![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)Компетентностный подход в музейной педагогике Иванова С. В.  (скачать pdf) УДК 37.026.9 С. В. Иванова Компетентностный подход в музейной педагогике В статье рассматриваются некоторые аспекты музейной педагогики на примере работы творческих групп при школьном музее детского дома «Жемчужинка» (Одесса). В основе работы музея лежит компетентностный подход, позволяющий детям овладевать новыми знаниями во внеурочное время, не теряя интереса к познавательному процессу. Сотрудничество с историческим факультетом ОНУ имени И. И. Мечникова в рамках музейных мероприятий имеет положительное значение и для студентов, и для воспитанников детского дома. Ключевые слова: музейная педагогика, компетентностный подход, творческие группы.
Введение компетентностного подхода1 в европейское образование началось еще в конце ХХ века. Основываясь на европейском опыте, учитывая потребности в адаптации учащихся к быс- троизменяющейся жизни социума, в подготовке к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности, украинские ученые определили основные ключевые компетенции. К ним относятся: умение учиться, здоровьесберегающая, общекультурная, гражданская, предпринимательская, социальная, информационно-коммуникативная. Каждая ключевая компетенция дает ученикам «ключ» для решения широкого круга учебных и жизненных задач, поэтому они формируются на межпредметной основе [3; 5; 7 и др.]. Несмотря на некоторые расхождения с европейской концепцией, основной компетенцией в европейской и украинской педагогической науке считается умение учиться (табл.). Естественно, в учебных заведениях разного уровня (школы и высшие учебные заведения) компетентностный подход будет реализовываться по-разному. В вузах его суть проявляется в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые обеспечат качественное выполнение профессиональных обязанностей, в обычных и экстраординарных ситуациях. Кроме того, необходимо создать такую инновационную среду, которая приучила бы студента, а в дальнейшем — выпускника) к саморазвитию, повышению ква- Следует учитывать разницу двух сходных по звучанию понятий. Компетенция — это общественная норма, требование, которая включает знания, умения, навыки, способы деятельности, определенный опыт. Компетентность — это способность применять приобретенные знания, умения, навыки, способы деятельности, собственный опыт в нестандартных ситуациях с целью решения определенных жизненно важных проблем. Компетентность является личностным образованием. лификации путём самообразования, социальной самостоятельности, мобильности, свободному ориентированию в окружающей среде и успешному решению сложных задач. Таким образом будет реализовано и то направление компетентностного подхода, которое получило название «непрерывное образование» [10]. Следовательно, умеет учиться тот, кто осознает цель образовательной деятельности, мотивирован к её эффективности, умеет организовать свою учебу, отобрать нужные знания, осуществлять мониторинг и самоконтроль; стремится к ее совершенствованию [6]. Для школьников ключевая компетенция умение учиться предполагает формирование у них способности рассуждать, сравнивать, обобщать, наблюдать, самостоятельно искать информацию из разных источников. Внешний контроль учителя должен постепенно дополняться внутренним самоконтролем и самооценкой. Немаловажное значение имеет психологический аспект, когда ребенок должен воспринимать учёбу через призму таких понятий, как «Я знаю», «Я умею», «Я могу/ смогу» [2, с. 8-13; 7, с. 34-52]. Казалось бы, компетентностный подход в школах и вузах при близком методическом подходе и общей цели (научить учиться) имеет достаточно разные направления в реализации этой цели. Это неудивительно, учитывая отличия в возрасте и объеме знаний учащихся учебных заведений разного уровня, а также разные задачи, стоящие перед педагогами. Тем не менее в определенных ситуациях синтез этих направлений в контексте музейной педагогики даёт возможность повысить мотивацию самостоятельного получения качественных новых знаний у разных групп учащихся. Одна группа Во всем мире за последние несколько десятилетий происходит изменение концепции музеев в связи с изменением роли и места музеев в многомерном музейном пространстве. Музеи превращаются в важнейшие центры образования и обучения, т.к. именно через них реализуется доступ к национальному культурному и природному наследию. Меняется и взгляд на роль музеев в обществе. Музей позиционируется теперь не просто как хранилище артефактов, но как заведение, позволяющее воплощать в жизнь культурные и образовательные программы, организовывать интересный и познавательный досуг. В них реализуются программы для детей и взрослых, используются новые технологии, инновационные формы подачи материалов. Упадок культуры, пренебрежение к культурному наследию и духовному развитию нации неизбежно приводят к утратам во всех сферах социальной жизни общества. Именно поэтому исключительную важность приобретает роль музеев — и как образовательных и культурных центров, и как хранилищ исторической и социальной памяти [9 с. 11-13]. Музей рассматривается как определенная коммуникационная система, предполагающая процесс «общения» посетителей с экспонатами; отдельные музейные экспозиции тогда выступают как знаковые системы, несущие информацию. Поэтому предполагается допустимым включение в экспозиции неаутентичных экспонатов (копий), если они необходимы для создания невербальной музейной коммуникации [4]. Эти данные касаются, прежде всего, государственных музеев. Но столь же важной представляется и роль школьных музеев, которые являются легкодоступными, с одной стороны, и могут быть достаточно органично включены в учебно-образовательный и воспитательный процессы. Для создания их экспозиций возможно применение копий, что позволяет расширить тематику и хронологические рамки экспозиций. Формирование новой концепции музеев привело к возникновению новой сферы образовательной деятельности — музейной педагогики, которую относят к инновационным педагогическим технологиям. Она связана с различными сферами образования, науки и культуры, имеет междисциплинарный характер, обращаясь к таким дисциплинам, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение [1, с. 76]. Музей «Поток времени», открытый в 2013 г. при детском доме «Жемчужинка», не является школьным музеем в полном смысле этого слова: воспитанники детского дома учатся в общеобразовательных школах г. Одессы. Он является составной частью музейно-библиотечного комплекса детского дома; отсутствие аналогов определило включение его в разряд школьных музеев. Музей не открывается специально для экскурсий и посетителей, а открыт во внеурочное время и выходные дни. Воспитанники приходят в него не только на занятия творческих групп, но и для получения нужной информации для школьных уроков или тематических докладов, просто провести свободное время. Специфика музея во многом определила и специфику его работы. В нём представлены экспозиции различной направленности, на основе которых созданы детские творческие группы. Имеются в работе свои особенности — разный возраст детей и их психофизиологические данные. И, наконец, немаловажное значение имеет факт интеграции работы различных творческих групп, взаимосвязь и «взаимопроникновение» их тематик, что обусловлено связью с основными экспозициями и стендами музея, являясь их продолжением и в то же время базируясь на них. В рамках музейной экспозиции выделяются следующие разделы/направления: 1) зал военной славы; 2) археология различных эпох (древний мир, античность, средневековье); 3) одессика («100 великих одесситов»); 4) история книги, 5) история музыки и музыкальных инструментов; 6) комплекс «Мир сказок»; 7) литературная гостиная; 8) музей спорта (спортивные достижения одесситов и воспитанников детского дома). Именно интеграция деятельности творческих групп оказала решающее влияние при разработке основной концепции музейной работы, которая должна быть достаточно динамичной и может быть скорректирована в процессе реализации программы музейной педагогики. Неизбежно ситуация сложилась так, что одни и те же воспитанники занимаются в разных творческих группах параллельно, поэтому здесь не может быть традиционного подхода к изучению того или иного музейного направления как многолетней программы, ориентированной на школьные курсы истории, литературы, истории культуры и т.п. К тому же такой метод обучения вызвал бы стойкие ассоциации именно со школьной программой, что привело бы к снижению интереса к занятиям. Поэтому обучение и строится как система взаимосвязанных блоков, тематику которых в значительной степени выбирают сами дети. Занятия ведутся как диалоги или круглые столы, а не в виде традиционных лекций или школьных уроков. Еще одной формой изучения истории является участие в поисковых работах, осуществляемых клубом «Воинская доблесть», и в археологических раскопках и разведках, проводимых Институтом археологии НАН Украины. На таких выездных занятиях дети на местах знакомятся с памятниками военной истории и археологии, выполняют посильную, но актуальную работу, а также получают возможность собственноручно пополнить музей новыми экспонатами. Применение диалектического метода позволяет обратить казалось бы имеющийся недостаток — небольшое число воспитанников детского дома — в положительный фактор. На передний план выдвигается традиционный метод семейного воспитания — взаимосвязь и обмен информацией между разными поколениями и детьми разного возраста внутри одного поколения, формирование коммуникационного пространства. В финале изучения темы готовится презентация, т.е. доклады с видео- и фотоматериалами, которые представляются в первую очередь членам творческих групп, а затем — всем остальным воспитанникам детского дома, а также педагогам. В итоге все дети, которые в силу тех или иных причин не включены в творческие группы и актив музея, получают разнообразную и доступную для них информацию, а необычность преподнесения нового материала — презентация, подготовленная сверстниками, ведет к его лучшему усвоению. Кроме того, участники творческих групп готовят костюмированные театрализованные постановки, связанные с различными периодами древней истории, сами снимают и монтируют небольшие фильмы по древней и новой истории (экранизация мифов Древней Греции, цикл «Одесситы знаменитые и забытые»), проводят социологические опросы среди одесситов по темам истории Одессы, создавая из них видеосюжеты, ставят представления по мотивам литературных произведений. Часть детей подготовлена вести экскурсии по музею; старшие могут провести экскурсию по всему музею, младшие — по отдельным экспозициям. В литературной гостиной, обставленной в стиле пушкинской эпохи, проходят занятия творческой группы юных поэтов (руководитель — одесский поэт И. Потоцкий). Особая атмосфера и любовь к творчеству способствуют развитию литературного дарования воспитанников детского дома, итогом чего являются призовые места на городских конкурсах и два напечатанных альманаха стихотворений. Кроме того, на базе музейно-библиотечного комплекса организуются тематические литературно-музыкальные вечера, встречи с интересными творческими людьми. Кафедра археологии и этнологии Украины Одесского национального университета имени И. И. Мечникова сотрудничает с детским домом «Жемчужинка». Сотрудничество носит двусторонний характер: воспитанники детского дома посещают театрализованные этнографические представления студентов, а студенты участвуют в мероприятиях, проводимых на базе музея «Поток времени» (реконструкции народных праздников, археологические разведки на территории Одесской области и пр.). Студенты специально готовят программы для воспитанников детского дома, причём празднично-игровая форма сочетается с лекционной. Мероприятия происходят в помещении музея «Жемчужинки» и оказываются полезными не только для детей, но и для студентов: необходимость выступления перед новой, к тому же детской аудиторией разного возраста заставляет студентов искать новые подходы, чтобы сделать свой доклад более интересным, информативным, доступным. После 2-го курса все студенты исторического факультета проходят музейную практику, посещая различные музеи города. В качестве итогового мероприятия в виде эксперимента в 2015 году они подготовили экскурсионную программу в одном из музеев, пригласив на нее воспитанников детского дома «Жемчужинка». В этом контексте студенты учились вести экскурсию, а дети получили информацию не от взрослого экскурсовода, а от близких к ним по возрасту людей, что способствовало повышению интереса к экскурсии. Таким образом, на основе музейных занятий при такой методике дети получают культурное развитие с учетом их интересов, возраста, знаний и способностей, а также — что является наиболее важным — не теряют интереса к процессу получения новых знаний. Работа с детьми на основе музейных экспозиций, театрализация как элемент обучения, воспитания, развития являются важными составляющими компетент- ностного подхода в музейной педагогике. В то же время студенты не только воспринимают определенный объем знаний, соответствующий той или иной учебной программе, но и самостоятельно расширяют и углубляют его, имеют возможность узнать современную музейную концепцию изнутри, получают представление о социологии музеев и опыт общения с детской аудиторией. Задачи музейной педагогики — воспитание и развитие личности — тесно связаны с личностно ориентированным и гуманитарным направлениями современной педагогики. Эти аспекты одинаково актуальны при работе и со студентами, и со школьниками. Таблица
Ключевые компетенции (по данным разных экспертных групп) [8] Ключові компетентності Експерти Європейської ради Робоча група з питань упровадження компетентнісного підходу (Україна) Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів з базових дисциплін Уміння навчатись Уміння вчитись (навчальна) Уміння вчитися Загальнокультурна Загальнокультурна Загальнокультурна (комунікативна) Іноземні мови ІКТ-навички та використання технологій Компетентність з інформаційних та комунікаційних технологій Інформаційна Соціальні навички Соціальна Соціально-трудова Підприємницькі навички Підприємницька
Базові компетентності в галузях математики, природничих наук та технологій
Фундаментальні навички рахування та письма
Здоров’язберігальна Здоров’язберігальна
Громадянська
Источники и литература
10. Шапран О. Реалізація компетентнісного підходу в системі неперервної освіти [Електронний ресурс] // Гуманітарний вісник. — 2013. — № 28. — С. 319324. — Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ gvpdpu_ 2013_ 28_ 1_ 62.
Method of the competency-based approach in museum pedagogy S. Ivanova This article discusses some aspects of museum pedagogy as an example work of creative groups in the school museum of the «Perlynka» orphanage (Odessa). The school museum’s work is based on competency-based approach, helping the children to acquire new knowledge without losing interest to the cognitive processes. The cooperation with the Department of History of Odessa I. I. Mechnikov National University within the museum activities gives a positive impact both on students and on children from the orphanage. Keywords: museum pedagogy, competency-based approach, creative.
|