нибудь другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений. Приобретение знаний в музее проис-ходит на основе конкретных чувственных впечатлений, наглядно-образного мышления. Знания, которые учащийся получает в музее, предстают перед ним в опредмеченной форме. Информация, которую содержит музейный предмет, включает его внешние признаки: (величина, форма, цвет, фактура), свойства и функции. Школьник воспринимает эстетические качества, познает музейное значение экспоната. При этом существенны такие признаки предмета, как связь с общественно-историческими явлениями и процессами, выдающимися событиями, мемориальный характер, принадлежность тому или иному лицу. Музей является для школьников источником новых знаний. Его привлекатель-ность обусловлена возможностью знакомства с неизвестными ранее предме-тами и явлениями. Музей служит толчком для активизации познавательных интересов. Музей выступает также источником расширения, углубления и до-полнения знаний. Специфика познавательного процесса в музее проявляется в том, что здесь знания о событиях и явлениях подкрепляются впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Не случайно, поэтому учащиеся проявляют интерес не только к тому, о чем узнают в первый раз, но и к тому, что становится подтверждением известного ранее из других источ-ников информации. Это находит отражение в распространенном высказыва-нии школьников: "Особенно интересно было увидеть то, о чем знал раньше".
     - Экскурс в историю музея.
     Происхождение и развитие музеев связано с общественными потребно-стями в собирании, сохранении, изучении объектов природы, памятников ма-териальной и духовной культуры, т.е. документальных свидетельств, необхо-димых для исследования фактов исторического развития природы и общества, а также для пропаганды научных знаний. История музеев относится к эпохе феодализма. Первой формой древнерусского собирательства было накопление в ризницах крупных монастырей, в царских дворцах, дворах феодальной знати материальных и художественных ценностей - искусно исполненных культовых и бытовых предметов из драгоценных металлов, произведений живописи, ру-кописных и старопечатных книг. Возникновение первых русских музеев отно-сится к началу XVIII в., эпохе преобразований Петра Первого. В 1714 г. осно-вана Кунсткамера, где были сосредоточены редкие, необычные образцы мине-ралов, растительного и животного мира, предметы "древности". С практиче-ской и политической потребностью связано образование в нач. XVIII в. пер-вых военных исторических собраний - коллекций редкого оружия, военного снаряжения, трофеев в Московском и Петербургском арсеналах, коллекций моделей, чертежей, снаряжения кораблей в "модель-камере". Старинные тех-нические устройства использовались при создании нового оружия и строи-тельстве флота. Возможность использования музейного собрания в целях об-разования, просвещения, идеологического воздействия рано была осознана обществом.
     - Специфика музейной среды.
     Динамике информации распространяемой СМИ учащиеся противопос-тавляют сосредоточенный, неторопливый характер знакомства с предметом в музее. "В музее обращаешь внимание на то, что в кино не заметишь". Для внимательного посетителя музей привлекателен возможностью задержаться у каждого экспоната и осматривать его "столько времени, сколько душе угод-но". Торопливость, поверхностность в восприятии изначально чужды природе музея, так как познание носит предметный характер, опирающийся на изуче-ние конкретного экспоната, реликвии. Для того чтобы школьник, посещая му-зей, был внимателен, а не пробегал по музейным залам, унося лишь поверхно-стные общие впечатления, необходимо учить его смотреть экспозицию. Осо-бенно важно научить его смотреть экспозицию в детском возрасте, иначе он может остаться "незрячим" всю жизнь. Чрезвычайно важно, что компонентом познавательного процесса в музее становятся эмоции. Школьники испытыва-ют радость познания, волнение от встречи с неизвестным, глубокие эмоцио-нальные переживания: "В музее все видишь и очень волнуешься. На солдат-ской одежде видны следы от ран", "Особенно запомнилось экспонируемое оружие, так как мы, читая книги, почти не представляем себе, что это такое. Авиабомба, огромная, черная. Представляешь, как она несла за собой гибель". Как высшую форму эмоционального переживания музейного материала мож-но рассматривать возникающее у ребят чувство сопричастности к тому, что было: "У меня осталось чувство, как будто я была во всех веках, присутство-вала, была участником". Созданию особых эмоциональных состояний способ-ствует и то, что регламентированные в музее правила поведения отличается от принятых в повседневной жизни. Познание через эмоции - наиболее эффек-тивный путь для воспитания убеждений. Приобретение знаний в музее тесно связано с усвоением определенных мировоззренческих идей, моральных цен-ностей и норм, эстетических идеалов. Повышая образованность и расширяя кругозор школьников, активизируя их интерес к прошлому и настоящему сво-ей страны, развивая их любознательность, музей решает важные воспитатель-ные задачи.
     - Установление контакта музей-учитель.
     Необходимо повышать уровень педагогических знаний музейных спе-циалистов и музееведческой подготовки учителей. Это возможно в процессе участия педагогов в обсуждении экспозиции, методик экскурсий. Это лучший способ найти оптимальное соотношение между информацией, получаемой в соответствии с учебной программой в школе и той, что предлагается при зна-комстве с музейной коллекцией. Для активизации контактов музеев со школа-ми важно готовить методические рекомендации для учителя, желающего ис-пользовать музей в учебном процессе. Они должны содержать краткие описа-ния экспозиций, варианты вопросов и заданий. Это повысит эффективность деятельности учителя при подготовке школьников к посещению музея, а также послужит закреплению учебного материала в памяти ученика. Важно также систематическое проведение в каждом музее занятий для учителя, как по про-фильной дисциплине, так и по специфике музейной работы. Организовать ба-зовые школы, где музейные специалисты совместно с преподавателями апро-бируют формы совместной работы, экспериментальные программы и затем рекомендуют их для широкого использования. Задействовать студентов педа-гогических вузов и училищ. Здесь целесообразно ввести преподавание основ музееведения, учредить учебную практику в музеях, использовать возможно-сти совместной работы музея и школы при написании дипломных и курсовых работ студентов. Воспитание музейной культуры будущего учителя поможет решить вопрос в области создания, сохранения и успешной работы школьных музеев.
     - Методы активизации массово - просветительной деятельности музея.
     Наиболее распространенными формами работы с учащимися являются: экскурсии, лекции, беседы, которые проводятся непосредственно в музейной экспозиции или с обязательным использованием музейных предметов. Осо-быми формами работы являются:
     - Встречи с интересными людьми - ветеранами войны и труда, дея-телями культуры и науки;
     - Дни и формы специального обслуживания;
     - Консультации муз. работников и занятия в фондах музея;
     - Кружки и клубы при музеях.
     Вне музеев - проведение выездных уроков, встреч, бесед, дней музея в школах, организация передвижных выставок, чтение лекций, организация кон-курсов, викторин, олимпиад.
     - Дифференцированный подход к различным возрастным категориям учащихся. Разнообразие форм и методов работы.
     - Работа с детьми.
     В деятельности музеев мира наметилась тенденция: активная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Уже в раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. У детей наиболее ярко выраже-на потребность в наглядности. В музейной работе с детьми весьма эффективен вопросо-ответный метод. Чаще всего он используется в экскурсии, ведь всякая экскурсия - это вид общения. Дети особенно предрасположены к общению. Форма диалога вносит в детскую экскурсию элемент непредсказуемости, по-этому экскурсовод, работающий с детьми должен обладать даром импровиза-ции, быть находчивым. При работе с детьми важно точно определить, что пла-нируется им показать, в каком объеме. Экскурсионное время для самых ма-леньких должно быть не более 20-25 мин., количество экспонатов не превы-шать 5-10 предметов. Время остановки у витрины - не более 1-2 мин. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, очень восприимчивы к конкретике. Они проявляют большой интерес к детальному рассмотрению предмета. Поэтому важно идти от экспоната, предмета. Особенностью детско-го восприятия является то, что дети лучше усваивают материал посредством осязания. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка является мани-пулирование с предметами. Следует вводить в экспозицию экспонаты, кото-рые дети могут взять в руки. Одним из наиболее перспективных методов явля-ется игра. Это наиболее активная форма познания в этом возрасте. Именно в игре дети лучше сосредоточены и больше запоминают, у них развивается спо-собность мысленного манипулирования предметами, пробуждается творческое начало, развивается воображение.
     Целесообразно, чтобы в конце пребывания в музее у детей спросили, что им особенно понравилось, какие слова и названия они запомнили. Своеобраз-ной формой закрепления и осмысления материала является рисунок самый естественный для ребенка способ фиксации окружающего, своего представле-ния о мире.
     Работа музея с подростками и молодежью.
     В настоящее время наиболее активно музей работает с подростками и молодежью. По отношению к этим категориям наиболее полно осуществляют-ся основные направления и формы музейного воздействия. Основной формой работы является экскурсия. Ее наглядность и предметность удовлетворяют по-требность школьника в получении знаний. Свойственная экскурсии динамич-ность, перемещение во времени и пространстве способствует активному ус-воению информации. Содержание музейного собрания позволяет проводить для школьников различные типы экскурсий. Выделяются два основных типа: учебная и общеобразовательная.
     Учебная экскурсия - ее главный отличительный признак - тесная связь с учебной школьной программой, которая определяет тему экскурсии, ее содер-жание, отбор объектов показа, приемы показа, методику проведения.
     Общеобразовательная - решает самостоятельные просветительные и воспитательные задачи.
     Важное значение в работе со школьниками имеют подготовительная стадия и закрепление материала.
     Таким образом, в контексте развития музейного дела в современной Ук-раине особую актуальность приобретает вопрос углубления взаимодействия музея и образовательных учреждений.