ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



З. Шинчук

Сотворчество: музей и дети
                                                                                                            
    
    Миллионы людей ежегодно посещают музеи. В стремительно меняю-щемся мире музеям отведена особая роль - сохранения и развития лучших достижений человечества. В современной ситуации постоянной конфронтации и психологического напряжения, они призваны вести за собой общество, со-храняя и приумножая в союзе с системой государственной власти и образова-ния его культурный потенциал.
    Обзорная экскурсия первый шаг в познании музея как сложной много-профильной структуры. И особенно важно, чтобы он стал удачным. Иначе за-служенно высмеянный монотонный монолог музейного экскурсовода станет непреодолимой стеной непонимания, гасящей естественное желание человека войти в увлекательный мир живой истории. Равнодушное отношение к ма-ленькому посетителю опасно вдвойне. Оно лишает его веры в собственные возможности. Ребенок унесет в душе горечь очередного разочарования, а му-зей останется в его памяти местом строгих правил и запретов.
    Знакомство посетителей с экспозицией Одесского муниципального му-зея личных коллекций им. А. В. Блещунова, как и других музеев начинается с рассказа опытного научного сотрудника. Но, как правило, для такого необыч-ного собрания, включающего предметы быта разных времен и народов, этого бывает недостаточно. Если для общения с произведениями живописи и графи-ки хватает визуального восприятия, то объемные предметы "провоцируют" зрителя к получению тактильных ощущений. Важнейшая составляющая лю-бой экскурсии по музею личных коллекций - непосредственный контакт с экспонатом, к которому можно прикоснуться рукой. Будь-то каминный сундук для хранения дров в зале "Западная Европа", крышку которого можно при-поднять, или жесткая на ощупь поверхность туркменского ковра из зала "Му-сульманский Восток".
    Безусловно, бесценные экспонаты нужно оберегать от неосторожных действий людей. Но бережное отношение к ним должно быть воспитанным и осознанным. Любая реликвия обладает не только исторической и материаль-ной ценностью, она хранит тепло рук ее создателя, его мысли и чувства. Учи-тывая эти важнейшие компоненты в занятиях с детьми, мы можем сделать предмет одушевленным в сознании маленького человека. А его фантазия и во-ображение всегда в этом помогут. Такое общение с историей ребенок воспри-нимает как бесценный дар, как доверие и ответственность.
    Мы наблюдаем ежедневно как после нескольких минут увлекательного рассказа экскурсовода, посетители совершают чудесное открытие, оказывает-ся, что в небольших музейных залах-комнатах дома с почти 200-летней исто-рией на улице Польской, 19, можно увидеть весь мир.
    ММЛК им. А. В. Блещунова обладает уникальной по тематическому разнообразию экспозицией и имеет практически неисчерпаемые возможности в области музейной педагогики. Научные сотрудники постоянно работают над созданием экскурсий разной тематики для всех возрастных категорий. Как правило, рассказ дополняется непосредственным общением с предметами из вспомогательного фонда музея. Так, например, во время занятия для учащихся общеобразовательных и специализированных школ о моде и правилах этикета 1-й пол. XIX в. "Я поехала на бал" можно подержать в руках и рассмотреть женские и мужские аксессуары эпохи романтизма. Среди них веер из перьев страуса, бисерный кошелек, гусарские эполеты, лайковые перчатки и т. д.
    Уютная атмосфера небольших музейных залов особенно хорошо подхо-дит для семейных посещений. Несколько лет назад появилась идея создания образовательного центра на основе семьи. В октябре 2002 г. в музейно-образовательном центре Дома Блещунова начались занятия. Опыт первого учебного года убедил нас в правильности такого подхода. Сейчас центр посто-янно посещают 30 учащихся в возрасте от 4 до 16 лет, из разных социальных слоев общества. Среди них есть дети из неполных и многодетных семей, а так же сироты, имеющие опекунов. Центром предусмотрена программа поддерж-ки учащихся из социально-незащищенных слоев общества. Такие дети и под-ростки бесплатно посещают любые занятия в музее и обеспечиваются расход-ными материалами для художественного творчества. Поддержку оказывает БФ "Музеум", а так же различные общественные и бизнес организации.
    Учащиеся Центра разделены на небольшие возрастные группы, что дает возможность уделить внимание каждому ребенку и выбрать максимально по-нятную форму подачи материала. В Центре регулярно пополняется видеотека учебных фильмов, формируется библиотека специализированной и художест-венной литературы. Занятия в экспозиции музея и просмотр видеофильмов проходят при участии родителей. Это является одной из важнейших состав-ляющих в последующем общении детей и взрослых.
    Музей предоставляет уникальную возможность сочетать наглядное изу-чение истории мировой культуры с постижением основ изобразительного ис-кусства и ремесел. Так, например, знакомясь с одним из жанров живописи, учащиеся в течение нескольких занятий слушают рассказ научного сотрудни-ка, смотрят учебный видеофильм, изучают экспонаты, соответствующие дан-ной теме, и создают собственное художественное произведение.
    В подготовке специализированных тем по истории искусств участвует весь коллектив научных сотрудников, а уроки изобразительного искусства проводят научные сотрудники, имеющие профессиональное художественно-педагогическое образование.
    В течение трех лет в музейно-образовательном центре ММЛК для детей и взрослых регулярно проводятся праздники: "Праздник начала учебного го-да", "Новогодний карнавал", "Масленица". Для каждого из них создается ори-гинальный сценарий, и закупаются необходимые вспомогательные материалы. Участники только в процессе праздника знакомятся с творческими заданиями и становятся соавторами в их исполнении. Так, например, на одном из ново-годних праздников, разделенные методом жеребьевки на четыре группы дети и взрослые придумали сценарии мини-спектаклей, создали костюмы персона-жей и стали участниками конкурса театральных постановок. Как, правило, ге-роями придуманных на музейных праздниках историй бывают общеизвестные сказочные персонажи и предметы из музейного собрания. Таким образом, экс-понат становится полноправным членом творческой группы участников.
    Важным событием в жизни образовательного центра стали выставки ра-бот учащихся, традиционно проходящие в конце учебного года. На выставке "Как прекрасен этот мир" (июнь - июль 2005 г.) были представлены 130 работ 25 детей.
    В 2005-2006 учебном году в образовательном центре начал работать клуб юных экскурсоводов. Дети и подростки сами выбирают темы своих бу-дущих экскурсий, собирают необходимую информацию и приходят на кон-сультации к научным сотрудникам музея. У каждого ребенка в коллекции ММЛК им. А. В. Блещунова есть свои фавориты, о которых ему хочется больше узнать. В такой познавательной игре мы воспитываем сегодня посети-теля, а возможно и музейщика завтрашнего дня. Тех, кому мы доверим то, что храним, изучаем и любим.
    В завершении, хочу подчеркнуть, что работа Центра не ограничивается занятиями школы. В ММЛК им. А. В. Блещунова проводятся круглые столы и мастер-классы по вопросам музейной педагогики, арт-тренинги, инициируют-ся конкурсы детского творчества (общегородской конкурс "В мире Андерсе-на" сентябрь-декабрь 2005 г.) - все то, что является неотъемлемой частью ра-боты современного музея, как центра интеллектуального и духовного обще-ния.