|
|
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 14)УДК 94(477.74-21):792=112.2"1930/1938" В. В. Солодова Одесский немецкий рабоче-колхозный театр в 1930-е гг. (региональный аспект)  (скачать pdf) В статье рассматривается деятельность Одесского немецкого рабоче-колхозного театра (1933-1938) в условиях репрессий и террора в области культуры, являвшихся основным препятствием в реализации политики национально-культурного возрождения. Документальные источники свидетельствуют, что при помощи театральных студий население обрабатывалось в нужном идеологическом плане. Ключевые слова: Одесский немецкий рабоче-колхозный театр, немцы, репрессии, шпионаж, контрреволюционная группировка, Одесская область. The article examines the activities of the Odessa German workers' kolkhoz theatre (1933-1938) in the times of repressions and terror in the sphere of culture, which was a main obstacle for the implementation of the policy of national and cultural revival. Documentary sources indicate that with the help of theater studios the population was ideologically correctly treated . Keywords: Odessa German workers' kolkhoz (collective farm) theatre, the Germans, repressions, espionage, counter-revolutionary group, Odessa region. Новые исследования, публикации документов, материалы фонда прекращенных дел (завершившихся реабилитацией) архива Службы безопасности Украины по Одесской области позволяют получить представление о неоднозначном восприятии Одесского немецкого рабоче-колхозного театра (1933-1938) как со стороны его фундаторов, артистов, зрителей, так и со стороны советских, партийных и карательных органов. Истоки немецкого рабоче-колхозного театра уходят в 1920-е гг., когда в Одессе существовал интерклуб имени К. Маркса. Его немецкая секция была одной из посещаемых, а появившаяся вскоре театральная студия стала основой для нового передвижного национального театра. Создание таких театров, которые со временем должны были приблизиться к уровню профессиональных, являлось составной частью национально-культурной политики государства. Советская власть изначально признавала необходимость крестьянского театра в смысле театра крестьян, используя силу мощного пропагандистского воздействия, которая бы способствовала "продвижению крестьянства в подлинном осознании его места в коммунистическом строительстве"1. Это поддерживали и на местах. Как писал в своей докладной записке инспектор по национальным меньшинствам Одесского окружного отдела народного образования 3. А. Альвайль в губернский комитет КП(б)У: "Практика показала, что в немецких колониях легче проводить политпросветработу именно через драматическое выступление, через театр"2. Артисты Одесского немецкого рабоче-колхозного театра поддерживали тесные отношения с теми районами, в которых находились драматические и хоровые кружки, в частности с Зельцским, Спартаковским, Карл-Либнехтовским и др. Это давало возможность привлечь и выбрать из зрителей талантливую и творческую молодежь для учебы в Одессе в театре-студии. Именно так поступал режиссер и художественный руководитель театра Л. А. Поппер. Он постоянно разъезжал по колониям Зельцского, Спатаковского районов в поисках талантливой молодежи и ему удавалось ее находить. Например, часто в постановках немецкого театра принимали участие жители колонии Эльзас Христина Процель, Франц Шнайдер, когда театр приезжал в колонию Мангейм - то самым активным участником и поклонником театра был Иван Шаллер. Впоследствии они все стали студентами школы-студии при Одесском немецком колхозном театре, так же как и Терезия Миллер (Мерк) и Гильдегарда Домурат3. Поппер Леопольд Адольфович (1878-?) впервые оказался в Украине в 1918 г., будучи рядовым солдатом австрийской армии, когда германские и австро-венгерские войска оккупировали ее часть, а также Белоруссию, Прибалтику и Юг России. Под оккупацией оказалась и территория Северного Причерноморья, районы компактного проживания этнических немцев. Поппер сначала жил в Киеве, с 1919 г. - в Одессе. Работая учителем в Эльзасе (1920-1921), все время был связан с немецкой секцией Одесского губернского комитета КП(б)У по "культпросветработе и театру". У Поппера была идея создания немецкого театра. Такой театр он мечтал открыть в одной из немецких колоний. Имея большое влияние на молодежь колоний, он привлекал ее в созданные им хоровые и драматические кружки, считая их основой будущего театра. Несколько раз он выезжал в Германию за театральными костюмами и литературой (1924, 1926, 1929 гг.). Очередной раз вернувшись из Германии в Одессу в 1932 г., он был приглашен наробразом Одесского облисполкома на должность худрука и главного режиссера немецкого театра, который начал свою работу 22 мая 1933 г.4 Приезда рабоче-колхозного театра жители немецких сел ждали с нетерпением, знали на память многие постановки, т. к. смотрели их по несколько раз. Судя по архивным документам, получается, что театральная труппа приезжала в села довольно часто. Местные жители принимали театральный коллектив с радостью, сельские советы подготавливали места для выступлений и расселения артистов5. Совсем иное отношение было со стороны органов советской власти. Это выражалось не только в частой смене адреса театра в Одессе, недостаточном или полном отсутствии финансирования, объединении с Днепропетровским национальным немецким театром (1936)6, но и в преследовании художественных руководителей, артистов и просто зрителей. Началось все с режиссера и художественного руководителя театра Л. А. Поппера, который осенью 1932 г. обратился в Одесский горсовет за получением вида на жительство. Виза ему была продлена до 25.02.1934 г. К моменту окончания действия визы (возможно, Поппер вновь обратился за ее продлением) изменилась ситуация в стране. 1933-1934 гг. - время массовых арестов "фашистской агентуры" в немецких национальных районах Одесщины. "Агентурой" клеймили городских и сельских жителей, получавших из Германии денежную и продовольственную помощь, общавшихся с дипломатами, иностранными специалистами, такими как Л. А. Поппер. 20.03.1934 г. заведующий иностранным отделом Одесского облисполкома обратился к начальнику 1-го района милиции г. Одессы: "Попперу предложено покинуть пределы УССР до 30.03.1934 г., в случае невыезда - направить под конвоем к пограничному пункту". Художественный руководитель Одесского немецкого рабоче-колхозного театра был выслан из страны7. Мотивировка: активная разведывательная и контрреволюционная деятельность, он был объявлен немецким шпионом (учли его австрийское подданство), позже добавилась принадлежность к "Национальному союзу немцев Украины". В вину ставилась и организация Одесского немецкого национального колхозного театра, во время гастролей которого у него была возможность "проводить контрреволюционную деятельность по созданию повстанческих групп в немецких колониях области"8. Не в его пользу были и высказывания на встречах с сельской молодежью и колхозниками Мангейма и Эльзаса в 1933 г.: "Дорогие немцы, с того времени, как я уехал от вас, не узнаю вас, тогда вы жили очень богато, а теперь голодаете, куда делись прекрасные передовые люди этого села, с которыми я в то время вместе с ними пел о них песни?"9 Это было время Голодомора в Украине, пик которого пришелся на весну 1933 г. Партийный и советский аппарат на местах путем репрессий вынуждал немцев Юга Украины отказываться от денежной или продуктовой помощи из Германии, называя ее "гитлеровской", а письма о голоде в УССР - "провокацией". Получатели посылок или переводов автоматически зачислялись в члены фашистских организаций10. Акцентирую внимание на имени и личности режиссера, который был принудительно выслан из УССР в 1934 г., еще и потому, что он стал ключевым аргументом при арестах жителей сел Мангейма, Страсбурга, Зельца, Бадена, Эльзаса Зельцского района в 1936-1937 гг.11 Жители сел общались с Поппером, знали его, или просто были на спектаклях Одесского немецкого рабоче-колхозного театра во время его гастролей по районам области. Им ставили в вину получение "задания от Л. А. Поппера и проведение агитационной фашистской националистической деятельности в немецких национальных районах" Одесской области12. Их арестовывали, они получали различные сроки, вплоть до ВМН, как было с молодым актером И. Б. Шаллером (1906-1937), выходцем из с. Мангейм Зельцского района13. Его арестовали 5.11.1937 г., а 15.12.1937 г. - расстреляли14. В 1937 г. УНКВД по Одесской области, на основании оперативного приказа НКВД СССР от 25 июля №00439 "Об операции по репрессированию германских подданных, подозревавшихся в шпионаже против СССР", стало интенсивно создавать разнообразные "фашистские организации", в которые в первую очередь зачислялись представители немецкого населения15. Особенно проявил себя начальник Зельцского РО НКВД Одесской области, который в сентябре 1937 г. смог арестовать 60 участников контрреволюционных организаций, впоследствии они были осуждены по 1-й категории, а часть - по 2-й. Именно он давал установку работникам райотдела НКВД - от каждого арестованного добиваться имен не меньше 20 человек - участников контрреволюционных организаций16. При работе с архивными материалами удалось выявить дела таких организаций, где обвинительное заключение строилось на том, что Л. Поппер "возглавлял" контрреволюционную кулацкую группировку и одновременно занимался вербовкой ее новых членов: Мангейм - 2 организации (10 человек; 11 человек); Страсбург - 1 организация (19 человек); Эльзас - 1 организация (11 человек). К сожалению, количество жителей Одесской области, пострадавших в ходе "немецкой операции", из-за недостатка архивных источников еще не установлено17. Многочисленные аресты привели к тому, что на заседании бюро Одесского обкома КП(б)У 29 июня 1938 г. было принято решение "О ликвидации Одесского немецкого рабоче-колхозного театра" в связи с тем, что в Одесской области имеется 3 неполных немецких района, что не может служить базой для работы театра18. В 1960 г. в результате пересмотра материалов архивно-уголовного дела и дополнительных проверок УКГБ при СМ УССР по Одесской области пришли к заключению: "Объективность доказательств, подтверждающих принадлежность Поппера к агентуре разведорганов капиталистических государств, проверкой не обнаружено. Подтверждение находит только факт, что Поппер в 1934 г. в принудительном порядке выехал за границу и въезд в СССР на его просьбу не разрешен"19. Таким образом, несмотря на то, что "на результат" работали все идеологические и культурные институты, весь аппарат власти, при помощи театральных студий население обрабатывалось в нужном идеологическом плане, террор в области культуры был основным препятствием в реализации политики национально-культурного возрождения. Библиографиеские ссылки 1. Луначарский А. В. О крестьянском театре // Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3: Дореволюционный театр. Советский театр. Статьи, доклады, речи, рецензии (19041933). - М., 1964. - С. 387. 2. Госархив Одеской области (ГАОО). - Ф. Р-150. - Оп. 1. - Д. 808. - Л. 6. 3. Там же. - Ф. Р-8065. - Оп. 2. - Д. 3845. - Л. 12, 16,83-85. 4. Там же. - Д. 3915. - Л. 268. 5. Там же. - Л. 321. 6. Там же. - Ф. Р-18. - Оп. 1. - Д. 242. - Л. 66. 7. Там же. - Ф. Р-8065. - Оп. 2. - Д. 5752. - Л. 74 об. 8. Там же. - Д. 3845. - Л. 164. 9. Там же. - Л. 43; Д. 3920. - Л. 8 об. 10. Лубянка: Сталин и ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД. Январь 1922 - декабрь 1936 / под ред. акад. А. Яковлева. - М., 2003. - С. 527-529. 11. ГАОО. - Ф. Р-8065. - Оп. 2. - Д. 3915. - Л. 197 об. 12. Там же. - Д. 3920. - Л. 14. 13. Там же. - Л. 15, 16. 14. Там же. - Л. 51. 15. Реабілітовані історією. Одеська область / упорядн. Л. В. Ковальчук, Е. П. Петров- ський. - Одеса, 2010. - Кн. 1. - С. 83. 16. ГАОО. - Ф. Р-8065. - Оп. 2. - Д. 3915. - Л. 312. 17. Реабілітовані історією. Одеська область... - С. 85. 18. ГАОО. - Ф. Р-11. - Оп. 1. - Д. 1287. - Л. 99. 19. Там же. - Ф. Р-8065. - Оп. 2. - Д. 3918. - Л. 498. |