ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 069(477.75)

И. Попова

К вопросу о развитии Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя как научно-исследовательского учреждения     (скачать pdf)


Аннотация: В статье раскрывается история создания и развития Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, описываются панорамы Ф. Рубо, хранящиеся в музее.
Ключевые слова: музей, Севастополь, Ф. Рубо, панорама.

    Создание в недавно восстановленном после Великой Отечественной войны Севастополе историко-художественных памятников - панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." и диорамы "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.", а затем объединение их в единый музей (создан в соответствии с постановлением Совета Министров Украинской ССР от 6 августа 1960 г. №1268) было обусловлено социальной потребностью послевоенного советского общества в осмыслении и увековечении как подвига народа в Великой Отечественной войне, так и несколько по-новому подвига героев обороны Севастополя в Крымской войне.
    Научная концепция Музея героической обороны и освобождения Севастополя была заявлена уже в его названии. Основой ее формирования стала задача изучения двух героических оборон Севастополя - 1854- 1855 гг. и 1941-1942 гг. и его освобождения от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 г. Затем совершенствовалась и расширялась в связи с новыми задачами музея.
    При создании музея было организовано два исследовательских отдела: "Крымской войны" на базе панорамы и "Великой Отечественной войны" на базе диорамы. Из 17 научных сотрудников предшествовавшего опыта музейной научной работы не было практически ни у кого.
    Для всемерного развертывания научно-исследовательской работы музей не располагал ни собраниями памятников истории, ни источниковой базой для теоретических исследований. Достаточно сказать, что на 1 января 1961 г. в фондах музея было всего 1320 музейных предметов, в т.ч. живописи - 208, графики - 62, скульптуры - 14, прикладного искусства - 206. Из общего количества 475 экспонатов находились в экспозиции1.
    Первым опытом научной музейной работы стала работа экспозиционная. В момент создания музея в панораме и в диораме уже существовали экспозиции в выставочном варианте. В здании панорамы были представлены этюды Ф. А. Рубо и фрагменты живописного полотна его панорамы "Штурм 6 июня 1855 г.", этюды советских художников.
    Начало комплектования фондов по периоду Великой Отечественной войны вообще относится к апрелю 1959 г., т. е. всего за год до открытия в диораме экспозиционного зала. В силу этого создание полноценной экспозиции, естественно, вызывало определенные трудности. Помощь в ее создании оказали профильные музеи страны и ветераны - участники боев за Севастополь. На территории диорамы были также созданы постоянные выставки образцов военной техники: советской - более 30 наименований, трофейной немецкой - 5 наименований2.
    В 1959 г. были сняты ограничения по въезду в Севастополь, и количество посетителей музея уже в первый год его работы составило более миллиона человек3. При такой посещаемости в летний период музей работал с 7.00 до 23.00, в зимний - с 9.00 до 21.00. Работали в 2 смены, без перерыва, в летний период - без выходных4. При этом научные сотрудники выполняли функции не только экскурсоводов, но и диспетчеров по организации экскурсионного обслуживания, и времени на научные исследования не хватало.
    Однако, несмотря на такой явный приоритет научно-просветительной работы, уже с первого года существования музея начался активный процесс его формирования и как научно-исследовательского учреждения. Потребовались научные командировки в центральные архивы и библиотеки страны, потребовалось целенаправленное комплектование коллекций и тщательное изучение источников, личные контакты с участниками событий, связи с другими музеями, чтобы появились новые экспозиции, научные работы, печатные издания.
    Одним из главных направлений в научной работе музея в 1960-е гг. стала организация мероприятий, посвященных годовщинам героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. и освобождения города в 1944 г. Первое из таких мероприятий, посвященное 20-летию обороны Севастополя, проводилось в октябре 1961 г. Музей здесь впервые выступил в роли организатора5.
    Значительную роль в организации и проведении таких мероприятий играл созданный в 1961 г. Совет музея, в который помимо руководства музея и историков города вошла большая группа ветеранов войны, в том числе участников обороны и освобождения Севастополя. Расширенные заседания Совета музея проводились на уровне военно-научных конференций, тщательно готовились, состав приглашенных, а также докладчики согласовывались с Военно-научным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. На заседания приглашались многие участники обороны и освобождения Севастополя из разных городов страны. Опыт общения с участниками боев за город трудно переоценить.
    После принятия в 1964 г. известного постановления ЦК КПСС "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся" перед музеем была поставлена задача создания экспозиции по истории Севастополя от основания города в 1783 г., которая определила проблематику и направленность основного комплекса научных исследований на годы вперед. С этой целью в музее были созданы два новых экспозиционных отдела - истории дореволюционного Севастополя - 1783-1917 гг. и советского периода истории Севастополя с 1917 г.6 Музей фактически стал музеем истории города.
    1970-е гг. - период активного накопления опыта музейной работы, расширения и детализации научных исследований в соответствии с новыми задачами музеев.
    О возросшем уровне научной работы музея в этот период, степени изученности профильной исторической проблематики можно судить по новым, созданным в это время экспозициям в залах панорамы и диорамы, которые приобрели логическую стройность и воспринимались в одном комплексе с этими художественными произведениями, в оборонительной башне Малахова кургана (с 1962 г. в составе музея), в открывшемся в 1967 г. мемориальном Доме-музее севастопольских подпольщиков 1942-1944 гг., на примере которого можно проследить весь путь создания музея от начала изучения в 1961 г. научной темы до завершенной музейной экспозиции.
    В этот период по специальным планам продолжалась подготовка к созданию новых экспозиций во Владимирском соборе - усыпальнице выдающихся адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина (с 1973 г. в составе музея) и в храме Св. Николая (храме-пирамиде) на Братском кладбище защитников Севастополя 1854-1855 гг. В связи с реставрацией и планировавшейся музеефикацией этих православных храмов, являющихся памятниками истории, проводились историкоархивные и библиографические исследования, которые были учтены в проектных концепциях их восстановления и реставрации.
    В это же время осуществлялась работа по созданию научной документации экспозиций в историко-революционном памятнике форте Литер А-5, музее истории Севастопольской комсомольской организации и в будущем Мемориале защитникам Севастополя 1941-1942 гг. Из всех этих проектов по различным, не зависевшим от музея причинам, был в те годы реализован только экспозиционный проект музея истории комсомольской организации, открытого в 1977 г., где фактически на примерах истории комсомола города был показан весь советский период истории Севастополя. Музей существовал до 1991 г.
    Что касается Мемориала защитникам Севастополя 1941-1942 гг. на мысе Хрустальном, строительство которого было прекращено в начале 1990-х гг. в связи с отсутствием финансирования, совместно с ветеранами мы на протяжении ряда лет постоянно поднимаем вопрос о новом строительстве и необходимости создания в Севастополе достойного музея обороны города 1941-1942 гг., и одновременно полностью перерабатываем тематико-экспозиционный план, созданный еще в 1980-е гг.
    В 1970-1980 гг. основным требованием к традиционным для музея научным работам (научным справкам, справочным материалам и др.) стало обязательное использование архивных документов и материалов фондовых коллекций. Особые требования предъявлялись к анализу исторической обстановки, выявлению новых фактов, имен, событий того или иного периода истории города. В этот период было выработано правило - научные работы должны быть написаны с учетом музейной специфики и практических задач по комплектованию коллекций, содержать выводы, основополагающе при создании будущих экспозиций.
    Одним из важных для Севастополя направлением исследований, имеющим большое практическое применение, являются научные исследования с целью увековечения памяти героев боев за город. Так, большая научная работа была проведена в 1970- 1980-е гг. в связи с сооружением Мемориальной стены в честь обороны Севастополя 1941-1942 гг. на площади Нахимова, мемориальных плит с нанесением имен Героев Советского Союза и наименований воинских частей у памятника Славы на Сапунгоре.
    В 1970-е гг. была заложена традиция проведения на базе музея научных конференций, как по актуальным вопросам музееведения, так и по вопросам профильной исторической тематики. Следуя этой традиции, только в последние несколько лет музеем проведены научно-исторические и научно-практические конференции, приуроченные к 150-летию начала Крымской войны 1853- 1856 гг.; 150-летию и 155-летию начала обороны Севастополя 1854- 1855 гг.; 100-летию Севастопольской панорамы (2005 г.); 60-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков (2004 г.) и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (2005 г.); 50-летию создания нашего музея и 105-летию панорамы (2010 г.) Такие конференции являются неотъемлемым компонентом современного комплексного изучения вопросов истории Севастополя и практики музейного дела.
    В 1980-е гг., когда музей уже располагал необходимым опытом и квалифицированными научными кадрами, одним из направлений его работы стали музееведческие исследования по вопросам массовой научно-просветительной и выставочной работы, были написаны методические разработки экскурсий, многочисленные методические рекомендации по работе общественных музеев и др.
    К тому же нужно отметить, что поскольку в Севастополе существовали в то время только технические высшие учебные заведения, долгие годы музей был, да и сейчас остается пожалуй единственным научным учреждением в городе, которое в полном объеме изучает всю историю
    Севастополя от его основания, является центом по развитию исторического краеведения.
    Сегодня научная деятельность коллектива музея осуществляется в широком диапазоне. 55 научных сотрудников проводят исследования по 122 темам, в числе этих тем 89 - исторические исследования с учетом музейной специфики, 33 - темы по теории и методике музейного дела, а также связанные с изучением фондовых коллекций.
    Одним из основных направлений научноисследовательской работы коллектива является исследование, атрибуция, классификация, систематизация и введение в научный и практический оборот фондовых коллекций. В 1990 г., когда музейное собрание насчитывало уже почти 90 тыс. ед., научной частью был поставлен вопрос о каталогизации музейных коллекций, разработан и утвержден перспективный план этой работы7. На сегодняшний день в научном архиве музея - 63 каталога.
    К настоящему времени изданы пока только три музейных каталога: "Живопись, графика, скульптура" (1970), "Этюды и эскизы Ф. А. Рубо к Панораме "Штурм 6 июня 1855 г." (2006), "Фрагменты живописного полотна панорамы Ф. А. Рубо "Штурм 6 июня 1855 г.". Из коллекции Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя" (2009). В ближайшем будущем музей планирует дальнейшую подготовку подобных изданий в целях популяризации музейных коллекций.
    Издательская деятельность осуществлялась в музее с момента его создания. Но в первые годы она была направлена главным образом на издание популярной, пропагандирующей музей печатной продукции (буклеты, путеводители, листовки о Героях Советского Союза и др.). Ситуация кардинально изменилась в 1990-е годы, а в 2002 г. в музее был создан научно-исследовательский редакционно-издательский отдел. И первым одновременно исследовательским и издательским проектом стала "Книга Памяти города-героя Севастополя", работа по подготовке которой была целиком возложена на музей. В семи вышедших томах этого издания - многолетняя целенаправленная научная работа по составлению поименных списков погибших, умерших от ран, пропавших без вести в боях за Севастополь в годы Великой Отечественной войны, а также севастопольцев, погибших при исполнении воинского долга в мирное время. Всего в семи томах "Книги Памяти города-героя Севастополя" около 111000 имен.
    В настоящее время многие планируемые виды научно-исследовательской работы в музее прочно увязываются с издательской деятельностью, т. к. только после опубликования исследований в печати можно считать, что они окончательно введены в научный оборот.
    Так, например, продолжается реализация начатого в начале 2000-х гг. исследовательского и издательского проекта - серии биографических справочников, посвященных памяти погибших русских офицеров - защитников Севастополя и Крыма в 1854-1855 гг. На основе всестороннего научного изучения истории Севастополя 1783-1917 гг. с конца 1980-х гг. реализовывается исследовательский проект "Старый город", предполагающий на основе документальных и изобразительных источников реконструкцию облика Севастополя XIX - начала XX вв., изучение истории населения города, характерных черт быта, социальных и культурных контактов. По мере реализации данного исследовательского проекта созданы научно-справочные картотеки, разработаны экскурсии, появился целый ряд музейных изданий.
    У нас есть конкретные результаты совместной научной и издательской деятельности с Международным Советом панорам, членом которого наш музей является с 1999 г.
    На примере нашего музея могу сказать, что сегодня научная деятельность музеев связана не только с сохранением и интерпретацией культурного наследия, но и зачастую с необходимостью участия в решении общественных проблем. В начале XXI в. одна из наших ведущих, музееобразующих тем "Крымская война 1853- 1856 гг. и оборона Севастополя 18541855 гг." оказалась вне официальной украинской историографии, т. к. была отнесена к разделу зарубежной истории. Благодаря усилиям администрации Автономной Республики Крым, Севастопольской госадминистрации и Севастопольского городского Совета, работам крымских историков, и в значительной степени исследовательской работе сотрудников музея, Президентом Украины Л. Д. Кучмой 22 июля 2003 г. был подписан Указ "О 150-летии Восточной (Крымской) войны 1853- 1856 гг."8. В результате реализации данного Указа в городе был восстановлен целый ряд разрушенных памятников Крымской войны. В сентябре 2004 г. в Севастополе прошли посвященные этой дате мероприятия на высоком уровне с участием представителей стран-участниц Крымской войны. И музеем продолжаются исследования, призванные обосновать, что практически вся территория современной Украины, входившая в сер. XIX в. в состав Российской империи, была охвачена событиями Крымской войны. Такие исследования выявляют необходимость комплектования новых музейных коллекций, а также дальнейшую реализацию в музейных изданиях и экспозициях.
    В соответствии с историко-художественным профилем в музее с момента его создания проводятся научные исследования не только в области истории, музееведения, но и в области искусствоведения. Это исследования панорамной живописи, и в первую очередь батальных произведений, представляющих основные экспозиции музея - панорамы и диорамы; изучение творческого пути Ф. А. Рубо, художников, создававших новую панораму после Великой Отечественной войны, авторов диорамы.
    56 лет находятся в фондах сначала Музея- панорамы, затем Музея героической обороны и освобождения Севастополя фрагменты живописного полотна панорамы выдающегося русского художника-баталиста Ф. А. Рубо "Штурм 6 июня 1855 г.". Позволю себе напомнить историю панорамы Ф. А. Рубо. Она была создана в 1905 г. к 50-летию обороны Севастополя, экспонировалась вплоть до последних дней второй обороны города, когда 25 июня 1942 г. здание панорамы подверглось бомбардировке, вызвавшей разрушение и пожар. Разрезанное при спасении на фрагменты полотно было вывезено из Севастополя. После войны фрагменты послужили основой для создания новой панорамы. В 1955 г. Дирекцией художественных выставок и панорам СССР они были переданы Музею- панораме, стали первыми в книге поступлений и положили начало формированию музейной коллекции. Некоторые из них экспонировались на немногочисленных выставках, два представлены в музейных экспозициях в настоящее время. Большинство же из них, накатанные на валы, хранятся в фондовом помещении.
    И только в 2005 г. за год до празднования 100-летия со дня рождения Ф. А. Рубо сотрудниками Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя (далее - НМГООС) при помощи военнослужащих ВМС ВС Украины была впервые осуществлена размотка всех без исключения полотен. Визуально было определено состояние фрагментов, степень утрат; были произведены все замеры и описания. По итогам проделанной в 2005-2006 гг. исследовательской работы установлено, что в фондах НМГООС находятся: 37 фрагментов полотна панорамы Ф. А. Рубо; 2 эскиза к панораме;
    4 полотна диорам Ф. А. Рубо "Подземно-минные работы"; более 40 неучтенных кусков одноцветного и с отдельными мазками сдублированного холста9. Научные исследования фрагментов в 2006-2009 гг. послужили основой для написания каталога "Фрагменты живописного полотна панорамы Ф. А. Рубо "Штурм 6 июня 1855 г." из коллекции Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя". Проведенная исследовательская работа, первоисточником которой явились сами фрагменты полотна панорамы Ф. А. Рубо "Штурм 6 июня 1855 г.", помогла нам сделать главный вывод: панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг.", при создании которой советскими художниками был внесен ряд существенных корректив (изменение колорита на более светлый и торжественный, внесение ряда новых эпизодов), не является, как утверждалось ранее, воссозданной панорамой "Штурм 6 июня 1855 г.". Сегодня мы уже можем говорить о существовании двух монументальных произведений, каждое из которых имеет свои художественные достоинства. Именно поэтому мы считаем сегодня одной из своих главных задач, помимо перечисленных выше, организацию научной реставрации (на сегодняшний день из 37 фрагментов полотна отреставрировано 5) и экспонирование подлинного произведения Ф. А. Рубо, которое бесспорно является национальным достоянием Украины, как и панорама советских художников "Оборона Севастополя 1854-1855 гг.".

1 Годовые отчеты о работе музея и отделов за 1960 г. // Научный архив НМГООС. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 23. - Л. 6.
2 Там же.
3 Там же. - Л. 1, 3.
4 Паспорт музея за 1960 г. // Технический архив НМГООС. - Д. 1- 1.5. - Л. 3- 4.
5 Годовые отчеты о работе музея и отделов за 1961 г. // Научный архив НМГООС. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 31. - Л. 10.
6 Приказы по административно-хозяйственным вопросам и личному составу за 1968 г. // Технический архив НМГООС. - Л. 57- 58.
7 Протоколы заседаний научно-методического совета музея за 1990 г. // Научный архив НМГООС. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 1055. - Л. 35.
8 О 150-летиии Восточной (Крымской) войны 18531856 гг.: Указ Президента Украины от 22 июля 2003 г. № 1739/2003 // Урядовый курьер. - 2003. - 6 августа.
9 Костюченко С. В. Фрагменты живописного полотна Панорамы Ф. А. Рубо "Штурм 6 июня 1855 г." из коллекции Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя: Каталог. - Симферополь, 2009. - С. 55- 59.