|
|
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)Е. Денисова, З. Лучшева Опыт концептуального развития экспозиции по истории русского православия в Государственном музее истории религии Первая экспозиция по истории православия в России была создана в Го-сударственном музее истории религии в 1936 г. Она называлась "Религия и атеизм в России и в СССР" и просуществовала до 1941 г. Это был период со-бирания экспонатов, поисков форм и методов экспонирования. Среди экспона-тов преобладали репродукции, фотографии, плакаты и тексты; подлинных экспонатов было значительно меньше. В 1947 г. музей получил от ликвидиро-ванного в Москве Центрального антирелигиозного музея все его богатейшие фонды, на основе которых в 1956 г. была открыта новая экспозиция по исто-рии православия и русского атеизма. Она освещала исторический период от крещения Руси до 1917 г. Экспозиция была размещена в центральном и двух боковых нефах Казанского собора и состояла из картин, скульптур, докумен-тов и предметов православного культа. В 1970-х гг. началась работа по подготовке генеральной реэкспозиции всех отделов музея, после завершения которой музей вновь открылся в 1981 г. Материалы отдела "Православие и атеизм в СССР" размещались не только на стендах, но и в закрытых экспозиционных площадях (шкафах), что дало воз-можность включить в экспозицию уникальные экспонаты из фондов музея, ранее не выставлявшиеся. В экспозиции находилось 1500 предметов: произве-дения искусства (картины, фрески, скульптуры, рисунки), ценные памятники русской духовной культуры (иконы, книги и др.), представляющие художест-венный и научный интерес. Впервые в экспозицию были введены новые тематические разделы, по-священные вероучению и культу Православной церкви. Основные догматы православия раскрывались на иконах XVII-XIX вв.: "Символ веры", "Троица", "Сотворение мира", "Распятие" и "Страшный суд". Предметы культа, бого-служебные одеяния православного духовенства иллюстрировали семь таинств Русской Православной церкви. Одной из удач экспозиции 1980-го г. была ре-конструкция монашеской кельи. Одеяние монаха-схимника, книги и другие экспонаты воссоздавали жизнь и быт русских средневековых монахов. К недостаткам данной экспозиции следует отнести большое количество копий документов, оригиналы которых хранились в различных архивах страны (ЦГИА, ЦГАДА и др.) Преобладание фотографий с портретами деятелей анти-религиозного движения и муляжи книг с их сочинениями в разделе "Атеизм в СССР", снижая общий художественный уровень экспозиции, не способствова-ли раскрытию сложных мировоззренческих проблем. Эти материалы, не имея никакой музейной ценности, носили явно выраженный пропагандистский ха-рактер и не отвечали задачам музея как ведущего научного и методического центра по вопросам истории религии. В 1998 г. в связи с передачей Казанского собора церкви и возобновлени-ем богослужений и переездом музея в новое здание (на Почтамтской улице, д.14) сотрудники отдела "История православия" начали разработку тематико-экспозиционного плана новой экспозиции, авторами которой явились З.А. Лучшева (руководитель), Е.В. Денисова, Е.М. Лучшев, М.В. Птиченко. Она открылась 8 июня 2001 г. вместе с другими отделами первой очереди музея в новом здании. Основной принцип построения экспозиции "Русское правосла-вие" - историко-тематический. В исторических разделах - "Крещение Руси", "Церковь в XII-XIV вв.", "Церковь в XV-начале XVII вв.", "Церковный раскол середины XVII в.", "Церковь в XVIII в." и "Церковь в XIX-начале XX в." про-слеживаются основные этапы истории церкви с X до начала XX вв. и освеща-ется роль русского православия и его деятелей в наиболее значимых событиях российской истории. Одним из основных принципов при отборе материалов для новой экспо-зиции была ориентация на подлинные экспонаты, хранящиеся в фондах ГМИР, и сведение к минимуму копийных материалов. В настоящее время в отделе "Русское православие" находится около 600 экспонатов, многие из которых были впервые выявлены в фондах, атрибутированы сотрудниками и отрестав-рированы в реставрационных мастерских музея. Экспозиция открывается комплексом, посвященным христианизации Ру-си. Икона "Святой апостол Андрей Первозванный" иллюстрирует церковную легенду о посещении Андреем русских земель и водружении на месте будуще-го города Киева креста. В разделе раскрыты исторические предпосылки и при-чины принятия христианства на Руси в конце Х в., показана связь русского православия с Византией, подчеркнута роль киевских князей в христианизации Древнерусского государства. Большое внимание уделено раскрытию послед-ствий введения христианства на Руси: проникновению византийской культу-ры, развитию литературы и искусства. В экспозиции представлены скульптур-ное изображение летописца Нестора (скульптор М.М. Антокольский, 1889 г.), икона с изображением святых Кирилла и Мефодия, картина И.Л. Эггинка "Ве-ликий князь Владимир выбирает религию" (1822 г.), горельеф "Крещение ки-евлян" (скульптор И.П. Витали, 1855 г.), а также подлинные предметы христи-анского культа ХII в. Миниатюры из Радзивиловской летописи - "Расправа княжеского дружинника Яна Вышатича с волхвами" и "Новгородский князь Глеб разрубает волхва топором" показывают, что христианизация Руси пред-ставляла собой сложный, длительный и противоречивый процесс. В этом же разделе раскрыта тема формирования пантеона русских святых (иконы "Свв. князья Борис и Глеб", "Св. княгиня Ольга", "Св. Федор Варяг"). В разделе "Церковь в XII-XIV вв." рассказывается о деятельности церк-ви в годы монголо-татарского ига и ее роли в борьбе против Золотой Орды. Привлекает внимание центральный экспонат этого раздела - картина В.М. Васнецова "Битва на Куликовом поле" (1915 г.), где в первых рядах воинов изображены сражающиеся за свободу Руси монахи Пересвет и Ослябя, по-сланные Сергием Радонежским в войско Дмитрия Донского. О роли и значе-нии Сергия Радонежского не только в истории церкви, но и в истории России рассказывают такие экспонаты, как икона XVII в. из деисусного чина "Св. Сергий Радонежский" и деревянная резная икона "Св. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву". Икона "Митропо-лит Алексий" (И.А.Гусятников, 1746 г.) изображает выдающегося церковного деятеля конца ХIV в., много сделавшего для объединения Руси вокруг Моск-вы. С именем первого московского митрополита Петра (икона "Св. митропо-лит Петр", XVII в.) связан перенос митрополичьей кафедры в Москву. В разделе "Церковь в XV - нач. XVII вв." представлены материалы, ха-рактеризующие деятельность церкви в этот период и ее роль в централизации Русского государства в ХV-ХVI вв. В 1448 г., не признав Флорентийскую унию 1439 г. между Греческой и Католической церковью, Русская Православ-ная церковь стала автокефальной (самостоятельной), независимой от Констан-тинополя. Ключевой фигурой истории Руси этого периода является Иван Грозный. На картине В.В. Пукирева "Иван Грозный в молельне" (1884 г.) мы видим пер-вого русского царя, причудливо сочетавшего в одном лице садизм и набож-ность, тираническую развращенность и тягу к аскетизму. По-разному склады-вались судьбы церковных иерархов в эту эпоху. На иконе ХIХ в. изображен митрополит Макарий, венчавший Ивана IV на царство, инициатор соборов 1547 и 1549 гг., составитель первых Четий-Миней. Московский митрополит Филипп, изображенный на иконе ХVII в., выступал с обличениями злодеяний Грозного, за что был лишен сана и сослан в монастырь, где был задушен Ма-лютой Скуратовым. На картине художника К.В. Лебедева "Христа ради юродивый" изобра-жен Василий Блаженный, живший во времена Ивана Грозного и обличавший опричнину. Одно из основных событий церковной истории этого периода - учрежде-ние в 1589 г. патриаршества, которое способствовало повышению роли и авто-ритета Русской церкви (литография "Первый русский патриарх Иов"). Начало XVII в. - время смуты в стране и польско-литовской интервен-ции. В экспозиции показана патриотическая деятельность Православной церк-ви в этот сложный в истории России период. В разделе находится икона нача-ла XХ в., изображающая патриарха Гермогена, который в 1612 г. призывал к всенародному восстанию против интервенции Речи Посполитой, за что был заключен в Чудов монастырь, где умер от голода. Картина неизвестного художника XIX в. "Призвание Михаила Федоро-вича на царство" и декоративное блюдо "Коронация Михаила Романова в 1613 г." иллюстрируют тему о восшествии на русский престол династии Романовых и роли церкви в этом событии. Раздел экспозиции "Церковный раскол середины ХVII в." посвящен драматическому событию в истории Русской церкви - реформе церковных об-рядов и исправлению богослужебных книг, проводившихся патриархом Нико-ном при поддержке царя Алексея Михайловича, в результате которой возник-ло движение сторонников "старой веры" - старообрядчество. В экспозиции этой теме посвящены следующие экспонаты: икона "Кийский крест" второй половины XVIII в., картина С.Д. Милорадовича "Суд над патриархом Нико-ном", картина художника К.А. Вещилова "Протопоп Аввакум", а также кар-тина неизвестного художника XVIII в. "Спор о вере". Последняя дает возмож-ность наглядно показать те изменения в обрядах, которые были введены Ни-коном. Картина С.Д. Милорадовича "Черный собор" (1879 г.) иллюстрирует одну из самых ярких страниц в истории раскола - выступление монахов Соло-вецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 г.. Начало ХVIII в. стало переломным для русского православия. В 1721 г. Петр I упразднил патриаршество и учредил Синод, подчиненный царю. В экс-позиции выставлены: первое издание "Регламента" или "Устава духовныя коллегии" 1721 г., портфель обер-прокурора Синода, портрет Феофана Проко-повича неизвестного художника XVIII в. Основанию новой столицы и Алек-сандро-Невского монастыря посвящен горельеф И.П. Витали середины XIX в. "Перенесение мощей св. Александра Невского в Санкт-Петербург". Один из центральных экспонатов этого раздела, привлекающий внимание посетителей - икона "Богоматерь Черниговская-Ильинская", поднесенная Петру I в 1696 г. монахами Троицкого Ильинского монастыря в честь его победы под Азовом. В этой иконе ярко отразились изменения, которые появились в русском иконо-писании в XVIII в. под влиянием западноевропейского искусства. Екатерина II продолжила политику Петра I в отношении Православной церкви. В 1764 г. она осуществила секуляризацию церковных и монастырских земель (в витрине представлен манифест о секуляризации). Наиболее ярким представителем церкви в екатерининскую эпоху являлся московский митропо-лит Платон (Левшин), портрет которого находится в экспозиции. Икона "Бо-гоматерь Знамение (на фоне герба Российской империи)" позволяет раскрыть тему слияния интересов Православной церкви и российского государства и окончательного "огосударствления" церкви в XVIII в. В следующем разделе рассказывается об основных исторических мо-ментах жизни православия в XIX - начале XX вв. Усиление социальных про-тиворечий в русском обществе, проявления инакомыслия и религиозно-мистических настроений потребовали от Православной церкви ответов на об-щественные запросы и духовные поиски современников. В создании манифе-ста об освобождении крестьян 1861 г. принимал участие московский митропо-лит Филарет (Дроздов), чей портрет работы художника Н.Д.Шпревича нахо-дится в экспозиции. Взаимоотношения церкви и интеллигенции, ее отношение к религии раскрываются на иконе "Пушкин и Даль в виде святых Козьмы и Дамиана" и картине неизвестного художника второй половины XIX в. "Гоголь у отца Матвея". Одной из основных задач православного духовенства в XIX в. стало об-разование и просвещение прихожан. В экспозиции представлены: скульптура XIX в. "Священник беседует с ребенком", "Программа учебных предметов для церковно-приходских школ", "Православный катехизис" и популярные книги для народа о житиях святых издательства И.Д. Сытина. Последний исторический раздел экспозиции посвящен революционным событиям начала XX в. и реакции на них Русской Православной церкви. Цен-тральный экспонат - картина "Дни отмщения постигоша нас..." (1907 г.), на-писанная по заказу новгородского игумена Арсения, посвящена событиям первой русской революции 1905-1906 гг. На картине иображены учредители "Союза русского народа", среди которых - сам игумен Арсений, протоиерей Иоанн Кронштадский (Сергиев), монах Илиодор и др. Представлена в экспо-зиции и икона "Богоматерь Державная", которая, по преданию, была обретена 2 марта 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II. Сложным взаимоотношениям Русской Православной церкви и государ-ства в XX в. будет посвящена специальная экспозиция. В тематических разделах рассказывается о почитании Богоматери, куль-те святых, архитектурных особенностях православного храма и устройстве иконостаса. В особые разделы выделены такие темы, как "Монастыри и мо-нашество на Руси", "Народное православие", "Православие и армия". Отдельный раздел экспозиции посвящен культу святых и почитанию Бо-гоматери в русском православии. Иконы Богоматери Знамение (ХV в.), Вла-димирской (К.Уланов, 1701 г.) и Смоленской (Я.Ракитин, 1721 г.) представ-ленные на экспозиции, являются наиболее почитаемыми образами, связанны-ми с различными событиями русской истории. Две последние иконы, создан-ные иконописцами Оружейной палаты Московского Кремля, относятся к чис-лу редко встречающихся в православном искусстве подписных икон. Большой интерес представляет икона "Явленные и чудотворные образы Богоматери", на которой представлено 156 образов Богоматери, почитание их было широко распространено на Руси. Важное значение в православии имеет культ святых, большинство из ко-торых - византийского происхождения. К ним относятся представленные на экспозиции изображения наиболее почитаемых на Руси святых - Николая Чу-дотворца (икона ХVI в.) и Георгия Победоносца (икона ХVII в.). Особо обра-щают на себя внимание редко встречающиеся в православии скульптурные изображения: "Николай Можайский" (XVIII в.), иконографический тип кото-рого был создан в XV в.е, и "Параскева Пятница" (XVII в.), которая почита-лась как покровительница женщин и женского труда, в частности, прядения. Икона "Серафим Саровский в житии" представляет одного из популярнейших в настоящее время святых, канонизация которого состоялась в 1903 г.. Экспозиция знакомит с особенностями устройства православного храма и иконостаса, ,который является важнейшей частью интерьера православного храма. В экспозиции представлены иконы в басменных окладах из деисусного и пророческого рядов иконостаса начала ХХ в. и Царские врата ХVIII в., бого-служебные одеяния православного духовенства и предметы, употребляемые при совершении таинств - важнейших обрядов Православной церкви (креще-ния, причащения, миропомазания и др.) Следующий раздел экспозиции рассказывает о монастырях на Руси. Об-лачение монаха-великосхимника, тяжелые вериги - орудия "умерщвления плоти", скульптура "Нил Столбенский" являются наглядным выражением ас-кетизма как православного жизненного идеала. В экспозиции представлены также иконы с изображениями основателей крупнейших русских обителей - "Антоний и Феодосий Печерские" (XVIII в.), "Александр Свирский" (XVII в.), "Зосима и Савватий Соловецкие" (XVIII в.) и другие. Наряду с мужскими су-ществовали и женские монастыри. Живописная икона начала XX в. изобража-ет преподобную Анну Кашинскую, история канонизации которой является од-ной из сложных и драматичных в русском православии. Представленные в разделе пушка, ядра, бердыши и наконечники стрел из Соловецкого монасты-ря наглядно показывают, что монастыри на Руси были не только "крепостями духовными", но и выполняли роль военных укреплений. Этой же теме посвя-щена и картина С.Д. Милорадовича "Осада Троице-Сергиева монастыря". Наряду с официальным церковным учением, тесно переплетаясь с ним, в России в течение многих веков устойчиво существовало так называемое на-родное, бытовое православие, связанное с этико-эстетическими представле-ниями и традициями русского народа. Экспонаты раздела "Народное право-славие" расположены в витрине, интерьер которой имитирует крестьянскую избу с "красным углом". Об особенностях народного восприятия некоторых святых и их функциях как защитников и помощников в крестьянском труде свидетельствуют иконы "Свв. Флор и Лавр", "Свв. Власий и Модест", "Зоси-ма и Савватий-пчельники", "Каким святым от каких болезней молиться" и др. Христианские праздники, широко отмечавшиеся в народном быту, главными из которых являлись Пасха и Рождество, представлены следующими экспона-тами: скульптура "Христос в узах" (XVIII в.), форма для пасхи, пасхальные яйца, рождественское козульное печенье. Яркое представление о народной об-рядности дает картина К.Е. Маковского "Святочные гадания". В следующем разделе экспозиции "Православие и армия" раскрывается связь православной церкви с русской армией и флотом. В витрине выставлены первые русские ордена, названные именами святых-покровителей русского воинства: орден святой Анны, святого Владимира, а также Георгиевские кре-сты. Особое место в православии занимали полковые церкви. Институт полко-вых и корабельных священников был введен в России в начале XVIII в. указом Петра I. В экспозиции представлена "Походная церковь Императорского свод-ного пехотного полка" XIX в. Такие церкви, в которых находились походный аналой, иконостас, комплект церковной утвари, имелись в каждом полку и на каждом военном корабле. Георгиевский комплект облачения священника, вы-ставленный в экспозиции, был изготовлен к юбилею Отечественной войны 1812 г. и 300-летию царствования дома Романовых. Экспозиция "Русское православие" позволяет представить посетителям объективную картину истории православия в России за более чем тысячелет-ний период, показать место церкви в формировании Русского государства и идеологии, роль православия в создании национальных культурных и духов-ных ценностей. |