![]() |
Общеправовая подготовка для юристов-практиковКонстатируя на отдельных примерах факт неудовлетворительных знаний юристами-практиками (http://jurists.od.ua) общетеоретических положений о государстве и юридической системе, в данной статье подчеркивается необходимость совершенствования преподавания в высшей школе актуальных проблем государства и юридической системы как одного из наиболее действенных путей повышения профессионального уровня юристов во всех направлениям их деятельности. Утверждается - если для школьника первоочередным источником знаний является букварь, то для юриста таким «букварем» является общая теория государства и права. На сегодняшний день значительная часть правоведов высшей школы сходится на том, что большинство юристов имеют крайне поверхностные знания из основных положений общей теории государства и права. Досадным является и то, что такие примеры наблюдаются среди законодателей, а также кандидатов и некоторых докторов юридических наук (преимущественно специалистов по теории той или иной отрасли права). Еще раз убедиться в этом можно при просмотре трансляции заседания Верховной Рады Украины (ссылка), на котором принимался Закон «О нормативно-правовых актах». Сложилось впечатление, что и докладчик, и ведущие юристы фракций, и депутаты - бывшие высокопоставленные чиновники юридических органов государства не в полной мере знакомы с таким, например, положением общей теории государства и права, как: законы делятся на пять категорий; подавляющее большинство подзаконных нормативно-правовых актов принимается в области административно-распорядительного функционирования государства; именно положениями подзаконных нормативно-правовых актов регулируется подавляющее большинство отношений общества как в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, так и в сферах внутриорганизационной деятельности других государственных и негосударственных организаций и внешних юридически властных полномочий общественных организаций. А это значит, что, во-первых, и законы, и подзаконные нормативно-правовые акты имеют разную степень юридической силы, то есть свою иерархию; во-вторых, они требуют узаконенного специфического порядка (процедуры) их принятия и вступления в юридическую силу. Поэтому вопрос о том, владели ли вышеупомянутыми положениями участники обсуждения вышеупомянутого Закона и осознавали ли они их значение, остается риторическим. Иначе как можно было расценить, скажем, внесения предложения о включении Генеральной прокуратуры в перечень органов, нормативно-правовые акты которых подлежат регистрации в Министерстве юстиции Украины. К счастью, это предложение не нашло поддержки, но при этом необходимо отметить, что мотивация ее отклонения получилась какой-то неуверенной и неоднозначной, то есть ее невосприимчивость в данном случае мотивировалась не в правовом, а на подсознательном уровне. А статья 117 Конституции Украины как основного аргумента невосприимчивости этого предложения так и не была задействована. По материалам сайта http://jurists.od.ua |
![]() |