|
|
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 1)О. Ерошкина История одного везения. Имя, или вернее фамилия Антонины Васильевны Неждановой в Одессе буквально на слуху. В ее честь названы и линия в паутине улиц, и консерватория, ставшая академией. Стены Мариинской гимназии помнят ее гимназистской, окончившей положенные семь классов и восьмой (педагогический). Чуть более погружены в прошлое как ее рождение в селении Кривая Балка под Одессой (1), так и работа учительницей в Городском девичьем училище (2), пение в студенческом хоре Новороссийского университета. (3) А дальше… Москва. Трудная учеба в консерватории (4), блестящий дебют на сцене Императорского Большого театра в 1902 г. (5) Положение примадонны революция не поколебала, а увенчала помпезным бенефисом через 30 лет (6). Затем, в основном, преподавательская методическая работа вплоть до кончины. (7) После отъезда из Одессы в Москву в 1899 г. происходят лишь кратковременные визиты Антонины Васильевны в родной город, в родные места: вынужденно в 1914 г., когда гастрольный тур за границей оборвало начало 1 мировой войны (8), и с концертами в 1925-1926 гг. (9) И все. Еще один отрезанный ломоть соленого одесского хлеба. Но… судьба всегда хранила и жизнь, и голос "южнорусского соловья". Продолжает хранить память о ней после смерти, вырывает из небытия тех немногих, кто был дорог ей и кому была дорога она, Антонина Васильевна Нежданова. Чудом заплатила семья Фармаковских деньги за ее обучение в восьмом (педагогическом) классе гимназии, - предыдущие семь были бесплатными как для дочери учителя. (10) Чудом друг детства, Михаил Константинович Бурда, одесский врач, внес плату за обучение в Московской консерватории и затем ежемесячно высылал деньги. (11) Совсем уж удивительным образом заболели все три исполнительницы партии Антониды в опере М. Глинки "Жизнь за царя", и дирекция Большого театра вынуждена была пригласить дебютантку, которую ранее за отсутствием вакансии отказалась зачислить в штат театра… (12) Немногие материалы, непосредственно связанные с личностью А. В. Неждановой, имеющиеся в фондах Одесского историко-краеведческого музея, давно и подробно изучены. Но судьба вновь вмешалась в удел своей любимицы: строки из воспоминаний певицы оживают в музейных единицах хранения. К сожалению, долго воспитывавшееся в нас пренебрежение к мемуарам как историческому источнику сыграло злую шутку, так как страницы друг у друга переписанных "научно-объективных" книг оказались более лживыми, чем субъективные взгляды мемуаристов. Это в полной мере относится к А. В. Неждановой - автору. Например, немногие связывают уцелевший и ныне действующий храм св. Пантелеимона на территории курорта "Куяльник" с ее именем. А ведь именно там, по предложению Г. Маразли, принял сан священника отец певицы: работал учителем в народном училище при храме, правил церковные службы в воскресные и праздничные дни, жил с семьей на квартире учителя также при храме. (13) Стало быть, А. В. Нежданова была не только дочерью учителя, но и дочерью священнослужителя, что делало еще более предосудительным в глазах окружающих выбор ею артистической деятельности (14). Ни в одной из биографических книг об Антонине Васильевне этого не написано (15). А в воспоминаниях - есть, причем изданы они в 1967 г., без изменений, в авторской редакции. Трудно представить себе, как сложился бы жизненный путь Неждановой, не заплати М. К. Бурда деньги за ее учебу в консерватории. Может быть, училась бы за стипендию в Московском Филармоническом училище. (16) Может быть, вернулась бы в Одессу сломленной. Может быть, может быть … Судьба вознаградила благодетеля. Он явно пожертвовал не лишними деньгами: все-таки он был семейный человек (17). Память сохранилась. Адрес-календарь Одесского градоначальства на 1905 г. (18) в разделе "Врачи" свидетельствует: "Бурда Михаил Константинович, внутр. болезни. Торговая, 5" (19). Итак, обретает "свет и звук" адресат фото А. В. Неждановой в роли Маргариты из оперы Гуно "Фауст" с дарственной надписью на паспарту: "Дорогому другу Михаилу Константиновичу Бурда отъ любящей А. Неждановой. 31-е марта 1917 г." (20). Кроме того, вскользь сделанное упоминание о том, что он - друг детства был сыном "зажиточного крестьянина из Кривой Балки" также подтверждалось! (21) "Формулярные списки о священно-церковно-служителяхъ предместья г. Одессы, Усатовыхъ Хуторовъ Рождество-Богородичной церкви" (1822 - 1906 гг.) в течение 1879-1885 гг. включительно свидетельствуют: "одесскій мещанинъ Константинъ Петровъ сынъ Бурда избранъ в должность Церковнаго старосты" (22). Именно в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Усатово был приглашен петь на праздничных богослужениях хор из учеников народного училища и любителей-взрослых. Его регентом был отец А. В. Неждановой. Сама же она, "канареечка Тонечка", солировала. (23) Так связались воедино фото с дарственной надписью, адрес-календарь и строки формулярных списков, повествуя о благодеянии, которое помогло состояться таланту. Везение? Да, безусловно. (1) Нежданова А. В. Воспоминания // Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования. - М.: Искусство, 1967. - С.9. (2) Там же. - С.30. (3) Там же. - С.37. (4) Там же. - С.49. (5) Там же. - С.73. (6) Там же. - С.168. (7) Поляновский Г. А. Нежданова А. В. Популярная монография. - М.: Музыка, 1970. - С.58. (8) Нежданова А. В. Воспоминания… - Указ. соч. - С.122. (9) Там же. - С.155. (10) Там же. - С.29. (11) Там же. - С.48, с.213. (12) Там же. - С.72. (13) Там же. - С.25. (14) Там же. - С.15. (15) Например: Антонина Васильевна Нежданова. [Артистка оперы. Большой театр СССР]. - М.: Искусство, 1953. - 16 с. (16) Нежданова А. В. Воспоминания… - Указ. соч. - С.48. (17) Там же. - С.44. (18) Одесский историко-краеведческий музей (далее - ОИКМ). - Инв. № Пи-10099. (19) Адрес-календарь Одесского градоначальства на 1905 г. - Одесса, 1905. - С.628. (20) ОИКМ. Инв. № Ф-6446. (21) Нежданова А. В. Воспоминания… - Указ. соч. - С.44. (22) ОИКМ. Инв. № Д-690. - Л.396, 402, 408, 414, 420, 424, 431. (23) Нежданова А.В. Воспоминания… - Указ. соч. - С.14.
|