|
|
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 2)О. Каражей Рецензия на каталог "Быт и культура российских немцев в музеях Санкт-Петербурга" Предложенный вниманию научных кругов и широкой общественности каталог "Быт и культура российских немцев в музеях Санкт-Петербурга" (составитель Т. А. Шрайдер, авторы вступительных статей - А.Б. Семенова, Л.М. Лойко, О.В. Томазова, Ю.В. Иванова-Бучатская), изданный в издательстве "Наука" в 2003 г. при финансовой поддержке Законодательного собрания Санкт-Петербурга, является совместной работой трех крупнейших музеев Санкт-Петербурга: Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук. Каждый из этих музеев представил свой отдельный каталог экспонатов, относящихся к жизни российских немцев, предваряя их вступительными статьями, которые знакомят с жизнью немцев в Санкт-Петербурге и немцев-колонистов, осваивавших малозаселенные южные окраины России, а повествовательная манера изложения делает эту информацию доступной пониманию и интересной не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, интересующихся данной темой. Каталог открывается предисловием, в котором рассказывается об уникальном этнокультурном явлении, носящем название "российские немцы". Автор знакомит с историей появления немцев в России, начиная еще с эпохи Древней Руси, рассказывает о немецких переселенцах, прибывавших в Россию в XVIII-XX вв., заканчивая трагическими для российских немцев тридцатыми годами ХХ века. Первым представлен каталог Государственного музея истории Санкт-Петербурга, который предваряет статья А. Б. Семеновой "История петербургских немцев". В ней автор знакомит с историей появления немцев уже в самом Санкт-Петербурге, начиная с первой волны переселения в 1720-х гг. до печальных событий 1914 г., когда Первая мировая война навсегда изменила жизнь немцев города. Написанная увлекательно статья повествует о жизни немцев разных сословий. Свой рассказ А. Б. Семенова подтверждает фамилиями конкретных людей с рассказом об их достижениях и заслугах. Изучая данный каталог необходимо помнить, что Музей истории Санкт-Петербурга никогда целенаправленно не занимался формированием этнических коллекций, а главным критерием пополнения фондов служит "типичность" предмета в жизни рядового горожанина XVIII-XIX и последующих веков, что привело к отбору самых традиционных предметов бытования у немцев российской столицы (об этом говорит автор статьи, с. 14). Учитывая, что среди иностранного населения Санкт-Петербурга немцы составляли более 40 % и входили во все социальные слои - от членов Дома Романовых до мелких ремесленников, то составители данного каталога столкнулись с трудностями по комплектованию экспонатов, т.к. одни и те же предметы могли быть типичными для одного сословия и никогда не встречались у другого (например, рояли Беккера были в каждом культурном доме, как и мебель от Гамбса или Мельцера, но вряд ли их можно было встретить у рядовых мещан). Видимо, исходя из этого, экспонаты разделили по фондам хранения. Свои экспонаты представили: рукописно-документальный фонд, фонд науки и техники, фонд костюма, тканей и знамен, историко-бытовая коллекция, фонд тиражированной графики, фонд костюма и тканей, фонд фарфора и стекла. Рукописно-документальный фонд (хранитель фонда Л.П. Баклан) представил документальные свидетельства различных сторон жизни рядовых немцев - это свидетельства об оценках школьников, квитанции церквей за участки земли на кладбищах, аптечные счета, вид на жительство, свидетельство о крещении и другие. Особняком стоит книга мастеров Гильдии (немецких) булочников Санкт-Петербурга. Фонд науки и техники (хранитель фонда В. М. Сыров) представил предметы, произведенные в Различных городах Германии в конце XIX - нач. XX вв. и бытовавшие в самых разных семьях. Это рабочие инструменты: дрель ручная, набор для выжигания, швейные машины, а также музыкальные инструменты, фотоаппараты. Хочется отметить счетчик электрический нач. XX в. Фонд костюма, тканей и знамен (хранитель фонда С.И. Кузнецова) представил совершенно уникальные, единственные в своем роде экспонаты - знамена ремесленных цехов. В историко-бытовой коллекции (хранитель Л.Н. Бакеркина) показаны предметы, которые могли бытовать в семье любого горожанина: упаковки для кондитерских изделий, коробки для ювелирных изделий, кофейная мельница, но все эти предметы произведены на немецких предприятиях Санкт-Петербурга и Западной Европы. Фонд тиражированной графики (хранитель фонда Е.А. Коржевская) представлен рекламными плакатами и винным прейскурантом. Очень интересные экспонаты представил фонд костюма и тканей (хранитель - Т. Г. Шатунова). Наряду с платьем, принадлежавшем жене немецкого дипломата и бальными туфлями, показаны, хоть и более скромные, но не менее ценные, типично немецкие бытовые аксессуары - подзоры для палок с вышитыми на немецком языке поучительными надписями, а так же стихотворное послание на старонемецком языке, отпечатанное на шелке. Каталог не смог вместить коллекцию аптечной посуды (фонд фарфора и стекла, хранитель - Т. В. Кумзерова), поэтому предложены только флакон из-под камфары аптеки Шульца. Так же представлены бутылки для вина и пива различных торговых домов, в том числе бутылка пивная и пепельница пивоваренного завода "Старая Бавария" - поставщика Двора Его Императорского Величества. Хочется так же отметить фильтр водоочистительный с крышкой и вкладышем конца XIX - нач. XX вв. Изучая данный каталог можно представить довольно полную картину жизни немцев в Санкт-Петербурге. Нельзя не отметить, что все экспонаты относятся к XIX - нач. XX вв. При общем положительном впечатлении хотелось бы отметить некоторые недостатки. В конце статьи А. Б. Семеновой приводится порядок размещения фондов ГМИ и количество экспонатов в каталоге (с. 23), что не соответствует действительно представленным экспонатам. Так, вместо заявленных 22 предметов и 3 цветных фотографий, рукописно-документальный фонд представил 22 предмета и 2 черно-белые фотографии; фонд науки и техники вместо 17 предметов и 7 черно-белых фотографий представил 23 предмета и 11 черно-белых фотографий; фонд костюма, тканей и знамен представил 6 черно-белых фотографий вместо цветных; историко-бытовая коллекция - 26 предметов и 10 черно-белых фотографий вместо 24 предметов и 6 черно-белых фотографий; фонд костюма и тканей 6 предметов и 5 черно-белых фотографий вместо 6 предметов, 1 цветной и 1 черно-белой фотографий. И только фонд тиражированной графики и фонд фарфора и стекла представили заявленное количество экспонатов. Не понятен принцип подбора экспонатов из рукописно-документального фонда: из 22 экспонатов - 8 касающихся захоронений на кладбищах. Нет, к сожалению, и упомянутых в статье (с. 21) приглашений на светские мероприятия. Фонд тиражированной графики представлен только рекламными плакатами и одним винным прейскурантом. Каталог Российского этнографического музея представил коллекцию одежды немецких колонистов различных районов России. Ему предшествует статья Л. М. Лойко и О. В. Томазовой "Коллекции немцев-колонистов" о переселении выходцев из Рейнской области, Гессена, Пруссии, Северной Германии, Эльзаса и Баварии, Саксонии на Северный Кавказ, Южное Приуралье, Нижнее Поволжье, Украину. Далее описывается история создания коллекции, сама по себе настолько замечательная, что вполне заслуживает отдельного издания. Коллекция представлена комплектами мужской и женской одежды, а так же их отдельными компонентами, которые были собраны этнографическими экспедициями для I Всероссийской этнографической выставки 1867 г., при поддержке Императора Александра II, на средства из казны и пожертвования от частных лиц. Трудно переоценить уникальность коллекции, т. к. эти экспонаты одни из самых ранних сохранившихся этнографических памятников. В каталоге представлена коллекция одежды, как костюмов, так и отдельных предметов, фотографии из жизни колонистов с 1860-го по 1933 гг. Завершают каталог снимки отдельных экспонатов, дополненные фотографиями "Немец-колонист в национальной одежде" (г. Тифлис) и "Немка-колонистка Саратовской губернии в национальной одежде", сделанными в 1860-1870-е годы. По каждому предмету дано полное описание: время и место бытования, материал пошедший на изготовление, история приобретения, экспонирование, публикация (если таковые были). Коллекция предметов, относящихся к жизни российских немцев, хранящаяся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, представлена образцами гончарного производства немецкого села Куккус. Вводная статья Ю. В. Ивановой-Бучатской написана на основе рукописи научного сотрудника МАЭ Е. Г. Кагарова, собравшего эту коллекцию во время экспедиции в немецкие села Поволжья в 1929 г. Нельзя не согласиться с автором статьи, что ценность данной небольшой коллекции состоит в том, что в ней представлены образцы домашней утвари, бытовавшие в Германии XVIII в., в период переселения колонистов в Россию, а будучи оторванными от основной массы немецкого этноса, немецкие колонисты еще долго сохраняли в своем быте многочисленные архаические черты, давно исчезнувшие к тому времени в самой Германии (с. 125). Так же в статье дается подробное описание всех этапов изготовления изделий из глины. Представлены 27 керамических изделий, под номером 28 - две фотографии, иллюстрирующие процесс гончарного производства и его описание, сделанное собирателем Е. Г. Кагаровым во время экспедиции. Все предметы даны с русскими и немецкими названиями, с описанием внешнего вида, размеров. К сожалению, фотографии сделанные Кагаровым в каталоге не показаны. Из вступительной статьи неясно, существует ли село Куккус сегодня. Завершают каталог 10 черно-белых фотографий некоторых экспонатов. Отмеченные неточности и недостатки ни сколько не снижают значения данного издания для исследователей жизни российских немцев. Не гонясь за количеством, составители сводного каталога представили действительно уникальные экспонаты, многие из которых не имеют аналогов в других музеях страны. Первая мировая война внесла свои коррективы в устоявшуюся жизнь немцев России, а после начала Великой Отечественной, советские немцы были объявлены пособниками фашистов. Трагично сложились их судьбы. Многие были депортированы, кто-то оказался на оккупированной территории, где "фольксдойче" считались людьми более низкого, чем "рейхсдойче", достоинства. В настоящее время, немцев в бывших колониях почти не осталось. В советский период целью показа музейных экспозиций были революционные преобразования в жизни общества, совершенно без учета хозяйственной специфики тех или иных этнических групп. Сегодня, в период обновления контактов между разными странами, восстанавливаются исторические связи, потомки российских немцев приезжают из Германии, США, других стран с целью разыскать места жительства, могилы своих родственников, какие-либо сведения о них. Помогают им в этом различные музеи, которые путем выявления и отбора из своих фондовых собраний, во время научных экспедиций, формируют коллекции, отражающие быт и культуру немецких поселенцев. На основе этих коллекций создаются постоянные или временные выставки, выпускаются каталоги имеющихся экспонатов. Свои каталоги выпустили: Омский историко-краеведческий музей "Каталог этнографической коллекции российских немцев" (1997 г.); Саратовский областной музей краеведения "Хозяйство и быт немцев Поволжья (XIX - XX вв.)" (1998 г.); Одесский историко-краеведческий музей "Немцы Причерноморья" (2003 г.) и сводный каталог "Быт и культура российских немцев в музеях Санкт-Петербурга" (2003 г.). Изучая их, мы можем представить себе довольно полную картину жизни немцев на территории бывшей Российской Империи. Все данные каталоги начинаются вступительными статьями о переселении и особенностях жизни групп немецких мигрантов на изучаемой территории. Приезжая в Россию, немцы селились в городах или основывали самостоятельные колонии, не все из которых сохранились до наших дней, многие в советский период были переименованы - географические указатели населенных пунктов, упоминаемых в каталогах, с указанием переименований и административно-территориальных изменений есть в каталогах Саратова и Одессы. Во всех каталогах обязательно присутствуют вводные статьи, но только в каталоге Санкт-Петербурга имеется такая статья и на немецком языке. Названия экспонатов на русском и немецком языках - в каталогах МАЭ и СМК. Всеми музеями представлены предметы, служащие для обустройства дома, посуда, орудия труда и т. д. По ряду объективных причин в музеях находится одежда, в лучшем случае, начала XX в., полные комплекты почти не встречаются, (зачастую утратившие национальные признаки), практически отсутствует обувь. Тем значимее ценность коллекции Российского этнографического музея, действительно не имеющая аналогов в других музеях (сводный каталог Санкт-Петербурга). Помочь в изучении одежды могут детские игрушки - куклы, которые передают традиционные прически немок-колонисток, модели верхней и нижней одежды (каталог СМК). Ткани для производства одежды колонисты производили сами - в каталогах представлены предметы, связанные с их производством - орудия для обработки льна, конопли, шерсти, мотовила и прялки самых разных модификаций, веретена. Кружево и вышивка были более распространены в городах - в каталогах Одессы и Омска мы находим предметы для домашнего рукоделия: шпули для плетения декоративных шнуров, иглы для вышивания ковров, коклюшки для плетения кружева. Характерной особенностью немецкого дома являются вышитые панно с духовными или нравственными изречениями - в коллекции Омского музея таких 19, а подзоры для палок с такими вышивками мы находим в каталоге ГМИ Санкт-Петербурга. Все колонисты занимались земледелием и скотоводством, во всех изданиях в большом количестве представлен сельскохозяйственный инвентарь (кроме Санкт-Петербурга). Немецкие колонии в России представляли собой замкнутые экономические и культурные пространства, благодаря чему на долгое время "консервировались" различные традиции и способы производства. Примером тому служит посуда из села Куккус (каталог МАЭ), но и здесь мы видим глиняную насадку для труб русских печей. Скалки для раскатывания теста, маслобойки, прямые немецкие коромысла с выемками для плеч не менялись на протяжении многих лет, но были такие уникальные предметы, как "пряничные доски" имевшие распространение только в колонии Мариенталь и для немцев совершенно не свойственные. В Саратовском же каталоге мы находим подробное описание изготовления арбузного меда и утварь, необходимую для этого. Важнейшую роль в жизни людей играла религия. Покров на Чашу Святого Причастия и алтарный покров, а так же епитрахиль и риза из облачения католического священника представлены в каталоге Одесского музея, в Омском - крест нательный латинский, а в Саратовском - деревянные колотушки "клаппер", в которые, по обычаю, стучали деревенские ребятишки, когда на предпасхальной неделе замолкали колокола. Практически все музеи располагают фотографиями из жизни немцев-колонистов 20-30-х гг. XX в., некоторые из них мы видим в каталогах. Каталог Одесского историко-краеведческого музея был выпущен к открытию выставки "Немцы Причерноморья" в 2003 г. и снабжен фотографиями отдельных экспонатов, фрагментов экспозиции. Попытки всеобщего забвения истории в послевоенный период привели к длительному провалу в изучении жизни представителей немецкого народа на просторах СССР. Благодаря финансовой поддержке Международного союза немецкой культуры, личному участию исполнительного директора Института Восточно-европейских исследований в г. Геттингене доктора А. Айсфельда (ФРГ), членов Одесского областного немецкого общества "Видергебурт" стали возможны комплексные экспедиции в немецкие села Поволжья, Северного Причерноморья. В экспедициях собран богатейший материал по истории и этнографии немцев, проживавших в различных областях России, миграционным процессам. Изучить эти материалы можно по каталогам Одесского историко-краеведческого музея, Омского историко-краеведческого музея, Саратовского музея краеведения, Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера), которые отражают жизнь немцев-колонистов. А жизнь немцев-горожан, немцев живших в Санкт-Петербурге, прекрасно отражена в каталогах Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Все они отражают различные аспекты, связанные с исторической судьбой выходцев из немецких княжеств на территории необъятной Российской Империи на протяжении почти двух веков. Список сокращений: ГМИ СПб - Государственный музей истории Санкт-Петербурга. РЭМ - Российский этнографический музей. МАЭ - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СМК - Саратовский музей краеведения. |