![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)Комплекс наступательного индо-персидского оружия из коллекции Одесского историко-краеведческого музея Федорук Н. В.  (скачать pdf) УДК 069.1(477.74-21) Н. В. Федорук Комплекс наступательного индо-персидского оружия из коллекции Одесского историко-краеведческого музея В данной статье рассмотрено восточное наступательное оружие из коллекции Одесского историко-краеведческого музея. Все описанное оружие происходит из индийского и персидского регионов и датируется периодом XVIII — начала XIX в. Ключевые слова: Индия, Персия, оружие, музейная коллекция, мечи, кинжалы, топоры, булава.
Коллекция оружия Одесского историкокраеведческого музея насчитывает около 1500 единиц хранения и хронологически охватывает период с XIV по XX в. Большая часть предметов была передана из Одесского археологического музея, который является правоприемником Императорского Одесского общества истории и древностей, члены которого собирали, а также дарили предметы из личных коллекций в музей при обществе. Также в 20-е гг. ХХ в. были национализированы многие частные собрания, которое, в свою очередь, пополнили музейные коллекции. Значительную часть коллекции составляет восточное оружие. Собственно азиатский континент населен многочисленными народами, которые либо слишком долго пребывали в изоляции от остального мира, либо вследствие завоеваний попали под культурное влияние других народов, что в свою очередь привело к возникновению огромного разнообразия вооружения. Это затрудняет, а порой делает и вовсе невозможным точное определение и датировку предметов. Один из самых больших восточных регионов — Индия. Это огромный субконтинент с богатой и сложной историей. Это место пересечения и смешения различных культур, поскольку Индия вела торговлю и войны. Единственным путем проникновения туда долгое время был только северо-западный путь, откуда и приходили различные завоеватели, а покинув — оставляли свой след в ее культуре. В VII-VIII вв. в северные районы Индии пришли арабы и принесли новую религию — ислам. Созданное ими в XIII в. государство — Делийский султанат просуществовало около 300 лет. В результате взаимовлияния индуистской и мусульманской традиций в этот период начинает складываться индо-мусульманская культура. Арабское влияние проявило себя и в оружейном искусстве. (Хотя стоит отметить тот факт, что минимальным их влияние было в южных районах Индии). В XVI в. ферганский эмир Захир ад-Дин Мухаммад Бабур покорил Афганистан, а после в 1526 г. нанес поражение Делийскому султанату и объявил себя императором; он положил начало новой династии, ставшей известной как Великие Моголы. Расцвет Империи Моголов приходится на правление Акбара, разумеется это и период расцвета оружейного искусства. В конце XVII — начале XVIII в. империю охватил глубокий кризис, ослабление власти спровоцировало в 1739 г. вторжение Надир- шаха, который захватил Дели и после вывез в Персию огромнейшую добычу. Все последующие годы все споры за обладание столицей решались с помощью оружия. Пока шли сражения между маратхами и афганцами, в Индию прибыли новые силы; едва утвердившись на Юге Индии, французы и англичане начали расширять свои владения. После падения Империи Великих Моголов их территория перешла под владычество Великобритании. В результате подобных контактов Индия как поделилась своими достижениями, так и переняла много нового, что, в свою очередь, касательно оружия усложняет возможность точной атрибутации. Как уже видно из всего вышеописанного, Индия перенимала и брала на вооружение раз Репутация дамасских клинков была широко известна, и это при том, что металл для них привозили из Индии. Вутц, или же индийская сталь, вывозилась из Катча в порты Персидского залива, также сталь покупали и османы. В настояще время секреты изготовления дамасской стали не известны, тайны древних мастеров канули в Лету вместе с ними. Персидских ремесленников часто нанимали на службу к индийским правителям или же наоборот, поэтому сложно определить точное происхождение оружия (к примеру, клинок меча мог быть персидским, а оправа изготовлена индийскими мастерами). Характерной чертой индийского оружия было преобладание металла над другими материалами. Индийские мастера в совершенстве владели всеми известными техниками художественной обработки металлов. Предметы вооружения украшались чеканкой, резьбой, гравировкой, филигранью, эмалями, инкрустировались драгоценными камнями. Искусство эмали пришло в Индию из Ирана, где и получило широкое распространение. Также популярным в Индии было украшение рукоятей кинжалов и приборов ножен драгоценными камнями. В поверхности украшаемого материала вырезались глубокие гнезда, куда вставлялись драгоценные камни. Данный способ крепления характерен именно для Индии, к примеру, турецкий способ представляет собой крепление в высоких кастах. Драгоценные и полудрагоценные камни ценились за богатство красок, поэтому алмазы, изумруды и рубины вставляли в эмали, применяли и различные полудрагоценные камни. В Империи Великих Моголов очень ценилась шпинель, которая хотя по цвету и была очень похожа на рубин, но встречалась гораздо реже. Для рукояти и оправы ножен часто использовали белый и зеленый нефрит. Для отделки применяли яшму, перламутр, рог, моржовую и слоновую кость, а также парчу, расшитую золотой нитью. Использовали для украшения и стекло. К примеру, рукояти кинжалов в Синде изготовляли из прозрачного стекла, имитирующего горный хрусталь. Для имитации изумрудов использовали стекло зеленого цвета. Еще одним основным элементом прикладного искусства во времена Моголов, которым украшали оружие, был растительный орнамент. Помимо него использовали изображения божеств, зверей, военных и охотничьих сцен (у персов, шиитов нет запрета на изображение людей и зверей), а также надписи, как правило, цитаты из Корана и знаки, служащие талисманами, имя мастера или владельца, год или имя правителя, во время правления которого оружие было изготовлено. Хотя к надписям стоит относиться очень внимательно, поскольку во все времена изготовляли подделки и часто подписывались именами известных мастеров. Для ножен индийские мастера также применяли различные материалы, в том числе и драгоценные породы дерева. Ножны могли покрыть лаком, отделать бархатом. Кожаные ремни для мечей украшались богатой вышивкой, тиснением. И хотя индийские, также как и персидские мастера достигли больших успехов в украшении оружия, все же лучшим оружием считалось не то, что было богато украшено. Как правило, боевое оружие не имело никаких лишних деталей, разве что орнамент в низком профиле или же цитаты из Корана, которые должны были благословлять как оружие, так и его владельца. Собственно коллекция Одесского краеведческого музея ценна и как раз очень интересна тем, что в ней представлены образцы сугубо боевые, а не парадные, и включает следующие категории наступательного вооружения: мечи, кинжалы, топоры и булавы. Мечи В коллекции имеется два меча XVIII — начала XIX в., хотя сразу стоит отметить тот факт, что в обозначенный период мечами как оружием практически не пользовались. Предположительно их изготовляли как дань традиции в каджарскую эпоху, правда, не совсем ясно, что именно они возродили; исламские прямые мечи XV в. или же ахименидские. (В научных кругах до сих пор относительного этого вопроса ведутся дискуссии). Традиционно эти мечи называют «Мечи Возрождения». Поскольку клинок и эфес могли изготовляться отдельно, а не сразу одним мастером, их стоит рассматривать отдельно. Первый из двух мечей [1] (рис. 1, б) датируется XVIII в. Имеет прямой широкий клинок с ребром жесткости. Общая длина меча — 95,5 см; длина клинка — 77,5 см, ширина — 5 см. Вся полоса клинка покрыта надписями, а также изображениями двух фигур: Аквин-дева, пер Второй меч [2] происходит с территории Белуджистана и датируется XIX в. (рис. 1, а). Клинок уже, чем у вышеописанного, имеется дол. Острие несколько закруглено. Рукоять ровная, округлая в сечении, расширяется к острию. Поверхность рукояти обтянута змеиной кожей. Навершие четырехгранное вытянутое, на одной стороне имеется массивная заклепка с грибовидной шляпкой. Перекрестие отсутствует. Также сохранились ножны. Деревянные, обтянутые кожей темного цвета, с тисненым орнаментом в виде концентрических кругов. Прибор ножен и оковки стальные. Кинжалы В коллекции представлено несколько видов боевого индо-персидского короткоклинкового оружия, и очень специфических форм. Одним из самых известных и необычных видов оружия из коллекции является — джа- мадхар. В европейской же традиции его, как правило, обычно называют катар или куттар. По своему существу — катар оружие сугубо индийское, и встречается он только на территории современной Индии в XVIII-XIX вв. Самые старые образцы, известные на сегодня, датируются XVI в. По письменным источникам (термин «катар») его появление относят к XIII в., хотя стоит отметить тот факт, что данный термин обозначал довольно широкий спектр рубящего оружия, поскольку встречался во многих языках Индии [3]. Это кинжал оригинальной конструкции, с горизонтальной рукоятью наподобие буквы «Н», расположенной перпендикулярно лезвию (или прямая гарда, поперечная рукоять). Длина клинка сильно варьируется от 8 см до почти 1 м. Клинок широкий, треугольной формы. Существовало большое количество разновидностей катаров, иногда самых причудливых форм. Катары бывали с прямым или изогнутым клинком, встречались экземпляры с двумя, тремя и даже более лезвиями. Оригинальной разновидностью являлся катар с раскрывающимися клинками. Клинки составляли одно целое в сложенном виде и раскладывались на три части в раскрытом. У некоторых разновидностей катаров сверху прикреплялся защитный щиток. Такая модель приближалась по конструкции к индийскому мечу — пате. Встречались даже катары, внутри которых был спрятан кинжал поменьше. Катар из коллекции [4] (рис. 1, в). имеет металлическую горизонтальную рукоять, боковые дужки которой несколько отогнуты наружу. Лезвие в средней части сравнительно уже; плоское в сечении, а острие — округлое. Лезвие клинка с рукоятью соединено при помощи одной заклепки. Общая длина катара — 48,5 см, длина клинка — 27 см, ширина — 4 см. На полотне лезвия клинка кинжала у рукояти с обеих сторон имеется украшение в виде растительного орнамента из цветов и листьев в неглубоком рельефе. Как правило, к катару прилагались и ножны, но у данного кинжала они отсутствуют. Ножны для катара обычно изготовлялись из дерева, реже из слоновой кости или нефрита. Их обтягивали парчой, кожей или украшали металлическими оковками. Ножны боевых кинжалов были деревянные или металлические, просто обтянутые кожей, реже с тисненым орнаментом. В коллекции представлены еще да вида кинжалов: джамбия и ханджар. Джамбия — кинжал с изогнутым клинком. Исконно арабский, но широко распространившийся во всех странах, где проживали арабы. Но несмотря на общие черты, джамбия, изготовленные в разных странах, отличаются друг от друга как декоративными деталями, так формами рукояти, клинка. Индийские и персидские джамбия считаются самыми качественными и красивыми. Джамбия [5] из коллекции (рис. 1, д) не имеет никаких декоративных деталей. Рукоять изготовлена из дерева с полировкой, скреплена при помощи двух металлических заклепок и имеет так называемую форму «песочных часов» (чаще навершие изготовляли в виде завитка или же головы животного). Лезвие узкое, обоюдоострое, с продольным ребром жесткости. Общая длина — 35,5 см, длина клинка 20,5 см, ширина — 3,5 см. Как правило, в Персии и Индии жамбию носили заткнутым за пояс или же подвешивали на специальной кожаной портупее. Также имеется редкая разновидность ханд- жара [6] с волнообразным лезвием (рис. 1, г), обоюдоострым, без ребра жесткости. Рукоять металлическая, имеет форму «песочных часов». Общая длина — 32,5 см, длина клинка 21 см, ширина клинка — 3,7 см. Полоса лезвия клинка полностью покрыта надписями и у рукояти есть погрудное изображение человека в тюрбане, изготовленное в низком рельефе. Предположительно изображения были нанесены при помощи метода травления кислотой. Ханджар — арабский термин, которым обозначают различные виды оружия в разных странах. В Индии ханджаром называют кинжал со слегка изогнутым обоюдоострым клинком. Клинок равномерно сужается к острию, иногда снабжен ребром жесткости. Рукоять могли изготовлять из различных материалов, формы которых аналогичны рукоятям джамбии. И хотя джамбия и ханджар на первый взгляд могут показаться очень похожими, имеется одно принципиальное отличие. Ханджар отличается от джамбии формой клинка, а точнее клинок джамбии отправлен в сторону. У ханджара же острие выведено на одну линию с рукоятью [7]. Также путаницу вызывает тот факт, что в англоязычной литературе часто и индийскую джамбию, и ханджар называют бебут, по сути, не выделяют эти типы друг от друга. Топоры и секиры Индийские и индо-персидские топоры часто называют «табар». В Индии табар был топором раджапутов (воины), но на древнеиранском языке слово «табар» буквально переводится как «топор». Слово «табар» стало собирательным понятием, объединяющим в себе различные виды индо-персидских топоров. По сути, все топоры можно разделить на собственно топоры и секиры. В собрании музея представлено три образца секиры и шесть топоров. Относительно секир у специалистов до сих пор нет единого мнения о предназначении этого оружия. Секира — это холодное рубящее оружие в виде топора с расширенным лезвием в форме полумесяца длиной до 30 см, иногда на удлиненном древке. Как правило, секиры применялись пешими воинами, в том числе и против конницы. В последнем случае на обухе делали специальный крюк, предназначенный для захвата всадника. В странах Востока богато украшенные секиры использовались до XIX в., прежде всего, как знак высокого ранга владельца. Однако и там шш Рис. 2: а, б, в — секиры; г, д — топоры
двойная секира встречалась не часто. Традиционно различают три вида восточных боевых топоров. Это — иранские топоры, турецкие топоры «балта» и «табар» мамлюкского или египетского типа. Все они применялись не только на войне. Например, богато украшенные и абсолютно не функциональные с боевой точки зрения малые топорики являлись характерным атрибутом младших офицеров турецкой армии. В Иране подобный топор был знаком сотника, который управлял с его помощью движением своих воинов в бою. Секира состоит из рукояти и собственно топора. Топор в форме двух полумесяцев, симметрично расположенных относительно центральной оси рукояти, с четырехгранным наконечником по центру, соединенным с трубкой, бронзовый (размер лезвия 19х17 см). Рукоять округлая в сечении, металлическая, с полусферическим набалдашником на конце. На топоре вдоль лезвий выполненные травлением надписи, по центру в рамке есть изображение фигуры слона и растительности [8] (рис. 2, а). Четырехгранный наконечник и сама металлическая рукоять также покрыты растительным орнаментом, практически стершимся на рукояти. Предположительно данный орнамент был нанесен при помощи метода амальгамы, то есть сплава металла (как правило, золота или серебра) со ртутью. Сплав напоминает пасту и легко наносится на поверхность в виде орнамента. После нагревания ртуть испаряется и остается только серебряный или золотой узор, слой которого настолько тонкий, что при частом трении стирается. Примечательно, что данный метод нанесения орнамента был не слишком широко распространен на востоке, но часто применялся мастерами в Западной Европе. Вторая секира [9] (рис. 2, б) по форме аналогична вышеописанной. Также имеет четырехгранный наконечник насаженный вместе с топорищем на металлическую рукоять с полусферическим набалдашником на конце. Лезвие топора с двух сторон покрыто растительным орнаментом в низком рельефе. Общая длина топора — 66,5 см, длина лезвия — 14 см. Третья секира [10] (рис. 2, в) более массивная, но также с четырехгранным наконечником и металлической рукоятью. На лезвии с двух сторон имеется симметричное изображение в низком рельефе. Изображен растительный орнамент; по центру предположительно цветок лотоса, от которого отходят своего рода ветви с завитками. Вокруг цветка симметрично расположены изображения восьми птиц. На цветке и ветках хорошо видны следы от орнамента, некогда покрывавшего поверхность. Предположительно орнамент был нанесен методом амальгама. Общая длина — 73 см, длина лезвия — 21 см, ширина — 15,5 см. Все три секиры персидского типа и датируются концом XVIII-XIX в. В коллекции имеется два топора персидского происхождения, но относящиеся к так называемому мемлюкскому типу. Примечательно то, что один из них [11] (рис. 2, г) точная копия как по форме лезвия, так и по стилистическому оформлению вышеописанного топора (рис. 2, в). Размеры — 23x17,7 см. Можно предположить, что эти два предмета входили в один набор и определенно были изготовлены в одной мастерской. Второй топор мемлюкского типа [12] изготовлен из бронзы (рис. 2, д), сохранилось только топорище, древко или металлическая рукоять не сохранились. Размеры — 18,5х19,5 см. Лезвие в виде полумесяца, где с двух сторон выгравирован растительный орнамент и фигуры двух леопардов, также имеется чернение. На противоположной лезвию стороне имеется полый фигурный отросток, также украшен гравировкой. Помимо рельефного орнамента топоры часто украшали и золотой насечкой. В коллекции имеются экземпляры с подобной орнаментикой, только с сочетанием растительного и геометрического орнамента. Примечательно, что на одном из топоров орнамент сохранился только на топоре (рис. 3, а), но на набалдашнике остались только насечки без краски. Сам топорик небольшой, с обушком и деревянной рукоятью, с набалдашником цилиндрической формы. Все плоскости топора — ушко, обух, а также верхние и нижние края сплошь покрыты орнаментом. На конец древка надета металлическая трубка с грибовидной шляпкой, которая не позволяет топору слететь с рукояти, на эту трубку надето само топорище. Топоры такого типа были широко распространены как в Индии, так и в Иране. Подобным образом украшен и топор с формой лезвия в виде полумесяца (как у секиры) [13]. Сбоку вместо обуха добавлено острие, по своей форме повторяющее копье, орнамент на котором практически стерся (рис. 3, в). Общая длина — 72,2 см, лезвие — 16 см. Рукоять топора деревянная, набалдашник утерян. В коллекции также имеется и индо-персидский топор [14]. (рис. 3, в). Стальное лезвие выгнуто полумесяцем, вместо четырехгранного копьеца, шишечка в форме шара, рукоять стальная. На лезвии с двух сторон в технике неглу Последний топор из коллекции (рис. 3, г) изготовлен из бронзы [15]. Рукоять деревянная. Лезвие также выгнуто полумесяцем, сверху имеется плоское фигурное копьецо, со сквозными отверстиями. Общая длина — 65,8 см, лезвие — 12 см, длина копьеца — 13,5 см. И лезвие и копьецо с двух сторон украшены растительным орнаментом, и на плоской поверхности топора имеется изображение двух леопардов. На противоположной лезвию стороне имеется фигурный выступ в виде птицы с врезными декоративными деталями. Как правило, украшать фигурками оружие любили индийские мастера, хотя орнамент ближе к персидскому; данный экземпляр прекрасно показывает сочетание индийских и персидских техник. Булава В коллекции музея имеется булава [16] или так называемый «посох сотника» (рис. 4, а), общая длина составляет — 77,5 см. Булава также довольно распространенный вид ударно-дробя- щего оружия не только в Индии, но и в Персии. Хотя со временем булава утратила свое применение как оружия, она еще долго оставалась и даже сегодня в некоторых странах остается как предмет, подчеркивающий статус. Булаву из коллекции можно определить и как боевое оружие, и как предмет статуса. Навершие булавы изготовлено в виде человеческой головы с рогами, вероятно, изображает персонажа персидской мифологии Дива (рис. 4, б). В XVII — начале XIX в. изображение Дива было очень популярным, рогами даже украшали шлемы. Интересно, что на подобных булавах в ушах или рту делали отверстия, чтобы, когда воин раскручивал булаву и наносил удар, она издавала свист. Рукоять от навершия отделяет металлический ошейник. Голова была украшена геометрическим орнаментом, и прорисованы черты лица, на сегодня которые практически стерлись. Бхудж Бхудж или «голова слона» сложно отнести к какому-либо типу оружия, поэтом его обычно выделят в отдельный самостоятельный вид, хотя по своему применению он близок к топору. Оружие получило такое название из-за того, что у основания, в месте присоединения к рукояти, часто изображалась голова слона. Бхудж состоит из недлинной рукояти (около 50 см), соединённой с массивным клинком в виде ножа
Рис. 4: а — булава «посох сотника» б — навершие булавы; в — бхудж или «голова слона» с гардой; г - гравировка на полосе клинка бхуджа или тесака (иногда с полуторной заточкой). Многие образцы бхуджа имеют двойной изгиб лезвия. Часто украшался различными рельефными изображениями. Бхудж [17] из коллекции (рис. 4, в) имеет классический клинок с одним изгибом, но отсутствует фигурное изображение головы слона. Единственное украшение, которое есть на оружии, - это волнообразно расположенный растительный орнамент из цветов и листьев на поверхности клинка (рис. 4, г) с двух сторон. Орнамент очень четко выгравирован в технике неглубокого рельефа. Рукоять бхуджа металлическая с гардой в виде буквы «S». Общая длина — 74 см, длина лезвия — 40,5 см, ширина лезвия — 7,2 см. Примечательно то, что бхудж с гардой является довольно редкостным оружием. Как можно увидеть, в коллекции восточного оружия Одесского историко-краеведческого музея представлено наступательное вооружение различных видов и типов, при этом имеются довольно редкие и уникальные экземпляры. Коллекция находится в фондах хранилища музея, но часть ее выставлена в экспозиции «Оружием на солнце сверкая» в Золотом зале, где с ней можно ознакомиться.
Источники и литература
The complex of Indo-Persian offensive weapons from the collection of the Odessa Regional History Museum N. Fedoryuk The article analyses the Oriental offensive weapons from the collection of the Odessa Regional History Museum. All described weapons are from Indian and Persian regions and dated 18th — first half of the 19th centuries. Keywords: India, Persia, weapons, museum collection, swords, daggers, axes, mace.
|