|
|
|
От Ришелье до Маразли
Ученые, музыканты, артисты, художники, писатели сыграли в становлении и развитии Одессы нс меньшую роль, чем промышленники, строители, банкиры и купцы. Первые государственные учебные заведения в городе появились еще при герцоге Ришелье. Это были приходское и уездные училища, как первые две ступени коммерческой гимназии.
В 1817 году был учрежден лицей, впоследствии названный Ришельевским.
Большую симпатию и уважение у всех прогрессивных слоев одесского общества вызывал Н. Пирогов. Он, будучи в 1856-1858 гг. попечителем Одесского учебного округа, смог обосновать в своих докладных записках в Петербург необходимость реорганизации Ришельевского лицея в университет. Хотя план такой реорганизации возник еще в 40-е годы ХIХ в. при попечителе учебного округа Д. Княжевиче, но осуществился он только в 1865 г. по Высочайшему указу. В учрежденном университете были открыты три факультета: историко-филологический, юридический и физико-математический. В разное время в университете преподавали такие ученые, как И. Мечников. И. Сеченов, Ф. Успенский. К. Брун, А. Ковалевский, К. Добролюбский и многие другие.
Преподаватели университета были членами научных обществ: Новороссийского общества естествоиспытателей, Историко-филологического общества, Библиографического общества, а также Одесского общества истории и древностей.
Среди учебных заведений, имевших профессиональную направленность, выделялось Одесское Художественное училище. Оно было создано в 1889 г. на базе Рисовальной школы Одесского товарищества поощрения изящных искусств и находилось в ведении Петербургской Академии художеств.
Преподаватели и многие бывшие выпускники школы стали членами созданного в 1890 году Товарищества южнорусских художников, устраивавшего выставки и издававшего каталоги, на которые всегда живо реагировала пресса.
Имя художника Кириака Константиновича Костанди неотделимо от Одесской Рисовальной школы и тем более от Товарищества южнорусских художников, председателем которого он был с 1902 по 1921 гг.
Одесса всегда привлекала внимание не только художников, но и писателей, поэтов. Некоторые из них возвращались в город снова и снова. Но "грамоту на бессмертие города", по словам поэта В. Туманского, предоставил А. Пушкин, когда приехал в Одессу в 1823 г.
Очень любил Одессу А. Куприн. Его произведения "Гранатовый браслет", "Гамбринус", "Поединок" создавались в нашем городе. Александра Ивановича современники считали любителем сильных впечатлений. Большую часть из них он получал в Одессе, когда обучался водолазному делу, или когда летал на аэроплане вместе с атлетом Иваном Заикиным.
В Одессе родилась великая поэтесса Анна Ахматова (Анна Горенко); здесь, развивая пушкинские традиции, возник кружок "Зеленая лампа", который посещали Эдуард Багрицкий и Юрий Олеша. Прозу Одессы обогатил колоритный язык, образы и типы персонажей Исаака Бабеля.
Литературную жизнь Одессы творили и классики украинской литературы. Здесь дважды бывал Николай Гоголь. Произведения Ивана Франко и Леси Украинки печатались в газете "Одесский вестник", журналах "Жизнь Юга", "Южные записки", "Мгновение", альманахе "3 над хмар i з долин" и пользовались успехом у горожан.
Но любая творческая деятельность была бы обречена на провал без поддержки меценатов-благотворителей, которыми всегда славилась Одесса. Среди них почетное место занимает Григорий Маразли.
Благодаря меценатству особое место в истории культуры Одессы занимала и театральная жизнь. Почти с самого основания города здесь стали появляться странствующие театральные труппы.
В 1809 г. по проекту петербургского зодчего Ж. Тома де Томона был построен первый Городской театр, и театральная жизнь закипела...
Среди ранних значительных выступлений на одесской сцене отмечены гастроли высокопрофессиональной драматической крепостной труппы князя А. Шаховского, имевшие большой успех. Но вскоре в Одессе на долгое время установилось господство итальянской оперы. У театралов 20-х-30-х годов XIX в. на устах звучали имена Каталани, Гризи, Замбони, Морикони и Тассистро.
В 1837 г. летом в Одессу с труппой Ерехина приехал Михаил Семенович Щепкин. Он буквально потрясал зрителей каждой из сыгранных ролей - это и Городничий в "Ревизоре" - бессмертном творении Н. Гоголя, и Гарпагон в "Скупом" Ж.-Б. Мольера, и Гаррисон в "Она помешана" А. Мельвиля.
В историю театральной Одессы замечательную страницу вписали выступления корифеев украинской сцены: М. Заньковецкой, М. Кропивницкого, И. Саксаганского, М. Старицкого, Н. Садовского.
Музыкальная история города ассоциируется с именами композиторов П. Чайковского, А. Рубинштейна, И. Римского-Корсакова, А. Глазунова, Н. Лысенко, которые приезжали в Одессу; здесь часто звучали их произведения. В Одессе жил и творил украинский композитор и педагог П. Нищинский. Много сделал для знакомства одесситов с творчеством классиков музыкального искусства дирижер И. Прибик.
В начале XX в. одесская публика, ожидавшая с нетерпением новой театральной постановки или концерта, после того как "Люмьеровский поезд" ворвался в Одессу, стала проявлять повышенное внимание и к кинематографу. Поэтому так интересны материалы, рассказывающие о деятельности в Одессе "Королевы кино" Веры Холодной, кинорежиссера П. Чардынина и других деятелей зарождавшегося киноискусства.
|
|
|
|
|
|