ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 2)



М. Кольчак

Болгарские украшения в коллекции Одесского историко-краеведческого музея

     Изготовление предметов художественной ценности для украшения человека берет свое начало в самом раннем периоде истории человеческой культуры.
    Впоследствии, каждый народ разрабатывал украшения по-своему, учитывая национальную орнаментику, символику, традиции, и наконец, представления о вкусе. Каждая эпоха создавала не только свой стиль, но и все, что касалось выбора материала, способа обработки и техники.
     В техническом и художественном отношении, высокой степени совершенства достигли украшения этрусков, цепи которых имитируются современными ювелирами; греков, в том числе проживавших в колониях Северного Причерноморья.
     Византийское (восточное) влияние заметно на работах ювелиров франков, вестготов, населения Фракии.
     В средневековье в Болгарии изготавливали металлические украшения с разнообразной и усовершенствованной техникой и высокими художественными качествами. Они выполнялись главным образом из серебряных, медных и других сплавов. Применялась техника ковки, литья, филиграни. Для украшения изделий использовали эмалирование, цизелирование и реже - драгоценные камни или цветные стекла.
     В коллекции Одесского историко-краеведческого музея собраны украшения некоторых народов, населявших в разное время и теперь территорию юга Украины, и внесшие несомненный вклад в развитие различных направлений прикладного искусства края.
     Определенное место в собрании занимают изделия из недрагоценных металлов, принадлежавших болгарским колонистам, поселившимся на этой территории в кон. XVIII, 1 пол. XIX в.
     Эту часть музейной коллекции составляют предметы, переданные Одесским археологическим музеем в 1955 г., из собрания Одесского общества истории и древностей и украшения, поступившие в фонды ОИКМ в результате этнографической экспедиции, организованной старшим научным сотрудником музея Ю.Г. Розуменко в южные районы Одесской области в 1982 г. Кроме того, в фондовом собрании представлены украшения, приобретенные или подаренные отдельными лицами.
     Музейная коллекция болгарских украшений насчитывает 62 единицы хранения.
     Социальный состав болгарских переселенцев, выходцев, в основном, из различных сельскохозяйственных районов Болгарии, объясняет отсутствие изделий из драгоценных материалов. Украшения из золота, серебра и драгоценных камней, если таковые были, передавались из поколения в поколение. По воспоминаниям современников, большая их часть была реализована в своем первоначальном виде (кольца, серьги, золотые монеты) во время различных экономических и стихийных бедствий постигших болгарские семьи, либо отданы чиновникам в качестве оплаты за какие-либо услуги.
     Тем не менее, сохраняя длительное время самобытность традиционного болгарского национального костюма, женщины дополняли его ювелирными украшениями различных типов. В музейной коллекции собраны преимущественно головные (диадемоподобные "прочелницы", серьги), шейные (ожерелья, бусы), ручные (браслеты) и поясные (пряжки) украшения.
     Самые ранние, датируемые 2 пол. XVIII в. - два ожерелья из белого металла, с красным и синим камнем (1). Основа - плотно соединенные изогнутые пластины, с колечком на каждой из пластин и подвесками лунообразной формы. Оба ожерелья с православными крестами. Рельефный, многократно повторяющийся орнамент, покрывающий всю площадь пластин и подвесок, создает впечатление массивности, сочетающейся с элегантным изяществом.
     Диаметр ожерелья (20 см.) позволяет предполагать, что его обладательницей могла быть девочка, или молодая женщина с тонкой шеей, т. к. украшение имеет законченный вид и не могло дополняться другими удлиняющими деталями.
     Не менее оригинально болгарское "кабулети" (шейное украшение) из желтого металлического сплава, состоящее из нанизанных на тесьму закругленных выпуклых пластинок с подвесками в виде ажурных листьев. Голубые и красный камни (бирюза и гранат) расположены симметрично по бокам.
     Подобные украшения - массивные, закругленные, обычно сферичные или пирамидальные, с рельефной орнаментикой, чаще всего крупной грануляции, были распространены главным образом в Северной и Западной Болгарии, которые более всех имеют древнеславянское происхождение (2).
     Среди многообразия шейных украшений наибольшее распространение получили ожерелья ("гердани") из монет ("алтыни"), нашиваемых на одежду, либо нанизанных на черную ленту.
     В музейной экспозиции "Многонациональная Одесщина" представлены два подобных женских украшения, составленных из 15-ти и 31-й монеты разной величины выполненных из бронзы (3).
     При детальном осмотре каждой монеты очевидно, что орнамент, которым они украшены с двух сторон идентичен, но расположен на каждой из них по-разному. В основном это растительный узор, образующий замкнутую линию, в сочетании с арабской вязью.
     Заметной чертой подобных украшений является производимый ими звон, что характерно для восточных украшений вообще, где преобладают подвески, цепочки, бляхи, тонкие пластины, иногда различные пуговицы и нагрудники ("нагръдници") из металлических пластинок. Они были распространены главным образом в Восточной и Южной Болгарии.
     Одно из диадемоподобных украшений ("прочелница) XVIII в., находится в музейной коллекции (4). Изготовлено из сплава белого металла. Состоит из цепочек в 4 ряда с плоскими подвесками в виде листа, украшенного точечным рельефным орнаментом. Концы цепочек прикреплены к кольцам с крючками для крепления.
     Болгарские женщины закрепляли диадему к головному убору или волосам, таким образом, чтобы подвески свисали на лоб. Предположительно, подобные подвески являлись аксессуаром праздничной одежды, чаще всего свадебного наряда невесты.
     Многообразие головных болгарских свадебных украшений дополняет наушник-трепка ("убици"). Это подвесное украшение девушки прикрепляли к платку или волосам, на уровне виска. В музейной коллекции есть 2 вида таких сережек кустарной работы: с 4-мя камнями (красными и зеленым) и с 4-мя птицами вверху. Основу подвесок составляет рельефный треугольник с подвесками в виде розеток и зубчатых полусфер. Обе сережки снабжены крючками в форме цветка (5).
     Височные украшения были широко распространены у славян и как считают археологи, составляли одну из наиболее характерных черт, которая позволяет выяснить расселение древних славянских племен (6).
     Национальный женский костюм дополняли ювелирные украшения различных типов. До настоящего времени распространено ношение бус. Фабричное дешевое производство украшений, в т. ч. бус, в кон. XIX в. - нач. XX в. формирует собственный современный стиль. К 1890 г. образовался стиль украшений, состоящий из самых простых форм и материалов: стекло, недрагоценные природные камни, металлические сплавы, керамика.
     Низку из стекляруса у восточных и южных славян называли "бисером" или "монисто". Одно из таких украшений передано в дар музею жительницей с. Ровное Тарутинского р-на, Одесской области. Это нанизанные на черную хлопчатобумажную нитку трехцветные шарики из дутого стекла (7). Ношение таких бус было особенно распространено у болгар и гагаузов юга Одесской области в кон. XIX в. - нач. XX в. Женщины могли носить несколько низок одновременно, как повседневное украшение.
    До настоящего времени пожилые женщины носят стеклянные украшения, чаще всего голубые, называемые просто "мониста".
    В 1962 г. для музейной коллекции были приобретены такие бусы у Е.Ф. Каци, жительницы с. Елизаветовка, Тарутинского р-на, Одесской области (8). Это 25 бусин из стекловидной массы темно-голубого цвета, нанизанных на хлопчатобумажную нить. Бусины овальной формы, с рельефными выпуклыми розетками, напоминают плод тутового дерева (шелковица). Вероятно болгары, также как и другие народы, при изготовлении украшений брали формы растительного орнамента из своей местной флоры.
    В трудах болгарских ученых не встречается сведений о том, что болгарки предпочитали голубые бусы всем другим. Возможно эта особенность вкусов жителей некоторых сел юга Одесской области связана с длительным пребыванием их предков по соседству с турками в Добрудже (9). В монографии В.П. Курылева, посвященной турецкой национальной одежде, упоминается о том, что "бусы у турчанок почти всегда голубые, т. к. у них голубому цвету приписывается способность охранять человека от злых сил" (10).
    Термином "мирджан" (коралл) обозначались бусы красного цвета. Иногда в низку такого украшения добавляли несколько голубых бусин. В коллекции находятся бусы изготовленные из кизилового дерева. Каждая бусина состоит из восьми выступов и напоминает ягоду малины. Через каждые 9 красных бусин вставлена одна бирюзовая. Кисточки из голубого бисера и черный крестик составляют подвеску.
    По словам старожилов, до настоящего времени некоторые женщины носят бусы, изготовленные из слоновой кости и называются "кокални мониста" (костяные бусы). В некоторых болгарских селах они обозначаются термином "седеф" (перламутр) (11). Действительно речь идет об украшении из перламутра (ракушка "жемчужница") цвета слоновой кости. Такие мониста, в основном кустарной работы, привозили паломники, местные жители, из Палестины, в конце XIX - нач. XX в. Одно из этих украшений пополнило музейную коллекцию в 1982 г. Оно передано в дар от Н.И. Новосельчан во время экспедиции сотрудников Одесского историко-краеведческого музея в южные районы Одесской области (12).
    Болгарские женские ручные украшения это главным образом браслеты ("гривни", "гримни") и перстни ("пръстни"). Первые представлены в коллекции достаточно широко. Это бронзовые несмыкающиеся, цельные браслеты в виде полусферы, составленной из трех запаянных пластин. Рельефный орнамент и две выпуклые розетки на крайних пластинах еще более подчеркивают массивность такого изделия. Стилизованный растительный узор (цветы, ветви) употребляется в сочетании с геометрическими мотивами (волнообразные линии, извилистые полосы, маленькие кружки, спирали). Размер браслета и нерегулируемый диаметр, позволяет предполагать, что он рассчитан на узкое запястье и тонкую кисть руки (13).
    В 1920 г. был изготовлен один из цельных браслетов кустарной работы, выполненный из желтого металлического сплава, Он принадлежал Марии Николаевне Гугаджи, болгарке, 1934 года рождения, жительнице с. Дмитровка Болградского р-на, Одесской области.
    До 70-х гг. XX в. в некоторых болгарских селах пожилые женщины носили цельные браслеты с фигурными волнистыми краями, на регулируемой застежке в виде кнопки. Гравированный на гладкой поверхности орнамент характерен для такого типа украшений. Изображение цветов ириса или мака в овале центральной части браслета подчеркивает его национальный стиль (14).
    Широкое распространение среди болгарских поселенцев нашли браслеты кон. XIX в., составленные из двух дуг, соединенных шарниром. Они украшены двумя рельефными полосками ("ивицы"), между которыми проходят три рельефных полосы разной ширины в форме жгута.
    Особого внимания заслуживают браслеты из цветного металла с фигурными краями, образующими 6 секций. Они состоят из двух полукруглых частей, скрепляющихся шпонкой. Концы и места соединений выполнены из желтого металла и украшены стилизованным растительным рельефным орнаментом. Остальную поверхность покрывает резной зооморфный (лев) и стилизованный растительный (трилистник) орнамент (15).
    Интересным женским и мужским элементом национальной одежды были поясные пряжки ("пафти", "чепрази"). Их изготавливали кустарным способом, преимущественно из белого или желтого металлического сплава, иногда из меди или серебра.
    В коллекции преобладает группа пряжек выполняющих функциональную роль в костюме, т. е. использовались как застежки для кожаного или тканого пояса.
     Наиболее распространенная форма функциональных пряжек - листовидная, состоит из двух соединяющихся с помощью крючка "листьев" с вытянутыми вверх концами. Оба на тыльной стороне снабжены перекладинами для закрепления пояса. В месте соединения, с внешней стороны, к одному "листу" припаяна бляшка в виде медальона, иногда ажурного. Обильный рельефный растительный и геометрический орнамент покрывает всю поверхность такой пряжки.
    Для украшения мужских поясных застежек предпочтение отдавали антропоморфному орнаменту. В музейной этнографической экспозиции демонстрируются две пряжки с изображением фантастических животных-драконов. На одной из них орнамент нанесен на ажурную позолоченную накладку (16). Обращает на себя внимание мужская пряжка с цепочками (XVIII в.), в средней части которой, на выпуклой розетке изображение двуглавого орла (17).
    Часть мужских и женских пряжек выделяются своим массивным видом и представляют собой соединение трех лепестков, расположенных в разных направлениях. Они тоже составлены из двух частей, но соединяются с помощью стержня, который украшали одной или несколькими цепочками. Множество рельефных розеток в форме распустившихся цветов разной величины расположены по периметру и в центре каждого лепестка (18).
    Листовидные пряжки с гравированным орнаментом отличаются формой листа (волнистый) и меньшими размерами. Они рассчитаны на узкие женские пояса (19).
    И наконец, металлические пряжки не имеющие практического значения - это бляшки ромбовидной формы, с характерным волнистым краем. Они использовались как элемент украшения любого подходившего по размеру пояса. Причем могли нанизываться на него в неограниченном количестве, достаточно близко друг к другу таким образом, чтобы при движении создавать звон (20).
    В процессе работы с коллекцией, при анализе стиля украшений, материала и техники, видов орнамента стало очевидным то, что часть гладких браслетов, листовидных женских пряжек и бляшки для пояса выдержаны в одном стиле, одинаковы по технике гравировки, с единичным изображением цветов и листьев ириса, мака, тюльпана. Это обстоятельство наводит на мысль, что все они выполнены одним мастером, либо в одной мастерской. Но поскольку украшения поступали из разных источников и регионов Северного Причерноморья становится понятным, что мы имеем дело с достаточно точным копированием, связанным, вероятно, с необходимостью следовать существующей моде.
    Информации о наличии мастерских или цехов по изготовлению болгарских украшений на Юге Украины в XIX - XX вв. не обнаружено. Старожилы утверждают, что все украшения были привезены переселенцами из Болгарии и передавались из поколения в поколение.
    Ношение национальных украшений прекращается к началу 50-х гг. XX в. и связано с процессами, происходившими в обществе.
    Однако, в последние годы, с возрождением интереса к истории, этнографии и культуре национальных меньшинств в Украине, возрастает интерес и к этой теме.


(1) Одесский историко-краеведческий музей (далее - ОИКМ). Инв. № Б - 1225, 1226.
(2) Краткая болгарская энциклопедия. - София, 1966. - С. 517.
(3) ОИКМ. Инв. № Б - 651/а, б.
(4) ОИКМ. Инв. № Б - 1228.
(5) ОИКМ. Инв. № Б - 2804, 2805.
(6) Восточный этнографический сборник. - М., 1956. - С. 124.
(7) ОИКМ. Инв. № Б - 2927.
(8) ОИКМ. Инв. № Б - 656.
(9) Чийшия: очерки истории и этнографии. - Одесса, 2003. - С. 372.
(10) Курылев В.П. Одежда анатолийских турок. - Л., 1970. - С. 242.
(11) Чийшия: очерки… - Указ. сочин. - С. 372.
(12) ОИКМ. Инв. № Б - 2925.
(13) ОИКМ. Инв. № Б - 1233, 1237.
(14) ОИКМ. Инв. № Б - 969/1,2, 5753.
(15) ОИКМ. Инв. № Б - 1232, 1231.
(16) ОИКМ. Инв. № Б - 1222.
(17) ОИКМ. Инв. № Б - 1219, 2932.
(18) ОИКМ. Инв. № Б - 2800, 2815, 2820.
(19) ОИКМ. Инв. № Б - 2802, 2822,2928.
(20) ОИКМ. Инв. № Б - 2803, 2823.