![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)Краеведение как пространство для сотрудничества специалистов и любителей — работа на уроках курса «Одесса — мой город родной» Бондаренко Н. И.  (скачать pdf) УДК 93(477.74-21):373.5 Н. И. Бондаренко Краеведение как пространство для сотрудничества специалистов и любителей — работа на уроках курса «Одесса — мой город родной» (из опыта работы) Краткий экскурс в историю развития краеведения в Одессе. Новый предмет и учебник «Одессоведение» в 2010 г. С 2012 г. — предмет «Одесса — мой город родной». Из опыта работы в школе-интернате № 2: целеустремленное воспитание, учеба, развитие и социализация школьников как жителей-патриотов города Одессы с развитым чувством личной ответственности за благополучие родного города. Участие в различных краеведческих конкурсах. Ключевые слова: Одесса; воспитание у подрастающего поколения любви к своему городу; тесное сотрудничество с культурно-историческими, краеведческими, культурно-художественными заведениями города.
Эпохе краеведения в Одессе предшествует деятельность основанного в 1839 г. императорского Одесского общества истории и древностей. Оно ставило своей задачей всестороннее изучение края и внесло заметный вклад в развитие отечественной науки. Образование Одесского общества истории и древностей было подготовлено многолетней, кропотливой работой преподавателей лицея, местной интеллигенции. Результатом деятельности научных обществ явилось создание весомой источниковой базы, способствовавшей становлению самостоятельных разделов науки — палеонтологии, ботаники, археологии и др., ряда научно-вспомогательных дисциплин, созданию музеев, превратившихся в будущем в важные научно-исследовательские центры. Широкая программа исследований края подготовила фундамент для развития исторического краеведения — одного из направлений общего краеведения. Общество просуществовало до 1922 г. Первая мировая война, революции, Гражданская война — было не до краеведения. В 1923 г. была создана Одесская комиссия краеведения, просуществовавшая до 1931 г. Об истории развития краеведения можно долго говорить, но я хочу остановиться на 2009 г., когда в школах Украины в 9-х классах ввели новый предмет «Художественная культура». Предмет интересный и очень важный для формирования культурной личности подрастающего поколения. В программе отводится 3 часа для изучения культуры своего региона, и мне было предложено написать материал по Одесскому региону. Конечно, большую часть заняло краеведение Одессы. Был выпущен диск и его получили все школы города и области. Дальше — больше. Продолжали собираться материалы по краеведению нашего города. Мне повезло столкнуться с людьми, так же влюбленными в Одессу, как и я. И, как плод этой любви, появился ребенок — новый предмет и учебник «Одессоведение». Группой энтузиастов: Андреем Красножоном, Анатолием Горбатюком, Аленой Яворской, Лилией Мельниченко, Галиной Закипной и автором этой статьи было написано пособие к изучению курса «Одессоведения». Нельзя не сказать и о тех, благодаря кому этот учебник получил «добро» в Киеве, все школы города получили диски. Это Н. В. Савельева, тогда заведующая городским отделом образования, О. М. Левчи- шина — ст. преподаватель Одесского областного института усовершенствования учителей, В. Ю. Крук — главный инициатор и спонсор. Мы не изобрели велосипед, до этого была попытка ввести предмет «Мы — одесситы», но так как он был не обязательным для изучения, то хорошая идея очень быстро заглохла. Там, где администрация понимала нужность этого предмета, там он и велся. А тут — обязательное изучение всеми восьмиклассниками! Были выпущены диски для всех школ города, началась подготовка к печати пособия, но сменилась власть в городе и на следующий год был презентован диск «Одесса — мой город родной» под авторством тогдашнего городского головы. В прошлом году было выпущено пособие, которое я считаю слабым, мало чего дающим ученикам. Все педагоги-практики и краеведы должны объединить усилия и создать именно УЧЕБНИК, а не пособие, чтобы ребята могли нормально изучать предмет. С 2012 г. я преподаю в школе-интернате № 2 свой любимый предмет. Наша школа уже третий год работает над Пилотным социально-педагогическим проектом «Я — ОДЕССИТ!». Практически все учителя подключились к этому проекту. Особенностью проекта является целеустремленное воспитание, учеба, развитие и социализация школьников как жителей-патри- отов города Одессы с развитым чувством личной ответственности за благополучие родного города. И моя работа на уроках и во внеклассной деятельности направлена именно на это. Достижение целей Проекта и ожидаемого педагогического эффекта осуществляется на основе сотрудничества, партнерских отношений с родителями учеников, государственными учреждениями и общественными организациями (Всемирный клуб одесситов, библиотека им. И. Франко и др.) при поддержке со стороны органов государственной власти. В школьной библиотеке и кабинете Одессо- ведения школы созданы специализированные отделы по истории, культуре, экономике Одессы с концентрацией соответствующей литературы и электронных источников. В планы работы классных руководителей школы было включено регулярное посещение учениками социокультурных центров города — Историко-краеведческого музея, Литературного музея, Археологического музея, Художественного музея и др., Всемирного клуба одесситов. Все учителя-предметники ознакомились и приобрели электронную энциклопедию «Они оставили след в истории Одессы» и используют ее в своей работе. Одной из главных задач было вовлечь одаренных детей в активную творческую работу в рамках проекта в качестве помощников учителей, экспертов, разработчиков отдельных тем, с поиском необходимых материалов, а также как участников олимпиад и конкурсов всех уровней. Было решено с 2014/2015 уч. года ежегодно проводить среди учеников 8-9-х и 10-11-х классов школьную олимпиаду на тему «Я — одессит». С первых же дней работы постоянными гостями школы были одесские краеведы, писатели, поэты — А. Розенбойм, О. Губарь, А. Горбатюк, О. Дерибас, А. Гун, А. Сурилов, А. Львов, А. Бабич и многие другие. Мои ученики каждый год пишут и представляют на городской конкурс «Одесса — мой город родной» по 2-3 работы, занимающие призовые места. А один даже выпустил брошюру «Всемирный клуб одесситов». В первый же год своей работы я организовала работу краеведческого кружка, члены которого стали командой «А поговорить?!», в городском турнире «Что? Где? Когда?» по краеведению, попав в тройку лидеров. Участвовали мы и в квесте, посвященном 70-летию освобождения Одессы, заняв 4-е место. С первых же дней работы я стала делать к каждому уроку презентации в PowerPoint, руководствуясь тем, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать... А если можно совместить и то, и другое? От этого — только польза. При выставлении тематических оценок я провожу зачеты в виде мини-викторин. Иногда я прошу учащихся выразить свое отношение к уроку или теме при помощи приема СИНКВЕЙН. Это стихотворение в прозе из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка — два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3-я строка — три глагола, показывающие действия понятия; 4-я строка — короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5-я строка — резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Одесса Оперный Замечательная, Великолепный, красивая Процветает, растёт, хорошеет Мой любимый город Красавица В 2013/2014 учебном году я приняла участие в городском конкурсе на лучший урок по краеведению и заняла 2-е место. Урок был составлен по материалам одной из глав моей будущей книги «Население одесских фасадов» — «Изображение исторических личностей в архитектурном декоре Одессы» (с внеклассным Раз в году проводится тематическая «Неделя Одессоведения», для которой дети готовят что-то вроде стенгазет, в которых рассказывают либо о каких-то периодах одесской истории, либо о людях Одессы, театрах, памятниках. Приглашаются известные личности, о которых я упоминала выше. И, как итог этой недели, — игра «Что? Где? Когда?» между восьмыми классами. Кроме определения команды-победителя, самый результативный игрок получает приз. Если задать вопрос: «Зачем я иду на урок?», то могу ответить так: «Чтобы с «помощью» Дюка де Ришелье и графа Ланжерона, Г. Мараз- ли и И. Бабеля, М. Воронцова и А. Пушкина, А. Бернардацци и Л. Влодека, К. Паустовского и Ю. Олеши, И. Ильфа и В. Катаева, К. Кос- танди и многих-многих других, вместе с моими любознательными учениками делать открытия, искать ответы на вечные вопросы: «Что такое добро и зло? В чем смысл человеческой жизни? Что сделать, чтобы наш любимый город оставался «жемчужиной у моря»? Мне кажется, что сегодня краеведческая работа в школах ведется все-таки не на должном уровне. Связано это с разными причинами, но главная — слишком мало уделяется времени и внимания этой теме. В свое время мы обращались с письмом в Департамент образования и науки и Департамент культуры и туризма Одесского городского совета с просьбой ввести предмет «Одесса — мой город родной» в программу 7-х и 9-х классов. Нам сказали, как это хорошо, но. воз и ныне там. Мы сегодня хорошо видим результаты того, как уничтожают Старую Одессу, и если мы будем воспитывать подрастающее поколение настоящими Патриотами своего города, то наши внуки и правнуки, те, кто придет на смену нам, скажут спасибо за сохраненный город.
Local history studies as a space for collaboration between professional s and amateurs — work for the classes of the education course “Odessa — my native city” (personal experience) N. Bondarenko A quick look back at development of local history studies in Odessa. Creation of a new study course and a manual “Odessovedenie” (“Studying Odessa”) in 2010. In 2012 — presentation of a study course “Odessa — my native town.” Principles of work in boarding school № 2: efficient training, education, development and socialization of students as the citizens of Odessa, patriots with a strong sense of personal responsibility for the welfare of their native city. Participation in various historical contests. Keywords: Odessa; teaching of the younger generation to love their city; close cooperation with cultural, historical, cultural and artistic institutions of the city.
|