![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)Историческая реконструкция и музей. Пути и формы сотрудничества Ровнер О. П.  (скачать pdf) УДК 069.1
О. П. Ровнер
Историческая реконструкция и музей. Пути и формы сотрудничества В статье дается определение явлению исторической реконструкции, рассматривается история возникновения и становления этого социального явления, а также перечисляются формы возможного сотрудничества исторической реконструкции и музея. Ключевые слова: историческая реконструкция, музейная экспозиция, сотрудничество.
Историческая реконструкция довольно мощное, современное, социальное движение в Европе и США, оно охватывает все слои населения, без деления по возрасту и полу. Перед тем как коротко рассказать о истории становления этого явления, прежде всего следует сказать — кто такие реконструкторы? Исторические реконструкторы - это люди, которые ставят перед собой цель точно воспроизвести военную или материальную (быт, развлечения, кухня, мода) культуру отдельной исторической эпохи и географического региона. Их традиционно разделяют на бытовых и военных реконструкторов, хотя это деление условно — одни и те же люди могут заниматься обоими направлениями данной деятельности. Реконструкторов следует отличать от представителей направления турнирно-спортивного фехтования, это движение возникло в 2000-х гг. Его участники ставят перед собою спортивные задачи, и, хотя представители этого направления и экипированы стилизацией средневекового снаряжения и заявляют, что практикуют историческое фехтование, комплексы доспехов участников турнирно-спортивного фехтования собраны без учета исторической достоверности, аутентичности и соответствия музейным аналогам. Зачастую в изготовлении этих доспехов используются абсолютно не исторические материалы, а приемы боя, демонстрируемые этими спортсменами, также не привязаны к приемам исторических фехтовальных школ средневековой Европы. Истоки реконструкции принято начинать от европейских городских карнавалов XIX в. Во время этих праздников участники не только одевались в костюмы ушедших эпох, но и старались воспроизводить танцы, игры и другие развлечения прошлого. Тогда же в Европе распространилась мода на изготовление предметов старины, причем отнюдь не с коммерческой целью. В конце XIX в. была сделана первая попытка провести реконструкцию на государственном уровне. Это произошло в кайзеровской Германии. По специальному распоряжению правительства целые военные роты были выделены для того, чтобы заниматься восстановлением событий прошедших эпох. Кто-то восстанавливал внешний вид и боевые приемы солдат Древнего Рима, кто-то — соперничавших с ними варваров, кто-то изображал рыцарей, ландскнехтов и т.п. Подобные реконструкции были уже не только элементами шоу тех времен — их участники помогали историкам например, таким как исследователь военного искусства Г. Дельбрюк [1], проводить на практике некоторые исследования по эволюции военного искусства. Именно реконструкция битвы при Грюнвальде, проведенная в те годы, помогла прояснить некоторые загадки этого выдающегося сражения XV в. Пример немцев оказался заразительным — с этого момента многие клубы любителей старины в Европе и Америке получили государственную поддержку. И хотя бурная история XX в. неоднократно прерывала деятельность реконструкторов, однако тогда, когда наступали мирные времена, они опять возвращались к своим занятиям. Постепенно это хобби для многих становилось профессиональной деятельностью. Именно реконструкторы стали основателями так называемых «музеев под открытым небом». И на основе их деятельности возникла дисциплина - живая история (living history), находящаяся на пересечении таких сфер деятельности, как экспериментальная археология и музейная педагогика. Следует заметить, что живая история подразумевает точное воссоздание повсед
ХХ в. [4, с. 37]. Уже в 1989 г. состоялось первое в СССР официальное масштабное военно-историческое мероприятие — реконструкция Бородинского сражения [2, с. 12-13], которое с этого времени проводится ежегодно. Сейчас в каждом государстве на всем постсоветском пространстве есть клубы любителей старины, которые ежегодно проводят свои тематические фестивали или иные мероприятия, связанные с их увлечением. Что же движет реконструкторами? Главный стимул — желание воссоздать историю в действии и по возможности во всех бытовых деталях и мелочах. Потому что именно в такой форме её намного легче изучать и проще придти к комплексному пониманию жизни людей определенной эпохи на определенной территории [3]. Именно поэтому реконструкторы всегда тесно взаимодействуют с историками и музейными работниками, причем это сотрудничество взаимовыгодно. Историк или музейный работник может ознакомить реконструктора с определенными материальными артефактами прошлых веков, которые хранятся в археологических и краеведческих музеях, сообщить о деталях одежды, оружия, утвари, материалах, из которых они изготовлены, дать возможность исследовать их. А реконструктор помогает ученому на примере воссоздания точных, работающих, исторических реплик музейных артефактов сформировать целостное видение комплекса одежды, быта и военного снаряжения, ознакомить с приемами военного искусства. Такое сотрудничество дает верное понимание назначения и использования различных видов исторического вооружения и снаряжения. Это в свою очередь помогает музейному работнику в правильном, отвечающем современным знаниям, подходе в создании исторических, этнографических и оружейных экспозиций, правильной атрибутации отдельных предметов из музейных коллекций, дает возможность избежать ошибок при оформлении или монтаже того или иного экспозиционного комплекса. Реконструкторы, как было сказано, выше своей деятельностью «оживляют» историю, способствуя не только удалению исторических мифов из мышления обывателя через предоставление возможности увидеть материальную культуру разных эпох в действии (в виде фестивалей, мастер- классов и выставок, проведенных на базе музеев), а не в виде статичной демонстрации зачастую плохо сохранившихся фрагментов исторических артефактов в витринах, что не дает посетителю понимание темы и может порождать ошибочные представления и суждения. Они также помогают пробуждать интерес к истории и ее изучению в разных слоях населения. Это положительно влияет не только на общий уровень развития, но и на формирование гражданской сознательности и патриотичности. Также симбиоз музея и реконструкторов может улучшить и посещаемость первого, потому как исторические мероприятия (фестивали, уроки «живой» истории, тематические выставки реплик, посвященных тем или иным материальным историческим комплексам) - это всегда яркое и запоминающееся событие, которое притягивает к себе большое количество посетителей. В последнее десятилетие ряд музеев городов Украины стал тесно сотрудничать с местными группами и клубами исторической реконструкции, помогая им не только возможностью проводить научные исследования в своих стенах, но и рекламой и предоставлением территории для проведения мероприятий, что, как показала практика, благотворно влияет на обе стороны и дает возможность проводить массовые и мелкие исторические фестивали, привлекающие туристов и местных жителей в музей. Примером может Энографический музей им. И. Гончара в Киеве сотрудничает с ВИК «Курінь печерської сотні Київського реєстрового полку». Участники клуба на базе музея проводят мероприятия, посвященные воссозданию эпохи гетмана Б. Хмельницкого. Музей «Шевченковский гай» во Львове также сотрудничает с местным клубом, занимающимся реконструкцией XVII в. КП «Фортеця», г. Белгород-Днестровский, сотрудничает с местным ВИК «Белый град» участники которого на постоянной основе проводят на выходных историко-образовательные выступления для посетителей крепости. Также есть целый ряд музеев частного и государственного уровня по всей Украине, плодотворно сотрудничающих с группами исторической реконструкции, занимающимися исследованием той или иной эпохи. Реконструкторы взаимодействовуют с режиссерами документальных и художественных фильмов на исторические темы. Они не только консультируют киношников, но и с удовольствием снимаются в массовых сценах. Таким образом, режиссеры получают возможность создать живописный и правильный исторический фон, соответствующий теме кинофильма, а реконструкторы — прорекламировать свою деятельность. Так что следует признать — деятельность клубов любителей старины очень полезна и необходима для современного исторического музея. Реконструкторы предосталяют уникальную возможность прикоснуться к ожившей старине и ощутить себя свидетелем исторических событий, без детального знания которых невозможно патриотическое воспитание граждан, которое также является одной из основных задач исторических и краеведческих музеев.
Источники и литература
1. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках по литической истории: в 4 т. - СПб.: Наука, 2001.
2006. — № 4. — С. 10- 13.
Historical reconstruction and a museum. Ways and forms of cooperation О. Rovner The article defines the phenomenon of historical reconstruction, discusses the history of origins and development of this social phenomenon, as well as lists the possible forms of cooperation of a historical reconstruction and a museum. Keywords: Historical reconstruction, museum permanent exhibition, cooperation.
|