|
|
|
" Времен связующая нить "
На месте нынешней Одессы в конце XІV в. рыцари, главы Великого Русско-Литовского княжества, достигшие берегов Черного моря, основали порт Качибей. Их господство здесь было не столь продолжительным, как султанской Турции и ее вассала - Крымского ханства. С турками и татарами почти всегда в состоянии войны находилось украинское казачество - главное действующее лицо в сложных, иногда противоречивых процессах истории Украины вплоть до конца XVIII столетия.
К уникальным памятникам казацкой старины относятся печатные издания, огнестрельное и холодное оружие, живописные полотна, этнографические материалы. Они когда-то являлись составной частью коллекции музея Императорского Одесского общества истории и древностей.
Необычайный интерес вызывает икона "Покрова Богородицы" (1836), писанная с оригинала конца XVIII века. На ней, помимо Богоматери, Святителя Николая, Архангела Михаила, среди молящихся запорожцев изображен последний кошевой атаман П. Калнышевский. Он обращается с молитвой к Богоматери о защите казаков Запорожской Сечи: "Молимся, покрой нас честным своим покровом, избави от всякого зла", на что она отвечает: "Избавлю и покрою люди моя"... Однако, по указу императрицы Екатерины II в 1775 году, Сечь была ликвидирована, запорожское войско распущено.
Но до конца своих дней бывшие запорожцы хранили верность традициям и памяти сечевой вольницы. Так было и с братьями Шиянами - Иваном и Яковом. Их документально точные портреты - в полный рост, в парчовых жупанах, в сафьяновых сапогах, с саблями - выполнил неизвестный художник в 1784 г. Портреты были заказаны церковной общиной для Никопольской, сечевой Покровской церкви. Именно для этой церкви братья Шияны, будучи ктиторами - церковными старостами, заказали на свои деньги иконостас.
Храмам казаки жертвовали деньги, драгоценности, иконы, книги. Редчайшими из последних являются Острожская Библия (1581) и Требник (1606). На полях Требника сохранилась и дарственная надпись, сделанная неизвестным казаком Самарскому монастырю, находившемуся на землях Запорожской Сечи.
Собирательный образ запорожца, отличавшегося бесшабашной смелостью и пренебрежением к смерти, всегда ассоциируется с "Казаком Мамаем". Его рисовали на холстах, на дверях, ставнях и просто на оштукатуренных стенах. Обычно его изображали сидящим под деревом и играющим на торбане, в традиционной казацкой одежде рядом с конем.
После роспуска Сечи бывших запорожцев не устраивала появившаяся возможность оседлого образа жизни. Многие из них стремились на военную службу и успели прославить себя подвигами во время русско-турецкой войны конца XVIII века.
|
|
|
|
|
|