![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 2)Ю. Письмак Фаянсовая тарелка из графства Стаффордшир для одесской гостиницы "Лондонская" ![]() Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный… А. С. Пушкин Ценной реликвией одного из личных собраний Одессы является фаянсовая тарелка с изображением герба Лондона (рис. 1). Она хранится в семье её вла-дельца около восьми десятилетий. Рассмотрим более внимательно этот предмет. Близкая к кругу (диаметром 24,8 см) форма тарелки имеет немного выступающий волнообразный край. В центре тарелки - графическое подглазурное изображение герба Лондона сине-го цвета. Его размеры: максимальная высота hmax = 9 см; максимальная ширина bmax = 8 см. Изображение было нанесено на изделие способом, который приня-то называть "деколь". Честь изобретения в 1752 г. этого способа печатания ри-сунков на фаянс и фарфор принадлежит британцу Джону Сэдлеру из Ливерпу-ля. Четыре года спустя его соотечественник - гравер Роберт Хэнкок усовер-шенствовал технику деколи. Он гравировал рисунок на медной пластинке, с которой "печатал его аналогично офорту керамической краской на тонкую па-пиросную бумагу. С увлажненной бумаги рисунок переводил-ся…непосредственно на керамическое изделие. …После этого производился обжиг, закрепляющий краску" (1). Поначалу, с 1761 г. даже фабрика Веджвуда направляла свои фаянсовые изделия в Ливерпуль для нанесения печатных рисунков. "Несколь-ко позднее аналогичная технология была внедрена у самого Веджвуда и на многих фабриках графства Стаффордшир [подчеркнуто мною, Ю.П.]" (2). Украшающий лицевую сторону тарелки герб Лондона имеет существенную особенность - внизу, под щитом, на ленте-бандероли (3) красуется надпись: "HOTEL DE LONDRES". Симметрично, относительно вертикальной оси композиции, рас-положены геральдические щитодержатели - два крылатых дракона. Их образы перекликаются со скульптурными изображениями драконов, вплетенных не-обузданной фантазией академика архитектуры Ф.О. Шехтеля в кованый орна-мент ограждений парадной лестницы в аванзале особняка З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве. Упомянутый интерьер весь пронизан духом "ста-рой доброй Англии", подвергнутым творческой интерпретации российским зодчим - мастером модерна. В. Власов пишет: "Дракон символизирует со-единение стихий земли и воздуха. В сказках многих народов дракон - олице-творение силы и доброты, "золотого века" прошлого земли, а также - бди-тельности" (4). Во всяком слу-чае, крылья драконов, изображения которых воспроизведены на тарелке, по-добно плащам рыцарей-крестоносцев, украшены крестами. Эти фантастиче-ские крылатые существа поддерживают с двух сторон щит, поле которого на четыре части разделяет крест. Щит венчает комбинированное завершение в виде головного убора (с опушкой из меха горностая), переходящего в рыцар-ский шлем с закрытым забралом и нашлемником в виде крыла с крестом. Из шлема влево и вправо "произрастает" барочный "растительный" орнамент намета. Обратная сторона тарелки, её донце, также представляет большой интерес. На ней находятся два вида марок - оттиснутые в тесте фаянсовой массы и си-ние подглазурные. Перечислим первые, вдавленные марки: "NC"; "CAULDON"; "23". Синим цветом напечатаны следующие марки: "CAULDON"; "L", а также марка с несколько трансформированным гербом Великобритании. Овальный щит (поле которого разделено на четыре части), увенчанный имперской короной, поддерживают геральдические щитодержа-тели - лев и единорог. Под гербом - следующие слова: "FOR FRANZ STURTZ. ODESSA". Выше, дугообразно, герб охвачен следующей надписью: "MANUFACTURED BY T.C. BROWN ? WESTHEAD MOORE & C° CAULDON PLACE". Чуть ниже, над короной, венчающей герб, название населенного пункта, в котором произведена тарелка: "STOKE ON TRENT". Сток-он-Трент - извест-ный центр производства английского фаянса. С 1752 г. там работал знаменитый Джозайя Веджвуд. Правда, в 1759 г.он перешел в Бёрслем. Рубеж XIX и XX вв. в Российской империи был ознаменован бурным раз-витием гостиничного бизнеса и, соответственно, возведением новых зданий гостиниц. Так, например, в Москве по проекту выходца из одесского Люст-дорфа, англичанина по происхождению архитектора В.Ф. Валькота в 1899 - 1906 гг. возводится гостиница "Метрополь", воплотившая в своих формах и декоре эстетические принципы стиля модерн. В Одессе по проекту известного архитектора Юрия Дмитренко в 1899 - 1900 гг. на Николаевском (ныне - Приморском) бульваре было выстроено здание гостиницы "Лондонская". О том, что фасад его "напоминает суровые палаццо флорентийского ренессан-са", а интерьеры "отличаются богатством декора" говорит в своей книге В.И. Тимофеенко (5). Здесь стоит от-метить, что в эти же годы в Ялте архитектор Николай Петрович Краснов сна-чала реконструирует под гостиницу доходный дом К.В. Бентковского "Ма-риино", а затем, "по заказу петербургского предпринимателя С.И. Шахназаро-ва… возводит здание гостиницы "Санкт-Петербург" в виде итальянского па-лаццо [подчеркнуто мною, Ю.П.]" (6). Во внешнем облике и стилистическом решении одесской и ялтинской гостиниц действительно существует сходство. Роднит их и расположение на берегах Чёрного моря. За завершением строительства здания на одесском бульваре последовало основание 18 апреля 1901 г. Южнорусской артели Северной и Лондонской гостиниц. Десятилетие спустя (в 1911 г.) её члены с размахом отмечали юбилей своего детища. А ещё через восемь лет активисты Иностранной коллегии коммунистической пропаганды намеревались по подземным коммуникациям доставить взрывчатку под здание "Лондонской" гостиницы и взорвать его вместе с верхушкой находившегося в Одессе и выполнявшего свой "интернациональный долг" контингента Антанты. Этим планам заговорщиков не было суждено осуществиться. Одна из лидеров Иностранной коллегии в Одессе Елена Кирилловна Соколовская (1894-1938гг.) в своих воспоминаниях пишет: "Мы поручили Самуилу Зехцеру организовать взрыв в Лондонской гостинице. …У нас была связь с рядом водопроводчиков города Одессы, которые согласились дать нам возможность обследовать водопроводные пути, чтобы по ним как-нибудь нащупать подход под Лондонскую гостиницу" (7). Но вернёмся к предмету настоящего исследования. Время возведения зда-ния гостиницы "Лондонская" в Одессе и создания Южнорусской арте-ли…позволяет временными рамками изготовления в Англии посуды с "эле-ментами фирменного стиля" для данной гостиницы (одним из предметов ко-торой является рассматриваемая нами фаянсовая тарелка) считать период 1899 - 1901 гг. Глубоко символичным представляется то, что совсем недалеко от гостини-цы "Лондонская", сооруженный пятью годами ранее, возвышался памятник императрице Екатерине II - августейшей заказчице Веджвуда, для которой под его руководством был создан фаянсовый Сервиз с зелёной лягушкой. Автора-ми монумента были одесский скульптор Б.В. Эдуардс (англичанин по проис-хождению) и архитектор Ю.М. Дмитренко. Своеобразным материальным свидетельством взаимопроникновения культур Англии и России и взаимного интереса двух стран друг к другу во второй половине XVIII в. является так называемый Сервиз с зеленой лягушкой, хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Этот уникальный памятник прикладного искусства, созданный в 1773-1774 гг. прославленным английским керамистом Джозайей Веджвудом (1730-1795гг.) в содружестве с компаньоном Томасом Бентли (1730-1780 гг.) был изготовлен по заказу Екатерины ІІ. Большой обеденный и десертный сервиз сделали из усовершенствованного Веджвудом тонкого фаянса "цвета сливок", известного под названием "фаянс королевы". Сервиз был предназначен для дворца, впоследствии названного Чесменским (архитектор Ю.М. Фельтен) в окрестностях Петербурга, в местности Кекерекси (по-фински - "лягушачье болото"). На каждом предмете имеется изображение лягушки в щитовидном обрамлении. Именно этот герб позволил дать название сервизу. Рассчитанный на пятьдесят персон и состоявший, как традиционно считается, из 952 предметов, на которых было изображено 1244 вида Англии, Уэльса и Шотландии, сервиз ныне состоит из 770 хорошо сохранившихся предметов. Кроме своей художественной ценности, он представляет большой исторический интерес. Многие из изображенных зданий и ландшафтов давно уже не существуют или значительно изменились. Л. Воронихина пишет: "Обширную группу [среди изображений на предметах сервиза] составляют виды парков и усадеб. Многочисленны изображения руин старинных замков и аббатств. …Около ста росписей воспроизводят архитектурные памятники Лондона, живописные берега Темзы" (8). В 1774 г., перед отправкой в Россию, сервиз был выставлен в Лондоне для всеобщего обозрения. В России до 1830 г. он находился в Чесменском дворце, а затем - в Английском дворце в Петергофе (архитектор Д. Кваренги). С 1910 г. сервиз в коллекции Эрмитажа. Сам факт заказа такого сервиза в Англии свидетельствует об увлечении английским искусством и культурой в среде правящей элиты Российской им-перии екатерининской поры. Сервиз с зеленой лягушкой явился своеобразным путеводителем по Британии и позволял лучше понять и прочувствовать дух и художественно-эстетические традиции жителей "Туманного Альбиона". Он - наиболее известный, но далеко не единственный фаянсовый сервиз, заказан-ный в Англии для двора российской государыни. По мнению автора данной статьи, заказ одесскими предпринимателями на рубеже XIX и XX вв. ориги-нальной фаянсовой посуды для новой фешенебельной гостиницы "Лондон-ская" именно в Англии, является подтверждением преемственности традиций и, в какой-то мере, его можно считать данью памяти царственной основатель-нице нашего города. (1) Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. - С-Пб, 2001. - Т. 2. - С. 701. (2) Там же. (3) Бандероль (франц. banderole - ремень, перевязь…) - декоративный мотив в виде извивающейся ленты, по-лосы ткани. …Этот термин используют …для обозначения реющей в пространстве ленты, несущей надпись, девиз. - Там же. - С.547. (4) Там же. - С. 807. (5) Тимофеенко В.И. Одесса: Архитектурно-исторический очерк - К., 1983. - С. 46. (6) Калинин Н., Кадиевич А., Земляниченко М. Архитектор Высочайшего Двора. - Симферополь, 2003. - С. 200. (7) Соколовская Е. Одесская эпопея конца 1918 г. и начала 1919 г. // Октябрь на Одещине Сборник статей и воспоминаний к 10-летию Октября. Одесская окружная октябрьская комиссия и истпарт отдела окркома КП(б)У. - Одесса, 1927. - С. 354. (8) Воронихина Л. Сервиз с зеленой лягушкой. Государственный Эрмитаж. - Л.,1984. Л и т е р а т у р а 1. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. Альбом. Советский художник. - М., 1990. - С. 360. 2. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. - С-Пб., 2000. - Т. 1. - С. 864; - 2001. - Т. 2. - С. 848, Т. 3. - С. 848, Т. 4. - С. 832. 3. Гейдова Д., Дурдик Я., Кибалова Л. и др. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. -Прага, 1988. - С. 496. 4. Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер - архитектура - среда. - М.,1988. - С. 464. 5. Лощинский В.М. Этикет и сервировка стола. - М., 2001. - С. 448 с. 6. Письмак Ю.А. Влияние британского зодчества и британских художественно-эстетических тради-ций на формирование архитектурного наследия Украины (конец XVIII - начало XX вв.) // Реставрация, реконструкция, урбоэкология "RUR-2003" № 5-6, сборник научных трудов ЮУО НК ICOMOS. - Одесса, 2003. - № 5-6. - С. 173, 109-114. 7. Муратова К. Средневековый Бестиарий. - М.,1984. - С. 244 . 8. Тимофеенко В.И. Одесса: Архитектурно-исторический очерк. - К., 1983. - С.160. 9. Тимофієнко В.І. Зодчі України кінця XVIII - початку ХХ століть: біографічний довідник. - К., 1999. - С. 477. 10. Фишер С.У. Марки английского фарфора и фаянса. - М., 1994. 11. Чеснокова А.Н. Британцы в Петербурге. Альбом. Санкт-Петербург: - 2004. - С. 54. 12. Burton, W. A History and Description of English Earthenware and Stoneware. - London, 1904. 13. English Applied Art. The Hermitage, Aurora Art Publishers. - Leningrad, 1983. 14. Garner, F.H. English Delftware. - London, 1948. 15. Pismak, Yuri. The influence of British artistic and aesthetic traditions upon the architecture of monuments in Odessa and Crimea. // Regional Contact. Journal for exchange of experiences and ideas on regionalism and co-operation in Europe. - Copenhagen, Denmark - Maribor, Slovenia, 1997. - No 12. - Р. 374, 283-287. 16. Rackham, B. English Pottery. - London, 1924. |