ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 4)



В. Солодова

Музей "Героическая оборона Одессы"
                                                                                                            
    История создания военных музеев начинается с 1709 г., когда в указом Петра I была создана в Петербурге Модель-камера, а по сути Морской музей, который отражал историю развития Военно-морского флота Российской империи. В начале XX в. насчитывалось уже около 300 военных музеев. Они являлись "источником достойного воспитания всех чинов воинских частей в духе беззаветной преданности престолу и родине" (1).
    В 1920-1930-х гг. существовали полковые и дивизионные музеи. Одним из первых дивизионных музеев был музей в 51-й Перекопской дивизии в Одессе. С 1921 до 1937 г. Военно-исторический музей существовал в Одесском доме Красной армии.
    Идеологическая нагрузка с началом Второй мировой войны, которую несли подобные музеи, изменила лишь свое содержание и формы, но все сводилось к военно-патриотическому воспитанию, повседневной бдительности, активного участия в борьбе с врагом. Деятельность музеев тесно связывалась с боевыми задачами, выполнявшимися воинами Красной армии и всем народом на том или ином этапе войны.
    На территориях, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов, возникали музеи, назначением которых было увековечивание подвигов советских патриотов на фронтах Второй мировой войны и на землях, еще недавно занятых врагом. В октябре 1943 г. в Краснодоне был создан музей "Молодой гвардии". В 1944 г. в Киеве готовились открыть Музей партизанского движения, но организовали Республиканскую художественно-документальную выставку "Партизаны Украины". Тогда же, в освобожденном Минске стал создаваться Республиканский музей истории борьбы белорусского народа с фашистскими захватчиками(2). В 1945 г. в Москве, ЦПКиО, была открыта выставка трофеев советских войск в Великой Отечественной войне(3). В мае 1945 г. на Сапун-горе в Севастополе открылся музей, посвященный битве за Крым войск 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии, а также кораблей и частей Черноморского флота. Но самым значительным событием в истории строительства музеев в годы войны было создание Музея обороны Ленинграда, на основе одноименной выставки(4) .
    Выставку "Героическая оборона Ленинграда" создавали четыре месяца при помощи промышленных предприятий, общественных организаций, научных учреждений и воинских частей, постоянном внимании и поддержке со стороны Военного Совета фронта и городского комитета партии. Поэтому вполне закономерно, что через полтора месяца после освобождения Одессы от немецко-румынских оккупантов, 24 мая 1944 г. в Одесском горкоме партии состоялось совещание по вопросу организации выставки к "3-й годовщине героической обороны Одессы" (5). За ее образец была взята Ленинградская выставка.
    Создание выставки "Героическая оборона Одессы", затянулось на несколько лет, несмотря на имеющееся решение ЦК КП(б)У и решения Одесского обкома партии. Одним из главных вопросов сначала был выбор места расположения будущей выставки. Предлагался парк Шевченко(6). Считали, что там достаточно площади для размещения "пушек с самолетами и других тяжелых видов вооружения". Причем партийных устроителей не смущало, что предлагаемые объекты уже имели свою ведомственную принадлежность. Представители Одесского обкома и горкома партии считали здание Филармонии самым подходящим для будущей музейной экспозиции Единственным неудобством было отсутствие площадки для экспонирования трофейного оружия и образцов вооружения Красной армии на период обороны Одессы. Устройство выставки предполагалось в здании Историко-археологического музея, Картинной галереи (Короленко, 5), во Дворце пионеров на Приморском бульваре и в здании Обкома комсомола (Халтурина, 4) (7). Общим у этих предложений было только одно - центр города.
    Пока на партийных совещаниях разного уровня определялись с выбором здания под выставку, согласно решения Одесского обкома КП(б)У в конце июня1944 г. в Москву и Ленинград для ознакомления с выставочной деятельностью были направлены профессор, преподаватель живописи Одесского художественного училища Л. Мучник, корреспондент газеты "Большевистское знамя" П. Мельниченко и капитан Одесской военно-морской базы Черноморского флота Маликов(8). В Москве они осмотрели выставку трофейного оружия, а в Ленинграде изучили вопросы организации, структуры, построения выставочной экспозиции "Героическая оборона Ленинграда".
    Почерпнутый опыт создания военно-исторических экспозиций в столичных музеях профессору живописи Л. Мучнику пригодился при написании им тематико-экспозиционного плана выставки-музея "Героическая оборона Одессы". При сравнении двух тематико-экспозиционных планов Одессы и Ленинграда оказалось много общего, особенно в структурных разделах выставок(9). Например, первый раздел Ленинградской выставки назывался "Ленинград - крупнейший политический, промышленный и культурный центр нашей страны", в Одесской выставке первый раздел предлагалось назвать "Одесса - важнейший хозяйственно-политический центр Украины"; второй раздел соответственно - "Ленинград в первые дни Великой Отечественной войны", а в одесском варианте - "Первые дни Великой Отечественной войны". Перекликались между собой пятый раздел Ленинградской выставки и третий раздел Одесской: "Борьба за Ленинград на ближних подступах к городу" и "Бои на ближних подступах". На Ленинградской выставке был зал трофеев, Л. Мучник в своем тематико-экспозиционном плане также предложил создать подраздел "Боевых реликвий врага". Довольно полно в Ленинградской экспозиции были представлены произведения живописи, графики, скульптура, фотографии. Они создавали мощный зрительный ряд и усиливали восприятие экспозиционного замысла.
    Это все было учтено Л. Мучником при создании тематико-экспозиционного плана выставки-музея "Героическая оборона Одессы". Идея и структура Ленинградской выставки была взята за основу и перенесена на Одесскую землю. Но тематико-экспозиционный план создавался не абстрактно, а под конкретные музейные площади. Для музея "Героической обороны Одессы" было отведено одно из лучших зданий города - бывший Воронцовский дворец(10), который еще совсем недавно принадлежал пионерам и школьникам города. Но для того, чтобы открыть музейную экспозицию, необходимо было сначала капитально отремонтировать само здание.
    В госархиве Одесской области сохранились протоколы совещаний при исполкоме Одесского горсовета за август 1944 г., связанные с восстановлением здания бывшего Воронцовского дворца(11). Из них следует, что строительно-монтажные управления города взяли на себя ремонт конструкций чердачных перекрытий, железной кровли, балюстрады; Одесская военно-морская база Черноморского флота должна была провести внутренние штукатурные работы; Управление восстановительных работ железной дороги обязалось провести остекление оконных переплетов и дверей здания; Одесский энергокомбинат отвечал за проверку электроосветительной сети. Был назначен главный архитектор по восстановлению Дворца инженер Мирошниченко. Директором музея утвердили Г. Катышева(12), заместителем директора по художественной части назначили профессора живописи Л. Мучника. Должность заместителя директора по научной работе в штатном расписании отсутствовала. Это свидетельствует или о высочайшем авторитете профессора для партийной и культурной общественности города или о незнании азов музейного дела, когда на организационной стадии крайне необходимо проводить сбор экспонатов на научной основе для построения будущей экспозиции. Не был предусмотрен и главный хранитель фондов(13). Помимо директора музея и его заместителя по художественной части при организации музея работали четыре заведующих отделами и трое научных сотрудников. Это было штатное расписание, принятое Облисполкомом в декабре 1944 г., но еще не утвержденное Совнаркомом УССР. Из-за того, что не был определен статус музея, возникало много сложностей и проблем. Например, затягивалось освобождение здания бывших дворцовых конюшен, занятых авторемонтными мастерскими Управления тыла. А именно там предполагалось размещение трофейной техники. Но самой неразрешимой оставалась проблема, связанная с ремонтом здания.
     Организации и предприятия, между которыми были распределены ремонтно-строительные работы по восстановлению здания, просто не выполняли возложенных на них обязательств. Одесская железная дорога отказалась заниматься остеклением всего дворца, ремонтом оконных переплетов и дверей(14). От выполнения своих обязательств вскоре отказались Одесская военно-морская база и Главморстрой, который начал восстанавливать в музее с 1944 г. балюстраду. Несмотря на принимаемые меры со стороны Облисполкома, Горкома партии, Горсовета и, естественно, администрации музея, заставить ремонтные организации довести работы до конца положительных результатов не давали(15). Уникальные росписи плафонов и лепнина приходили в негодность и разрушались под воздействием дождей, туманов, близости морской воды и температурных перепадов еще в течение года.
     Ситуация изменилась с выходом Постановления Совета Народных Комиссаров УССР и ЦК КП(б)У "Об организации музея "Оборона Одессы" 22 августа 1945 г. (16). Облисполкому разрешалось организовать музей за счет областного бюджета, а Комитету по делам культпросветучреждений при СНК УССР вменялось в обязанность разработать и утвердить штатное расписание для музея, а также оказать помощь по укомплектованию музея квалифицированными кадрами.
     После этого, штатное расписание было пересмотрено(17), введены новые должности, такие как заместитель директора по научной части, главный художник и художник-оформитель, хранитель фондов, экскурсоводы, библиотекарь, фотограф и технический персонал. Всего 28 штатных единиц, вместо 19, как планировалось ранее. Обком партии определил сроки завершения первоочередных работ по ремонту дворца, они должны были завершиться до 20 ноября 1945 г. Открытие музея планировалось приурочить к пятой годовщине обороны города Одессы - к августу 1946 г. (18).
     Тогда в 1944 г., когда впервые возникла мысль о создании музея "Героическая оборона Одессы" одновременно с поиском здания, осмотром подобных выставок в других городах Советского Союза, созданием тематико-экспозиционного плана занимались и сбором материалов для будущей экспозиции. Одесский обком и Горком КП(б)У, Областной и Городской Советы депутатов трудящихся, командование Северо-западного укрепленного района Черного моря и Одесского военного округа обратились с призывом к населению города, участникам обороны Одессы, ко всем предприятиям и учреждениям принять самое активное участие в организации музея-выставки. В обращении было указано, что "документы, фотографии, воспоминания, реликвии, связанные с героической обороной и периодом румыно-немецкой оккупации города будут ценным вкладом в создание музея. Город-Герой должен иметь достойный своего имени памятник" (19).
     42 предприятия приняли участие в создании будущей музейной экспозиции. Среди них были и Одесский порт, Трамвайный трест, и заводы им. Марти, Январского восстания, Октябрьской революции и др. Работа по сбору экспонатов была распределена по таким темам, как "Заводы и фабрики", "Учреждения и учебные заведения", "Театры, музеи, библиотеки", "Воинские организации" и "Исторические места, связанные с обороной города" (20).
     По состоянию на 10 апреля 1945 г. в музей "Героическая оборона Одессы" поступило 1178 экспонатов:
    1. Фотоснимки…………………………305.
    2. Экспонаты периода обороны………245.
    3. Разные экспонаты, полученные от учреждений и отдельных лиц, имеющих ценность для музея……………………..47.
    4. Листовки ……………………………200.
    5. Трофейное вооружение………………372.
    6. Отечественное вооружение…………..9(21).
    Наличие даже такого числа экспонатов позволяло до открытия основной экспозиции создавать самостоятельные выставки. Одна из них, "Трофейное оружие" (22), состояла из девяти разделов: 1. Стрелковое оружие; 2. Минометы всех систем; 3. Артиллерийские системы; 4. Танки и самоходные орудия; 5. Средства противовоздушной и химической обороны; 6. Авиабомбы, кассеты, осветительные фонари; 7. Обмундирование вражеских армий; 8. Боеприпасы к артиллерийским и стрелково-минометным системам; 9. Морское трофейное вооружение (мины, торпеды, флаги и т. д.).
    Выставка "Одесса в Отечественной войне" состояла из разделов: 1. Одесса довоенная; 2. Оборона Одессы; 3. Под пятой немецко-румынской оккупации; 4. Освобождение и возрождение Одессы. Эта выставка представляла собой сокращенный вариант будущей основной экспозиции(23).
     Но предлагаемые выставки нельзя было открывать в залах, где в окнах отсутствовали стекла, а с потолка сыпалась штукатурка. Для размещения экспонатов нужны были стенды, витрины, а главное - картины и скульптура, которые специально заказывались в Одесских производственно-художественных мастерских.
    10 апреля 1946 г. решением бюро Горкома КП(б)У новым директором музея "Героическая оборона Одессы" был назначен В. Никулин вместо освобожденного Г. Катышева(24). Но в августе 1946 г. к 5-й годовщине обороны Одессы музей открыться не смог. Сроки открытия были отодвинуты к 3-й годовщине освобождения Одессы, к 10 апреля 1947 г., согласно Постановления Совета Министров УССР и ЦК КП(б)У 30 апреля 1946 г. (25) Этим постановлением музей "Героическая оборона Одессы" определялся как музей республиканского значения II категории и выделялись средства необходимые на ускоренное проведение ремонтных работ здания. Но ремонт Воронцовского дворца в такие сжатые сроки выполнить не удалось. Дворец возвратили пионерам, а для музея "Героическая оборона Одессы" подобрали здание, расположенное на улице Халтурина, 4(26) .
     3 мая 1946 г. музей поменял свой адрес(27). Новый директор быстро вошел в курс дела и поручил главному художнику музея профессору Л. Мучнику приступить к составлению плана расположения отделов музея в новых помещениях. Но в новом штатном расписании должность заместителя директора музея по художественной части не была предусмотрена, она значилась как "главный художник". Может по этой причине или в силу загрузки Л. Мучника на основной работе, ведь он преподавал в Художественном училище, 16 июня 1946 г. он уволился из музея. С июля 1946 г. на должность художника музея был зачислен И. Эрлих, выпускник Одесского института изобразительных искусств. Он занялся подготовкой экспозиции в новом здании, которое по своей планировке существенно отличалось от Воронцовского дворца. Музейная экспозиция должна была быть готова к апрелю 1947 г. поэтому ее проектирование планировали завершить к середине января 1947 г.
    Заведующие отделами должны были завершить сбор материалов к середине декабря 1946 г. Научные сотрудники ездили за ними в Москву, Севастополь, Кишинев, обращались к командующему Одесским военным округом генерал-полковнику Юшкевичу и командующему Северо-Западным районом Черноморского флота вице-адмиралу Г. Жукову(28). Но слабое материальное обеспечение не позволило открыть музей в срок. Тогда директор музея принял решение об открытии части экспозиции только на первом этаже. Вместо 14-ти залов предлагаемая экспозиция должна разместиться в 6-ти залах, в следующем порядке: "Одесса довоенная", "Оборона Одессы", "Оккупация и партизанское движение" и "Освобождение и возрождение Одессы".
    Но сроки открытия были сорваны и в этот раз. Приказом по Комитету по делам культпросветучреждений УССР в августе 1947 г. новым директором музея был назначен Б. Ковалевский. По распоряжению Одесского обкома КП(б)У заместителем директора по научной части назначили кандидата исторических наук преподавателя Одесского университета В. Алексеева-Попова.
    С октября 1947 г. в музее был введен посуточный график развески экспонатов. Сотрудники музея работали без выходных. В декабре того же года в музее был создан постоянно действующий ученый совет. Членами совета были: В. Алексеев-Попов - зам. директора по научной части; Н. Пельц, К. Пожидаева, М. Краковский - зав. отделами и С. Подкаменский - старший научный сотрудник музея. Постоянными членами совета были И. Бортников - секретарь обкома КП(б)У по пропаганде, А. Серов - секретарь горкома КП(б)У по пропаганде, С. Ковбасюк - кандидат исторических наук, Б.Фрезе - зав.отделом культуры ОК КП(б)У, профессоры К. Добролюбский, Т. Фраерман, О. Зейлигер и Розенталь. Первоочередной задачей для ученого совета музея было принятие тематико-экспозиционного плана музея "Героическая оборона Одессы" (29). Исходя из названия музея, основной акцент в экспозиции был сделан на тему обороны Одессы. Это потребовало разделение отдела "Оборона Одессы" на два отдела: "Город в обороне" и "Красная армия Черноморский флот в обороне Одессы" (1948) (30).
    12 сентября 1948 г. состоялось торжественное открытие музея(31). За полтора месяца со дня открытия музей посетило 16 тыс. человек, т.е. в среднем 10 - 12 групп в день. События военных лет были свежи в памяти одесситов. Экспозиция музея отражала оборону города, поэтому естественно, что в ней одесситы узнавали своих родных, близких, просто знакомых людей.
    Несмотря на то, что о посещении музея "Героическая оборона Одессы" не нужно было агитировать, низовые парторганизации получили указание от ГК КП(б)У о необходимости популяризации музея, "как действенного очага воспитания патриотизма и славных боевых традиций советского народа". С этой целью организовывались коллективные посещения музея рабочими предприятий, служащими, учащимися и студенческой молодежью(32).
    Толпы желающих мешали движению городского трамвая №1, маршрут которого проходил мимо музея и оперного театра. Движение на улице регулировали наряды конной милиции. Напротив музея, где в настоящее время находится Одесская гимназия № 2, была устроена выставка трофейных орудий(33). Именно оттуда начиналось наглядное изучение истории героической обороны Одессы.
    В сентябре 1948 г. была открыта только первая очередь экспозиции - 4 зала, посвященные обороне города(34). В ее основу был заложен тематико-экспозиционный план, составленный еще Л. Мучником. Он претерпел несколько изменений, в связи с переездом в другое здание и сокращением объема экспозиционных площадей.
    Экспозиция состояла из 10 разделов, половина из которых была посвящена обороне города: "Бои на ближних подступах", "Одесса сама кует оружие", "Одесса в осаде", "Черноморский флот в дни обороны", "Выполним свой долг перед Родиной" (35). Электрифицированные карты, как экспозиционные новшества того времени, отражали ход боев вокруг Одессы и контрнаступление войск Одесского оборонительного района с 22 по 30 сентября 1941 г. Аттрактивным дополнением являлась панорама "Население города готовит баррикады". Большие фотоснимки и живописные полотна отражали создание баррикад, доставку оружия, боеприпасов и продовольствия кораблями. Портретные изображения участников обороны были представлены в скульптуре и живописи - полковника Я. Осипова, разведчика А. Нечипоренко, вице-адмирала Г. Октябрьского, дивизионного комиссара Н. Кулакова и др. Показана была и работа порта - как он справлялся в условиях непрерывной бомбежки с эвакуацией предприятий. Экспонировались все виды вражеских снарядов: мины, бомбы, торпеды. Была показана периодическая печать в дни осады: газеты, листовки, плакаты, карикатуры, среди которых выделялось письмо запорожцев к Гитлеру и Антонеску и др.
    Перестройка промышленности на военный лад была показана в специально оборудованных стендах, в которых предметно и через фотодокументы представили образцы продукции заводов, выпускавшейся в Одессе до 22 июня 1941 г. и после приказа И. Сталина о перестройке промышленности(36).
    Было отражено, как предприятия справлялись с ремонтом оружия поврежденного на фронте. Транспаранты с итоговыми цифрами выпуска боевой продукции находились над макетом бронепоезда и настоящими бомбами и минами.
     Подпольное и партизанское движение в документах, фотографиях и печатных изданиях было отражено в разделе "Черные дни немецко-румынской оккупации".
    Разделы "Битва за освобождение Одессы" и "Одесса возрождается" были насыщены фото-документальными, изобразительными и вещественными памятниками. В подотделе "Боевые реликвии врага" были представлены знамена и другие трофеи, захваченные в боях у противника.
    Из восьмитысячного музейного собрания в экспозицию были включены 1400 экспонатов, из них пятая часть - это вспомогательные материалы: копии документов, макеты, тексты и диаграммы(37). Например, диаграммы, отражающие выпуск довоенной продукции таких предприятий как табачная фабрика, музыкальная фабрика, консервный завод, хлебозавод №2, завод им. Старостина, завод "Красный профинтерн", канатный завод, водный институт, трамвайный трест, энергокомбинат и др. Интерес вызывали макеты: подъемный кран, пятикорпусной плуг, электростанция, броневик завода им. Октябрьской революции, авиабомбы завода им. Марти, танк завода им. Красной гвардии. Их демонстрировали наравне с образцами оборонной продукции (огнеметами, опорными плитами для минометов, противотанковыми рогатками, плантажно-окопными плугами, сапогами, ботинками, гимнастерками, шароварами, фуфайками, ватными брюками и т. д. ) завода "Большевик", им. Январского восстания, завода Дзержинского, Сантехзавода, завода Калинина, артели Одесский трикотаж, Шорно-галантерейной фабрики и т.д. (38) .
    Требования времени к методологии музейной экспозиции обусловили обязательность цитатного метода, за которым скрывалась боязнь самостоятельного мышления, и поэтому он достаточно долго господствовал в музейном деле. В экспозиционных залах были обязательны не только изречения И. Сталина, но и его изображения в скульптуре и живописи. Буквально накануне открытия музея была приобретена скульптура "Сталин - стратег", занявшая одно из главных мест в экспозиции, также как и скульптура М. Гельмана "Сталин - философ" и работа художника С. Беседина "Заседание Государственного Комитета обороны под председательством И. Сталина".
    В ноябре 1949 г. в музее, в ознаменование "славной даты 70-летия великого вождя народов, организатора и вдохновителя наших всемирно-исторических побед по пути к коммунизму И. Сталина", была устроена выставка, посвященная его жизни и деятельности, а также подготовлена и проведена теоретическая конференция.
    В 1950 г. в музее работала комиссия созданная согласно приказу Комитета по делам культпросветучреждений УССР. Она выявила в экспозиции документы, содержащие государственную тайну. К таким документам были отнесены приказы периода обороны города, подписанные командующим Одесским оборонительным районом контр-адмиралом Г. Жуковым; справки за подписями командиров дивизий генерал-майора И. Петрова и В. Воробьева; отчеты заводов, в которых было указано количество бронеплощадок, пушек, минометов, гранат и т.д. Военной тайной считались карта-схема "Положение на фронте Приморской армии в июне-августе 1941 г.", а также "Планы Одессы и районов". На них были обозначены улицы, здания и места возведения баррикад, указаны разрушения, вследствие вражеских бомбардировок и артобстрелов с 22 июня по 16 октября 1941 г. Комиссия, насчитав 198 оригинальных документов, пришла к выводу, что музейные сотрудники нарушили государственную инструкцию, согласно которой разрешалось экспонировать только копии документов. Подлинные документы остались в экспозиции, благодаря тому, что администрация музея смогла доказать необходимость их экспонирования(39).
    Но раскрытию сущности освещаемых событий в музее "Героическая оборона Одессы", способствовали все-таки подлинные памятники, без которых даже заидеологизированная экспозиция не могла бы восприниматься в полной мере. Это стало возможным благодаря большой собирательской работе, которую проводили научные сотрудники музея. Этому есть подтверждения. В 1959 г. сотрудниками Музея революции (Россия, г. Москва) была проведена научная экспедиция по сбору экспонатов по истории Великой Отечественной войны в Одессе. Они столкнулись с трудностью, которая заключалась в том, что сразу после войны, одесситы сами приступили к комплектованию фондов музея "Героическая оборона Одессы". Поэтому лишь немногие военные реликвии попали в Москву(40).
    "Вещественными доказательствами" разгрома фашистской армии являлись переданные еще в 1945 г. из Одесского порта стволы сгоревших винтовок и гильзы от снарядов. Их воспринимали, по замыслу создателей экспозиции как-то, что осталось от "тигров", "фердинандов", зениток и тяжелых орудий. Каски германских солдат доказывали "пробивные свойства советского оружия" при взятии Одессы. Из обмундирования был выделен "эрзац-валенок", изготовленный из камыша с протертой пяткой. Этот экспонат должен был наглядно показать заботу фюрера о своей "непобедимой" армии и ее готовности к зимней компании.
    Фотографии как иллюстративно-документальный источник использовались достаточно полно в новой экспозиции. Уникальными являлись документы, личные вещи, воспоминания, поступившие от участников боев за оборону и освобождение Одессы или от их родственников и друзей.
    Участницей обороны Одессы и Севастополя, Героем Советского Союза Л. Павличенко были переданы музею многочисленные фотографии, документы и личные вещи - бинокль, планшет, сувениры, врученные ей во время пребывания в составе молодежной делегации в Америке и Англии(41).
    Экспозиционный комплекс о партизанском движении, в частности, об отряде под командованием В. Молодцова-Бадаева, получился благодаря письмам, воспоминаниям, дневникам, фотографиям которые передали его родственники и бывшие бойцы отряда(42).
    Музеем у художника-графика Л. Сойфертиса была приобретена серия рисунков, выполненных с натуры в период обороны Одессы. Сойфертис их рисовал для газеты "Красная звезда", корреспондентом которой он являлся на тот период. Все наброски имели маргиналии, выполненные самим автором. Поэтому они воспринимались не только как произведения графики, но и как документальные источники(43).
    Через капитана теплохода "Айвазовский" Вакуленко, летом 1946 г. был передан необычный экспонат - флаг французской колонии Дакар жителям г. Одессы за их героическую борьбу против немецко-румынских захватчиков(44). Самые противоречивые суждения вызывала "Камера пыток" - с фигурами-манекенами фашистов, пытающих истекающего кровью партизана. На начало открытия музея была открыта только экспозиция по обороне Одессы, по оккупации материал был еще в стадии подготовки "Камера пыток" относилась к оккупационному периоду и была выставлена при выходе после осмотра действующей экспозиции. Восковая фигура подпольщика, обнаженная до пояса, была подвешена к потолку, ступни его ног почти касались раскаленных углей. Веревки, опоясывающие его тело, впились ему в грудь. Рядом на стульях сидели фашисты. Веревку, на которой был подвешен подпольщик, иногда раскачивали, и тогда создавалось впечатление, что висящий человек еще жив. "Камера пыток" со временем была изъята из экспозиции по решению комиссии из Киева, т. к. она производила шоковое воздействие на посетителей своим натуралистическим воспроизведением пытки. Но при этом она врезалась в память каждого посетителя настолько, что ею интересовались даже дети и внуки тех первых экскурсантов(45).
    Музейная работа не ограничивалась только сбором экспонатов и построением экспозиции. Сотрудники музея читали лекции, устраивали передвижные выставки. Научно-исследовательская работа велась по четырем направлениям: "Довоенная Одесса", "Оборона Одессы", "Оккупация и партизанское движение" и "Освобождение и возрождение Одессы".
    На протяжении 1948-1949 гг. сотрудники музея заполнили 391 анкету на участников обороны Одессы, партизанского движения и освобождения города, собрали 125 воспоминаний участников боев за Одессу. Писали статьи для местной и центральной печати, в которых освещалась деятельность музея, участвовали в подготовке радиопередач.
    По заданию Обкома КП(б)У сотрудники музея принимали участие в разработке проспекта - альбома "Одесса в Великой Отечественной войне 1941-1945" объемом 124 страницы. Руководил этой работой заместитель директора музея по научной работе к.и.н. В. Алексеев-Попов. В качестве составителей и авторов разделов были научные сотрудники и заведующие отделами музея: А. Бужевич, В. Загоруйко, С. Подкаменский, Н. Пельц, К. Пожидаева. При составлении этого издания широко использовались материалы экспозиции и фондов. Художественно-оформительские работы выполнил И. Эрлих.
    С апреля 1950 г. по сентябрь 1951 г. музей был закрыт в связи с аварийным состоянием чердачных перекрытий. Научные сотрудники сосредоточились на научной работе, провели реэкспозицию, создали такие разделы как "Восстановление Одессы и помощь трудящихся Одессы фронту в 1944-1945 г.", "Победа советского оружия над фашистской Германией и империалистической Японией" и "СССР - оплот мира". Новая экспозиция наглядно отразила авангардную роль коммунистической партии и лично товарища Сталина в победе Советского народа над врагом. В экспозиции разоблачалась преступная политика американо-английских правящих кругов, способствовавших созданию военного потенциала гитлеровской Германии, тормозивших победу над врагом.
    В ноябре 1952 г. сотрудники музея отмечали 35 годовщину Октября следующими достижениями: посещаемостью, которая за 10 месяцев составила 88.244 чел.; проведением 1242 экскурсий; чтением 84 лекций на предприятиях и воинских частях. 23 тыс. чел. посетило выставку "Одесса - город-герой", которая была открыта в парке культуры и отдыха им. Шевченко. Совместно с участниками обороны Одессы, для пополнения фондов и для написания научных работ, были организованы и проведены экспедиции в Южный сектор обороны и Северные районы Одесской области.
    В марте 1954 г. была проведена классификация фондов музея "Обороны". Они были разделены на пять отделов:
     1. Одесса до Великой Отечественной войны;
    2. Оборона Одессы;
    3. Партизанская борьба в Одессе и области в период временной фашистской оккупации (1941-1944 гг.);
    4. Этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Освобождение Одессы Советской армией.;
    5. Возрождение Одессы. Победа Советского Союза над фашистской Германией и империалистической Японией(46).
    Музей "Героическая оборона Одессы" постоянно обменивался экспонатами, при наличии дублетных экземпляров с музеями других городов. Именно на таких условиях были переданы фотографии, листовки, документы Государственному музею обороны Царицина-Сталинграда им. И. В. Сталина, Харьковскому государственному историческому музею, Государственному историческому музею УССР в г. Киеве, Центральному военно-морскому музею (Ленинград).
    Музей, будучи идеологическим учреждением культуры, находился под контролем партийных органов района, города и области. Музей воспринимался парторганами не иначе как "новый активный центр пропаганды великих идей большевистской партии, очаг воспитания молодого поколения в духе преданности великому делу Ленина - Сталина, очаг воспитания и укрепления славных боевых традиций нашего Великого Советского народа". Поэтому на работу принимали или увольняли или переводили на другую работу только с обязательной резолюцией секретаря райкома партии, горкома, обкома партии по согласованию с Комитетом по делам культпросветучреждений, впоследствии Министерства культуры УССР.
    Первым директором музея был Г. Катышев. На его долю выпало самое сложное время, связанное с зарождением и становлением самого музея с августа 1944 г. по апрель 1946 г. Его сменил В. Никулин, который, к сожалению, не смог в поставленный срок открыть музей. Он был вскоре освобожден от занимаемой должности.
    В 1947 г., по распоряжению обкома КП(б)У, В. Алексеев-Попов был направлен на работу в музей на должность заместителя директора музея по научной части, где проработал до 1950 г. Он совмещал музейную деятельность с преподаванием в Одесском университете на историческом факультете. Благодаря Алексееву-Попову, в сентябре 1948 г., состоялось открытие музея "Героическая оборона Одессы". При нем получила распространение такая форма научно-просветительской работы как передвижные выставки. Популярность приобрела музейная экспозиция в фотографиях. Музей через свои фотовыставки стал доступным в любом уголке Одесской области. Передвижные выставки были эффективными на период уборочных кампаний, на время закрытия музея в связи с ремонтными работами.
    В сентябре 1950 г., после получения разрешения Председателя Комитета по делам культпросветучреждений УССР, В. Алексеев-Попов окончательно перешел на преподавательскую работу в Одесский государственный университет. Через несколько месяцев эту вакантную должность занял Н. Пустовойтенко - истинный музейщик своего времени.
    Музей "Героическая оборона Одессы" просуществовал до 1955 г. (47), затем он был преобразован в Государственный историко-краеведческий музей, открытие которого состоялось 6 мая 1956 г.


(1) Разгон А. М. Очерки истории военных музеев в России /1861-1917 гг. // Труды научно-исследовательского института музееведения. - М., 1962. - Вып. VII. - С. 118, 201.
(2) Симкин М. П. Советские музеи в период Великой Отечественной войны // Труды научно-исследовательского института музееведения. - М., 1961. - Вып. II. - С. 310.
(3) Там же. С. 233.
(4) Там же. С. 311.
(5) Госархив Одесской области (далее - ГАОО). - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 146. - Л. 5.
(6) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 146. - Л.14.
(7) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 146. - Л. 5, 6, 18; Д. 402. - Л. 10.
(8) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 146. - Л. 21.
(9) ГАОО. - Ф. П-18. - Оп. 4. - Д. 32. - Л. 15об.-19об.; Симкин М. П. Советские музеи в период Великой Отечественной войны // Труды научно-исследовательского института музееведения. - М., 1961. - Вып. II. - С. 312 -325.
(10) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 402. - Л. 10.
(11) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 146. - Л. 45.
(12) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 146. - Л. 45.
(13) ГАОО. - Ф. Р-2000. - Оп. 3. - Д. 14. - Л. 185.
(14) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 146. - Л. 49.
(15) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 402. - Л. 11.
(16) ГАОО. - Ф. Р-2000. - Оп. 3. - Д. 73. - Л. 156.
(17) ГАОО. - Ф. Р-2000. - Оп. 3. - Д. 57. - Л. 288.
(18) ГАОО. - Ф. Р-1103. -Оп. 11. - Д. 11. - Л. 118; Ф. Р-2000. - Оп. 3. - Д. 57. - Л. 286.
(19) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 402. - Л. 10об.
(20) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 146. - Л. 50.
(21) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 402. - Л. 17.
(22) ГАОО. - Ф. Р-7376. - Оп. 3. - Д. 2. - Л. 67.
(23) ГАОО. - Ф. П-11. - Оп. 11. - Д. 402. - Л. 16.
(24) ГАОО. - Ф. П-22. - Оп. 14. - Д. 1049. - Л. 3.
(25) ГАОО. - Ф. Р-2000. - Оп. 3. - Д. 133. - Л. 84.
(26) В настоящее время это здание Одесского историко-краеведческого музея, изменилось и название улицы - это улица Гаванная.
(27) Одесский историко-краеведческий музей (далее - ОИКМ). - Текущий архив, 1946 г.
(28) ГАОО. Ф. Р-2000. - Оп. 3. - Д. 133. - Л. 85.
(29) ОИКМ. - Текущий архив, 1947 г.
(30) ОИКМ. - Текущий архив, 1948 г.
(31) Алексеев-Попов А. Коммунисты - душа обороны Одессы // Большевистское знамя. - 1948. - 12 сентября.
(32) ГАОО. - Ф. П-22. - Оп. 15. - Д. 381. - Л. 6.
(33) ОИКМ. - Инв. № Д-15113.
(34) ОИКМ. - Инв. № Д-15113.
(35) ГАОО. - Ф. П-18. - Оп. 4. - Д. 32. - Л. 16-19.
(36) Советская Украина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Документы и материалы. - К., 1980. - Т. 1. - С. 183-184.
(37) ОИКМ. - Инв. № - Д-15071.
(38) ОИКМ. - Текущий архив, 1947 г.
(39) ОИКМ. - Инв. № Д- 15071.
(40) Айзиков Д. В., Бычкова Ю. А. Материалы о подвиге Одессы // Труды Центрального ордена Ленина музея революции СССР. - М., 1973. - Вып. 4. - С. 52.
(41) ГАОО. - Ф. Р-7376. - Оп. 3. - Д. 5. - Л. 220.
(42) ГАОО. - Ф. Р-7376. - Оп. 3. - Д. 1. - Л. 64.
(43) Солодова В. Героическая оборона Одессы в рисунках Леонида Сойфертиса // Одесский вестник. - 1996. - 31 июля.
(44) ГАОО. - Ф. Р-7376. - Оп. 3. - Д. 2. - Л. 24.
(45) ОИКМ. - Инв. № Д-15113.
(46) ГАОО. - Ф. Р-7376. - Оп. 3. - Д. 65. - Л. 46-47.
(47) ГАОО. Ф. Р-1234. - Оп. 3. - Д. 1289. - Л. 46-47.


Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения

Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения