|
|
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)УДК 069.5:908(477.74) "2006/2010" О. Каражей Выставочная деятельность музея "Степова Украина" 2006-2010 гг.  (скачать pdf) Аннотация: Отделу Одесского историко-краеведческого музея "Музей "Степова Украина" 27 апреля 2011 г. исполнилось 5 лет. Приоритетной задачей в работе музея является не только научно-просветительская деятельность, но и обращение к чувственно-эмоциональной сфере, творческому воображению человека. Решению этой задачи способствуют выставки, создаваемые сотрудниками музея. Ключевые слова: экспозиция, этнографические выставки, музей, "Степова Украина". Отделу Одесского историко-краеведческого музея "Музей "Степова Украина" 27 апреля 2011 г. исполнилось 5 лет. За время работы отдела в нём сложилась постоянная экспозиция, рассказывающая о жизни народов населявших Северное Причерноморье в XIX - I пол. XX вв. Но музей - это не только постоянная экспозиция, за время его работы было создано множество выставок. Их можно условно разделить на следующие категории: посвящённые украинской этнографии XIX в., городской этнографии, т.е. показывающие быт городского населения, но не отражающие национальные особенности, посвящённые выдающимся личностям и тематические. Особенностью состава населения Украинского Причерноморья является полиэтничность. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 г. на территории Одесской области проживают представители 133 национальностей. Статьей 53 Конституции Украины закреплено право на образование граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам. Обучение на родном языке, или его изучение, осуществляется в государственных и коммунальных учебных заведениях, а так же через национальнокультурные общества. Первым универсальным учебным пособием для изучения языка становится букварь. На выставке "Аз. Буки. Веди" были представлены буквари на украинском, русском, болгарском, чешском, иврите и других языках, учебные пособия для начальной школы на азербайджанском, гагаузском, корейском, греческом. Издания на языках национальных меньшинств предоставили национально-культурные общества Одессы. Большая часть этих книг подготовлена и издана за пределами Украины, что является важным свидетельством культурных связей этнических групп населяющих Украинское Причерноморье с исторической родиной и уровня цивилизационных процессов Украинской державы. Этнографические выставки обращены, в первую очередь к современным молодым людям, живущим в сегодняшнем "унифицированном" мире. Их целью является показать особенности быта, традиции разных народов, проживающих в нашем крае, рассказать о верованиях и обрядах. Бандура или кобза - старинный украинский национальный струнно-щипковый музыкальный инструмент, на котором исполнялись народные песни, думы. Кобзари были творцами знаменитых дум и исторических песен, которые изображали важнейшие события украинского народа на протяжении столетий. Безымянные народные певцы передавали из поколения в поколение своё мастерство, которое воспитывало в народе патриотизм, чувство народной гордости, высокую духовность. Недаром Тарас Шевченко, выросший на думах и песнях кобзарских, из уважения к этим народным певцам назвал сборник своих произведений "Кобзарь". На выставке "Взяв би я бандуру..." были представлены уникальная бандура, изготовленная в XIX в. в Харьковской губернии, ноты и слова песни "Взяв би я бандуру.", "Полный сборник Малороссийских народных песен", картины "Казак Мамай", открытки с иллюстрациями к народным песням, выполненные художником А. Ждахой, "Кобзарь" Т. Шевченко изданий 1905-2002 гг. и другие экспонаты. Сорочка - один из древнейших элементов одежды, просуществовавший до начала XX в. практически единственным видом нательной одежды на всей территории Украины. Шили сорочки из различных видов тканей. Как сырьё использовали лён или коноплю, выращивание тех или иных культур зависело от природноклиматических условий. На выставке "Выросла сорочка в поле..." были показаны орудия для обработки волокнистых растений и основные этапы изготовления сырья для тканых изделий, фотоматериалы и, конечно же, сорочки из домотканого полотна, завершал экспозицию горизонтальный ткацкий станок. Так же проводились этнографические выставки: "Свадьба - ретроспектива и современность", "Украинский орнамент", "Коса - девичья краса" и другие. В помещении Центра болгарской культуры сотрудниками Одесского истторико-краеведческого музея неоднократно создавались выставки, где были представлены образцы болгарского ткачества. Две выставки были связаны с персоналиями: "Дело всей жизни" (посвящена краеведу-эт- нографу Ю. Г. Розуменко) и "Владимир Заузе. Графика" (посвящена творчеству художника В. X. Заузе). Юрий Григорьевич Розуменко (1949-1989) - один из немногих специалистов-этнографов на Юге Украины, который свою научную и практическую деятельность посвятил изучению традиций, культуры и быта народов, населяющих Одесскую, Николаевскую, Херсонскую области. Работая научным сотрудником в ОИКМ, он в 1982 и 1985 гг. организовал комплексные историко-этнографические экспедиции в Тарутинский, Килийский, Болградский, Балтский, Савранский, Кодымский районы Одесской области и Кривоозёрский район Николаевской области, которые ознаменовали новый этап этнографических исследований края. Было собрано, научно обработано и сдано в фонды музея более 600 предметов быта, одежды, хозяйственного инвентаря, образцов прикладного искусства. Большая часть из них представлена в постоянной экспозиции музея "Степова Украина". Опыт плодотворной деятельности собирателя и музейного работника Ю. Г. Розуменко обобщил в методических рекомендациях для общественных музеев "Изучение памятников фольклора и этнографии", изданных в 1986 г., при содействии Украинского общества охраны памятников истории и культуры. Вскоре Юрий Григорьевич защитил кандидатскую диссертацию на тему "Этнографическое изучение населения юга Украины в XIX - нач. XX вв." Судьба часто несправедлива к людям талантливым, добрым, красивым. Юрий Григорьевич трагически погиб в возрасте неполных 40 лет. Выставка "Дело всей жизни" была посвящена 60-летию со Дня рождения Ю. Г. Розуменко. На ней были представлены материалы, которые характеризовали Юрия Григорьевича Розуменко как научного работника, просветителя, общественного деятеля: документы из личного архива, материалы этнографических экспедиций, печатные издания, научные работы, методические разработки, статьи в прессе. Много тёплых слов было сказано друзьями, учениками, соратниками учёного в день открытия выставки. Выставка "Владимир Заузе. Графика" была посвящена художнику-графику, пейзажисту Владимиру Xристиановичу Заузе (1859-1939). В экспозиции можно было ознакомиться со станковой графикой художника, под руководством которого был издан альбом цветных литографий "Степова Україна. Орнамент". Картины художника были предоставлены Одесским художественным музеем, материалы о В. Заузе предоставил коллекционер С. З. Лущик, также можно было увидеть альбом "Степова Україна. Орнамент" (из фондов ОИКМ). Экспозиция музея не оставляет посетителей равнодушными. Зачастую, люди приходят вновь, они приносят в дар различные семейные реликвии. Xудожник Александра Валерьевна Садковская подарила музею шёлковую шаль, в которой венчалась её бабушка в далёком 1915 г. Среди других её подарков скатерть и абажур для керосиновой лампы связанные крючком - так в тяжёлые послевоенные годы хозяйки пытались украсить свой быт. Болгарский рушник, подаренный семьёй Желязковых, занял постоянное место в экспозиции, а в 2008 г. был в числе экспонатов выставки ОИКМ на II Всеукраинском музейном фестивале в г. Днепропетровске. Дорогими сердцу реликвиями поделилась преподаватель Одесского медицинского университета Ирина Викторовна Вернидуб. Она передала некоторые их немногих сохранившихся вещей её деда - Евгения Федотовича Лебедева, репрессированного в 1937 г. Среди реликвий последнее фото Е. Ф. Лебедева, сделанное в 1943 г. в районе бухты Нагаева в Охотском море. Директор ЧП "Украинская ласунка" Зинаида Николаевна Толкачёва подарила музею рушники и сорочки разных регионов Украины. Активными дарителями являются и сотрудники музея. Экспонаты, в разное время подаренные музею "Степова Украина", были показаны на выставке "Дарители - музею". Выставки тематические привлекают особенно много посетителей. Среди них хочется выделить выставку "Старые фотографии", посвящённую 165-летию фотомастерской Филиппа Гааза - первой фотомастерской Одессы и развитию искусства фотографии в Одессе. Искусство лаковой миниатюрной живописи - уникальный вид народно-прикладного творчества, тесно связанный с национальной традицией. На поверхности, иногда величиной всего несколько сантиметров, мастера помещали целую картину - шкатулки, пудреницы и брошки народных умельцев из Палеха, Мстёры, Федоскино, Холуя поражают своей уникальной росписью. Эти экспонаты из фондов ОИКМ можно было увидеть на выставке "Лаковая миниатюра". История искусственного освещения началась тогда, когда человек стал сознательно использовать огонь. Костёр, факел, лучина стали первыми источниками света. Появление свечи стало серьёзным прорывом в области создания разных видов светильников. А с момента изобретения электрической лампочки во второй половине XIX в. началась новая страница в истории освещения. На выставке "Гори, гори, моя свеча..." были представлены светильники и лампы, фонари, канделябры и подсвечники разных веков и стилей из фондов музея. Особой популярностью пользуются выставки, приуроченные к 8 Марта - Международному женскому дню. Это выставки "Полным- полна моя коробушка.", "Дамские шляпки", "Рукодельница". Предметы, без которых не обходились модницы разных времён - гребни и расчёски, зеркала и веера, кружевные воротнички и флаконы для духов - глубоко заинтересовали современных женщин. Выставка "Дамские шляпки" работала вдвое больше запланированного срока, так много было желающих посетить её. Давно подмечено, что посетители любят "узнавать" экспонаты. Таким "узнаваемым" экспонатом стали шляпки, бытовавшие у модниц 50-60-х годов прошлого столетия - вязанные крючком из хлопчатобумажных ниток. Эти шляпки были очень эмоционально встречены посетительницами пожилого возраста. По их воспоминаниям, чтобы такая шляпка держала форму, требовалось выдержать её в сахарном сиропе, но на жарком солнце сироп начинал подтаивать, привлекая пчёл. Глядя на щипцы для завивки волос, многие посетительницы старшего поколения вспоминали, как пользовались щипцами их мамы, а вот молодёжь отнеслась к этому экспонату с большим недоверием. "Дамские выставки" обязательно будут иметь продолжение - уже ведётся подготовка выставки "Бабушкино рукоделие". Несмотря на юный возраст нашего музея, у нас уже много друзей. Один из них - коллекционер Анатолий Александрович Дроздовский, который неоднократно принимал участие в наших выставках. Например, на выставке "Старые фотографии" единственная фотография из мастерской Филиппа Гааза (первого фотографа Одессы) была именно из коллекции Анатолия Александровича, а для выставки "Дамские шляпки" он предоставил литографии с изображениями дам в шляпах (Западная Европа, конец XIX - начало ХХ вв.). С Элеонорой Сергеевной Шапкиной проводились совместные мероприятия, такие как "Этнодвор", "Праздник Троицы" и выставка "Спадщина", на которой были представлены уникальные экспонаты - предметы украинского быта из личной коллекции Элеоноры Сергеевны. Так же она предоставила фотографии из семейного архива для выставки "Дамские шляпки". Хочется поблагодарить коллекционеров Бориса Геннадьевича Белова и Геннадия Александровича Гарбузова за предоставленные старинные фотоаппараты для выставки "Старые фотографии", Сергея Зеноновича Лущика за предоставленные материалы к выставке "Владимир Заузе. Графика". Но среди друзей музея не только коллекционеры. Совместные выставки проводились с Одесским художественным музеем, с Одесским театрально-художественным училищем и Одесским художественным училищем им. М. Б. Грекова. С Одесским театрально-художественным училищем проводились выставки "Дамские шляпки" и "Рукодельница". Среди экспонатов выставки "Дамские шляпки" были шляпки и эскизы шляпок, выполненные учащимися под руководством преподавателя курса "Головные уборы" Анны Вячеславовны Лагуновой, а сами учащиеся демонстрировали "одежду для головы" разных эпох. Это были роскошно украшенные береты, с которых, собственно, и началось разделение на женские и мужские головные уборы, шляпки-кибитки, шляпки-амазонки, тюрбаны в восточном стиле и шляпки, мода на которые, возможно, придёт в будущем. А для выставки "Рукодельница" были представлены имитации златошвейных работ и платье эпохи предкринолина. В 2010 г. Одесскому художественному училищу им. М. Б. Грекова исполнилось 145 лет. Музей "Степова Украина" открыл выставку "Продолжение традиций", посвященную этому событию. Из фондов ОИКМ были представлены дипломные работы выпускников 1950-1960-х гг. Работы 1950-х гг., первых послевоенных выпусков, представлены малыми скульптурными формами. Несмотря на действительно "малые формы", скульптурные композиции поражают тончайшей работой, филигранной отделкой деталей. Среди дипломных работ, предоставленных музеем училища, были работы, выполненные под руководством Елены Игоревны Жерновой и Сергея Сергеевича Шевелёва в 1990-е гг. - фарфоровые изделия с орнаментом по мотивам рисунков из альбома "Степова Україна. Орнамент" и разработкам орнаментики народов населяющих юг Украины. Примером таких работ, представленных на выставке, являются набор бытовой посуды "Степова Украина", сервизы "Заручины" и "Караимская свадьба", набор декоративных ваз "Украинская геральдика". Всем одесситам хорошо известен памятник Анне Ахматовой на 11 станции Большого Фонтана - его автором является Таисия Георгиевна Судьина - выпускница "Грековки" 1953 г. Скульптурная композиция, предоставленная Таисией Георгиевной для выставки "Продолжение традиций" очень символична - юноша и девушка, сидящие на песке, собирают из осколков античную амфору, называлась композиция - "Возрождение". Музей "Степова Украина" всегда стремится к диалогу с посетителем. Приоритетной задачей становится не только научно-просветительская деятельность, но и обращение к чувственно-эмоциональной сфере, творческому воображению человека. Решению этой задачи способствуют выставки, создаваемые сотрудниками музея. |