ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



Р. Атанасова

Суворовская тема в коллекции изобразительного искусства Измаильского исторического музея А.В. Суворова
                                                                                                            
     В собрании Измаильского исторического музея А.В. Суворова хранится коллекция картин, скульптуры и графики, посвященная суворовской теме.
     В нынешнем году музей отметит 60-летие со дня основания. Первая по-пытка создания музея была предпринята в марте 1916 г. Однако лишь 15 июня 1946 г. решением № 364 было положено начало создания Областного Истори-ческого музея им. А.В.Суворова. 7 ноября 1947 г. в городе Измаиле был от-крыт музей им. А.В.Суворова.
     Первым директором был назначен Семён Яковлевич Задорожный (1946- 1962 гг.) Благодаря его усилиям помощь в комплектации фондов оказали Эр-митаж, Ленинградские артиллерийский музей и музей А.В. Суворова, музеи Киева, Одессы и другие.
     Прежде чем начать знакомство с нашей коллекцией, хотелось бы под-черкнуть, что многочисленные изображения А.В. Суворова часто отличаются друг от друга не только манерой исполнения и художественной трактовкой, но и разнообразием его типажей.
     Один из первых исследователей суворовской иконографии А.А. Василь-чиков отмечал несхожесть изображений Суворова: "… на одном мы видим его худощавым и маленького роста, на другом дородным и одутловатым, на треть-ем курносым, на четвертом с орлиным носом и так далее до бесконечно-сти…"(1).
     Знаток суворовской иконографии Д.А. Ровинский указывал: "… чрезвы-чайно подвижное лицо изменялось беспрестанно, и он являлся то ласковым и любящим, то раздраженным и грозным, то спокойным и серьёзным и все эти Суворовы не были похожи друг на друга, а представляли совершенно особые, своеобразные типы и характеры" (2).
     В данном выступлении хотелось бы остановиться более подробно на трёх самых известных изображениях Суворова, потому что многие авторы об-ращались к ним, работая над своими произведениями.
     Исключительное место в суворовской иконографии принадлежит пасте-ли на пергаменте, выполненной саксонским художником Иоганном Генрихом Шмидтом в январе 1800 г. в Праге, после возвращения Суворова из легендар-ного Швейцарского похода. Это последний прижизненный портрет Суворова. Именно этот портрет лег в основу написанных более поздних изображений Суворова. Однако Шмидт допустил неточность - те из орденских лент, кото-рые носились только через правое плечо, на портрете оказались надетыми на левое плечо, а именно: Андреевская и Аннинская.
     Изображен Суворов в белом австрийском мундире с обнаженной голо-вой, с задорным хохолком. Глаза смотрят остро и внимательно, асимметрич-ные складки у рта со слегка выдвинутой нижней губой усиливает впечатление подвижности лица, и заставляет зрителя предчувствовать насмешливую улыб-ку, еще таящуюся внутри, но вот-вот готовую заиграть на устах старого пол-ководца. Художнику удалось выразить одну из характерных - необычайную для его лет юношескую легкость, духовную и физическую подвижность. Шмидт показал обаяние Суворова-человека. Суворова-собеседника, но не рас-крыл его как полководца.
     В книгу Н.А. Полевого "История Суворова" помещен рисунок Т.Г. Шев-ченко, на котором изображен Суворов, позирующий Шмидту. Сам же Алек-сандр Васильевич сказал о себе художнику следующее: "…Ваша кисть изо-бразит черты лица моего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт. Я должен сказать Вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю ближнего, в жизнь мою никого не сделал несчастным, не подписал ни единого смертного приговора, не раздавил моей рукой ни одного насекомого, бывал мал, бывал велик." (3).
     В нашей коллекции есть литография с портрета Шмидта, написанная ху-дожником Шабуниным в 1900 г. Она была передана Ленинградским артилле-рийским музеем в 1946 г.
     В 1812 г. широкую известность получил портрет, гравированный А.Флоровым. Многие из лиц, знавших Суворова, находили его очень похо-жим. Флоров увеличил глаза, сделал улыбку более открытой, энергичной и за-дорной.
     Но самым популярным оказалось изображение А.В. Суворова гравером Н.И.Уткиным (1780 - 1863 гг.), выполненный в 1818 г. Он работал над ним три года. Это акварельная копия с портрета Шмидта, но Уткин "переодел" Суво-рова в русский мундир и правильно расположил на его груди орденские ленты и ордена. Уткин сильно увеличил глаза, улыбку сделал более открытой, энер-гичной. Удлинил нос, лицо, сделал более высоким лоб, приподнял прищурен-ные брови, изменил очертания губ и складок у рта. Эту гравюру нам передал в 1990 г. ленинградский коллекционер Александр Васильевич Русских - это ко-пия неизвестного художника ХІХ в. В 1845 г. Т.Г. Шевченко, рисуя пером портрет Суворова для английского гравера И.Робинзона, опять же взял за ос-нову портрет Шмидта. Эта гравюра также передана вышеуказанным коллек-ционером нашему музею.
     Несколько литографий ленинградского коллекционера Воробьёва, пере-данных его сестрой в 1967 г., хранятся в нашем музее. Они раскрывают образ Суворова в динамике, среди воинов, на поле боя:
     - "Суворов обучает своих солдат" (с акварели 1909 г.). Художник К.В.Лебедев. Литография;
     - "Анекдот Суворова". Литография;
     - "Князь Италийский, граф А.В. Суворов-Рымникский". Литография.
     Особое место в коллекции изобразительного искусства принадлежит картинам. Хотелось бы начать с картины "Портрет А.В. Суворова". Это копия неизвестного художника ХІХ в. с картины Карла Штейбена (1815 г.). А.В. Су-воров представлен в рост. Особый интерес представляет лицо. Поворот голо-вы, прическа, улыбка опять восходят к шмидтовскому портрету. Но некоторые детали свидетельствуют о том, что при работе над портретом художник обра-щался и к флоровской гравюре, так как А.В. Суворов изображен не в австрий-ском, а в русском мундире. Этот портрет передал нам Ленинградский артилле-рийский музей в 1946 г.
     В этом же году академик Б.Б. Соколов-Скаля передал нашему музею портрет А.В. Суворова. Художник изобразил полководца чопорным, и как бы, позирующим на фоне богатого интерьера. Это парадный портрет А.В. Суворо-ва.
     В музее хранятся работы и украинских художников. Это портрет Суво-рова, выполненный в Киевском художественном фонде УССР в 1947 г. худож-ником Ю.Х. Садиленко. Портрет передан музею Министерством культуры УССР в том же году. Изображая лицо полководца, художник также обратился к шмидтовской пастели, творчески её переработал.
     Украинский художник - одессит Аркадий Викторович Русин, член Сою-за художников СССР в 1977 г., передал музею эскиз к картине "Суворов в Из-маиле" и 8 этюдов, выполненных в 1952 г. Суворов изображен в парадном мундире, на белом коне, в динамике. Кстати, в начале мая мы открываем пер-сональную выставку А.В.Русина.
     Визитной карточкой нашего города является диорама "Штурм крепости Измаил русскими солдатами и украинскими казаками 22 декабря 1790 г.", па-мятник национального значения. Благодаря личному вкладу и усилиям одного из самых деятельных директоров музея Владимира Кирилловича Чигирина (1962 - 1982) диорама была открыта 9 мая 1973 г.
     Одним из уникальных экспонатов является художественное полотно диорамы. Его авторы - народные художники России из Московской студии им. М.Б. Грекова Е.И. Данилевский и В.М. Сибирский. На полотне размером 20 х 8 м изображен решающий момент штурма. Художники показали А.В. Су-ворова на втором плане. Главные действующие лица - солдаты - суворовские чудо-богатыри.
     Музей располагает коллекцией скульптурных произведений, три из ко-торых переданы Музеем Западного и Восточного искусства г. Одессы.
     Скульптурный бюст А.В. Суворова работы французского скульптора Луи Мари Гишара - наиболее ранний из посмертных изображений полковод-ца. Общий иконографический тип А.В. Суворова на этом бюсте тоже шмид-товский, но со значительным отклонением от оригинала, как в характере улыбки, так и в мундире и в расположении орденов. А.В. Суворов изображен в русском мундире с андреевской лентой поверх него, с портретом Павла, кото-рых нет на шмидтовской пастели, и только с одним крестом - аннинским. Бюст производит впечатление большого изящества, приятен по пропорциям, но в нем мало национальных черт. А.В. Суворов, русский полководец, - вы-глядит на бюсте французским маркизом.
     Оригинальная статуэтка "А.В. Суворов", выполненная скульптором П.А.Самоновым в 1899 г., с автографом скульптора. Лицо полководца изобра-жено, как и прежние работы, со шмидтовской пастели.
     И, наконец, третья скульптура - авторская модель памятника А.В. Суво-рова скульптора Б.В. Эдуардса. Это первый конный памятник полководца, от-крытый в 1913 г. на р. Рымник. Эдуардс изобразил А.В. Суворова в тот мо-мент, когда он обращался с пламенной речью к русским воинам. Живое под-вижное лицо полно обаяния и поражает передачей чувств полководца: восхи-щения и благодарности русским воинам, одержавшим победу. В 1914 г. па-мятник был перевезен в Одессу. 26 августа 1945 г. в годовщину освобождения Измаила от немецко-фашистских захватчиков памятник был установлен в на-шем городе.
     Наиболее достоверным и выразительным скульптурным портретом яв-ляется работа В.И. Демута-Малиновского (1779-1846). Скульптор создал чрез-вычайно удачный портрет полководца: очень выразительный и невольно убе-ждающий в похожести. Автор в пластике переработал художественный тип, созданный И.Г. Шмидтом. Слегка повернув голову, оживив лицо улыбкой, изобразив его в рубашке, создал очень живой и убедительный, в то же время простой и красивый по форме образ. У нас хранится копия, выполненная Ле-нинградским высшим художественным промышленным училищем им. В.И. Мухиной в 1965 г.
     В нашей коллекции находится и фарфоровая скульптура "Суворов на коне". Автор создал живой, выразительный портрет полководца. Она выпол-нена на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В.Ломоносова В.Т.Боголюбовым и передана музею в 1955 г. Измаильским Домом офицеров.
     Это небольшая, наиболее интересная часть нашей коллекции, посвящен-ная суворовской теме. Все эти произведения всесторонне раскрывают образ Суворова как воина, полководца и человека.


(1) Меерович Г.И. А.В.Суворов. - М., 1986. - С. 208.
(2) Там же.
(3) Полевой Н.А. История Суворова. - СПб. - 1843. - С. 304-306.

Литература:

1. Стремоухов М.Б., Симанский П.Н. Жизнь Суворова в художественных изображениях. - М., 1900.
2. Помарнацкий А.В. Портреты А.В.Суворова. - Л., 1963.