|
|
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 9)В. Вонсович Путь стальной в огне пролег С началом Великой Отечественной войны жители Одессы, как и все граждане Советского Союза, поднялись на защиту Родины против фашистских захватчиков. В одном строю с пехотинцами, летчиками, моряками, артиллеристами героически сражались железнодорожники. Одесская железная дорога с первых минут войны подверглась ударам противника. С 22 июня 1941 г. на железной дороге было объявлено военное положение. Основной контингент работников перешел на казарменный режим, так как вступили в силу правила и распорядок военного времени. На крупных станциях создавались аварийные, ремонтные, санитарные летучки, пожарные поезда, санитарные дружины из работников железной дороги, которые еще в мирное время прошли специальное обучение и выполняли свои новые обязанности без отрыва от производства. Одесская железная дорога, проходившая по территории 6 областей (Одесской, Херсонской, Николаевской, Кировоградской, Черкасской и Винницкой), обеспечивала снабжение Юго-Западного и Южного фронтов. Ежедневно на имя руководства дороги поступали приказы командования Юго-Западного фронта о пропуске за Днепр 30-40 поездов в сутки. Одновременно резко возрос поток встречных эвакуационных перевозок. На отдельных участках в ожидании пропуска на Восток находилось 100 и более поездов. По приказу управления дороги движение на этих участках осуществлялось караванным способом - с интервалом 50-60 метров поезда от поезда. С конца июля 1941 г. согласно с планом выведения из зоны военных действий особенно важных промышленных предприятий и ценного оборудования, началась эвакуация промышленности Одессы, Кировограда, Смелы, Николаева. Это были тысячи вагонов с дорогостоящим оборудованием заводов и фабрик, зерном и продовольствием. С первых же дней войны возникла также необходимость вывоза сотен тысяч мирных граждан, спасающихся от фашистов. Так, к полудню первого дня войны, одесский вокзал переполнили курортники, которым нужно было срочно выехать из Одессы. К вечеру того же дня начали прибывать семьи военнослужащих и жители пограничных городов и сел. 23 июня прибыл первый состав с ранеными. Руководство дороги, работники вокзала прилагали все усилия, чтобы отправить людей, количество которых с каждым днем увеличивалось. Такая же картина наблюдалась на вокзалах Николаева, Кировограда, Винницы, Херсона, Черкасс. С 22 июня по 6 августа 1941 г. - дня оккупации территории Одесской железной дороги без Одесского узла, одесские железнодорожники вывезли только из Одессы 200 тысяч человек. (1) Стремясь воспрепятствовать сосредоточению советских войск в районе боевых действий, подвозу боеприпасов и продовольствия, сорвать эвакуацию людей и промышленного оборудования, противник беспощадно бомбил станции, железнодорожные узлы, мосты, отдельные поезда на перегонах. Первый воздушный налет фашисты совершили на станции Карпово и Знаменка 22 июня в 20 часов. В последующие дни вражеским налетам были подвергнуты все узлы дороги, в особенности Раздельная, Котовск, Христиновка, им. Т. Шевченко, Помошная, станции Кирово-Украинское, Вознесенск, Голта и все станции Одесского узла. Их бомбили по несколько раз в день. С 22 июня по 6 августа 1941 г., по неполным данным Одесская дорога подверглась 300 налетам вражеской авиации, из них 6 - массированных, 108 - групповых, 186 - одиночных. На все узлы, станции и разъезды было 209 налетов, на перегоны - 91, на отдельные поезда - 51. На объекты дороги было сброшено 50 тысяч бомб разного калибра и взрывной силы. В первые дни войны было повреждено 40 паровозов, 2062 вагонов, 3276 звеньев рельсов, 687 стрелок, 1340 проводокилометров связи, 111 служебных и жилых зданий, 35 вокзалов, 12 случаев серьезного повреждения, водонапорных башен. (2) Было много и человеческих жертв. В районе боев, станции и другие объекты железной дороги были разрушены еще и от артиллерийских обстрелов. Особенно досталось станциям Конецполь, Голта, Ормек, Дачная, Ксениево, Кучурган, Кировоукраинская. Железнодорожники, понимая всю важность своей роли в живучести дороги, прилагали максимум усилий для обеспечения перевозок, как в сторону фронта, так и встречных, эвакуационных. Каждый рейс, каждый километр восстановленного пути под огнем противника был в то время подвигом. Описания самоотверженных действий железнодорожников зафиксированы в дневнике работы дороги в те трагические дни с 22 июня по 13 августа 1941 г., а также в их воспоминаниях, хранящихся в фондах музея, которые по своему драматизму и динамичности напоминают военные сводки с передовой. 27 июня 1941 г. на станцию Котовск был совершен налет 11 вражеских самолетов, сброшено 26 бомб, как следствие - пожары и разрушенные железнодорожные пути. Люди не могли оставаться безучастными к происходящему. Так, шофер пожарной команды Дудник, рискуя жизнью, с огнетушителем в руках бросился в загоревшийся вагон, груженный авиабомбами, сбил огонь и спас станцию и стоявшие рядом поезда. На железнодорожную станцию Шевченко, за одну неделю - с 3 по 11 июля фашисты совершили 18 массированных налетов, было уничтожено 580 вагонов, нарушена связь, более 1200 человек убито и ранено. (3) 13 июля 1941 г. на станции Раздельная во время воздушного налета, были разбиты все пути, возникли многочисленные пожары, убиты и ранены около 1000 человек. Медицинский персонал санитарного вагона - врач С. Б. Артеменко, медицинская сестра Т. И. Мартыненко и санитарка Ткаченко в течение трех суток под обстрелом оказывали помощь пострадавшим. В составах воинских поездов с боеприпасами, фуражом, вещевым довольствием и войсками возник ряд пожаров, сопровождавшихся огромной силы взрывами вагонов с боеприпасами. Пожарный поезд железнодородной станции первым приступил к тушению огняем, на помощь ему прибыл поезд из Одессы, бойцы которого, несмотря на обстрел с воздуха, ликвидировали пожар, охвативший 10 пятидесятитонных цистерн с авиационным бензином. От высокой температуры на пожарниках воспламенялась одежда. В это же время, моторист поезда станции Раздельная Бойко, на оставленном паровозе вывез из опасной зоны два воинских эшелона и 8 вагонов с боеприпасами. 18 часов сражались с огнем на этой станции личные составы пожарных поездов (начальники Доля и Ордынский), им удалось спасти 400 вагонов с военными грузами. (4) На станции Шевченко 22 июля, во время бомбежки, диспетчер паровозного депо Пивоваров, несмотря на пожар в его квартире, под осколками рвущихся в вагонах снарядов растаскивал составы и вывел на перегоны 5 паровозов. 4 августа на станции Кирово-Украинское (Кировоград) во время массированного налета авиации противника возникли десятки пожаров. В деревянном пакгаузе находилось 1500 раненных бойцов Красной Армии. Пожарный поезд под началом Будяка, был дислоцирован у этого пакгауза, возгорание ликвидировано, жизнь бойцов спасена. 8 августа на станции Буялык от вражеской зажигательной бомбы загорелись 4 цистерны с авиационным бензином. Благодаря своевременным действиям бригады пожарного поезда станции Одесса-Сортировочная (начальник Галущенко) пожар был ликвидирован. Из 4-х цистерн одну 50-тонную отстояли полностью, вторую на ? и две 25-тонные наполовину. (5) О пожарах докладывали начальнику отдела ВОХР НКПС в Москву: "- 4 июля пожар в воинском эшелоне на станции Слободка; - 23 июля пожар в воинском составе на станции Балта; - 28 июля пожар в воинском составе на перегоне Чубовка-Мардаровка". (6) Таких примеров было множество, - почти каждый день на многих станциях дороги. Однако работники железной дороги и сами наносили ущерб врагу. Так, начальник станции Выгода Карпинский сумел вместе с другими работниками захватить вражеский десант. Бойцы военизированной охраны 25 июля 1941 г. сбили пулеметным огнем вражеский самолет над станцией Знаменка. Стразман Б. А., машинист станции Одесса-Товарная в своих воспоминаниях писал: "Машинист Ф. Кицук со своим помощником В. Суховым во время прорыва фронта фашистскими войсками находились на станции Мардаровка. Когда фашистская разведка захватила эшелон, убив паровозную бригаду (машинист депо станции Котовск Мулык), Ф. Кицук со своей бригадой под обстрелом сумели прицепить этот эшелон к своему паровозу и вывезли его. Машинист депо станции Одесса-Товарная Пятин А. И. в невероятно трудных условиях организовал на одной из станций прифронтовой полосы погрузку разбитых танков на платформы". (7) В начале августа 1941 г.фашистские войска, перерезав железнодорожные линии Одесса-Вапнярка и Одесса-Колосовка, оккупировали всю Одесскую железную дорогу, кроме одесского узла со станциями Одесса-Главная, Одесса-Товарная, Одесса-Малая, Одесса-Порт, Одесса-Застава, Одесса-Сортировочная, Одесса-Пересыпь. Это исключало дальнейшую эвакуацию по железной дороге. Несмотря на то, что с первых дней войны одесский узел работал интенсивно и в целом справился с эвакуацией людей и оборудования предприятий, в осажденном городе оставалось еще достаточное количество грузов, предназначенных для эвакуации. Перед железнодорожниками была поставлена задача по доставке этих грузов в порт для эвакуации морем. А кроме этого, предстояло подвозить к линии фронта все необходимое защитникам города. Для решения этих задач 14 августа 1941 г. Военный совет Приморской армии решил сформировать железнодорожный батальон. В армию были призваны 1200 рабочих и служащих дороги: 400 путейцев, 400 эксплуатационников, 100 связистов, 400 вагонников и паровозников, 200 работников охраны. (8) Было сформировано 4 роты и специальная восстановительная команда. Командиром батальона был назначен начальник технического отделения управления передвижения войск на Одесской железной дороге майор И. И. Яременок, комиссаром - начальник политотдела Одесского отделения дороги Жигаров, начальником штаба - участковый ревизор по безопасности движения Одесского отделения Бондаренко, помощником командира батальона по технической части - старший диспетчер отделения А. Я. Трофименко. Все бойцы батальона 6-7 сентября 1941 г. приняли присягу и таким образом, стали воинами Приморской армии. Бойцы и командиры батальона за два месяца проделали огромную работу. Они обеспечивали переброску в порт оборудования заводов и фабрик города, бесперебойно подавали к линии фронта воинские грузы, обеспечивали боевой маневр бронепоездами, движение санитарных летучек. Наиболее опасным участком была станция Одесса-Порт, которую бомбили 612 раз и обстреливали прицельным огнем со стороны Северного мыса. Погрузку на суда эвакуационных грузов зачастую проводили под бомбежками, не прекращая работу до полного ее выполнения. Среди железнодорожников были раненные и убитые. Здесь погибли Закревский, машинист депо станции Одесса-Товарная, помощник машиниста Емец и многие другие. С 8 августа по 14 октября 1941 г. в порт было подано более 4000 вагонов с эвакуационными грузами. 84 паровоза скопились на железнодорожных путях Одессы и не использовались. В это же время испытывались острая нужда в паровозной тяге в г. Николаеве, где скопилось 20 железнодорожных составов с оборудованием заводов и фабрик. Железнодорожная связь между Одессой и Николаевым была прервана, необходимо было найти другие пути переправы локомотивов. Чтобы оперативнее это осуществить, одесские портовики предложили использовать плавучие доки судоремонтных заводов. На первый док 7 августа было погружено 22 паровоза, вместе с ними следовали локомотивные бригады. Их разгрузили в Николаеве, и в тот же день они, ведя составы, ушли вглубь страны. На второй док 9 августа было погружено 28 паровозов. Док благополучно проследовал до Новороссийска. 11 августа на третий док было загружено 36 паровозов, но этому транспорту не повезло на выходе из Одессы в результате прямого попадания бомбы во время налета вражеской авиации док затонул, но людей удалось спасти. (9) Противник рассчитывал, разрушая здания и сооружения станций, подъездные пути, подвижной состав с грузами для фронта, сорвать либо затормозить работу железной дороги. Однако одесские железнодорожники самоотверженно поддерживали в рабочем состоянии станции и пути, спасали доверенные им грузы, так необходимые для обороны Одессы. 22 августа 1941 г. молодой машинист Бахтинский вел из Одессы в сторону передовой поезд с горючим, по дороге попал под обстрел, его тяжело ранило, но задание он все-таки выполнил - вывел поезд из обстрела и привел в место назначения неповрежденным. 28 августа раненный машинист Е. Глубочан вывел поезд с линии фронта и привел его на станцию Одесса-Сортировочная. Без смены, 38 часов работали машинист Билык и его помощник Гнатюк, маневрируя под обстрелом. Машинист Матавицкий на ходу заменил в горячей топке сгоревший колосник, но груз доставил на фронт своевременно. 16 сентября на станции Одесса-Застава-1 работники Глащак, Мусиенко, Зинченко, Зирчук вывезли из-под бомбового удара 500 вагонов с боеприпасами. Высокий профессионализм продемонстрировала молодая женщина, помощник машиниста А. Иванец, которая взяла на себя управление локомотивом и умело вывела из-под бомбежки громадный состав на перегон. Наряду с выполнением работ по эвакуации и доставке боеприпасов и снаряжения на фронт бойцы железнодорожного батальона обслуживали санитарные поезда, спасали жизни многим раненным защитникам Одессы. Пренебрегая опасностью, они подводили поезда к передовой и под огнем врага вывозили в город раненных бойцов и командиров. С 12 августа по 12 октября одна только санитарная летучка станции Одесса-Сортировочная выезжала на фронт 25 раз. Многим бойцам Приморской армии и железнодорожникам оказала помощь медицинская летучка поликлиники станции Одесса-Застава-1, которой руководил учмед Соболев. Тяжело приходилось медикам железнодорожной больницы. На ее помещение упало 30 зажигательных бомб, но коллектив ни на миг не прекращал работы. Особенно отличились хирург Федченко и фельдшер Дабкин, дни и ночи проводя со скальпелем в руках у операционных столов, спасая многие десятки жизней. Медицинская сестра Найдич, раненная разрывной пулей, не оставила своего поста, продолжая оказывать помощь пострадавшим. Построенные на одесских заводах бронепоезда и бронеплощадки, обслуживаемые одесскими железнодорожниками, наносили ощутимый урон противнику. Эти подвижные единицы находились под неусыпным вниманием бойцов паровозной роты, оперативно производивших ремонт и возвращавших поезда в строй. Во время одного из рейсов погиб на боевом посту машинист Васильев. Героизм и отвагу проявили бойцы батальона при тушении пожаров, возникавших в результате налетов вражеской авиации. Рискуя жизнью, подбирались к пылающим вагонам, груженным снарядами, авиационными бомбами, бензином, растягивали их, локализовали и ликвидировали очаги огня, спасая необходимые фронту грузы. 18 августа 1941 г. на станции Одесса-Застава І от сброшенных зажигательных бомб в поездах, подготовленных к отправке, возник пожар, который быстро охватил ряд вагонов со снарядами, от взрывов которых, огонь интенсивно распространялся по станции. "Мы, - вспоминал один из участников тушения пожара Н. К. Цвирко, - с риском для жизни более трех часов вели борьбу с огнем, пресекая распространение огня мощными струями воды… Начальник поезда Галущенко и моторист Лактионов были ранены… Мы победили… Пожар был ликвидирован. 1200 вагонов было спасено". (10) Во время бомбардировки станции Одесса-Товарная бойцы батальона под командованием Полякова спасли веерное и прямоугольное депо, сбросив с их крыш 65 зажигательных бомб. Бойцы пожарных поездов принимали участие в тушении пожаров в самом городе. 23 июля 1941 г. вследствие налета неприятельских самолетов от зажигательных авиабомб возникли пожары в № 4 по ул. 1905 г. и в здании центрального радиоузла по ул. Жуковского, 38. На тушение пожара выехала пожарная команда станции Одесса-Товарная, он был ликвидирован за 30 мин. После этого поспешили на помощь бойцам четырех отделений Городской пожарной команды НКВД, которые тушили пожар в здании Центрального радиоузла. В это же время ІІ отделение железнодорожных пожарников на автопожарном насосе ликвидировали пожар в доме № 72 по улице Ф. Меринга. (11) Были также потушены пожары на заводе штаба морской базы (Торговая, 4), на заводах "Большевик", им. Январского восстания. Железнодорожники станции Одесса-Товарная возле здания пожарной команды при помощи малого ручного насоса, добывали воду из шахты и снабжали ею жителей близлежащих улиц. (12) В начале сентября достигли наивысшей степени все тяготы жизни в осаде, все трудности обороны сильно сократившегося приморского плацдарма. Черные смерчи разрывов бомб и фугасных снарядов вставали между станционными зданиями. Железная дорога упиралась в линию фронта, она сама стала оборонительным рубежом. Но наперекор врагу шли поезда, хотя их путь уже измерялся не сотнями километров. Бойцы 3-й роты во главе с командиром Бурдо в очень трудных условиях поддерживали связь на узле и между ближайшими станциями. Благодаря найсточивому труду связистов, не обращавших внимание на усиленный обстрел, удавалось пропускать бронепоезда до станции Выгода и Кремидовка, где они проводили боевые операции. В октябре, в связи с невозможностью далее держать оборону Одессы, поступил приказ об эвакуации Приморской армии в Крым. С 14 по 16 октября 1941 г. бойцы железнодорожного батальона исполняли новые обязанности - выводили из строя оборудование станций и других предприятий, подрывали стрелки, демонтировали электростанции, системы железнодорожного водоснабжения. Все невывезенные вагоны сбросили с причалов порта в море, паровозные котлы взрывали. На 24 часа 15 октября 1941 г. на одесском узле осталось два паровоза. По приказу старшего диспетчера отделения А. С. Антонюка, начальники станций Одесса-Застава-1 и Одесса-Товарная выставили эти машины без людей, одну против другой, и они столкнулись на полном ходу на перегоне. После чего были разбиты все диспетчерские селекторы, чтобы они не достались врагу. 16 октября 1941 г. был издан последний приказ по одесскому отделению железной дороги: "С сего числа Одесский железнодорожный узел по приказу командования свою работу временно прекращает". (13) За период обороны Одессы погибло 400 бойцов-железнодорожников батальона. Погиб смертью храбрых комиссар батальона Жигарев, погибли все политруки рот. (14) 16 октября в 6 часов 30 мин. 400 бойцов Одесского железнодорожного батальона совместно с бойцами Красной Армии на крейсере "Красный Кавказ" оставили Одессу. Среди них был начальник депо Одесса-Сортировочная А. И. Поляков, который увозил на большую землю святыню - боевое знамя Одесского отдельного железнодорожного эксплуатационного батальона. (15) Его история особенная. Знамя было учреждено в 1938 г., как переходящее знамя локомотивной службы Одесской железной дороги и вручалось коллективам паровозников - победителям социалистического соревнования. В дни торжеств его выносили на трибуну. Почетный караул из лучших работников становился в положение "смирно", встречая этот символ трудовой доблести паровозных бригад. Первым коллективом, удостоенным этой высокой награды за самоотверженный труд было Кирово-Украинское депо. Четыре года удерживал этот передовой коллектив знамя мирного труда - свидетеля их трудовых свершений. Под его сенью вырастали новые кадры машинистов, вступали в строй новые паровозы, рос профессионализм работников, ставились всесоюзные рекорды по повышению грузоподъемности составов, скорости движения и доставки грузов в пункты назначения. В ноябре 1940 года паровозники депо станции Одесса-Сортировочная, одержав победу в социалистическом соревновании, завоевали переходящее Красное знамя паровозной службы железной дороги. Под ним коллектив выходил на праздничные демонстрации, рапортовал о своих трудовых достижениях. Но началась война… В напряженные дни обороны Одессы был сформирован железнодорожный батальон, которому было вручено это знамя, как боевое. С ним одесские железнодорожники прошли тяжелыми дорогами войны. Так же героически и самоотверженно, как и под Одессой под этим знаменем железнодорожники обороняли Севастополь. Затем батальон участвовал в обороне Сталинграда. Бойцы батальона водили составы с уральской сталью и сибирскими стрелковыми дивизиями, перебрасывали на фронт продукты из Казахстана и нефтепродукты из Астрахани, они водили пассажирские составы и поезда. Своими трудовыми подвигами, они приближали освобождение родной Одессы и радостный день Великой Победы. В незабываемые апрельские дни 1944 г. вместе с войсками 3-го Украинского фронта вернулись в родной город железнодорожники. Знамя батальона развевалось на площади Октябрьской революции среди военных знамен на торжественном митинге в честь освобождения города. Боевое знамя снова стало переходящим Красным знаменем железной дороги, которым награждались за трудовой подвиг коллективы дороги. 7 августа 1947 г. знамя было передано на хранение в Одесский историко-краеведческий музей. Теперь эта священная реликвия напоминает посетителям о трудовой и боевой доблести наших земляков в период тяжких военных испытаний. (1) Первая на Украине. Путеводитель по музею Одесской железной дороги. - Одесса, 1989. - С. 71. (2) Сторінки історії Одеської залізниці 1865-2005. - Одеса, 2005. - С. 131-132. (3) Первая на Украине… - С. 67. (4) ОИКМ. - Инв. № Д-2336. (5) ОИКМ. - Инв. № Д-2326/2. (6) ОИКМ. - Инв. № Д-2326/3 (7) ОИКМ. - Инв. № Д-2337. (8) Сторінки історії Одеської… - С. 135. (9) Первая на Украине… - С. 73-74. (10) ОИКМ. - Инв. № Д-2336, 2326/2. (11) ОИКМ. - Инв. № Д-2326/21. (12) ОИКМ. - Инв. № Д-2333. (13) Первая на Украине… - С. 74. (14) Сторінки історії Одеської… - С. 137. (15) ОИКМ. - Инв. № Б-1340. А. И. Поляков - начальник локомотивного депо Одесса-Сортировочная А. С. Антонюк - диспетчер Одесского отделения дороги И. К. Бурда - командир роты связи К. Н. Цвирко - заместитель командира пожарного отряда Т. И. Мартыненко - медсестра восстановительного поезда С. Б. Артеменко - врач восстановительного поезда И. Закревский - машинист паровоза Е. А. Карпинский - начальник станции Выгода Жигарев - политрук батальона, бывший начальник политотдела Одесского отделения дороги Бондаренко - начальник штаба батальона А. Я. Трофименко - заместитель командира батальона И. И. Яременок - командир отдельного эксплуатационного железнодорожного батальона |