ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 5)



Т. Игнатенко

Этнография Украинского Причерноморья: история и современность.
                                                                                                            
    Многонациональная Одесщина, самобытный, неповторимый регион. История его неразрывно связана с судьбой населяющих его народов, которые, оказавшись в небольшой для себя среде в меньшинстве и живя не со своими соотечественниками, а с представителями других народов, сумели решить две важнейшие задачи: мирно сосуществовать и сохранить свою национальность. Взаимопроникновение культур стало истоком особенностей менталитета, характера жителей Юга Украины, своеобразием материальной и духовной культуры местного населения.
    Беглые крепостные, государственные крестьяне, казаки Задунайской Сечи, волонтеры Буджакского и Усть-Дунайского полков, представители балканских стран, иностранные колонисты приняли участие в Формировании современного этнического состава края на протяжении XVIII - XIX вв.
    Типовым в этом отношении был состав жителей Аккермана. "Еще в конце XVIII в., после окончания войны с Турцией в 1774 г., в Аккерман стали переселяться болгары, армяне, русские и украинцы. Однако вплоть до 1806 г. из 3500 жителей города большую часть (69,5%) составляли турки. Со временем присоединения состав жителей значительно изменился, увеличилась и численность его населения. По данным П. Свиньина, в 1816 г. в Аккермане проживало 4112 человек, большей частью из армян, греков, русских, малороссиян, поселившихся здесь еще до войны с Турцией, и, наконец, в небольшом количестве, из евреев"
    В списке жителей Аккермана за 1816 г. (показаны лишь лица мужского пола) были записаны: 28 священнослужителей и чиновников, а в податном сословии - 276 "русских", 73 болгарина, 99 греков, 104 армянина, 26 евреев. В число "русских" входили, главным образом, выходцы из малороссийских губерний, преимущественно украинцы.
    В 1817 г., когда состоялась перепись жителей г. Аккермана, представлена более полная картина численность по национальной принадлежности и позволяющую судить, насколько выросло население города за 1 год: великороссов проживало 109 семей, украинцы уже выделены в отдельное Малороссийского общество, насчитывающее 470 семей. Также в Аккермане проживали 202 семьи молдаван, 116 семей армян, 100 семей греков, 23 семьи цыган, 85 семей евреев. (1)
     "Успешное экономическое развитие обусловило рост население Аккермана. В начале 20 века в Аккермане с прилежащими селами насчитывалось 50 тысяч человек" (2)
    Современный Белгород-Днестровский по национальному составу населения существенно отличается от других городов Одесской области. По итогам переписи населения 2001 г. в городе проживают представители более 50 различных национальностей. Наибольшую национальную группу составляют украинцы 64% (32тыс. человек). Русское население представлено в количестве 14,4 тыс. человек (28,8%), болгары составляют 1,9 тыс. человек (3,8%). Почти 49 тыс. человек жителей города и района назвали своим родным языком украинский.
    Пестрота национального состава, глубинные процессы переосмысливания национального самосознания, произошедшие в современном обществе, принятие в июне 1992 г. Закона "О национальных меньшинствах в Украине" послужило толчком к стремительному восстановлению этнических культур в городе. Национальные меньшинства при помощи культурно-просветительских обществ, (а их в городе 8), стали проводить работу по сохранению исторического и духовного наследия своего народа, развивать и популяризировать национальные культуры.
    Так, белорусское землячество известно совей благотворительностью. Л. А. Цветкова, единственная женщина в городе, занимающая должность председателя национально-культурной общины, была членом оргкомитета марафона "Православные - детям Бессарабии", который проводился под патронатом Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Активисты общества принимали участие в сборе гуманитарной помощи детям из малообеспеченных семей.
    Гагаузское национально-культурное общество "Бирлик" провело в 2004 г. научно-практическую конференцию "Живи родной язык!" по проблемам преподавания гагаузского языка в селах с компактным проживанием гагаузов Одесской и других областей Украины.
    Греческое общество отметило 186-ю годовщину освобождения Греции от Османского ига.
    Стремление познать корни, из которых выросли наши деды и отцы, любовь к исследованию своего родного и народного, богатая этнографическая коллекция явились стимулом к открытию в 1990 г. на базе краеведческого музея отдела "Этнография юга Приднестровья". Экспозиция отдела показывает особенности национальных культур юга Украины. Сотрудники музея совершали этнографические экспедиции в украинские, болгарские, русские села района, собирали предметы материальной культуры, воспоминания жителей.
    Коллекция отдела насчитывает 3 222 историко-бытовых предмета, из которых 380 выставлены в экспозиции. Много интересных экспонатов можно увидеть в отделе. Так привлекают всеобщее внимание детские платьица монастырской ручной работы, московские лапти с круглой головкой, постолы из сыромятной кожи. В зале болгарской культуры представляют интерес продолговатые подушки, набитые соломой - "възглавницы", при помощи которых гадали о качествах будущей жены. Среди предметов гагаузского быта обращают на себя внимание сосуды из бутылочной тыквы - "сусак", в них держали ложки, соль, муку, вино, молоко. При помощи этих сосудов можно переплыть через водную преграду.
    Целенаправленная собирательная работа привела к созданию богатейшей коллекции народной вышивки, в которой переплелись нити и цвета, создавая свой неповторимый стиль. В вышивке региона отразилось, прежде всего, взаимовлияние культур русского, украинского, и болгарского народов. К концу ХІХ - началу ХХ века, у нас быстрее, чем где бы-то ни было начало распространяться многоцветие в украшении одежды. В вышивке преобладало 5-6 оттенков. Рядом с белым, красным и синим цветами бытовали желтый и черный.
    Исследователям народного творчества еще предстоит сказать последнее слово об особенностях и стиле вышивки юга Украины.
    Культурная специфика региона отразилась и в бытовом отношении. Знание нескольких языков - распространенное явление для всех обитателей юга Украины. Схожа планировка, домашняя мебель, кухонная утварь в домах болгар и гагаузов. В русском, украинском и молдавском языках жителей края можно встретить слова "синие" (баклажаны), от болгарского "син патлажан", "арбажейка" - (лук-севок), который продавали на рынках с повозки арбы. А у болгар приходилось слышать слова "викно" (окно), "сирники" (спички), заимствованные у украинцев.
    Этнографический отдел музея не только сохраняет памятки предметов быта и образцы народного творчества. Он также является важным культурно-просветительским учреждением, которое помогает достойно оценить культурное наследие многонационального края.


(1) Абакумова-Забунова Н. В. Русское население городов Бесарабии 19 в. - Кишинев, 2006, - С.89
(2) Защук А. Материалы для географии и статистики. Бессарабская область. - С.-Петербург, 1862. - С.154

Литература

1. Батюшков П. Н. Бессарабия. Историческое описание. - С.-Петербург, 1892. 2. Киссе А. И. Возрождение болгар Украины. - Одесса, 2006. - С.129