ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 2)



В. И. Селинов

Воронцовский дворец, как культурно-исторический памятник г. Одессы (*)

Валентин Иванович Селинов (1877 - ? гг.) - историк, профессор. В 1930-1944 гг. работал в Одесском историко-археологическом музее науч-ным сотрудником, заведующим отделом, директором (1941-1944 гг.). Ав-тор статей по архитектуре Старой Одессы.Репрессирован, 10 лет ИТЛ. "Воронцовский дворец, как культурно-исторический памятник г. Одессы" публикуется по изданию: Вісник Одеської комісії краєзнавства при Українській академії наук. Секція соціально-історична. - Одеса, 1929. - Ч. 4-5. - С. 65 - 74.

    Воронцовский дворец помещается на северо-западной оконечности приморского бульвара. Эта оконечность представляет собою высоко поднимающийся над морем выступ, который резко обрывается в сторону Военного спуска и порта. На плане 1794 г., дающем отчетливое представление обо всем плато, заключенном между Военным и Польским спусками, место, где в настоящее время находится Воронцовский дворец, совершенно голо. Правее, если стать лицом к морю, намечены стены турецкой крепости Хаджибея (Ени-Дунья), еще правее, приблизительно в районе пересечения Дерибасовской и Ришельевской улиц, указаны разбросанные землянки и домики форштадта.
    Приводя этот план, один из самых ранних историков Одессы маркиз Кастельно счел нужным еще добавить от себя следующее (1): "Les environs de la place ?taient nus. On ne distinguait alors que quelques maisonnettes de terre et presque sous terre dans le vallon o? sont aujourd'hui les plus jolis jardins de la ville". (Речь идет о дачах начала XIX в., расположившихся вдоль Водяной балки, ныне Балковской улицы).
    На плане Одессы 1802 г., подписанном инженер-полковником Ферстером, вдоль правого берега Военного спуска изображены две большие казармы, одна из которых доходит до места, где сейчас находится Воронцовский дворец (2). Никаких других построек или остатков от какого-либо старого строения на месте Воронцовского дворца этот план не содержит (3).
    Во времена графа Ланжерона место Воронцовского дворца принадлежало помещику Куликовскому, выстроившему здесь "незначительный домик" (4). На этом выступе, приобретенном М. С. Воронцовым у Куликовского, в 1826 г., по проекту местного архитектора Боффо было выстроено здание, существующее и поныне (5).
    Воронцовский дворец представляет собою целую барскую усадьбу со строениями, окаймляющими главный корпус. Особенно интересен по композиции ансамбль барского, особняка и круглящейся стены конюшен при въезде во двор усадьбы по направлению к парадному портику.
    По поводу стиля этого здания считаем нужным отметить то, что нами было уже сказано в статье "Что хранят в себе строительные архивы провинции" (6): "... Дворец самого Воронцова, занимающий выступ над морем, определенно говорит о стиле александровского ампира в провинциальном преломлении. Выступающий в сторону бульвара фасад, украшенный четырьмя прислоненными к стене колоннами ионического ордена, удлиняющими его высоту, окна нижнего этажа в простых наличниках,-характерные для ампира (между двух этажей), замкнутые в четырехугольных углублениях барельефные украшения (простые лепные панно), узорчатый фриз, как и на Биржевом зале (7), наконец, поставленная перед зданием на самом краю выступа в четверть круга величественная колоннада - все это говорит не об "английском вкусе", как думает Н. Н. Мурзакевич, а о могущественном влиянии ампирного Петербурга, стремившегося в монументальных строениях начала XIX в. выразить идею "строгости и величия".
    Отыскивая влияния, которые должны были отразиться на композиции Воронцовской усадьбы, мы полагаем, что полукруг конюшен, выпукло обращенный глухой декоративной стеною с нишами для статуй или ваз в сторону подъезда к главному зданию, указывает на ансамбль Елагина дворца и его знаменитых кухонь (8). Однако, усваивая только особенность Россиевского ансамбля, во всем остальном Воронцовский дворец далек от рассматриваемого оригинала.
    Яркий представитель своего времени, М. С. Воронцов, как властелин необъятных степей юга, на каждом шагу подчеркивавший перед лицом иностранцев могущество русской империи, строит дворец, который должен был поражать величественностью, а не манить впечатлением уюта и заманчивой привлекательности. Профиль его сух, строг и несколько грузен. Он не улыбается южному солнцу. Боффо возводил это здание, несомненно руководствуясь указаниями самого Воронцова, а потому здесь не могли найти места мягкие и несколько измельченные черты ренессанса, характерные для столичных вкусов поры более поздней, чем та, когда строился этот дом.
    Стиль ампир во времена Воронцова завоевал Одессу, и она, украшенная колоннами и колоннадами, ласкала взор иностранцев и останавливала на себе их внимание. "Больше всего - вспоминает об Одессе путешественник К. Кох (9) - мне нравились колоннады, где бы я их не видел, так как стиль, в котором они были выстроены, удивительно гармонирует с окружающими зданиями".
    Несомненно, дворец Воронцова был одним из проводников столичных влияний на далеком юге.
    Остановимся теперь подробно на его рассмотрении.
    Вся усадьба состоит из главного здания, обращенного одною стороною к бульвару, большого флигеля, под прямым углом пристроенного к дворцу с окнами, обращенными во двор, а не к морю, большого двора, отделяющего названные дома от упоминавшихся выше конюшен, и, наконец, большого полукруглого здания самих конюшен, поражающих внутри своею высотою и архитектурного причудливостью потолка. Когда-то перед дворцом находился сад, спускавшийся к морю по скату обрыва.
    Перейдем к рассмотрению помещений дворца.
    Внутри он резко делится на две части: нижний этаж - пышные парадные комнаты, и верхний - семейные покои, сравнительно низкие, лишенные блеска, простые (10).
    Каким было это здание извне и изнутри сейчас после постройки, об этом рассказывает нам мало известный путешественник по России врач Эдуард Мортон, по приглашению гр. Воронцова совершивший переезд из Англии в Петербург в конце 1827 г., а оттуда вместе с Воронцовым в начале 1828 г. прибывший в Одессу.
    Считаем нужным полностью привести его описание дворца, до сих пор нигде не цитировавшее (11): "Новый бульвар - это большое достижение для города и является приятным для прогулок в летние вечера. На его северо-западном выступе расположен новый дом графа Воронцова. Этот дом во время последнего царского визита в Одессу был местом остановки их величеств - императора и императрицы России. Это большое гладкое здание, как и все в Одессе, оштукатуренное. Оно имеет один большой недостаток, а именно, поставлено так низко, что с бульвара видна только верхняя часть, как бы показывающаяся из углубления. Это совершенно разрушает впечатление, которое могло бы получиться, если бы постройка была более импозантной. К дому примыкают большие конюшни, выстроенные против главного входа (12). Вокруг здания находится сад ? l'anglaise, оканчивающийся в сторону бульвара великолепной железной решеткой, отлитой мастером Бэрдом (Baird) в Петербурге. По материалу она является первой и единственной, которая когда-либо могла быть поставлена в Одессе. При входе в дом парадные комнаты помещались на нижнем этаже, а семейные покои в верхнем. Первые были замечательны тем, что имели одинаковые двери, ставни и камин из Михайловского дворца в Петербурге, бывшего резиденцией императора Павла и местом его убийства. Они были проданы, как мне сообщили, нынешним императором, а тогда великим князем, графу Воронцову; его величество являлся тогда собственником упомянутого дворца, который был обобран и предоставлен для нужд общественного учреждения. Комната, где было совершено убийство, была замуравлена, чтобы предупредить возможность какого-нибудь определения местоположения.
    Парадные комнаты состоят из бильярдной, столовой, передних, большого зала, библиотеки и турецкой комнаты. Эти комнаты роскошны. Полы всех, кроме турецкой, покрыты паркетом. И, что редко можно видеть в домах русских дворян, это - элегантная мебель, которою они были обставлены. Большая часть ее была привезена из Англии.
    В приемные дни комнаты широко были открыты для посетителей.
    Турецкая комната - самая элегантная, хотя и самая маленькая из них. Она очень высокая и имеет светлый готический потолок, разрисованный в светло-зеленый цвет с большим количеством пышной позолоты вокруг. Стены на 6 футов от пола с большим вкусом были увешаны персидскими и турецкими шалями. Несколько шелковых диванов и другие предметы мебели располагаются соответственным образом, а персидский ковер покрывает пол. Кажется, что в более редких и ценных вещах нет необходимости.
    Так как я свободно буду критиковать другие части этого дома, справедливо сказать, что я никогда не видел помещения, убранного с более скромной элегантностью, чем эта турецкая комната. Но самой любопытной вещью в генерал-губернаторском доме во время моего пребывания в Одессе был турецкий талисман, недействительность которого, однако, как охраны, была достаточно доказана судьбою его предшествовавшего владельца, который был убит в одном из сражений между его соотечественниками и русскими.
    Эта эмблема суеверия, состоящая из многочисленных восточных букв, написанных на куске пергамента, найденного на шее убитого предводителя и препровожденного императору, как трофей, была любезно преподнесена его величеством графу Воронцову, как знак его уважения, с просьбой, чтобы она сохранялась в турецкой комнате. Из этой комнаты можно выйти в зимний сад.
    Большая лестница (на второй этаж) - самая скверная часть архитектуры: она очень широка, пока посетитель поднимается к комнатам, куда она ведет; затем она вдруг переходит в пространство, столь узкое, что два человека не могут разминуться без предосторожности, а входы в различные комнаты из этого пространства могут быть описаны только как низкие и плохие. В придачу к этим несовершенствам лестница была сделана так небрежно, что было необходимо построить каменные подпоры, чтобы предупредить ее падение - обстоятельство, не внушающее уважения к архитектору.
    Самая лучшая комната - спальная. Она делится на равные части двумя белыми колоннами под мрамор, между которыми висят зеленые шелковые занавесы.
    Под прямым углом к дому находится большое крыло, содержащее несколько обширных комнат. Оно предоставлено приезжающим гостям и прежним членам свиты (13).
    При сооружении этой части постройки была допущена наибольшая из возможных ошибок. Она не имеет окон к морю, на которое в противном случае был бы великолепный вид, - обстоятельство, не только расстраивающее внешнее единство, но и делающее подступы к апартаментам исключительно темными. Обратно естественному расположению, окна помещены в противоположной стороне крыла, и единственное, что можно видеть сквозь них, это конюшни и неприятный овраг".
    Весною 1835 г. в Одессе побывал другой путешественник, американец Стефенс. Он с восхищением описывает центральную парадную часть Одессы14. Восторгаясь приморским бульваром, окаймленным двумя рядами деревьев, он говорит, что "даже в Италии или Греции" ему "редко приходилось видеть более красивый лунный пейзаж (moonlight scene), чем колонны биржи сквозь аллею деревьев" при свете луны. От его взора не ускользают все наиболее замечательные монументальные строения Одессы. Он называет "особенно прекрасными" коринфские колонны городского театра, "стремящиеся от своего основания кверху", и конечно не обходит молчанием дворца Воронцова. Представленный ему в самом дворце, Стефенс получил возможность видеть внутреннее убранство комнат и описать их.
     "Дворец - говорит он - великолепное здание и внутри представляет соединение богатства и вкуса. Стены увешаны итальянскими картинами. По орнаменту и отделке внутри он много выше таких в Италии. Ручки дверей янтарные, а двери столовой доставлены из старого императорского дворца в Петербурге".
    Приведенные нами описания дворца, принадлежащие англичанину Мортону и американцу Стефенсу, чрезвычайно интересно дополнить обстоятельными сообщениями о нем известного польского писателя Иосифа Крашевского, побывавшего в Одессе в 1843 г. (15).
     "Во дворе Воронцовского дворца, - читаем у него (16) - одною стороною обращенного к морю, с видом на далекий Эвксин и обе гавани, находятся две небольших пушки из числа взятых графом в Варне и подаренных ему государем.
    Через красивую, но скромную переднюю вход ведет (если я хорошо помню) прежде всего, в бильярдную комнату, украшенную картинами... Кроме двух видов Венеции... в этой комнате находится большой портрет en pied шведского короля, им самим подаренный графу Воронцову на память. На другой стене небольшая картина, изображающая среди темного неба повернутый на бок зеленой пенистой волной корабль с поломанными мачтами. Подпись под ним напоминает, что на этом корабле 4 октября 1828 г. царь и гр. Воронцов находились в большой опасности. Судно носило имя Марии. Имеются здесь еще и другие картины, большею частью высокого качества, напр., портрет Питта.
    Следующая комната украшена четырьмя портретами: Петра Великого, Екатерины II, Александра I и ныне царствующего государя. А на пьедестале из черного мрамора с бронзовыми украшениями стоит превосходной работы (Lebure) серебряно-золотистый сосуд (vermeill) формы старинной вазы, подаренный в знак благодарности гр. Воронцову войском, которым он командовал во время занятия Франции.
    Большая приемная зала украшена роскошными дверьми в филенках под ляпис-лазурь и бронзу, перевезенными сюда из Михайловского дворца. Здесь находится (одно из прекраснейших украшений) камин из очень дорогой мозаики en pierres fines, тоже из Михайловского дворца; показывающие дворец, определяя стоимость этого камина, называют непомерно высокую цену. На его темном фоне рельефно выступают птицы, цветы и фрукты, очень хорошо и живо сделанные.
    В этой зале находятся картины, некоторые прекрасной работы...
    Затем мы проходили ряд комнат, всегда убранных искусно и со вкусом, и библиотеку, из которой ведет выход в кабинет, находящийся уже в оранжерее.
    Это была первая библиотека (а тут их, если не ошибаюсь, я насчитал, кажется, три), ибо при каждом отдельном апартаменте находится своя; (17) значит, достойный владетель любит иметь книгу под рукою. В этой библиотеке фортепьяно и посредине на высоком пьедестале с бронзовой отделкой очень красивая порфировая ваза, дар шведского короля графине.
    Оранжерея, окруженная вверху оббегающей галереей, на которой в нескольких местах находятся различные беседки для отдыха и сиденья, является одним из прекраснейших мест дворца. Вниз между деревьями ведет лестница, а вверху, прогуливаясь по галерее, можно вдыхать аромат цветов, смотреть одновременно на них и на море.
    Как тут должно быть красиво вечером, когда галерея освещена и над морем месяц.
    На одном конце галереи в стене находятся черные камни с золотыми надписями, привезенные из взятой Варны, мебель же, кажется, из Испании. Различные мраморные и каменные украшения выработаны в крымских рудниках графа, если я не ошибаюсь, в Симферополе. Галерея, оббегающая вверху оранжерею, украшена вьющимся плющом и цветами.
    В великолепном апартаменте графини, также выходящем на галерею, множество китайских и японских сосудов, а также роскошная мебель с фарфоровыми медальонами и бронзовой отделкой… Два больших окна, частью в цветных стеклах, одно из них с датою 1584 г... И здесь, и в комнатах, уже пройденных нами, мы часто встречаем дорогие китайские сосуды.
    На двух больших похожих вазах я видел приделанные орлеанские гербы. Эти вазы должны были быть приобретены во Франции из наследства, оставшегося от известных Egalit?.
    Величина их останавливает на себе внимание, хотя в Одессе, начиная Биржею, во многих местах найдешь эти дорогие редкие вещи.
    Апартамент, в котором работает граф, с библиотекой впереди и кабинетом, имеющим семейные портреты разных лиц, останавливает на себе особенное внимание. Из этих комнат открывается вид на всегда красивое море. В кабинете графа огромный стол занимает средину. Вокруг различные сувениры, книжки, бюстики. Прежде же всего поражают две или три фигуры Веллингтона, из которых одна бронзовая очень хорошей работы; она украшает камин...
    Возле рабочего кабинета находится, как я говорил, с одной стороны библиотека, а с другой небольшая комната, полная портретов любимых лиц. В этом кабинете огромный телескоп, чтобы смотреть на море. Здесь я обратил внимание между рисунками, из которых каждый достоин воспоминания, на один маленький портретик с надписью: хочу жить, чтобы вас любить.
    Этот портрет изображает ребенка.
    В рабочей комнате графа находился еще постамент, на котором обычно во время пребывания хозяина стоит портрет любимого им кн. Веллингтона... Вид на море из этих окон чудесный.
    В детской комнате вверху, очень скромно, но мило устроенной, находится портрет графа, когда он был молодым, в синей одежде, с книгой в руке... Здесь на полу вделаны инкрустованные солнечные часы, напоминающие молодым, как быстро летит время. В графской спальной находятся семейные бюсты. Посредине ее разделяет занавес. В стороне графини находится стульчик для коленопреклонения и за занавесью старая фамильная богатая икона, разделенная на несколько отделений, в золоченых рамах.
    Здесь (и внизу) есть несколько видов чудной красоты дворца и сада в Алупке...
    В дворцовом саду над морем поднимается в виде полукруга открытая колоннада, куда всходят по ступенькам".
    Таково сообщение Крашевского, во многом дополняющее сказанное о дворце Мортоном.
    В 1845 г. Одессу и дворец князя Воронцова посетила русская путешественница Олимпиада Шишкина. В своих "Заметках и воспоминаниях" она немного сообщает о комнатах и их убранстве.
    Вот ее слова: "Дом князя Воронцова на прелестном месте, и сам служит украшением городу. В нем много достойного внимания, но мы приехали под вечер и только успели, почти не останавливаясь, обойти комнаты. Особенно должно быть приятно отдыхать в китайском кабинете с богатейшими китайскими вазами, когда он убран цветами, в чем здесь верно не бывает недостатка; тут близко комнатный сад, освещенный с трех сторон и сверху, с солнечными на полу часами?" (18).
    Есть еще беглые замечания о комнатах Н. Н. Мурзакевича (19), часто бывавшего во дворце. В своей автобиографии он пишет: "Находилась возле большого кабинета, где он (Воронцов) постоянно работал, комната, наполненная шкафами по всем стенам с хранящимися в них рукописями... В эту комнату граф дозволял входить только исключительно мне одному и там заниматься".
    Нам известно со слов Крашевского, что в соседней с кабинетом комнате находился телескоп и много портретов. Вероятно, эта комната была хранительницей манускриптов, о которых несколько далее Н. Н. Мурзакевич рассказывает, как в 1854 году, по поручению Воронцова, почти накануне известной бомбардировки, он уложил их в 17 ящиков и скрыл "в подземную мину" (20).
    Сравнивая внутренние помещения дворца в их нынешнем виде по положению с тем, какое мы находим в вышеприведенных описаниях, можно указать на назначение ряда комнат: если из вестибюля взять вправо, то первой будет комната манускриптов, за ней идет турецкий кабинет с библиотекой, при помощи балкона сообщающийся с зимним садом; следующая комната, тоже сообщающаяся с зимним садом, "китайский кабинет" графини Воронцовой; за ней идет парадная зала; из остальных 4-х комнат, если Крашевскому не изменила память, первая после вестибюля - бильярдная, а сообщающаяся с ней большая комната, полукругом выступающая к морю, - столовая; комната перед залой - гостиная и последняя комната в сторону флигеля - буфет (план № 134). В верхнем этаже комната с сохранившимися следами солнечных часов должна быть названа детской, над залом спальная и по бокам ее две уборные, над бильярдной - приемная, над столовой - кабинет, над буфетом и гостиной - 2 библиотеки (21).
    В настоящем своем виде комнаты нижнего и верхнего этажа только носят следы былого изящества. Кажется, что все убранство комнат было в свое время перевезено в Алупкинский дворец, роскошная же библиотека вошла в состав одесской "Библиотеки высшей школы". Паркет, двери и камины сильно попорчены. Потолковая живопись от сырости местами испортилась. В большинстве случаев хорошо сохранились изящно сработанные карнизы различных рисунков; большая часть богатого паркета приемной залы и ее роспись по потолку и стенам, а также лепной потолок полуциркульной комнаты остались неповрежденными.
    Турецкий кабинет со светлым потолком бледно-зеленого цвета и пышной позолотой сохранился почти неповрежденным. С наружной его стороны, если войти в зимний сад, вернее, оставшееся от него сильно поврежденное помещение, можно видеть вделанные в стену две больших черных доски с золотыми буквами, о которых говорит Крашевский. Сохранившиеся арабские письмена в прямоугольных панно по стенам турецкой комнаты - только декоративные украшения комнат подобного типа. Двери, вместо окон открывавшиеся на балкон зимнего сада, сохранили цветные стекла, вверху переходящие в цветные картины: в витраже против входа изображена богоматерь с младенцем на руках, под нею монограмма MW с короной; в соседнем витраже слева дана сложная композиция, - вокруг картины и внизу надпись по-немецки с датою 1584, о которой говорит Крашевский; остальные двери, выходящие на балкон, аналогичны указанным.
    В нижнем этаже обращают на себя внимание "одинаковые" двери, которые, как утверждают Мортон, Стефенс и Крашевский, были доставлены сюда из Михайловского замка. Ту же судьбу разделил и камин, находящийся в большой зале. Он гармонировал своими цветными камнями, изображавшими птиц и растения, с росписью верхней части стен под карнизом (гирлянды цветов и венки). К сожалению, эти цветные камни сорваны, но сохранились венчающие камин цветного мрамора две изящных колонны коринфского ордена, поддерживающие античный антаблемент. Камин комнаты, предшествующей большой зале, мраморный, с изящными барельефами по бокам (фигуры женщин с букетами цветов в вазах на голове) и по верхнему краю (играющие в поле нагие дети) хорошо сохранился. Камин следующей за залой комнаты, представляющий своим рисунком подражание античной вазовой краснофигурной живописи (по черному полю розетки, вазы и две летящих женских фигуры красного цвета), сильно обветшал и попорчен.
    Обращаясь к росписи комнат, нужно сказать, что в некоторых из них ее заменяют художественной работы матерчатые обои. Интересно остановиться на орнаментальных мотивах залы и гостиной. Военная арматура по углам потолка последней, меандровый бордюр по его краю, шлем с султаном и щит, как основной мотив живописи потолка определенно говорят о желании придать этой комнате строгость и суровость ампира; своею простотою она как бы подготовляет посетителя к получению эффектного контрастного впечатления при переходе в зал, дающий ощущение веселости и жизнерадостности, золоченным карнизом, гирляндами цветов и живыми античного характера сценами потолковой живописи.
    Упоминавшаяся уже полуциркульная комната с прекрасным видом на море имеет выход на обширную террасу, откуда открывается безбрежная синяя даль неба и воды. Украшенная пилястрами коринфского ордена, с лепным потолком, она имеет в полуциркуле ниши, вероятно, для статуй или для вазонов с цветами.
    Одна из этих ниш была прострелена в 1854 году. На заделанной пробоине сохранилась надпись: "Стр. суб. 10 апр. 1854 г." В комнате рядом, в левом углу от входа, вделано ядро, попавшее в 1854 г. во дворец. Комната проста, по потолку вытянуты гирлянды, в углах потолка букеты в вазах. Наконец, первая от входа комната имеет арку с лепной разработкой, а по краям потолка также вытянуты гирлянды цветов.
    Во втором этаже несколько сохранилась комната с полуциркульным окончанием (украшение потолка - знаки зодиака). Как упомянуто выше, здесь находился кабинет (22).
    На самом краю обрыва и сейчас еще высится прекрасная в четверть круга колоннада, образуемая десятью парами мощных колонн дорического ордена: она далеко видна при приближении к Одессе морем. Возле нее времен Воронцова мраморный фонтан.
    Находящиеся с противоположной стороны дворца конюшни интересны внутри тем, что нижний этаж, отводившийся для лошадей, с причудливым под романский стиль (vo?te d'ar?te) потолком, поддерживаемым деревянными колоннами, очень высок, тогда как верхний этаж, отводившийся для прислуги, непомерно низок (23): характерная черта дворянского строительства крепостной эпохи.
    Со стороны бульвара дворец отделен сохранившейся стильной решеткой (ампирные массивные прутья в виде копий), которая когда-то шла к дворцу и со стороны конюшен (24), образуя с круглящейся стеной последних широкий въезд к прекрасному портику, образуемому четырьмя мощными колоннами дорического ордена (25).
    Сейчас от ворот к дому идет каменная стена, недавно выстроенная. Давно уже испорчена балюстрада по верхнему краю крыши дворца: вместо прежней массивной, составленной из тесанных каменных балясин изящного фасона, в настоящее время имеется не гармонирующая со всем зданием металлическая узорчатая решетка.
    Какие изменения, однако, не претерпел Воронцовский дворец, как ни разрушала его сила времени и событий, он и сейчас является ценным памятником провинциального барского ампирного строения далеко ушедшей от нас эпохи.
    Для Одессы, наряду с некоторыми другими памятниками старины, он представляет собою исключительную художественно-историческую редкость, которую следовало бы поддержать и сохранить от грозящего разрушения. Одесса. Август. 1928.


(*) Статья излагается в современном правописании, с сохранением авторского стиля.
(1) Essai sur l'histore ancienne et moderne de la Nouvelle Russie. III. Paris. 1820. Стр. 9.
(2) Этот план находится в Музее "Старой Одессы".
(3) За последнее время в различных наспех составляемых описаниях "одесских достопримечательностей" часто попадаются фантастические сообщения. Так, напр., в справочнике "Вся Одещина" за 1928 г. в очерке, посвященном "Историческим зданиям и памятникам Одессы", к изумлению своему мы узнали, что Воронцовский дворец включил в себя турецкую мечеть, составлявшую "часть Хаджибейского замка", и что "внутри здания сохраняется витая лестница, ведшая на минарет". Свое неожиданное открытие автор очерка подкрепляет ссылкой на то, что "внутри библиотеки и вне, на стенах зимнего сада, имеются турецкие надписи". Из дальнейшего читатель узнает о происхождении этих надписей.
(4) Н.H. Mурзакeвич. Одесская старина. 1869. Стр. 9.
(5) Одесса. 1794-1894. Стр. 406.
(6) Краеведение ЦБК. 1927. № 3. Стр. 353.
(7) Ныне помещение Окрисполкома.
(8) Постройка последнего была закончена в 1826 году.
(9) The Crimea with a visit to Odessa. London. 1855. Стр. 139.
(10) Имеется еще и удивительный по массивности подвальный этаж, где находились погреба и кухня со службами.
(11) Edward Morton. Travels in Russia, and a residence at st. Petersburg and Odessa, cars 1827-1829. London. 1830. Стр. 201-204.
(12) На эскизе плана, находящемся в музее "Старой Одессы" под № 147, конюшни нанесены другой краской, чем план главного здания. Это должно было бы говорить о разновременности упоминаемых построек, однако Мортон видел их в 1828 - 1829 гг., т.е. в то время, когда было возведено здание дворца (Эскиз плана, безусловно, современен началу постройки). См. в конце статьи план № 147. Тут же считаем долгом принести благодарность Музею Старой Одессы за предоставление возможности иллюстрировать свою статью, как этим интересным планом, так и общим видом дворца, взятым с литографии, тоже хранящейся в музее.
(13) На упомянутом выше эскизе плана №147 этот флигель показан краскою, отличною от главного корпуса, с одной стороны, и конюшен с колоннадой на выступе в сторону моря, с другой. Имея в руках только план, можно было бы думать о разновременности постройки этих строений. Однако, что касается конюшен, флигеля и главного здания, свидетельство Мортона полностью отвергает такое допущение.
(14) Incidents of travel in Greece, Turkey, Russia, and Poland. Стр. 66. (Экземпляр, которым мы пользовались, не содержит указания на место и год издания книги).
(15) М. Г. Попруженко. И. И. Крашевский в Одессе. Записки Одес. Общ. Истор. и Древн. 1913. Т. XXXI.
(16) Wspomnienia Odessy, Yedyssanu i Bud?aku. Wilno. 1845. II. Стр. 47-58.
(17) На плане № 134 (Музей "Старой Одессы"), изображающем по этажам все здание главного корпуса с флигелем после постройки, показаны 2 библиотечных комнаты вверху и одна внизу.
(18) Солнечные часы находятся в верхнем этаже. Описываемый кабинет, по Крашевскому, принадлежал графине Воронцовой.
(19) Автобиография. П. 1889. Стр. 110.
(20) На плане № 134 эта комната показана, как передняя.
(21) Сведения о расположении комнат верхнего этажа даются на основании плана № 134. Интересно отметить, что на втором этаже сохранилась миниатюрная комнатка-молельня, когда-то, вероятно, очень живописная по краскам и иконам, вделанным в стены. На белых поверхностях под мрамор между нишами для икон сохранились имена родителей, братьев, сестер Воронцова и его жены, а также "преосв. Иннокентия". Ни в одном из известных нам описаний дворца эта комната не упоминается. Нет ее и на плане № 134. Очевидно, она позднего происхождения.
(22) Эта комната помещается над такой же нижнего этажа, о которой было говорено выше. Снаружи полуциркуль имеет вид пятигранного выступа, четыре ребра которого украшены ионическими колоннами.
(23) Стоя, рукой можно почти достать до потолка.
(24) См. выше снимок с литографии по рисунку Грабовского из Музея "Старой Одессы".
(25) На плане № 134 этого портика нет. Таким образом, можно сделать заключение, что он был пристроен позднее к уже существовавшему дворцу.