ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 4)



Ю. Гончаренко, Л. Эзау

Одесские промышленные предприятия в период обороны города (22 июня - 16 октября 1941 г.).
                                                                                                            
    Накануне Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., Одесса являлась крупным промышленным, научным и культурным центром. Население города составляло 604 тыс. человек. Одесса была третьим по численности жителей городом на Украине, после Киева и Харькова, и на седьмом в СССР.
    Общее количество предприятий металлообрабатывающей, машиностроительной, легкой и пищевой промышленности превышало 300, в их число входило 110 крупных за-водов и фабрик. Наиболее крупнейшими из них были заводы: сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции, станкостроительный им. Ленина, подъем-но-транспортных механизмов им. Январского восстания, судоремонтный №1, линолеум-ный "Большевик", по производству киноаппаратуры "Кинап", посудный им. Петровско-го, сталепрокатный им. Дзержинского, "Красный Профинтерн", канатный.
    Черноморское сухогрузное пароходство было самым мощным на Черном море. К началу войны оно насчитывало 58 крупных морских судов общей грузоподъемностью 165 000 тонн и большое количество мелких судов. Общее количество превышало 300 су-дов.
    В Одессе работало 17 ВУЗов, 19 техникумов, 132 школы, 42 научно-исследовательских института, 80 санаториев и домов отдыха, 16 поликлиник, 7 больниц, 4 роддома.
    Культурная жизнь Одессы была представлена 7 театрами, филармонией, госэстра-дой, цирком, 33 библиотеками, 56 клубами, 10 кинотеатрами.
    22 июня 1941 г. фашистская Германия внезапно, без объявления войны, осущест-вила нападение на Советский Союз. Планируя нападение, Гитлер и фашистское коман-дование рассчитывали на достижение легкой победы, путем, так называемой "молние-носной войны" (Blitz Krieg). Однако советский народ сорвал планы фашистов. Германия и ее союзники были втянуты в длительную, кровопролитную войну.
    Одесса, по планам фашистского командования, должна была стать важной базой снабжения гитлеровских войск, наступающих на Крым и Кавказ. Фашисты бросили на захват Одессы 4-ю румынскую армию, а также части 72-й немецкой пехотной дивизии. Всего на Одессу наступало 18 дивизий. Защищала город отдельная Приморская армия, в составе 2-х стрелковых и 1-й кавалерийской дивизии. Противник рассчитывал, создав шестикратное превосходство, взять Одессу сходу и назначил на 10 августа 1941 г. парад своих войск на Соборной площади. Однако враг был остановлен на главном рубеже обо-роны, где силы Красной армии сдерживали его 73 дня, нанося тяжелые потери.
    5 августа 1941 г. Ставка Верховного командования издала приказ: "Одессу не сда-вать, оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот". (1) 8 августа Одесса была объявлена на осадном положении. Единственная связь со страной была налажена морским путем через Крым и Кавказ.
    Войскам, защищавшим Одессу, большую помощь оказывали жители города. Еще до начала обороны, добровольно и по мобилизации ушли на фронт 142 тыс. одесситов.
    Из рабочих в городе было создано 6 истребительных батальонов общей численно-стью 3620 человек. Они патрулировали улицы, охраняли важные объекты, вели борьбу с диверсантами. Кроме того, на предприятиях создавались звенья местной противовоз-душной обороны (МПВО). В их задачу входило тушение пожаров, разбор завалов, оказа-ние первой медицинской помощи. В первые дни июля 1941 г. начало формироваться на-родное ополчение, куда записалось 55 тыс. человек. Без отрыва от производства, они принимали участие в строительстве оборонительных сооружений, несли охрану фабрик и заводов, после работы обучались военному делу и направлялись на выполнение боевых заданий. У станков их заменили старики, женщины и подростки.
    По мере приближения фронта к Одессе и нарастания угрозы захвата города руко-водством города было дано указание эвакуировать основное оборудование главных фаб-рик и заводов в глубокий тыл. Эвакуации вместе с заводом подлежали и основные кадры специалистов. Задача состояла в том, чтобы через 3-5 месяцев эти предприятия начали выпускать нужную для фронта продукцию.
    Эвакуация началась 1 июля 1941 г. Это была составная часть перестройки эконо-мики на военные рельсы, без чего победа не могла бы быть достигнута.
    В целом, с западных районов СССР, из Москвы, Ленинграда, Украины, было пере-мещено в районы Поволжья, Урала, Казахстана и Дальнего Востока свыше 1500 пред-приятий. С территории Украины было перебазировано около 500 предприятий, в т.ч. из Одессы - 150 предприятий, учреждений культуры и др. эвакуировано 30 предприятий союзного и республиканского значения. Причем эвакуация происходила организованно, этому способствовала 73-дневная оборона города.
    С 1 июля до начала августа 1941 г., когда работала железная дорога, эвакуация про-изводилась наземным путем. В первую очередь было эвакуировано самое ценное обору-дование. К 9 июля были полностью вывезены машины и оборудование "Крекинг-завода"; 11-12 июля оборудование завода им. Ленина. Одновременно шла эвакуация ма-шин и оборудования электростанции, заводов им. Октябрьской революции, им. Январ-ского восстания, "Большевик", сахаро-рафинадного завода, обувных мастерских, кол-басной фабрики, швейной фабрики, большой мельницы, цементного завода. (2) Была эвакуирована перевалочная база горю-чего вместительностью около 200 тыс. тонн.
    С 8 июля официально началась эвакуация населения.
    В начале августа железнодорожное сообщение Одессы со страной было прервано. Поэтому вся тяжесть эвакуации предприятий и населения легла на Черноморский торго-вый флот.
    Предприятия города разместились от Поволжья до Дальнего Востока.
    Одесский станкостроительный завод им. В. И. Ленина начал свою работу в г. Стер-литамаке (Башкирия). Завод им. Петровского - в Березниках, Пермской области. Завод им. ХVII партсъезда - в Барнауле. Фабрика им. Воровского и завод "Красная Гвардия" - в г. Черемхово Иркутской области. Джутовая фабрика была эвакуирована в Куйбышев-скую область, затем в город Фрунзе. Завод "Запчасть" - в город Оренбург, где начал вы-пуск запасных частей для сельхозмашин. Завод им. Октябрьской революции - в г. Руб-цовск, где получил название "Алтайсельмаш". Он настолько вырос к 1943 г., что помимо продукции оборонной промышленности, приступил к изготовлению конных, а затем тракторных плугов и запчастей к ним. (3) Канатный завод был эвакуирован в город Магнитогорск, где имел статус самостоятель-ного цеха при металлургическом заводе. Рыбоконсервный комбинат - в город Сургут. Нефтеперегонный завод влился в аналогичное предприятие на Поволжье. Судоремонт-ный завод частично был эвакуирован в Баку.
    Были также эвакуированы квалифицированные кадры рабочих и инженеров. Уже к концу 1941 г. произошло восстановление и запуск эвакуированных предприятий. Они начали выпуск своей продукции.
    Когда в 1944 г. Одесса была освобождена, то возврата оборудования не происхо-дило. Возвращались только кадры, которые восстанавливали заводы на месте по новой технологии и на новом оборудовании. Здесь уже происходила помощь Востока страны в восстановлении Одессы.
    Из 600-тысячного населения Одессы к середине августа 1941 г. в осажденном го-роде осталось примерно около 360-ти тысяч, остальные ушли на фронт или эвакуирова-лись с предприятиями в глубь страны. Неимоверные испытания выпали на долю тех, кто до последнего дня находился в городе. Но, несмотря на трудности и смертельную опас-ность одесситы делали все, чтобы помочь фронту.
    Линия фронта проходила не только по окопам переднего края, но и по каждой ули-це, через каждый дом, через каждый цех. Одесса стала фронтовым городом. Работа всех предприятий и транспорта была подчинена задачам обороны.
    Огромную роль в оказании помощи города переднему краю сыграло постановле-ние бюро Одесского обкома компартии от 26 августа 1941 г. "О дальнейшем расширении и организации новых производств для нужд фронта и обороны города". (4) В нем был утвержден список предприятий, мобилизованных для работы на нужды фронта и обороны города, список военной про-дукции, выпуск которой требовалось наладить на этих предприятиях. В список вошли 23 предприятия города: завод им. Январского восстания, им. Октябрьской революции, су-доремонтный завод № 1 и 2, завод им. Петровского, им. Дзержинского, им. 10-летия Ок-тября, "Красная гвардия", "Кинап", "Транспортер", "Большевик", "Красный Профин-терн", "Красный Октябрь", "Красный сигнал", Реммаштрест, завод товарных весов, ме-бельная фабрика, предприятия управления трудовых резервов и промкооперации.
    Постановление обязывало руководителей предприятий обеспечить немедленное расширение своих производств, укомплектовать их недостающим оборудованием и ква-лифицированной рабочей силой. Ставилась задача организации круглосуточной работы, максимального увеличения и расширения ремонта танков, бронемашин, пушек, миноме-тов, стрелкового вооружения, автотранспорта, производства рельсовых противотанковых препятствий, лопат, кирок, топоров, запалов для бутылок с горючей смесью, противотан-ковых, противопехотных мин, колючей проволоки. Требовалось организовать производ-ство: бронепоездов, бронетанковых машин (на базе гусеничных тягачей), минометов, траншейных огнеметов, ручных и противотанковых гранат.
    Сложность этих задач состояла в том, что лучшее оборудование предприятий было эвакуировано на Восток. Большинство квалифицированных рабочих ушло на фронт или было эвакуировано вместе с предприятиями. До войны в Одессе не было военных заво-дов. Несмотря на это, руками пенсионеров, женщин и подростков в полуразрушенных цехах, на устаревших станках, под ударами авиации и артобстрелами начался выпуск вооружения и боеприпасов для фронта, ремонт боевой техники. Лозунг "Все для фронта, все для родного города" стал смыслом жизни для одесситов.
    Трудящимся Одессы, которые работали с большим напряжением, приходилось подвергаться большим лишениям. Работа на предприятиях шла непрерывно. Часть кол-лектива большинства одесских заводов была переведена на казарменное положение. Для них были установлены койки и организовано питание. Кроме трудовой деятельности, ра-бочие несли охрану завода, принимали участие в строительстве оборонительных соору-жений, баррикад. После бомбежек, если вспыхивал пожар, весь коллектив выходил на его тушение.
    С 22 июля 1941 г. город стал подвергаться ежедневным бомбардировкам с воздуха, а с конца августа противник начал обстрел порта и города из крупнокалиберной артил-лерии. Однако рабочие не прекращали трудиться ни при бомбежке, ни при артобстреле. На территории заводов были вырыты щели, в которых укрывалась та часть рабочих, ко-торая находилась вне цехов.
    Особенно усиленному обстрелу подвергался Ленинский район г. Одессы: ст. Сор-тировочная, Пересыпь с расположенными здесь многочисленными заводами. Среди них - завод им. Октябрьской революции (ЗОР), который подвергался обстрелу главным обра-зом со стороны с. Крыжановки. Бывали случаи, когда на его территорию падало в сутки до 200 снарядов и до 30 бомб весом от 100 до 500 кг, причиняя серьезные разрушения.
    Завод им. Октябрьской революции, на котором после эвакуации осталось лишь примитивное, устаревшее оборудование, а количество рабочих уменьшилось в 10 раз один из первых начал перестраиваться на военный лад. В начале июля завод выпустил первый миномет. Ежедневно на фронт из цехов предприятия отправлялось до 15 мино-метов и свыше 1000 мин(5). Кроме того, на заводе было подготовлено несколько походных мастерских; производили мины, сабли, шанцевый инструмент; проводили ремонт артиллерийского оборудования. Было изго-товлено более 100 тыс. пехотных и саперных лопат, 10 тыс. топоров и кирок. (6)
    Еще в июле командование и военное руководство города поставило перед коллек-тивом завода им. Январского восстания (директор А.Н. Ликутин) задачу: в течении 5 дней освоить и начать выпуск 50-и и 82-и мм минометов. Инженеры и техники завода составили чертежи деталей миномета и точно в срок, были изготовлены первые изделия. Командование одобрило первые образцы, и завод приступил к их серийному производст-ву (7). Не все необходимые детали можно было изготовить на месте. К этому были привлечены коллективы других предприятий. Стволы минометов изготовляли из нефтеперегонных труб, которые поставлял крекинг-завод, а растачивали их на заводе "Красный Профинтерн". Испытания на полигонах и на фронте показали хорошие боевые качества первых 50 минометов. В дальнейшем завод производил 25-30 минометов ежедневно. (8) К этому времени большинство рабочих ушло на фронт, часть кадровых специалистов эвакуировалось с заводом в глубокий тыл. На предприятии почти не осталось оборудования, станков и сырья. Руководство города дало разрешение о передачи заводу оставшихся в городе станков и оборудования. Были об-следованы различные промышленные учреждения, техникумы, лаборатории. Станки и некоторое оборудование обнаруженное на них, было отправлено на завод.
    Н. Е. Заболотный - начальник кузнечно-прессованого цеха завода им. Январского васстания в своих воспоминаниях писал, что в первые дни войны его вызвали к директо-ру завода. В кабинете находился генерал. Перед заводом была поставлена задача: срочно изготовить 70 тыс. лопат, необходимых для обороны города. Заболотный объяснил, что для этого необходимо оборудование, которое уже снято и упаковано в ящики, нужны штампы, чертежи, выработанная технология производства лопат. Генерал попросил при-нести ему любую штыковую лопату. Когда ее доставили, генерал попытался сломать ее, лопата не поддалась. Тогда он поднял ее с пола и, отдавая Заболотному, сказал: "Вот Вам образец лопаты. Я его утверждаю, а как Вы их изготовите - это Вам лучше знать". (9)
    Коллектив цеха приступил к выполнению задания. Были изготовлены штампы, восстановлен, молот, подготовленный к эвакуации. Заказ фронта был выполнен.
    В это же время завод выполнял и другой ответственный заказ с фронта - ремонт танков. Не смотря на то, что техническая база была недостаточной, под руководством начальника сборочного цеха инженера А. В Разумовского, к этой работе приступили 15 бригад. Из разбитых в бою танков, обнаруженных на ст. Одесса-Товарная, ремонтные бригады собрали 20 машин. Из 3 разбитых танков, удавалось собрать один. Техническое руководство осуществлял постоянный представитель бронетанкового отдела Примор-ской армии на заводе, будущий Герой Советского Союза, Г. П. Пенежко. А из рабочих завода, часто формировался экипаж танков. (10) Рабочие неоднократно выезжали на фронт, где собирали подбитые танки для ремонта. Помимо танков, на заводе ремонтировали зе-нитные орудия и самолеты.
    Одновременно, коллектив "Январки" работал над осуществлением смелого проек-та, выдвинутого военными инженерами А. И. Обедниковым и У. Г. Коганом, предло-жившими переоборудовать обыкновенные гусеничные тракторы СТЗ-НАТИ в легкие танки. (11) В качестве броневого покрытия тракторов решили использовать листы корабельной стали, имевшиеся на судоремонтном и некоторых других заводах. На трактор накладывались два 8-10 мм стальных листа, а пространство между ними заполнялось 10-мм слоем резины или 20 мм досками. Сверху устанавливали четырехугольную поворотную башню. Шаровые погоны для башен изго-товляли в трамвайных мастерских, где нашлось нужное оборудование. Для вооружения использовались пулеметы всех марок, какие только удавалось раздобыть в частях и на складах, чаще всего крупнокалиберные - с сбитых немецких самолетов(12).
    Испытания показали, что легкая трехслойная броня может обезопасить экипаж от пуль, осколков снарядов и мин. Но броня не выдерживала удара 35 мм орудийного сна-ряда, а скорость боевой машины не превышала 25-30 км в час(13). Одесситы в шутку назвали эти танки "НИ", т.е. "на испуг".
    Эти танки выпускались также на заводах им. Октябрьской революции, на судоре-монтном заводе № 1, на заводе "Красная гвардия".
    11 августа 1941 г. защитникам Одессы, коллектив завода им. Январского восстания передал сооруженный бронепоезд. Это был обыкновенный паровоз и несколько плат-форм, обшитых листами корабельной брони. Он был хорошо вооружен и обладал пре-красной маневренностью. Первый одесский бронепоезд, официально № 22, стал подвиж-ным резервом Приморской армии. Его укомплектовали из добровольцев - рабочих "Ян-варки".
    Второй бронепоезд, "Черноморец", оборудовали рабочие и инженеры судоремонт-ного завода №1. Третий, "За Родину", в конце августа, вышел из стен ЗОРа. Всего для заводов было запланировано 5 бронепоездов, из них - 3 было отправлено на фронт, а на 4-й не успели установить вооружение, 5-й не удалось достроить вообще. Эти бронепоез-да действовали в Восточном и Западном секторах обороны(14).
    К 25 июлю 1941 г. была закончена эвакуация завода "Кинап". Почти 90 % обору-дования и инструментов, оказалось в глубоком тылу. Рабочие, которые остались рабо-тать в тылу, на небольшом количестве станков и оборудования, за короткий срок научи-лись изготавливать взрыватели для противопехотных и противотанковых мин, некоторые детали для минометов. Вскоре было организовано их массовое производство. Кроме то-го, на заводе ремонтировали пулеметы, винтовки и артиллерийские оптические приборы, было заготовлено несколько тысяч бутылок с горючей смесью. (15)
    На заводе им. Старостина, за короткое время, организовали серийное производство противотанковых рельсовых препятствий, гусениц для автомашин, минометов, мин, сна-рядов, авиабомб и других видов вооружения и боеприпасов. (16)
    Одесский судоремонтный завод № 1 за время обороны Одессы ремонтировал бое-вые корабли, переоборудовал торговые суда в военные транспорты, строил специальные капониры для укрытия самолетов, выпускал бронированные трактора, бронепоезда, бро-некатера, изготавливал детали для миномета и другие, необходимые для фронта, виды продукции.
    В августе 1941 г. радиозавод вместе со специалистами эвакуировали вглубь стра-ны, а директора Н. Н. Сорокина оставили в Одессе. Через несколько дней его назначили директором завода им. Петровского. В течение 5 дней необходимо было наладить произ-водство боеприпасов. Это было сложным делом, т.к. оборудование и специалисты уже были эвакуированы, завод нужно было создавать заново. Поэтому в течение нескольких дней со всех концов города на завод были свезены и смонтированы станки и оборудова-ние. Работа велась круглосуточно, поэтому рабочие были переведены на казарменное положение, выпуск продукции завода достиг 15 тысячи ручных и несколько тысяч про-тивотанковых гранат в сутки. Коллектив завода освоил также выпуск зарядов для мин и капсюли-детонаторы. Рабочие организовали выездные бригады по ремонту пушек на по-зициях(17).
    Выпуск ручных гранат, в кооперации с заводом им. Петровского, освоил и коллек-тив завода "Большевик", производивший взрывчатые вещества.
    На заводе "Красный Профинтерн" производили двуноги и прицельные приспособ-ления для минометов различных калибров, гусеницы для автомашин и др.
    Городская электростанция, не только обеспечивала электроэнергией армейские уч-реждения, объекты, промышленные предприятия, бытовые нужды населения, но и одно-временно в ее мастерских изготовлялись минометные детали, металлометы, противотан-ковые рогатки.
    На 9 сентября 1941 г. было изготовлено 12 тысяч суконных рубах и шаровар, 63 тысячи бушлатов, 25 тысяч свитеров на суконной фабрике. Она также полностью обес-печила воинские части шапками и другим обмундированием(18).
    Наряду с крупными промышленными предприятиями в снабжении войск участво-вали небольшие артели промысловой кооперации. Артель "Комсомолка", производив-шая до войны крем для обуви, наладила совместно с винзаводом производство бутылок с горючей смесью и запалов к ним. Артель им. Тельмана, изготовлявшая предметы до-машнего обихода, в дни обороны выпустила 750 тысяч мин. Артель им. Якубенко изго-товила 5 тысяч пар ножниц для резания колючей проволоки. Швейные артели им. Лас-точкина и Третьей пятилетки сшили 355 тысяч вещевых мешков, 16 тысяч телогреек, 16 тысяч ватных брюк, 15 тысяч спасательных поясов. (19)
    Активное участие в обороне города, принимал коллектив Одесского порта (на-чальник П. М. Макаренко). В порту ежесуточно производились погрузочно-разгрузочные операции в среднем на 20 судах. С ними справлялись 230 грузчиков, тогда как по расче-там мирного времени для выполнения такого рода работ понадобилось бы не менее 700 человек. В начале августа, все работники порта были переведены на казарменное поло-жение. Рабочий день удлинили до 12 и более часов. Почти все они принимали участие в группах Местной противовоздушной обороны: дежурили на крышах, постах наблюде-ния, связи, работали в сандружинах. Так рабочий Жигаловский под обстрелом спас 20 раненных. (20)
    В августе и сентябре противник усилил бомбежку города и особенно порта. За время обороны Одессы было зарегистрировано 615 бомбежек и воздушных боев над портом. Продолжительность налетов доходила до 3-х часов, количество до 12-13 раз в сутки(21). За это время над акваторией и территории порта было сброшено 902 авиабомбы и мины. Было разрушено 24 склада, портальный 8-ми тонный кран, 2 электроподстанции, повреждено 7 причалов, но не один отдел порта не прекратил работу.
    Все чаще подвергался воздушным бомбардировкам и артиллерийским обстрелам противника Одесский порт. Однако работы здесь шли полным ходом.
    2 сентября 1941 г. к девятнадцатому причалу пришвартовался теплоход "Бело-сток", доставивший снаряды, вооружение и взрыватели нового образца. Срок выгрузки был установлен предельно жесткий - 4 часа и сюда были брошены лучшие бригады. Но не прошло и 10 минут, как начался ожесточенный артиллерийский обстрел причала и бомбежка судна одновременно 10-18 вражескими бомбардировщиками. Капитану было предложено отвести судно на рейд, чтобы маневрированием избегнуть попадания в него бомб. Но фронт требовал немедленно боеприпасов и у теплохода уже выстроилось свы-ше 20 автомашин, подошедших с передовых позиций. Выход на рейд затянул бы раз-грузку судна, поэтому бригады грузчиков совместно с экипажем теплохода энергично взялись за работу. Одна из бомб попала в 5-тоннную автомашину с взрывателями. Про-изошел мощный взрыв, в результате которого было ранено 6 грузчиков. Но разгрузка не прекратилась и была закончена за 3 часа и 20 минут, на 40 минут раньше срока.
     За период обороны Одессы коллектив порта организовал эвакуацию около 300 ты-сяч гражданского населения и раненых бойцов, 188 400 тонн грузов, 2-х плавающих до-ков, 110 паровозов, 40 тендеров(22). После эвакуации наших войск из Одессы многие одесские портовики трудились в различных портах СССР. Они обеспечивали военные перевозки в Новороссийске, Батуми, Мурман-ске, Архангельске и т. д.
    Оборона Одессы (5 августа - 16 октября 1941 г.), от начала и до конца, была вы-дающимся подвигом не только защитников города, но и тружеников предприятий. Им для выпуска военной продукции потребовались неимоверные усилия. Приходилось ра-ботать в осажденном городе, под непрерывным огнем противника, при недостатке мате-риалов и оборудования, которое в значительной степени было эвакуировано. Кроме того, часть квалифицированных рабочих, уже развернули производство в глубоком тылу или ушли на фронт. Им на смену пришли 17 тысяч бывших домохозяек, студентов, учащихся старших классов, не имеющих ни квалификации, ни навыков работы на производстве. Вернулись и старики - ветераны труда. Все вместе, сутками не выходя из цехов, дали фронту 134 вида военной продукции. На передовую с одесских предприятий поступило 60 танков, более 2 тысяч минометов и огнеметов, более 300 тысяч гранат, около 300 ты-сяч противотанковых и противопехотных мин, 200 тысяч запалов для бутылок с горючей смесью. Было отремонтировано 42 поврежденных в бою танка, более 300 орудий и много другого вооружения. (23)
    Все защитники Одессы, в том числе и труженики промышленных предприятий, транспорта, строители оборонительных сооружений, были награждены медалью "За оборону Одессы", специально учрежденной Президиумом Верховного Совета СССР в 1942 г., в знак всенародного признания их вклада в дело завоевания победы над врагом. Медалью "За оборону Одессы" был отмечен труд коллективов Черноморского пароход-ства, Одесского морского порта, Одесско-Кишиневской железной дороги, заводов им. Январского восстания, Октябрьской революции, Петровского, "Красная гвардия", "Большевик", "Кинап", судоремонтного №1, сталепроволочно-канатного, особо отли-чившихся в суровые дни вражеской осады.
    8 мая 1965 г. в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Оте-чественной войне 1941-1945 гг. городу-герою Одессе была вручена высшая награда СССР - орден Ленина и медаль "Золотая Звезда". Это во многом заслуга тружеников ты-ла.


(1) 73 героических дня. - Одесса, 1978. - С. 24.
(2) Одесский историко-краеведческий музей (далее - ОИКМ). - Инв. № Д-2459/а.
(3) Савчук А. Завод им. Октябрьской революции. - Одесса, 1967. - С. 112.
(4) 73 героических дня... - Указ. соч. - С. 114.
(5) Там же. - С. 153.
(6) ОИКМ. - Инв. № Д-2999/2.
(7) Одесса в Великой Отечественной войне Советского Союза. - Одесса, 1947 г. - Т.1. - С. 44.
(8) 73 героических дня... - Указ. соч. - С. 91.
(9) ОИКМ. - Инв. № Д-2229.
(10) ОИКМ. - Инв. № Д-3578.
(11) 73 героических дня... - Указ. соч. - С. 91.
(12) Карев Г.А. Одесса - город-герой. - М., 1977. - С.65.
(13) 73 героических дня... - Указ. соч. - С. 92.
(14) ОИКМ. - Инв. № Д-2459/а.
(15) ОИКМ. - Инв. № Д-2246/3.
(16) ОИКМ. - Инв. № Д-2248/1.
(17) ОИКМ. - Инв. № Д-2284.
(18) 73 героических дня... - Указ. соч. - С. 168.
(19) Там же. - С. 183-184.
(20) Чорноморська коммуна - 1941. - 3 октября.
(21) ОИКМ. - Инв. № Д-2167.
(22) Там же.
(23) Карев Г.А. Одесса - город-герой… - Указ. соч. - С. 64.

Литература

1. Ярощук Ф. Тыл фронту // Знамя коммунизма - 1965 - 16 марта.


Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения

Нажмите на картинку для увеличения изображения