ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



Т. Енина

Значение исторических изысканий в проекте воссоздания портовой часовни Святого Николая Чудотворца в г. Измаиле Одесской области
                                                                                                            
    Значение исторических изысканий в проекте воссоздания портовой часовни Святого Николая Чудотворца в г. Измаиле Одесской области
    Исторические здания города являются ресурсом для человека - это не только потребность в общественном признании, уважении, публичной оценке не только профессиональных достижений, но и социальных деяний. Что же здесь город? Именно город зачастую теряет свои исторические объекты по объективным и субъективным причинам.
    Сегодня можно задаться вопросом, что можно привнести историей из Прошлого в Будущее.
    Современный процесс возрождения в национально-культурном русле объектов православия способны повлиять на духовное состояние нации, чело-века, среды его обитания.
    Действительно, православно-христианская традиция, несущая особое мировосприятие, обладает уникальным элементом организации среды, бытия, духовности и культуры. Способ обустройства среды сможет быть полезным в воссоздании архитектурно-исторических объектов, способных возродить куль-турные ценности народа.
    Православная художественная культура за 1000-летний период накопила в своем арсенале удивительное многообразие форм, оставаясь канонически традиционной, развиваясь на принципах преемственности. Она должна отра-жать не только дух времени, а вечные истины христианства. Однако, на языке своей эпохи Измаил Одесской области может видеть свое будущее в том, что со временем он станет одним из центров туризма на Дунае, т.к. объектов ту-ризма здесь предостаточно, в том числе великолепных православных храмов.
    Одним из таких объектов сможет стать воссозданная часовня Святого Николая Чудотворца. История создания часовни относится к началу ХІХ в. и активному освоению Придунавья.
    Историческая справка: Император Николай І, решившись на войну с Турцией, принял личное участие в предстоящих на Дунае военных действиях. Выехал император из Петербурга в 1828 г. и прибыл в Измаил-Тучков 19 мая того же года. Генерал Тучков представил императору атамана Задунайской Сечи О.М. Гладкого вместе с куренными атаманами, которые просили проще-ния и помилования. К ногам государя атаман Гладков поверг свой бунчук, грамоты, регалии, пожалованные турецкими султанами, а также свою саблю и шапку. Николай І, приняв регалии и грамоты, возвратил Гладкому саблю и шапку со словами прощения: "Бог вас простит, отчизна прощает и я прощаю", - пожаловал ему золотую медаль на Андреевской ленте с надписью "За усер-дие". Затем император встретился с отрядом Запорожцев, выстроенных в Из-маильском порту, где в последствии будет возведена часовня Святого Николая Чудотворца. Уже в 1851 г. на добровольные пожертвования Измаильской по-граничной стражи, под руководством полковника Маркова построена часовня.
    История края тесно переплетается с историей существования часовни. Первоначально часовня была небольшой, квадратной в плане (4.5 м х 4.6 м.), о чем свидетельствуют архивные документы.
    С 1856 по 1884 гг. город Измаил переходит под власть турок. Имущество часовни растеряно, но икона Святого Николая, большая, в серебряно-вызолоченной ризе, была передана на хранение в Вознесенский собор в Ак-кермане. В этот протяженный период за часовней присматривал болгарский подданный Христофор Иванов, который в 1884 г. был награжден серебряной медалью "За усердие". За этот период часовня сильно обветшала и требовала капитального ремонта. Проект реставрации составил городовой архитектор Семечкин, а строительство осуществил бывший управляющий Измаильской таможней Вогак при участии городского головы Ф.П. Тульчианова.
    Часовня была перестроена в 1884 г. Сохранившаяся часть была перекры-та восьмигранным шатром с золоченой маковкой и крестом, а пристроенная входная часть (3.5 м) была перекрыта тремя куполами с крестами. Вокруг ча-совни устроен цветник и садик с фонтаном.
    Позднее были предложения о перестройке часовни в церковь-школу, но эта идея не осуществилась. Из архивных материалов имеются сведения о том, что в 1934 г. по протоколу группа военачальников румынской армии указыва-ет, что часовня в порту Измаила, принадлежавшая Русской армии, теперь при-надлежит румынской.
    Здание часовни находится в хорошем состоянии, но необходимо провес-ти небольшой ремонт. Составленный протокол необходим для финансирова-ния ремонтных работ.
    Прошли годы, десятилетия, территория Бессарабии вновь вошла в состав Советского Союза. За время войны часовня сильно обветшала, в 1954 г. реше-нием горисполкома "О сносе часовенки у причала" … "Ввиду того, что нахо-дящаяся на территории порта у причала часовенка не используется в религи-озных целях, разваливается и не пригодна для каких бы то ни было целей … разобрать полуразрушенное здание часовенки".
    Так прекратила существование одна из святынь Придунавья - часовня в Измаильском порту во имя Святого Николая Чудотворца - памятника воинам отечества, духовной жизни города, ее архитектурно-художественным качест-вам.
    Материальный объект исчез, но память человеческая сохранилась. Руко-водство Измаильского торгового порта принимает решение о воссоздании ут-раченного исторического, духовного, архитектурного памятника. Уровнем го-родской среды естественным образом становится часовня, историография ко-торой явилась основным материалом для создания проекта в современных ус-ловиях застройки морского порта.
    Однако ситуация исторического места такова, что воссоздавать часовню на прежнем месте невозможно. Утрачены пространственно-визуальные связи с окружающей средой. Развитее порта, его инфраструктуры не дает возмож-ность это осуществить.
    В существующей ситуации градостроительный анализ территории по-зволил выбрать небольшую площадку на берегу Дуная, ниже по течению от прежнего места, для того, чтобы была возможность восприятия часовни с большого расстояния и последовательного ее раскрытия по мере движения вдоль берега.
    Набережная Дуная - территория со специфическим характером природ-ного ландшафта, застройкой, формирующей морской фасад города. Создание ансамбля морского вокзала можно отнести к числу основных факторов, соз-дающих индивидуальность данной территории, ее особенностью визуального восприятия вместе с часовней, расположенной на набережной, с характерным объемно-планировочным и архитектурно-художественным решением.
    Основанием для принятия проектного решения послужили научные изы-скания объекта с точки зрения архитектурно-художественной ценности и культурно-исторической (по архивным материалам). Исследуя историко-библиографические материалы, было принято решение создать в современных условиях культовый объект, несущий в себе историко-мемориальную, архи-тектурно-художественную и градостроительную ценность для города Измаила.
    Современный процесс национально-культурного возрождения вскрывает ряд проблем, духовных, культурологических и архитектурных, рассмотрение которых в контексте заставляет внимательно взглянуть на процесс проектиро-вания при воссоздании часовни. Поиск путей развития проекта воссоздаваемой часовни боле желателен для Будущего, чем для Прошлого, городской среды.
    Выводы и предложения позволяют системно, многомерно и полифунк-ционально решить проблему воссоздания портовой часовни в Измаиле.
    1. Результаты историко-архивных и библиографических исследова-ний положены в основу проектной концепции воссоздания часовни.
    2. Анализ существующей градостроительной ситуации положен в ос-нову принятия часовни как визуального ориентира и в связи с этим преду-сматривается подиум, на котором размещается часовня.
    3. Образ часовни согласно православно-христианскому учению дол-жен соответствовать канонам православия.
    4. В проекте предусмотрено устройство в средней башенке неболь-шой звонницы.
    Способ обустройства среды сможет быть полезным в воссоздании архи-тектурно-исторических объектов, способных возродить культурные ценности народа в регионе.



Литература.

1. Кишиневские епархиальные ведомости. -1908. - № 31, 32. - С. 1151- 1157.
2. Измаильский филиал государственного архива Одесской области (ИФГАОО). - Ф. 6. - Д. 300. - Л. 8.7.
3. Открытка: Измаильская таможня. Х1Х в.
4. Фотография нач. ХХ в. Вид часовни.