ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 8)



В. Савченко

Искусство Одессы в эпоху первой мировой войны, революции и гражданской войны
                                                                                                            
    
     В начале ХХ в. Одесса продолжала занимать лидирующее место в развитии искусства на обширном Юге Российской империи. Сама одесская атмосфера и культурные традиции города способствовали этому. Однако, к началу 1910-х гг. наметился некоторый регресс, проявившийся в нарастающей "провинциальноси" в культурном развитии города. Столицы империи пытались унифицировать и централизировать культурный процесс в империи.
     Официальное искусство и еще недавно модный "модерн" теряли своих приверженцев, под воздействием "новых веяний", надвигающейся грозы мировой войны и революции. В буржуазном государстве с феодальным правлением назревали революционные перемены, которые первыми почувствовали люди искусства.
     В январе 1914 г. в Одессу приезжает "футуристический десант" - модные русские столичные поэты: Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский, а вскоре и эгофутурист - поэт Игорь Северянин. Их выступления всколыхнули творческую жизнь Одессы, дали новый творческий импульс молодым одесским литераторам, что вскоре станут создателями новой литературной "одесской школы".
     Валентин Катаев в своей книге "Трава забвения" так описывает шок от знакомства с футуризмом: "...наконец и до Одессы дошли эти самые "первые начатки футуризма": странные книжечки, напечатанные на толстой, чуть ли не оберточной бумаге со щепочками, непривычным шрифтом со странными названиями "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая луна", даже "Засахаренная кры...", непонятными стихами и чудовищными фамилиями поэтов-футуристов, как будто, нарочно придуманными для того, чтобы дразнить читателей... Среди совершенно непонятных для меня стихов, напечатанных вкривь и вкось, кажется, кое-где вверх ногами, которые воспринимались как дерзкая мистификация или даже какой-то страшный протест: "Дыр бул щыл - убещур...".
     На волне общественного интереса к новейшей поэзии, с лета 1914 г. в Одессе, создается "Кружок молодых поэтов", во главе с критиком газеты "Одесские новости" П. Пильским. В этом "Кружке" созревают молодые таланты, что вскоре прославят Одессу: В. Катаев, Ю. Олеша, Э. Багрицкий, З. Шилова (Брухнова), А. Фиалетов (Н. Шор), А. Адалис...
     Эта группа выпускает, уникальные сборники молодых поэтов Одессы "близких к футуризму": "Авто в облаках", "Седьмое покрывало", "Серебряные трубы". Литературный клуб "Зеленая лампа", что собирался в городе с 1910 по 1919 гг., открыл свои двери для литераторов - новаторов, которые серьезно потеснили поблекших "старых" одесских писателей - реалистов: А. Федорова, С. Юшкевича, Е. Недзельскую…
     В Одессе того времени продолжала развиваться многонациональная и многоязычная литература. До 1917 г. (год смерти) в Одессе жил и творил основоположник новой еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорим.
     Подобные процессы проходил и в среде художников и скульпторов Одессы. "Официальное" искусство реализма, импрессионизм, символизм, постепенно уступали место художественному авангарду. Революцией в живописи стала одесская Весенняя художественная выставка 1914 г. На который В. Кандинский (бывший одессит, лидер европейского авангарда, приехавший в Одессу из Германии) показал несколько своих первых абстрактных картин - "композиций". Абстракционистский переворот в живописи определил развитие искусства ХХ века. В. Кандинский привез в Одессу моднейший "мюнхенский авангард" - картины художников Ф. Марке, А. Блоха. На этой же выставки выставились и российские столичные авангардисты из группы "Бубновый валет": А. Лентулов, П. Кончаловский, И. Машков и др. Семена, посеянные этой громкой выставкой, взросли уже в 1916 г., когда в Одессе сформировалось группа авангардистов - "Товарищество независимых художников" под руководством художника и литератора М. Гершенфельда.
     Под влиянием авангардизма поблек классический реализм и осторожный импрессионизм объединения "Товарищество Южнорусских художников", что с 1914 г., вплоть до своей самоликвидации в 1921 г. находилось в творческом упадке. Несмотря на эти процессы в Одессе, в городском музее, проходят многочисленные выставки, некогда популярного одесского художника П. Нилуса (1869-1943).
     Развивают свое мастерство одесские пейзажисты: братья К. и М. Костанди, Т. Дворников, художник "быта" С. Колесников, портретист П. Волокидин, график А. Ждаха. Далеко за пределами Одессы гремит слава Одесского художественного училища, которое пользуется поддержкой Академии художеств.
     Культурная жизнь захватывала все большее число одесситов. Только в одесском "Литературно-художественном товариществе", количество членов превышало 2 тыс. человек. Однако государственная имперская политика в области искусства была связана с русификацией украинских губерний. Украинская культура не только не поддерживалась местной администрацией, но и преследовалась, ограничивалась в возможностях. Деятельность одесских "Громади" и "Просвіти" было запрещено, но расширяло свое влияние Одесская музыкально-драматическая спілка "Українська хата", что объединяла около 250 членов.
     Драматические постановки и литературные вечера этого объединения стали заметным явлением в культурной жизни Одессы. Украинская литература была представлена в Одессе творчеством писателя Иван Липы, деятельностью творческого коллектива журнала "Основа" (1914-1916 гг.). В 1915 г. и 1916 г. гастроли "Товарищества украинских актеров", во главе с корифеями украинской сцены: П. Саксаганским и М. Заньковецкой, активизировали украинскую культурную жизнь в Одессе.
     Одесса начала ХХ в. была притягательным центром гастролей многих театральных знаменитостей. Только в 1915 г. в Одессе гастролируют: столичная прима-балерина М. Ксешинская, известные столичные драматические артисты: А. Южин, В. Пашенная, А. Петровский, оперная звезда Л. Собинов.
     Театральную жизнь Одессы определяли три местных ведущих театра - Городской (Оперный) театр, Русский театр, театр Сибирякова. Кроме названных театров в Одессе открылись: Новый театр, театры Благоева и Брунштейна (трупы украинские, греческие, еврейские), Еврейский театр, театр "Гранд-Отель", театр "Гармония", театр "Северный", Кукольный театр, Городская аудитория, Народный театр, Театр Владикина на Большом Фонтане (в котором выступали только гастролеры). Часть этих театров пользовалась услугами местных аматорских коллективов.
     В Одессе той поры развиваются и музыкальные театры: "Фарс", "Интимный театр", "Веселый театр", "театр Миниатюр", "Бомонд", в которых пробуют свои силы будущие звезды советской эстрады: Л. Утесов, Я. Южный и В. Хенкин. В городе возникали периодические издания посвященных театру: "Одесское обозрение театров", "Театр и кино" (1915-1917 гг. и в 1919 г.). В голодном 1918-м в Одессе появляются десятки кабаре - и крупные артисты не считают для зазорным в них участвовать. Самым знаменитым кабаре становится "бежавшая из столиц" театр-кабаре "Летучая мышь" Балиева. Кабаре в Одессе, в 1918-1919 гг., стало ведущим театральным жанром, сделалось культурным и престижным зрелищем.
     С 1913 г. Одесское музыкальное училище было превращено в Одесскую консерваторию (первая консерватория на Украине), которую возглавил видный музыкант В. И. Малишевский, в Одессе начал издаваться первый музыкальный журнал "Южный музыкальный вестник", с которым была связана деятельность известного музыканта Н. Марценко, проводились музыкальные вечера "новой музыки" в литературно-артистическом клубе.
     В 1910-х гг. кино стало завоевывать сердца жителей Одессы, став "самым массовым из искусств". В Одессе было открыто около 30 кинотеатров, в которых, поначалу демонстрировались фильмы США, Франции, Италии. С 1912 г. одесское товарищество "Мирограф" (основатель - фотомастер М. Гросман) начало выпуск собственных художественных фильмов в павильонах на Французском бульваре. Эта была первая кинофабрика на украинских землях. В 1914 г. "Мирограф" выпустил три фильма, но с осени 1914 г. работа на кинофабрике была приостановлена, из за трудностей связанных с войной и жесткой конкуренции с зарубежными фильмами. В 1914 -1915 гг. в Одессе работали киноателье: "Мизрах", А. Посельского, "Югофильм". В годы первой мировой войны в Одессе снимаются фильмы преимущественно "ура-патриотического" направления, связанные с пропагандой "силы непобедимого русского оружия".
     Интеллигенция Одессы встретила Февральскую революцию с воодушевлением, как долгожданное избавление от оков цензуры, казенщины и государственного диктата, как начало эпохи свободного творчества. В Одессе возникают десятки новых издательств, газет, альманахов, журналов, и не только партийных. Так возникшее после революции издательство "Омфалос" стало ведущим в издании новейшей художественной литературы Одессы.
     В сентябре 1917 г. в Одессе начинает действовать "Вольный украинский театр" (С. Павловского), что создается из членов самодеятельного коллектива "Української хати". Создается "Союз деятелей пластических искусств" куда входят деятели театра, кино, художники, скульпторы.
     В 1917 г. в Одессе снят один из первых фильмов "революционной тематики" - "Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта" (реж. А. Разумный), в котором первую свою роль сыграл Л. Утесов.
     В ноябре 1917 г. состоялась первая выставка картин Общества независимых художников", тон в котором задавали так называемые "левые" - кубисты, футуристы: М. Гершенфельд, С. Олесевич, А. Нюренберг, И. Мексин. Выдающийся украинский художник-авангардист М. Андриенко-Нечитайло выполняет эскизы для одесского "Камерного театра".
     Одесские художники-авангардисты не только искали новые формы выразительности в искусстве, но и выступали за радикальное изменение общества. В большинстве своем они поддержали советскую власть и ленинский план "монументальной революционной пропаганды". К празднику 1 мая 1919 г. одесские авангардисты (А. Нюренберг, А. Экстер, М. Гельман, С. Фазини) взялись за "революционное оформление" города. Летом 1919-го в "красной" Одессе прогремела "1-я народная общая выставка", в которой доминировали работы авангардистов.
     В 1918 г. в Одессе создается Свободная академия изящных искусств, Одесское художественное училище обретает статус высшего учебного заведения. Многие художники "старой школы" в 1919-1920 гг. эмигрировали из Одессы за границу: П. Нилус, М. Кузнецов, П. Ганский и др… Одесское художественное училище превратилось в 1920 г. в Художественный институт, в том же году национализирован Археологический музей, открыта Галерея старинной живописи (позднее Одесский музей западного и восточного искусства).
     Поддержали советскую власть и новаторы литературы Одессы: Э. Багрицкий, Ю. Олеша, А. Фиолетов и др. В апреле - августе 1919 г. эти авторы активно работали в пропагандистском большевистском Бюро украинской печати (БУП). В то же время ряд представителей "старой" школы в живописи и литературе не только не поддерживали советскую власть, но и работали в деникинском "Осваг".
     Одесса в 1917-1919 гг. переживала издательский бум, в ней издавалось около 100 журналов и 270 газет! Кругом шла война, а в Одессе не разучились смеяться. Чего стоят только названия многочисленных литературно-юмористических журналов и газет издаваемых в Одессе: "Кузькина мать", "Одесский чудак", "Бомба", "Шпилька", "Яблочко", "Буржуй", "Большая крокодила", "Перо в спину", "Щеткой по лысине"...
     Осенью - зимой 1918 г. в Одессе появились новые книгоиздательства: "Южная универсальная библиотека" (под редакцией одесского писателя С. Юшкевича, издательство выпустило 52 книжки, в мягких обложках, карманного размера И. Бунина, А. Толстого, Теффи Р. Киплинга, Г. Уэльса, Г. де Мопассан, А. Франса и др.). "Русское книгоиздательство в Одессе" (под редакцией одесского писателя А. Кипена), издательство научной литературы "Гнозис".
     Несмотря на хаос, разрушения, ужас и разобщение времен гражданской войны Одесса в апреле 1918 - апреле 1919 гг. оставалась "культурным оазисом", в котором бурлила культурная жизнь. В Одессу, спасаясь от тягот войны, преследований, голода, съезжаются "громкие имена" литературы и драматурги: И. Бунин, А. Толстой, М. Волошин, А. Аверченко, Н. Евреинов, Теффи (Надежда Бучинская), М. Алданов, Дон-Аминадо (А. Шполянский), П. Чирков, редактор "Русского слова" Ф. Благов и редактор "Киевлянина" В. Шульгин…
     Алексей Толстой именно в Одессе подготовил свой первый крупный роман, Николай Евреинов "после Одессы" написал свою лучшую пьесу "Самое главное".
     Нашли в Одессе приют и экспериментаторы новой живописи - художники А. Экстер, М. Андриенко-Нечитайло… популярные артисты Леонид Собинов, Александр Вертинский, Вера Холодная, Вера Карали, Екатерина Рощина-Инсарова, Екатерина Полевицкая и многие другие. Одесская сцена принимала прима-балерину Мариинского и Большого театра B. Воронцову-Ленни, восточную танцовщицу Лидию Джонсон, исполнительницу цыганских романсов Надежду Плевицкую, оперных примадонн мирового класса Лидию Липковскую и Нину Кошиц. На одесских подмостках сформировались и местные звезды театра Василий Вронский и Лидия Мансветова.
     Осенью 1918 г. Алексей Толстой устраивает в Одессе театральные "вечера чтения" - "среды". Идея сделать "Среды" закрытыми и ограничить вход заставляет "всю Одессу" ломиться на эти литературные встречи в "Литературно-Артистическом Общества". Иван Бунин становиться организатором создания первого "толстого" литературный журнал Одессы "Объединение". В Театре "Урания" с успехом проходят литературные чтения: И. Бунина, А. Толстого, Э. Багрицкого, а "Дом кружка артистов" становится одним из центров культурной жизни Одессы 1918-1919 гг.
     Из многочисленных украинских изданий 1917-1918 гг. нужно выделить наиболее профессиональные литературно - публицистические журналы: "Вільне життя" "Вестник Одеси", что выходили под редакцией профессора М. Слабченко и литератора И. Липы, газеты: "Херсонщина", "Черноморська хвиля", "Запорожець". Реальная образования украинизация началась с апреля 1918 г. когда в школах были намечены к преподаванию украинский язык и украинская история, были созданы ускоренные курсы украинознавства и украинского языка для учителей Одессы и уездов. С сентября 1918 г. в некоторых школах города началось преподавание на украинском языке. Но уже с января 1919 г. украинизация сворачивается белогвардейцами.
     С октября 1918 г. по март 1919 г. на возрожденной кинофабрике "Мирограф", было снято 11 художественных фильмов, в четырех из них снялась звезда немого кино Вера Холодная. В этот период ряд полнометражных картин выпустила кинофабрика "Мизрах". В "красной" Одессе апреля - августа 1919 г. преимущественно снимались агитфильмы Одесской кинофабрикой Всеукраинского фотокиноуправления и Кинофабрикой подчиняющийся политотделу дивизии. Три художественные фильма были сняты в Одессе в эпоху правления деникинцев (августе 1919 - февраль 1920) .
     1918 год для Одессы стал театральным... Город был просто переполнен театральными группами и студиями, сценических площадок не хватало, вновь организованные театры, часто прогорают, не успев расцвести. В 1918 г. в Одессе, развивается украинский театр. Наряду с выступлениями "Вольного украинского театра", организуется "Одесский украинский театр" (И. Салюка), активно выступает украинская труппа А. Суслова в "Театр народа", проходят гастроли "Молодого театра" (Л. Курбаса).
     Как грибы после дождя возникают кабаре, варьете, носящие ошеломляющие названия: "Ко всем чертям", "Театр-Гротеск", "Веселая канарейка"... Идолом одесской публики стал певец "в облике Пьеро" - Александр Вертинский, что жил и выступал в Одессе с июня 1918 г. по декабрь 1919 г. (с перерывами). В Одессе тех лет был создан Союз театральных деятелей, Школа сценического искусства, Свободная мастерская пластических искусств. Порадовали любителей музыки концерты Р. Глиера, что стали программными в Одесской филармонии сезона 1918 г., а театралов - гастроли труппы Московского художественного театра в 1919 г.
     Однако "диктатура пролетариата" с апреля 1919-го активно вмешивалась в культурную жизнь Одессы, пытаясь создать унифицированную новую социалистическую "пролетарскую культуру". Комиссар просвещения Одессы Е. Щепкин приказывает реорганизовать театры "по типу театров Советской России" и ликвидировать "мещанский" театр, журнал "Пролетарская культура" призывает к формированию театра "нового типа", занимающегося большевистской пропагандой и агитацией, а все местные театры превратить в "орудие социалистической культуры".
     Весной 1920 г. в Одессе возникают "ростки нового искусства": "Производственная мастерская революционного синтетического театра" и театр "Красный факел". Губернский театральный комитет проводит перерегистрацию театров, запрещая существования нескольких "подозрительных" театров, отдельные "буржуазные" пьесы, вводя жестокую цензуру. Пьесы начинают ставиться только с разрешения Губполитпросвета, проходит национализация театров.
     В 1920 г. заметно "левеет" и местная литература. С марта 1920 г. наиболее талантливые литераторы, оставшиеся в Одессе, работают в пропагандистской организации "ЮГРОСТа": Э. Багрицкий, М. Кольцов, В. Нарбут (глава ЮГРОСТа), В. Катаев, Ю. Олеша, И. Ильф... С апреля 1920 г. в Одессе организуется "Коллектив поэтов": Э. Багрицкий, Ю. Олеша, В. Катаев, Л. Славин, З. Шишова, А. Адалис, С. Бондарин и др. Поэты из этого "коллектива" - сторонники нового революционного искусства. Они декламируют свои стихи в литературном кафе "Поэон - 4-й", печатают свои произведения в большевистских изданиях: "Лава" (литературное), "Облава" (сатирическое). В этих же журналах в 1920 г. публикуются, примыкавшие к "Коллективу поэтов" В. Соссюра и И. Бабель. Поэт Пролиткульта С. Глаголин создает молодежную Ассоциацию Художников-литераторов-артистов (Хлам) и открывает одноименное скандальное кафе, где собирались молодые "левые" представители культуры.
     До революции в Одессе ежегодно издавалось около 600 изданий (80 % - на русском языке, 1-3 % - на украинском), около 60 местных газет и примерно 30 журналов. ("Вечерняя почта", "Одесская почта", "Одесский листок"…). В 1920 г. издавалось только 10 местных газет и 3 журнала ("Известия", "Одесский коммунист", "Моряк", "Профессиональная жизнь", "Більшовик" и др.).